ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность выбранной темы исследования «Исследование феномена лидерства в подростковом возрасте» определяется, прежде всего тем, что формирование основ лидерского потенциала, раскрывается во взрослой жизни и способствует развитию личности.

Начало XXI в. значительно отличается от предыдущего столетия, что ярко отражается на человеке, его внутреннем мире, мироощущении в целом. Современному обществу необходимы граждане, способные по-новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой. На первый план выходят такие важные человеческие качества как мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии, так как в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. Для собственной успешности в социуме ребенку 11-16 лет необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять собственную жизненную позицию, но и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. С этой целью разрабатываются обучающие занятия в детских объединениях, где создаются благоприятные условия для социализации подростка. В исследованиях лидерства в подростковом возрасте условно можно выделить три этапа:

- ранний - начало ХХ века (20-30-е годы), проблема лидерства детей рассматривалась через понятие «вожачество» такими исследователями: В.П.Вахтеров, А.С. Залужный, Б.Н. Эльконин, рассмотрением общественной активности занимались: А.С. Макаренко, Н.К. Крупская;

- в средний период (40-90-е г.г.) анализ проблемы лидерства в детских объединениях практически не осуществлялся. Внимание ученых концентрировалось на другом аспекте проблемы лидерства, как социальной активности пионеров (В.А. Сухомлинский, В.Д. Иванов, Е.В. Титова, А.П.Шпон) и на ученическом самоуправлении (Н.М.Зосимов, В.П. Коротов);

- в рамках современного периода обозначились три проблемы: сущность лидерского потенциала( А.Л.Уманский, О.А. Павлова); сущность характеристики лидерской компетенции; педагогические условия развития лидерских качеств (Т.Е. Вежевич, Т.Л. Хацкевич).

Цель курсовой работы: изучение условий взаимодействия коллектива в процессе воспитания у подростков лидерских качеств.

Объект исследования - лидерство в подростковом возрасте.

Предмет – мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте.

Цель курсовой работы определила решение задач :

1.Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические основания воспитания лидерских качеств у подростков.

2.Экспериментально определить мотивационные аспекты лидера подростковой группы и отношения группы к нему.

3.Разработать рекомендации по теме исследования феномена лидерства.

Методы: наблюдение, беседа, методики диагностики лидерских способностей Е.Жарикова, Е.Крушельницкого, тест «Кто Вы?», методика Р.С. Немова.

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав,

заключения, списка использованной литературы, приложения.

Глава I. Феномен лидерства как социально-психологическая проблема

1.1.Основные понятия и характеристики лидерства

В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И.Вешлер и Ф.Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели и целей. Г.Кунц и С.O.Доннель считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.

Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требования лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Вышеприведенные определения не подразумевают необходимости лидерства только для какого-то определенного типа организаций. Речь идет о взаимодействии или взаимовлиянии между людьми в рамах любого вида деятельности.

Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учитель в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосме людей имиджа лидера насколько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями. Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимается в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом. При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер – раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей. Эффективность организации, основной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает а интересах остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что в свою очередь, приводит к соответствующему снижению эффективности.

Лидер должен обладать некоторыми характеристиками. Чувство перспективы - у лидеров очень развито это чувство, или, иначе говоря, видение того, к чему нужно стремиться, в каком направлении двигаться и как - хотя бы в принципе - достичь цели. Особенно ярко чувство перспективы проявляется у самых известных предпринимателей, таких как основатель Microsoft Билл Гейтс, создавший мировой стандарт программного обеспечения, Луис Герстнер, экс-президент IBM, который реструктуризировал компанию и основным направлением её деятельности сделал оказание услуг, братья Карл и Тео Альбрехт - они создали крупнейшую немецкую розничную сеть Aldi и предложили покупателям качественные товары по низким ценам.

Страстность - одержимость своей целью, эмоциональная вовлечённость, эмпатия. Лидеры убеждены в правильности собственных действий и способны заражать этой убеждённостью и одержимостью не только своих сотрудников, но и потребителей и инвесторов. Нередко лидеры ощущают себя миссионерами. Яркий пример - основатели Dell Computers Майкл Делли интернет-магазина Amazon.com Джефф Безос. Они добивались, чтобы всё внимание сотрудников их компаний было направлено не на технологии, как обычно бывает в высокотехнологичных фирмах, а на удовлетворение потребностей клиента.

