Изумруд – драгоценный камень первого порядка, с давних пор ценящийся за свой насыщенный зелёный цвет и способность сохранять блеск даже при искусственном освещении. Цена на изумруд может достигать 5000 долларов за один карат.
Любой драгоценный камень сразу после добычи непригоден для вставки в ювелирное изделие. Он должен пройти несколько этапов обработки, чтобы иметь тот великолепный внешний вид, который и обеспечивает большой спрос на изделия с драгоценными камнями, несмотря на их цену.
Обработка драгоценных камней начинается с огранки. Огранка – это гармоничное сочетание различных форм и размеров граней, наносимых на поверхность камня по заранее разработанному рисунку. Способ огранки выбирается с учётом дефектов, окраски, формы исходного материала. У цветных камней (в том числе и изумруда) наиболее густо должна быть окрашена нижняя часть. Перед приданием формы камню намечаются линии распиливания (или раскалывания). Распиливанием ювелирные камни разделяют на части, пригодные для последующей обработки. Затем выполняется обдирка, чтобы придать предварительную форму. Затем начинается непосредственно процесс огранки, который включает в себя две стадии: шлифовку, задачей которой является съём основной массы минерала, нанесение на поверхность граней определённой формы, и полировку. Полировка – финальная стадия, на которой камень приобретает товарный вид; свет, проходящий сквозь грани, начинает преломляться и отражаться.
Из-за чувствительности по отношению к ударной нагрузке для изумруда была разработана ступенчатая огранка, при которой 4 угла срезаются (изумрудная огранка)[1]. Она характеризуется наличием таблички и нескольких рядов граней, параллельных табличке. Каждая грань имеет большую площадь, чем при бриллиантовой огранке, поэтому требуется больше времени на шлифовку и полировку[2]. Изумрудная огранка представлена на одном из кулонов и браслете. Для ясных, прозрачных экземпляров используют бриллиантовую огранку[1]. При такой огранке создаются оптимальные условия для полного внутреннего отражения и дисперсии света. Для такой огранки характерны треугольные и клиновидные грани. Бриллиантовая огранка должны быть исполнена особенно качественно, так как если хоть одна грань даст кривизну, ожидаемого сияния уже не будет[2]. Кабошон - самая древняя форма отделки, представляет собой гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней. В форме кабошона обрабатываются камни, обладающие хорошим цветом, но не имеющие достаточно сильного блеска из-за недостаточной прозрачности или наличия включений[3].
Не менее важный этап – закрепление камня в украшении. Камни, вставляемые в кольца, серьги и другие ювелирные изделия, должны быть прочно, надёжно и в то же время красиво, изящно закреплены – от этого зависит товарное качество изделия. Существует три наиболее распространённых способов закрепки, называемых кастами. Крапановый каст является одним из самых популярных способов закрепки ювелирных вставок. Ювелирная вставка находится на опоре, которая обычно исполнена в виде полки. Высота, ширина и количество лапок-зажимов, выступающих в виде верхней кромки ободка, должны соответствовать выбранному дизайну украшения так, чтобы надежно зафиксировать камень и при этом максимально показать его красоту. Корнеровый каст производится маленькими столбиками – корнерами, сформированными из металла, окружающего камень. С оборотной стороны эта закрепка делается таким образом, чтобы нижняя часть ювелирной вставки максимально освобождалась от окружающего металла для обеспечения доступа света и облегчения чистки. Недостатком этого способа является то, что при некачественной закрепке корнеры будут цепляться за одежду. Обоковый каст (царговый). Такой каст применяют для закрепления прозрачных вставок, так как он обеспечивает освещение вставки и сверху и снизу. Здесь камень лежит на опорном пояске. Для закрепления вставки в верхней внутренней части ободкового каста с помощью специального инструмента вырезается полочка, или посадочное место под камень [4].
К сожалению, несмотря на высокую цену нельзя быть абсолютно уверенным в натуральности камня и качестве исполнения самого изделия. Особую опасность не только для потребителей, но и для специалистов представляют синтетические изумруды, так как их физические характеристики практические такие же, как и у натуральных камней. Самый верный способ выявить подделку – тщательно изучить под микроскопом характер включений и дефектов камня. Слишком однородная структура и отсутствие включений должны вызвать подозрения.
Проведена идентификация 5-ти ювелирных изделий со вставками из изумрудов (рис. 1а, б, в, г, д).
а) б)
в) г) д)
Рис. 1 Исследуемые ювелирные изделия
При изучении украшений под увеличением х16 замечено, что в кулоне (рис. 1а) включения отсутствуют и структура слишком однородна по сравнению с камнями других изделий. Это наталкивает на мысль, что изумруд ненатуральный. Для более точного определения драгоценных камней используется Presidium DUOTESTER. При проверке образцов стрелка прибора отклонилась в зону натурального изумруда при поднесении специального карандаша к камням. Но следует помнить, что особую опасность не только для потребителей, но и для специалистов представляют синтетические изумруды, так как их физические характеристики практические такие же, как и у натуральных камней. Использование в ювелирных украшениях синтетических камней не является незаконным, но это должно быть отражено в ярлыке изделия. Часто это не делается (как и в нашем случае (рис. 2)), так как камни, выращенные в лабораторных условиях должны стоить дешевле природных.
Рис. 2 Ярлык исследуемого кулона
Для дальнейшей идентификации потребовалась минералогическая шкала Мооса. Чтобы определить твёрдость с её помощью, следует эталонным образцом провести по минералу. Образец, имеющий большую твёрдость, оставит след, а меньшую или такую же – нет. Изумруд имеет твёрдость 8 по шкале Мооса. Из эталонных образцов след на нём может оставить корунд и алмаз. Во всех изделиях камни показали результат 8. Эксперимент со шкалой Мооса проводится для того, чтобы определить, не выдаётся ли за изумруд камень с меньшей стоимостью, и соответственно, с меньшей твёрдостью, либо материал вообще не имеющий отношения к камню (стекло, пластик и др.).
Для завершения идентификации камней изделия были отнесены на ювелирно-минералогическую выставку. Эксперт-геммолог при изучении украшения при увеличении х56 подтвердил, что камень в кулоне имеет более однородную структуру и абсолютно не имеет включений. Это говорит о том, что камень выращен в лабораторных условиях. Тем не менее это действительно изумруд, а не его замена более дешёвым материалом.
Следует помнить и о том, что даже натуральные камни могли подвергнуться лабораторной обработке. Эти методы стали использоваться сравнительно недавно: облучение, лазерная обработка, диффузионная обработка, НРНТ-обработка, окрашивание, нанесение специальных покрытий, цементация с помощью стекла, пластмасс или синтетических смол и др. Это делается для улучшения цвета, заполнения трещин, повышения прозрачности. Такой камень выглядит лучше и, соответственно, имеет больший спрос. Но о том, что камень был облагорожен, а также каким именно методом, тоже должно сообщаться покупателю, так как цена на облагороженный камень должна быть ниже, чем на природный с такими же характеристиками.
Используемые источники:
1. Материалы для изготовления ювелирных изделий: учебное пособие / Л.А. Мигачева, Е.А. Морозова, В.С. Муратов. – Самара : ООО «Офорт»; Самар. гос. техн. ун-т, 2010. – 575 с.
2. Мир самоцветов и драгоценных камней /А. А. Ханников
3. http://ru.wikipedia.org
4. www.awros.ru