На рынке труда популярностью пользуются журналисты, обладающие практическими навыками, которые, закончив вуз, могут подкрепить свои знания на практике. В нашем вузе площадкой для развития профессиональных навыков будущих журналистов является студенческий журнал «РИНХбург». Существующий журнал способствует формированию творческой личности, потому что в нем авторы могут выразить себя, увидеть как это делают другие. Более того, общение в кругу единомышленников формирует более стойкую мотивацию к будущей профессии и устойчивый интерес к ней, желание и стремление развивать себя как личность.
За три года журнал вырос, и нам стало интересно исследовать его с точки зрения полезности и качественности, как для читателей, так и для студентов, которые над ним работают. Все это и определило актуальность данной работы.
Объектом исследования послужили выпуски журнала «РИХбург» за первый (май 2010 – май 2011) и третий (май 2012 – май 2013) год его существования.
Предмет исследование – качественная и количественная структура студенческого журнала «РИНХбург».
Цель исследования – описание журнала «РИНХбург» с помощью контент-анализа.
Для достижения поставленной цели были разработны следующие задачи:
1. Описать историю журнала «РИНХбург»
2. Проанализировать выпуски журнала за первый и третий год
3. Выявить качественный и количественный характер журнала с помощью контент-анализа
4. Разработать рекомендации для дальнейшей работы журнала «РИНХбург»
Краткое описание журнала «РИНХбург»
История становления журнала «РИНХбург»
Ежемесячный студенческий информационно-развлекательный журнал «РИНХбург» выходит с мая 2010 года. Создается студентами и преподавателями кафедры Журналистики РГЭУ(РИНХ). Тираж (на данный момент) 999 экземпляров.
Когда читатель берет в руки «РИНХбург», он видит его яркие обложки, профессиональные фотографии, актуальные тексты, интересный дизайн страниц. В общем, качественную работу студентов и их руководителей из номера в номер. Но, вряд ли кто-то задумывается над тем, с чего же все начиналось. Откуда появилась идея выпускать информационный- развлекательный журнал для студентов и как складывалась команда журналистов, фамилии которых читатели наблюдают на страницах каждого номера? На все эти вопросы отвечают люди, которые стояли у истоков проекта - создатели журнала «РИНХбург».
Екатерина Толоконникова, дизайнер-верстальщик «РИНХбург»:
«Начиналось всё (по крайней мере для меня) как обычная авантюра. Студенческий журнал… Скажу честно, до конца не верила, что проект окажется жизнеспособным. Рада, что ошибалась. Живет. Еще как живет! Выходит по графику. Прирастает новыми авторами, идеями. Красота да и только!
Прекрасно помню, как создавали первый номер. Быстро и долго! Быстро - то есть времени было мало, впрочем, как и всегда. Долго - то есть сидели днями и ночами. Сначала разрабатывали сетку, дорабатывали логотип, разрабатывали стили текста, много раз все меняли и переделывали. Было очень сложно, но интересно. Мы любим свою работу, даже если приходится сидеть над ней 24 часа в сутки.
При работе над очередным выпуском, часто случаются смешные, необычные ситуации. Самое интересное - это наша работа с иллюстрациями. Отбор и редактирование фотографий - дело занятное, но если бы кто-то неподготовленный услышал наш разговор, то несомненно подумал, что разговаривают не совсем здоровые люди. Фразы "мальчик явно тут лишний, режь его" или "не бойся, кромсай девочке ноги по юбку" - обычное дело и мы знаем о чем говорим. Речь всего-навсего о кадрировании картинок фотографий.»
Владимир Ходзинский, студент РГЭУ(РИНХ), факультет Лингвистики и Журналистики, 5 курс:
«Журнал появился, когда я учился еще на первом курсе. С одногруппниками стали посещать планерки, на которых обсуждались идеи, темы, дизайн номеров, мы также высказывали свои мысли, думали над их воплощением. Первое время работали в информационном жанре, писали небольшие новости. Затем пробовали себя в более сложных проектах, брали ответственность за объемные материалы, попутно изучая на парах специфику журналистской работы. Участвовали также в создании того дизайна, который видят читатели на страницах «РИНХбург» сейчас. Создавать свой журнал – было для нас чем-то новым и необычным. Мы с энтузиазмом подходили к любой задумке. Часто учились на своих ошибках, исправлялись, постоянно работали над качеством материалов, совершенствуя свои журналистские навыки с каждым выпуском. И не смотря на то, что сейчас мы студенты пятого курса, наша активная работа в журнале не прекращается.»
Студенческий журнал «РИНХбург» как практическая, научная «площадка» в формировании профессионально значимых качеств журналиста.