Убедительность - умение добиться своего, воздействовать на людей и, руководя ими, находить единственно верное соотношение между приказами и убеждением. Лидерство настолько же зависит от способности мотивировать сотрудников, как и от умения приказывать. В жизни любой компании бывают моменты, когда без приказов и вертикального контроля не обойтись (например, если компания находится в кризисе), однако лидерство, основанное на мотивировании сотрудников и стимулировании инициативы снизу, как правило, оказывает более длительный положительный эффект. В самых преуспевающих американских розничных сетях, таких как Home Depot и CompUSA, принцип вовлечения в принятие решений сотрудников разных уровней - неотъемлемая часть корпоративной философии. Хотя цели и задачи этих компаний формулируют руководители, менеджеры среднего и низшего звена поощряются к независимым действиям в заданных рамках.

Настойчивость - никогда не сдаваться, в случае неудачи предпринимать новые попытки. Многие известные лидеры претерпели разного рода трудности на том или ином этапе своей карьеры, но успех в конце концов им принесла именно способность снова вставать на ноги после поражений. У большинства самых благополучных компаний, созданных за последние пятнадцать лет, было немало серьёзных проблем на начальном этапе их деятельности, и из каждого кризиса они благополучно выходили лишь благодаря настойчивости своих лидеров. Но настойчивость нужна не только лидерам молодых компаний. Без неё невозможно преодолеть внутреннее сопротивление, переломить сложившиеся неэффективные традиции и заручиться поддержкой ключевых менеджеров и сотрудников при реорганизации крупных предприятий с многолетней историей.

Терпение - умение ждать подходящего момента, не спеша продумывать все последующие шаги.

1.2. Лидерское поведение в подростковом возрасте

Вся жизнь человека протекает в составе разнообразных групп и организаций, и, следовательно, он испытывает влияние всевозможных лидеров. Лидеры есть в любом коллективе, и они заслуживают особого внимания, так как активно влияют на морально-психологический климат в коллективе; важно чтобы они составляли управляющий резерв. Личность лидера и стиль его поведения во многом определяет судьбу каждого участника групповой деятельности, да и всей группы в целом. Лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их взаимодействии, осуществляющийся на основе восприятия, подражания, внушения, взаимопонимания. Лидерство основано на принципе добровольности подчинения и считается социально приемлемым и наиболее эффективным. Лидерское поведение может быть доступно любому члену коллектива, каждый из них может иметь собственную сферу деятельности. Лидер – любой, кто занимает позицию доминирования, имеет власть или влияние в группе. Лидерство – обозначение осуществления полномочий власти и влияние внутри социальной группы, то есть функционировать как лидер означает осуществлять лидерство. Этот термин часто используется как личностная черта, как будто имеется совокупность определенных умений, которые отражают личность. Формальная структура коллектива определяется должностным статусом членов группы; неформальная - складывается на основе отношений, обусловленных личными качествами всех, входящих в нее. При сложившемся коллективе неформальная структура характеризуется наличием общей цели (которая не всегда осознается членами группы и не всегда связана с решением производственных задач). В свою очередь, это вызывает потребность в чётком определении задач и поиске путей их решения. Необходимость формулировки цели и ее достижения приводит к появлению лидера, в задачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми. В зависимости от его влияния на команду можно выделить позитивных и негативных (конструктивных и деструктивных) лидеров. В психологической литературе важнейшим мотивационным источником лидерства обычно признается потребность во власти. Подобный подход к психологии лидерства при всей внешней бесспорности не может решить проблему его мотивации. Стремление к власти у одних людей сильнее, чем у других; у многих оно вообще отсутствует. Понять причины этих различий необходимо для того, чтобы выяснить, кто и почему становиться лидером. В развитии лидерства используется, ряд процедур:- формирование мотивации, т. е. устойчивого желания стать лидером;

