ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Ибрагимова Р.Ю. 1, Гаджиева С.Г. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

В настоящее время в системе образования детей с проблемами развития происходят существенные изменения, ведущие позиции всё более активно занимает интегрированное обучение, базой интеграции является принцип равных прав и возможностей в получении образования.

Позитивное изменение социально-нравственных установок всех участников образовательного процессанеобходимая составляющая организации условий для включения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательную школу. Практический опыт свидетельствует о том, что отношение к детям с нарушениями слуха в школьном сообществе находится между двумя полюсами: жалость и полное неприятие, при этом наиболее сложными группами в отношении принятия таких детей и взаимодействия с ними на равных являются родители здоровых учащихся и педагоги.

Формирование социально-нравственных установок учащихся, родителей и коллектива учреждения возможно в условиях специально организованной работы. Необходимо учитывать, что на первых этапах работа должна проводиться под руководством и при сопровождении опытных специалистов.

Есть дети – инвалиды, есть их родители, которые заинтересованы в обучении и воспитании своих детей, и не желающие отправлять их в специализированные учреждения, которых нет ни в городе, ни поблизости в округе. В отсутствии инфраструктуры помощи детям – инвалидам по месту жительства, его семья стоит перед выбором: одному из родителей отказаться от работы и получать пособие по уходу за ребенком, поместить ребенка в интернат вдали от дома, обучать на дому – вот все, что может сегодня предложить наше общество.

Таким образом, создание специальных условий включения детей с нарушениями слуха в общеобразовательную среду является необходимой составляющей для эффективной социально-образовательной адаптации и дальнейшего гармоничного развития неслышащих школьников.

Ещё Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. Он считал, что задачей воспитания ребёнка с нарушением в развитии является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учётом не только биологических, но и социальных факторов.

Однако проблема интегрированного обучения остаётся дискуссионной, нет единой технологии организации этого процесса, каждое учреждение пытается найти свой путь её решения.

Значительная часть общества не готова принять человека с ограниченными возможностями как равного, а сами эти люди психологически не готовы к интеграции в социуме. А если все же есть контакты со здоровыми сверстниками, то либо здоровый ребенок превращает сверстника в объект жалости и опеки, осуществляя собственное лидерство за счет унижения партнера, либо преобладает негативное отторгающее отношение.

Возникает вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от его состояния здоровья и возраста, чувствовал себя ни в чем не ущемленным, был принят таким, какой он есть?

Как в условиях общеобразовательной начальной школы осуществить реабилитацию неслышащего ребёнка, социально адаптировать и подготовить к интеграции в общеобразовательную среднюю школу?

Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Но оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью или со сложными дефектами. Такой ребенок обучается на дому, но участвует в различных внеклассных мероприятиях учреждения.

Одним из важнейших условий как фактора наиболее полной социальной адаптации детей с недостатками слуха в общеобразовательном учреждении, является создание слухо - речевой среды, которая предполагает постоянное мотивированное общение со слабослышащим ребёнком, независимо от возможностей восприятия речи, уровня речевого развития, коммуникативных умений.

Организация работы по социальной адаптации слабослышащего ребёнка в условиях массовой школы невозможна без правильно организованного воспитательно-коррекционного процесса, именно здесь основное поле деятельности педагога по созданию среды для социализации ребёнка.

Определены обязательные условия создания слухо-речевой среды:

- мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;

- формирование потребности в речи, побуждение детей к активному использованию речи;

- использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;

- соблюдение единых требований к речи взрослых;

- контроль за речью детей со стороны всех сотрудников учреждения;

- обязательное использование индивидуальных слуховых аппаратов.

Личность ребенка с поражением слуха формируется своеобразно, прежде всего, из-за трудностей, которые он испытывает в общении с окружающими слышащими людьми. Общение является одним из важнейших факторов социализации.

Через общение неслышащий ребенок осваивает нормы социального поведения, общения с окружающими. В процессе общения с разными людьми — взрослыми, сверстниками, старшими и младшими воспитанниками, слышащими детьми разных возрастов — ребенок постепенно накапливает знания, сведения о мире вещей, идей и отношений, эмоционально развивается. Достижение неслышащими детьми свободного общения при помощи словесной речи формируется длительной работой и возможно на основе взаимодействия со слышащими сверстниками в совместном коллективе.

Но вместе с тем, массовая общеобразовательная школа не ставит перед учениками такие задачи, как преодоление речевого недоразвития, формирование речи. Следовательно, ее методическая система обучения детей языку не может быть приспособлена к нуждам специальной школы. Общеобразовательные школы не укомплектованы специальными кадрами и дети не смогут получать полный набор необходимой помощи, если они будут посещать обычные классы в этих школах.

Особые задачи (формирование речи, а не изучение языка) определяют особое содержание всей работы по речевому развитию неслышащих (специальный отбор фонетического, лексического, грамматического материала, его группировка, расположение, взаимосвязь частей этого материала). Поэтому зачастую, сегодня проекты, основанные на принципе интегрированного обучения, не всегда встречают одобрение учителей массовых школ и руководства на местном и региональном уровнях.

Педагогический процесс в школе детей с нарушениями слуха строится таким образом, чтобы, с одной стороны, расширить возможности учащихся самостоятельного обогащения их речи вне специального обучения, с другой — скорригировать самостоятельно приобретенный речевой материал (уточнение звукового состава слов, их лексических и грамматических значений, лексики в самостоятельных высказываниях).