Ольга Фарахшина, главный редактор журнала «РИНХбург»:
«Идея создать университетский журнал существовала с момента появления в РИНХе факультета Лингвистики и журналистики. Название «РИНХбург» придумали студенты кафедры журналистики ещё до того, как я стала работать в университете. Когда начала преподавать, меня попросили помочь студентам в развитии проекта «РИНХбург». Мы начали с ребятами работать над концепцией журнала. Отталкивались, непосредственно, от названия. Так появился Процветающий город «РИНХбург», жители которого, студенты и преподаватели, равны между собой. Все майские праздники мы с дизайнером Екатериной Толоконниковой верстали первый пилотный номер. Затем, показали готовый номер Адаму Альбекову. Работа наша ему понравилась, журнал отправился в типографию, а потом нам привезли оттуда 500 экземпляров первого выпуска. Номер был о нас, о нашей работе и новом журнале. Каждый корреспондент искал себе индивидуальный образ и раскрывал себя в нем. Обложку для первых двух номеров снимали у нас в университете, на телестудии. Потом стали арендовать студию в городе, на которой занимался наш фотограф Иван Глушко. Цель создания «РИНХбург» - объединить весь университет. Эта концепция прослеживается на всех страницах каждого номера. Сейчас мы понимаем, что он еще является практической площадкой для формирования профессионально значимых навыков будущих журналистов.»
Контент –анализ метод исследования студенческого журнала «РИНХбург»
1 год
Генеральной совокупностью является 7 номеров журнала (общее количество номеров с мая 2010 по май 2011 г.).
Тематическая направленность материалов
Проведенный контент-анализ показал, что в среднем нежурналистские материалы занимают 10% от общей площади материалов, размещенных в исследуемых номерах. Среди нежурналистских материалов, размещаемых в газете, можно выделить:
1. Содержание.
2. Опрос, фото.
Тематическая направленность материалов
Тематическая направленность материалов |
Количество, шт. |
Доля, % |
Деятельность редакции |
7 |
6% |
КВН |
3 |
2,5% |
Фестиваль |
6 |
5,5% |
Личность |
7 |
6% |
Кинообзор |
7 |
6% |
Конференции |
6 |
5,5% |
Гости |
3 |
2,5% |
Студенты |
14 |
12,5% |
Спорт |
13 |
12% |
Психология |
3 |
2,5% |
Конкурс |
4 |
3% |
Праздники |
10 |
9% |
Любовь |
2 |
1% |
Учеба |
19 |
18% |
Другое |
9 |
8% |
ИТОГО: |
113 |
100% |
Данные таблицы 1 показывают, что наибольшее внимание уделяется учебе (18%). В исследуемый период журнала в частности всесторонне освещались такие темы как студенчество(13%) и спорт (12%). В журнале достаточно подробно освещается такая тематика как праздники (9%), в первую очередь здесь подробно описываются международные праздники. 6% статей посвящены личностям, значимым лицам как университета, так и города. Столько же, 6% материалов, посвящены кинообзору. В то же время журналом практически не анализируется КВН, психология. Мало также материалов о посещении ВУЗа гостями. Всего 1% материала было опубликовано на тему любви.
Аспект темы
Аспект темы |
Количество, шт. |
Доля, % |
Бытовой |
7 |
6% |
Информационный |
30 |
27% |
Фотоматериал |
12 |
10,5% |
Познавательный |
29 |
26% |
Развлекательный |
18 |
16% |
Личностный |
12 |
10,5% |
Другие |
5 |
4% |
Итого |
113 |
100% |
Таблица 2
Данные таблице 2 свидетельствуют, что наибольшее количество материалов в журнале представлено в информационном аспекте (30%). Таким образом, можно сделать вывод, что основной своей задачей редакция журнала считает информирование читателей о различных вузовских событиях. В познавательном ключе представлено 29% публикуемых материалов. В журнале также выражен развлекательный аспект (18%).
Жанр, вид публикации
Жанр, виды публикаций |
Количество, шт. |
Доля, % |
Обращение |
9 |
8 |
Заметка |
28 |
26% |
Фоторепортаж |
14 |
12% |
Интервью |
9 |
8% |
Статья |
38 |
34% |
Комикс |
1 |
0,5 |
Обзор |
6 |
5% |
Фотоматериал |
6 |
5% |
Стих |
2 |
1,5% |
ИТОГО: |
113 |
100% |
Анализ данных таблицы 3 показывает, что подавляющее большинство материалов журнала (34%) создается в виде статей. 26% материалов представлены в виде заметок. Отметим также, что журнал использует такой вид жанра, как фоторепортаж (12%). Проведенный анализ показал, что журнал почти не использует в своей деятельности такие жанровые виды, как комикс, обзор, стихотворение.
Форма публикации
Форма публикации |
Количество, шт. |
Доля, % |
Текст |
13 |
11% |
Фото с подписью |
21 |
19% |
Текст с фото или рисунком |
79 |
70% |
ИТОГО: |
113 |
100% |
Данные таблицы свидетельствуют, что больше трети материалов журнала в целях наглядности снабжены фотографиями или рисунками.