- развитие уверенности в себе; - готовность принимать решения и брать на себя ответственность; - последовательность и упорство в реализации общих целей;- осознание собственной возможности их достижения; Процедуры индивидуальной самомотивации разработаны в психологической литературе и используются в практике, такие как: развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств, — сюда относятся: компетентность, порядочность (без которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет), развитый интеллект (проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкость ума, предусмотрительности, умение планировать и ставить цели);обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами. Подростковый возраст относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным и во многом противоречивым развитием. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям. Для того, чтобы подросток по-настоящему «влился» в коллектив, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его самоудовлетворении. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям. В юношеском возрасте оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Пробуя себя в этом качестве: выполняют определенные социальные и лидерские роли, пытаясь разобраться в проблеме лидерства, вырабатывают у себя тот или иной лидерский стиль, идентифицируют себя с известными лидерами. Феномен лидерства занимает особое место в психологии в силу своей яркости и занимательности, для психологии лидерство - конкретное выражение власти в «человеческом факторе», власть в психологическом измерении — это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться. Формирование мотивов лидерства - это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к лидерству и осознания их подростком.

Мотивационные аспекты проявляются по-разному в зависимости от того, в каких ситуациях оказывается подросток. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.

Мотивация лидерства - это совокупность стремлений человека получить влияние на личности или группу с помощью средств лидерства (таких, например, как принуждение и привилегии, позитивное и негативное подкрепление в форме одобрения и наказания). В случае возникновения расхождения между притязаниями на руководство и реальными возможностями власти возникает мотивационное напряжение и подросток стремится увеличить уровень контроля и влияния на других. Интенсивное проявление стремления к лидерству воспринимается в обществе негативно, подростки до конца не осознают свои властные стремления, пытаются их скрыть или рационализировать.

Личность подростка неповторима. У одного - невысокий уровень мотивации и способности быть лидером; у другого - средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Иногда подросток обладает хорошими способностями, а результат его творческой самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного подростка.

Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием подростка изменить мнение, оценку о себе со стороны педагога, сверстников. Здесь для взрослого очень важно, какой ценой, какими средствами подросток хочет этого добиться: за счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих волевых усилий или за счет отношения к нему товарищей, юмором и шуткой, своей оригинальностью или другими приемами.

Мотивы общения со сверстниками связаны с общим эмоционально-

интеллектуальным фоном в группе и престижностью знаний. Выбор этих мотивов является в группе показателем внутриколлективных интересов у детей, связанных определенной сферой деятельности. А в свою очередь характеризует их заинтересованность в успехах группы, готовых всегда оказать помощь, включиться в сотрудничество, в совместную коллективную деятельность.

В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, в различных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.

В коллективной работе подростка интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером (взрослым или сверстником), чтобы занятие доминирующих позиций произошло наиболее эффективно.

При совместной деятельности ребенок учится сопоставлять,

сравнивать, наконец, оспаривать другую точку зрения, доказывать свою

правоту.

Выполняя руководящие функции лидеры, как правило, демонстрируют большую инновационность, творчество и энтузиазм, но им может не хватить опыта, поэтому детскую организацию направляет взрослый.

Слишком сильная мотивация индивида будет способствовать, возможности реализации по направлению к лидерству в группе. Известный сторонник гуманистической психологии А. Маслоу в своей теории иерархических потребностей утверждал, что корни лидерства возникают в процессе трансформации человеческих желаний (мотивы, исходящие из чувств) в потребности, социальные стремления, коллективные ожидания и политические требования, т. е. в мотивы, зависящие от среды. В иерархии потребностей на низшем уровне находятся физиологические потребности, на среднем — обеспечение безопасности, на высшем уровне — аффективные потребности. Фрустрация низших потребностей увеличивает мотивацию для их удовлетворения. Задача лидера — предотвращение фрустрации, неврозов и других форм «общественных расстройств» через трансформацию потребностей граждан в социально-продуктивном направлении. Прежде всего необходимо создать ситуацию для возникновения у подростка общего положительного отношения к формированию мотивации лидерства.