Обычно дело не в том, является ли интеграция благом, большинство соглашается, что, да, является. Более всего дискутируются вопросы, все ли дети потенциально могут быть интегрированы, каким образом решить проблему отношений к этим детям в среде родителей, детей, учителей, в школах, в государственных образовательных органах и как обеспечить средства, необходимые для эффективной интеграции.

Решение проблемы социальной интеграции неслышащих достигается путём включения их в совместные дела со слышащими детьми. Эта работа организуется по нескольким направлениям: интегрированные мероприятия в течение учебного года (школьные и классные); кружковая работа (в школе и за её пределами), выполнение общественных поручений и осуществляется в соответствии с моделью организации взаимодействия во внеурочное время.

Интегрированные общешкольные мероприятия, в которых участвуют обучающиеся различных возрастных групп, (когда неслышащие дети состязаются со слышащими в находчивости, изобретательности, артистичности, творчестве, силе и ловкости) проводятся в течение года в форме различных развивающих игр, конкурсов, праздников, турниров, спортивных соревнований и пр.

При проведении общешкольных дел большого масштаба и продолжительности: в коллективно-творческой деятельности, оказании шефской помощи, при проведении трудовых акций, выполнении общественных поручений, участии во встречах со слышащими - у детей с нарушением слуха происходит формирование речевого общения, возникает потребность в постоянном словесном общении со слышащими сверстниками, между собой, со слышащими посторонними людьми.

В школьных кружках, секциях учащиеся с проблемами слуха занимаются наравне со слышащими лепкой, рисованием, танцами, спортом.

Следующим направлением интеграции неслышащих детей - посещение учреждений дополнительного образования: Детского дома творчества и Станции юных техников, где они занимаются вместе с ребятами из других школ, в процессе работы общаются между собой.

В смешанном коллективе, дети с ограниченными возможностями здоровья:

  • получают опыт причастности к миру, находящемуся вне стен школы;

  • осваивают новые ценности;

  • присваивают существующие и творят сами новые способы коммуникации с внешним миром там, где общение почему-либо для него затруднено;

  • научаются сами организовывать для себя помощь со стороны здоровых людей там, где без этого не обойтись.

В то же время здоровый ребёнок как представитель социума:

  • получает представление о сложности и многообразии мира человеческих отношений;

  • обретает опыт отношений с неслышащими детьми, как обычной формы человеческих взаимоотношений;

  • учится строить партнерские отношения с другими людьми, отличающимися от него;

  • привыкает создавать в сообществе, субъектом которого он является, условия жизни и деятельности, одинаково приемлемые для людей с самыми разными возможностями.

Дети с нарушением слуха постоянно находятся в естественной речевой среде и психологически комфортных условиях. Эти условия и среда стимулируют быстрый темп развития речевого общения, что, как правило, приводит к более высоким результатам обучения детей.

На первых порах неслышащие дети отделяются от слышащих детей: они не становятся активными участниками праздников, развлечений, предметных и творческих конкурсов, проходящих в учреждении. Но для того, чтобы активизировать и привлечь детей к совместным мероприятиям должна предшествовать большая подготовительная работа: научить ребенка взаимодействовать со сверстниками, взрослыми.

Особенностью воспитательной работы является целенаправленная деятельность организации взаимодействия неслышащих и здоровых детей.

Содержание воспитательной работы учреждения направлено на формирование представлений о себе, об окружающем мире и ориентации в среде, формирование коммуникативных навыков, умений взаимодействовать со своими сверстниками, овладение навыками самообслуживания и жизнеобеспечения.

Опыт первых контактов между детьми показывает, что формировать умения взаимодействовать лучше начинать в небольшой группе здоровых детей (микрогруппе), проявивших желание и интерес к общению с неслышащими детьми. Формирование умения взаимодействовать у неслышащих проходит несколько этапов. На основе принципа постепенного формирования умений взаимодействия: от умения взаимодействовать в небольшой группе с 3-5 здоровыми детьми на первом этапе, к расширению пространства взаимодействия и увеличению количества здоровых сверстников, где неслышащий ребёнок может свободно строить свои взаимоотношения.

Результаты показывают, что ребёнок с ограниченными возможностями, овладев навыками построения отношений в микрогруппе, легче строит отношения с другими детьми, обучающимися в школе. Таким образом, неслышащий ребёнок свободно чувствует себя в школе, самостоятельно общается со здоровыми детьми, на равных участвует во всех школьных делах.

Когда детей переводят из специального образования в массовое, то должны быть взвешены все «за» и «против». Несмотря на финансовые расчеты, неправомерно в отношении обучения ребенка рассматривать интеграцию как более дешевую альтернативу специальной школе. Зачастую ребенок в условиях интеграции не может получить все необходимое для обучения и коррекции. Специальные школы имеют специальное оборудование и аппаратуру, определенный уровень специальных (коррекционных) технологий, специально подготовленных педагогов, медиков, психологов, плюс ко всему этому имеется постоянный контроль со стороны обслуживающего персонала. Многое из этого не может быть перенесено в массовую школу. Поэтому не всегда следует рассматривать интеграцию как наиболее лучшую перспективу в обучении ребенка с проблемами в развитии по сравнению со специальной школой.

Определение сроков начала интегрированного обучения решается индивидуально по отношению к каждому ребенку и по желанию его родителей. Необходимо искать такие способы построения интегрированного обучения, в которых общеобразовательной школе принадлежит не менее активная роль, чем специальной. Специальная школа должна готовить своих детей к возможному переходу в массовую школу.

Просмотров работы: 2681