Характер публикации
Характер публикаций |
Количество, шт. |
Доля, % |
Фактографический |
85 |
75% |
Позитивный |
23 |
21% |
Положительный, с элементами критики |
5 |
4% |
ИТОГО: |
113 |
100% |
Анализ данных таблицы показывает, что наибольшее количество материалов (75%) подается в фактографическом ключе, что является позитивным фактором в деятельности журнала, свидетельствующим об объективности и беспристрастности работающих в ней журналистов. 23% материалов написаны в позитивном ключе, 5% – в позитивном, но с элементами критики.
Локальность
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Герой интервью
В таблице 7 приведены данные, характеризующие героев публикации газеты:
Таблица 7
Герои интервью |
Количество, шт. |
Доля, % |
Студент |
2 |
23% |
Спортсмен |
1 |
11% |
Президент РГЭУ (РИНХ) |
1 |
11% |
Проректор |
1 |
11% |
Депутат |
1 |
11% |
Ректор |
1 |
11% |
Психология |
1 |
11% |
Преподаватели |
1 |
11% |
ИТОГО: |
9 |
100% |
3 год
Генеральной совокупностью является 9 номеров журнала (общее количество номеров с мая 2012 по май 2013 г.).
Тематическая направленность материалов
Таблица 1
Тематическая направленность материалов |
Количество, шт. |
Доля, % |
Деятельность редакции |
9 |
7,7% |
КВН |
1 |
0,9% |
Фестиваль |
9 |
7,7% |
Личность |
11 |
9,4% |
Кинообзор |
8 |
6.8% |
Конференции |
4 |
3,4% |
Гости |
2 |
1.7% |
Студенты |
8 |
6.8% |
Спорт |
9 |
7.7% |
Психология и советы |
6 |
5.1% |
Конкурс |
8 |
6.8% |
Праздники |
7 |
6% |
Любовь |
2 |
1,7% |
Учеба и образование |
18 |
15,4% |
Путешествия |
7 |
6% |
Расследования, личный опыт |
3 |
2,6% |
Другое |
5 |
4,3% |
ИТОГО: |
117 |
100% |
Данные таблицы 1 показывают, что наибольшее внимание уделяется учебе (15,4%). 9,4 % посвящены личностям, значимым лицам, как университета, так и города. В исследуемый период журнала в частности всесторонне освещались фестивали(7,7%) и спорт (7,7%). В журнале достаточно подробно освещаются конкурсы(6,8%), в первую очередь здесь подробно описываются вузовские, межвузовские конкурсы, столько же, 6,8% отводится студенчеству и кинообзору.6% материалов посвящены праздникам и путешествиям студентов и самих корреспондентов. В то же время журналом практически не анализируется КВН. Мало также материалов о посещении ВУЗа гостями. Всего 1,7% материала было опубликовано на тему любви.
Аспект темы
Таблица 2
Аспект темы |
Количество, шт. |
Доля, % |
Бытовой |
5 |
4,3% |
Информационный |
35 |
29.9% |
Фотоматериал |
15 |
12,8% |
Познавательный |
24 |
20,5% |
Развлекательный |
17 |
14.5% |
Личностный |
18 |
15,4% |
Другие |
3 |
2,6% |
ИТОГО: |
117 |
100% |
Данные таблице 2 свидетельствуют, что наибольшее количество материалов в журнале представлено в информационном аспекте (29.9%). Таким образом, можно сделать вывод, что основной своей задачей редакция журнала считает информирование читателей о различных вузовских событиях. В познавательном ключе представлено 20,5% публикуемых материалов. В журнале также выражен личностный(15,4%) и развлекательный аспект (14,5%).
Жанр, вид публикации
Таблица 3
Жанр, виды публикаций |
Количество, шт. |
Доля, % |
Обращение |
9 |
7,7% |
Заметка |
33 |
28,2% |
Фоторепортаж |
8 |
6,8% |
Интервью |
13 |
11,1% |
Статья |
38 |
32,5% |
Комикс |
1 |
0,8% |
Обзор |
2 |
1,7% |
Фотоматериал |
7 |
6% |
Стихотворение |
3 |
2,6% |
Фотоотчет |
3 |
2,6% |
ИТОГО: |
117 |
100% |
Анализ данных таблицы 3 показывает, что подавляющее большинство материалов журнала (32,5%) создается в виде статей. 28,2% материалов представлены в виде заметок. Отметим также, что журнал использует такой вид жанра, как фоторепортаж (6,8%). Проведенный анализ показал, что журнал почти не использует в своей деятельности такие жанровые виды, как обзор(1,7%) и комикс(0,8%).