Подростки используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других.

Мотивировать их к лидерству может, например, осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.

Большое значение для формирования мотивации лидерства имеет состав группы, в которой необходимо определить лидера. Очень важно внимательно отнестись к этому:

а) При подборе группы необходимо учитывать желание подростков работать именно друг с другом, но кроме желания детей работать вместе необходимо учитывать и то, какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут руководить при определении лидера.

б) При подборе группы необходимо учитывать соотношения их возможностей и их представлений об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети, осознающие разницу своих возможностей.

в) При подборе группы необходимо также учитывать индивидуальные

особенности личности: уровень их знаний, темп работы, интересы.

Для формирования мотивации лидерства большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает лидер.

Лидерские качества закладываются и первоначально воспитываются в семье и школе. Это актуализирует проблему изучения воспитательного потенциала семьи и школы в деле формирования личности ребенка-лидера, так как семья и школа являются институтами, заинтересованными в воспитании лидерских качеств у подростка и способными это осуществить, именно их действия и роль во многом предопределят личностные качества будущего лидера.

В этом возрасте у детей нужно воспитывать стремление к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Основной задача педагогов и родителей заключается в создании особого поля совместной с подростком деятельности, конструктивных отношений с ним, отношений, объединенных общей целью. Современные педагоги и родители должны настроиться работать сегодня в ауре субъективного мира ребенка, усвоив философскую формулу воспитания: взаимопонимание плюс взаимодействие. Результатом такой работы будет грядущий жизненный успех подростка.

Весьма важен в воспитании лидерских качеств творческий подход, т.к. одна и та же черта характера может быть понята по-разному и даже вызвать полярно противоположное к себе отношение в разные периоды психологического развития лидера. Необходимо констатировать, что лидер – это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид (или часть социальной группы) выполняет роль руководителя, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Лидерство – следствие социальных процессов, подверженное воздействию социальной ситуации, в которую попадает лидер. В основе этого подхода лежит детерминация отношений группы и лидера. Люди склонны следовать за тем, кто может стать средством удовлетворения их собственных потребностей.

Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Слишком сильная мотивация индивида будет способствовать, возможности реализации по направлению к лидерству в группе. Известный сторонник гуманистической психологии А. Маслоу в своей теории иерархических потребностей утверждал, что корни лидерства возникают в процессе трансформации человеческих желаний (мотивы, исходящие из чувств) в потребности, социальные стремления, коллективные ожидания и политические требования, т. е. в мотивы, зависящие от среды. В иерархии потребностей на низшем уровне находятся физиологические потребности, на среднем — обеспечение безопасности, на высшем уровне — аффективные потребности. Фрустрация низших потребностей увеличивает мотивацию для их удовлетворения. Задача лидера — предотвращение фрустрации, неврозов и других форм «общественных расстройств» через трансформацию потребностей граждан в социально-продуктивном направлении. Прежде всего необходимо создать ситуацию для возникновения у подростка общего положительного отношения к формированию мотивации лидерства.

Позиция лидера особенно важна для каждого члена коллектива,

поскольку деятельность строится на человеческих взаимоотношениях.

Стараясь понять, ценности людей, с которыми намерен сотрудничать,

фокусируй внимание на тех, кто готов к взаимопониманию и

сотрудничеству. Задача лидера - помочь им направить свой опыт,

образование, природные способности и воображение на достижение цели.

Распознавать ситуацию, в которой нет возможности для выигрыша.

Лидерские способности, как совокупность определенных свойств, черт, позволяющих подростку изменить свой социальный статус, взяв на себя ответственность за решение ситуаций, значимых для группового развития.

Примеряя на себя роль лидера, подростки проявляют интерес к социально-значимой деятельности для решения их личностных проблем и задач. Главный мотив участия подростков в программах неформального образования - возможность проявить себя в интересном деле, личностный рост, осознание социальной значимости своей деятельности, проба сил в новом коллективе. Для участников неформального образования приоритетно не только формальное образование (знания, умения, навыки), связанного с получением документа или сертификата (что тоже немаловажно; для оценки достижений личности), а иной опыт социальной практики в реальной деятельности.

Вывод: мотивация индивида будет способствовать, возможности реализации по направлению к лидерству в группе.

Глава II. Изучение лидерства в подростковом возрасте

2.1. Диагностические методики по изучению лидерства в подростковом возрасте

Исследователи лидерства считают, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят "справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие". Вся жизнь человека протекает в составе разнообразных групп и организаций, и, следовательно, он испытывает влияние всевозможных лидеров. Лидеры есть в любом коллективе, и они заслуживают особого внимания, так как активно влияют на морально-психологический климат в коллективе; важно чтобы они составляли управляющий резерв. Личность лидера и стиль его поведения во многом определяет судьбу каждого участника групповой деятельности, да и всей группы в целом.

Экспериментальное исследование по изучению влияния социально-психологических факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания проводилось на базе СОШ № 8 г.Армавира. Испытуемыми стали 15 подростков в возрасте от 15 до 16 лет. Тестирование испытуемых проводилось при помощи методик диагностики лидерских способностей Е.Жарикова, Е.Крушельницкого (Приложение1), тест «Кто Вы? (Приложение 2), методика Р.С. Немова (Приложение 3). В ходе работы подростки принимали активное участие тем самым, проявляя, свои способности. 1. Тест «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий). (см.Приложение 1)

Цель методики: исследование лидерских способностей.

Ход работы: подросткам предлагается выбрать один из вариантов ответов.

Результаты

Таблица 1. Уровень выраженности лидерских способностей

Ф.И.

Уровень выраженно сти

1

Т.А.

Средне

2

М.О.

Средне

3

Ю.К.

Средне

4

Ю.М.

Средне

5

А.Д.

Сильно

6

С.Г.

Слабо

7

В.Т.

Слабо

8

А.И.

Слабо

9

Д.Г.

Слабо

10

Ю.В.

Слабо

11

А.О.

Слабо

12

И.О.

Слабо

13

И.И.

Средне

14

В.Т.

Средне

15

В.И.

Слабо

В результате работы было выявлено, что из 15 человек :у 8-слабо выражены лидерские способности, у 6-средне,а у 1-сильно.

2. Тест «Кто Вы?»( см.Приложение 2)

Цель методики: выявление личностных качеств.

Ход работы: подросткам предлагается выбрать один из вариантов фигур, которая ему больше понравится.

Результаты

Таблица 2. Проявление личностных качеств.

Ф.И.

Личностные качества

1

Т.А.

Круг — самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией, ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Когда у Круга возникает с кем- то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

2

М.О.

Квадрат — трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.

3

Ю.К.

Круг — самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией,ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Когда у Круга возникает с кем- то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

4

Ю.М.

Прямоугольник —лучшие качества -любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

5

А.Д.

Треугольник — символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного треугольника — способность концентрироваться на главной цели.

6

С.Г.

Круг — самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией, ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Когда у Круга возникает с кем- то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

7

В.Т.

Прямоугольник - лучшие качества- любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

8

А.И.

Прямоугольник - лучшие качества- любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

9

Д.Г.

Прямоугольник - лучшие качества- любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

10

Ю.В.

Зигзаг — фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг — самый восторженный из всех пяти фигур.

11

А.О.

Прямоугольник - лучшие качества- любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

12

И.О.

Прямоугольник - лучшие качества- любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

13

И.И.

Зигзаг — фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального.

14

В.Т.

Прямоугольник - лучшие качества- любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

15

В.И.

Прямоугольник - лучшие качества- любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

В результате работы были выявлены качества способствующие развитию лидерских способностей. У 2-х из 15 подростков нет склонности к лидерским качествам.

3. Методика "Эффективность лидерства" (Р.С. Немов).(см.Приложение 3)

Цель методики: дает возможность определить место каждого члена группы в системе межличностных отношений, увидеть его психологический статус.

Ход работы: подросткам предлагается выбрать один из вариантов ответов.

Результаты

Таблица 3.

Ф.И.

Наиболее выбираемый член коллектива

1

Т.А.