Форма публикации
Таблица 4
Форма публикации |
Количество, шт. |
Доля, % |
Текст |
10 |
8,6% |
Фото с подписью |
22 |
18,8% |
Текст с фото или рисунком |
85 |
72,6% |
ИТОГО: |
117 |
100% |
Данные таблицы свидетельствуют, что больше трети материалов журнала в целях наглядности снабжены фотографиями или рисунками.
Характер публикации
Таблица 5
Характер публикаций |
Количество, шт. |
Доля, % |
Фактографический |
83 |
70,9% |
Позитивный |
27 |
23,1% |
Положительный, с элементами критики |
3 |
2,6% |
Проблемный |
4 |
3,4% |
ИТОГО: |
117 |
100% |
Анализ данных таблицы показывает, что наибольшее количество материалов (70,9%) подается в фактографическом ключе, что является позитивным фактором в деятельности журнала, свидетельствующим об объективности и беспристрастности работающих в ней журналистов. 23,1% материалов написаны в позитивном ключе, 2,6% – в позитивном, но с элементами критики.
Герой интервью
В таблице 6 приведены данные, характеризующие героев публикации газеты:
Таблица 6
Герои интервью |
Количество, шт. |
Доля, % |
Студент |
7 |
53,8% |
Ректор |
1 |
7,7% |
Проректор |
1 |
7,7% |
Русский ученый и мыслитель |
1 |
7,7% |
Представители филиалов РГЭУ(РИНХ) |
3 |
23,1% |
ИТОГО: |
13 |
100% |
Анализ полученных результатов исследования и разработка рекомендаций
Подводя итог нашему контент-анализу ежемесячного студенческого журнала «РИНХбург», можно отметить, что журнал успешно развивается и пользуется успехом у аудитории на которую направлен, то есть у студентов РГЭУ (РИНХ). За прошедшие три года журнал не потерял своего неповторимого, запоминающегося образа, приобрел в своей штат новые журналистские силы в лице студентов первого и второго курсов, а так же у журнала увеличился тираж от 499 экз. до 999 экз.
Рекомендации: журналу «РИНХбург» нужно стать зарегистрированным изданием. Если журнал будет зарегистрированным, то он выйдет на городской уровень, что позволит сотрудничать с изданиями Ростова-на-Дону, увеличить тираж, количество страниц и разнообразить материалы.
А для того, чтобы журнал развивался как площадка для становления профессиональных компетенций журналистов, нужно расширять внутреннюю рубрикацию издания, создавать авторские колонки на политические, экономические и социальные темы/
Проведенное исследование показало, что журнал «РИНХбург» - не просто студенческий журнал, а журнал с интересной историей. Созданный более трех лет назад, он до сих пор не теряет своей актуальности. Когда читатель берет в руки «РИНХбург», он видит его яркие обложки, профессиональные фотографии, актуальные тексты, интересный дизайн страниц. В общем, качественную работу студентов и их руководителей из номера в номер.
Являясь общелюбимым вузовским изданием, «РИНХбург» - это еще и важная площадка для становления будущих журналистов, а значит, ему нужно не только продолжать жить, но и активно развиваться.
Универсальный журналист – это личность, которая постоянно работает над собой, и первые шаги к тому мы делаем в процессе обучения в вузе. Журнал дает стимул обмениваться опытом с другими журналистами как внутри города, так и на всероссийском, международном уровне.
Нами установлено, что история журнала началась в мае 2010 и журнал действует на протяжении уже более трех лет. Его создали как развлекательный проект, а теперь он стал хорошей опорой, базой для начинающих журналистов.
Проведенные интервью с Екатериной Толоконниковой (дизайнер-верстальщик), Владимиром Ходзинским (специальный корреспондент), Ольгой Фарахшиной (главный редактор), свидетельствуют о том, что журнал сначала задумывался как авантюрный проект и только потом стал полноценным вузовским журналом, площадкой для развития навыков начинающих журналистов.
Отмечаем, что в таблицах, представленных во второй главе, наглядно видно, что с первого до третьего года расширилось жанровое разнообразие, увеличилось количество авторов, а так же увеличилось количество информационных поводов.
Проведя исследование, нами были разработаны рекомендации для дальнейшего развития журнала: необходимо расширять авторский состав, привлекая студентов других факультетов, зарегистрировать журнал «РИНХбург» для плодотворного сотрудничества с городскими СМИ, расширять внутреннюю рубрикацию издания, создавать авторские колонки на политические, экономические и социальные темы.
Список используемых источников
1. Выпуски журнала «РИНХбург» за первый год
2. Выпуски журнала «РИНХбург» за третий год
3. Контент-анализ, статья из Википедии (http://wikipedia.org)
4. Дж. Мангейм, Р. Рич «Журналистика: методы исследования», 9 глава «Контент-анализ»