 

2

М.О.

+++

3

Ю.К.

+

4

Ю.М.

+

5

А.Д.

++++++++

6

С.Г.

 

7

В.Т.

 

8

А.И.

 

9

Д.Г.

 

10

Ю.В.

 

11

А.О.

 

12

И.О.

 

13

И.И.

 

14

В.Т.

+

15

В.И.

 

В результате работы было выявлено, что из 15 подростков, наиболее выбираемым является 5-й член коллектива=60%.

2.2 Рекомендации по развитию лидерских качеств

Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации в большей или меньшей степени учитывает возможности формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения. Для развития лидерства используется ряд нижеследующих процедур:

выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, осознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т. п. Эта группа качеств характеризует различные параметры активности лидера. Процедуры индивидуальной самомотивации достаточно разработаны в соответствующей литературе и широко используются в практике менеджмента;

развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся, прежде всего, профессиональная компетентность, порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет, развитый интеллект, проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели, и т. д.;

обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы. Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т. п.;

приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Эта идея достаточно ярко выражена в рекомендациях по развитию лидерства американской Национальной организации женщин: «Лидерство не является таким процессом, в ходе которого вы выбираете тех женщин и мужчин, с которыми хотите работать, и «избавляетесь» от остальных. Более того: человек, которого заставили замолчать, не обратится в вашу веру. Старайтесь вовлечь всех!» Не менее важна для лидерства и правильная оценка ситуации, своих сил и возможностей группы. Без этого успех групповой деятельности недостижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера.

Упражнения по развитию лидерских качеств:

1)Регулярно общайтесь с каждым участником команды/коллегой. Обсуждайте текущие цели, проблемы, планы. Рассказывайте о своих успехах и узнавайте об успехах собеседника. Давайте рекомендации и сами просите их. Выясняйте, чем они полезны и какие у них есть положительные черты. Это укрепит отношения, даст новый опыт и повысит уверенность в себе.

Частота: С каждым участником/коллегой 1 раз в неделю по 20 минут

2) Ведите «дневник успехов». Каждый день записывайте в него все свои достижения за день, которые помогли приблизиться к поставленным целям. Ставьте перед собой новые цели и тоже записывайте их в дневник. Описывайте проблемы, которые удалось решить. Частота: 10 минут каждый вечер

3) Составляйте план действий для достижения каждой, даже промежуточной, цели. Применяйте наиболее удобные для вас техники: простой текст, диаграммы, схемы, ментальные карты и т.п. Главное, чтобы этот план был понятен и доступен команде/коллегам.

Частота: 1 план в неделю.

4) Читайте книги, журналы, статьи о лидерстве, психологии, отношениях и т.п. Делайте конспект каждой книги, выделяйте самые важные ее части. Применяйте полученные знания на практике.

Частота: 1 книга в месяц, 1 статья в день.

5) Когда возникают негативные эмоции при общении с командой/коллегами, сознательно сдерживайте их. Не повышайте тон, не начинайте активно жестикулировать руками, не оскорбляйте и т.п. Возьмите несколько секунд перерыва, чтобы успокоиться, и продолжайте конструктивную адекватную беседу.

Частота: Каждый раз при возникновении всплеска эмоций

Вывод: с помощью исследований, можно говорить о том, что лидерство проявляется через качества личности.

Заключение

В курсовой работе рассмотрены различные подходы к пониманию лидерства в подростковом возрасте. Наиболее благоприятным периодом для воспитания лидерских качеств у ребенка считается подростковый возраст, в котором оптимально его включение в совместную деятельность со взрослыми, стимулирующими развитие у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки.

Адаптировать ребенка – задача наитруднейшая, в ней на практике проверяется все то, что заложено и воспитано в ребенке родителями и социумом. Чем выше мотивационное стремление к успеху в подростке воспитанные качества лидера, тем больше вероятность его выживания в социуме и продвижения вверх по иерархической лестнице.

Одной из важнейших задач психологии является создание условий для развития личности, в том числе и лидеров, через воспитание высоких нравственных качеств наряду с умственным развитием и физическим совершенством.

Лидеры существуют всегда, когда существует группа. Если нужно спасать кого-то, существуют лидеры, помогающие группе спасаться или спасть. Если нужно выживать, то появляются лидеры ответственные и способные помочь своей группе выжить. Если это команда единомышленников, разрабатывающих сложный проект, то появятся лидеры, ведущие команду к результату. Группа пойдет в поход, и появятся лидеры, необходимые для похода. В зависимости от тех задач, которые решает группа, лидеры могут быть разными. Лидерство – это механизм, который нужен не людям в группе, а самой группе. С помощью лидерства группа организует себя как целое. Быть лидером всегда и везде – невозможно. В одной группе человек может занимать лидерскую позицию, а в другой быть последователем другого лидера. И это нормально.

Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что в группе из 15 подростков есть лидер, который обладает необходимыми качествами: уверенность в себе, готовность к риску, надежность, нормативность и последовательность, активная жизненная позиция, инициативность и умение мотивировать себя.

Список использованной литературы

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе./ Н.П. Аникеева -Изд. 2-е- – М.: Просвещение, 2000.-224 с.

2. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.:ВЛАДОС, 2000.- 544 с.

3. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. –СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 416 с.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник.- МН.: Харвест, М.: АСТ, 2001.- 576 с.

5. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств/ Под.ред. д.п.н. С.В.Тетерского.- М.: АРКТИ, 2007.- 96 с. (Дополнительное образование).

6. Женило М.Ю. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах / М.Ю.Женило, С.А.Шин. –Изд. 3-е- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314 с.

7. Колузаева Н.Г. Организация знаний со школьным активом /Классный руководитель. № 4. 2006.- 108-122 с.

8. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения./ М.Ю. Кондратьев — М.: Издатель­ство «Институт практической психологии», 2000. - 335.

9. Немов Р.С. Психология Учебное пособие для учащихся педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – Изд. 2-е- Т.3. М.: Просвещение, 1999.-301 с.

10. Платонов Ю.П. Путь к лидерству.–СПб.: Речь, 2006.-348 с.

11. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. –СПб.: Питер, 2006.-464 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»)

12. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т.2. Хрестоматия.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». М.: 2000.- 576 с.

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие.- М.:ВЛАДОС, 2001.-529 с.

14. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2006.-96 с.(Воспитание в школе)

15. Тришкина А. Педагогический опыт «Я – лидер» Дополнительное образование и воспитание № 4 (78) , 2006 с. 38-46 М.ИД ООО «Витязь- М»

16. Сбитнева В.Б. Равитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении Дополнительное образования и воспитания № 9 2006. М. ИД ООО «Витязь – М» с.37-41

17. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1999.- 288 с

18. Фришман И.И. Развитие лидерских способностей подростков в ходе реализации программ в детском загородном центре Дополнительное образование и воспитание. № 4. 2007 М. ИД ООО «Витязь – М» с. 8-12

19. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артуг. Т.1 (А-О_ перевод с анг. М.: Вече. АСТ 2000.- 592 с.

20. Школа лидера: цикл учебно-развивающих занятий для старшеклассников областного лагеря старшеклассников имени А.Н. Лукошкина «Комсорг» / Авторы-составители А.И. Тимонин, Л.И. Тимонина. –Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008.- 88 с.

Приложение 1

Тест «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Инструкция к тесту:

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал:

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

a. да;

b. нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

a. да;

b. нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

a. да;

b. нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

a. да;

b. нет.

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?

a. да;

b. нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

a. да;

b. нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

a. да;

b. нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

a. да;

b. нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

a. да;

b. нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

a. да;

b. нет.

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

a. да;

b. нет.

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

a. да;

b. нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

a. да;

b. нет.

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

a. да;

b. нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

a. да;

b. нет.

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

a. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

b. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из двух мнений вам ближе?

a. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

b. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

a. с покорными людьми;

b. с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

a. да;

b. нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

a. да;

b. нет.

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

a. да;

b. нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

a. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;

b. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

a. да;

b. нет.

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

a. да;

b. нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

a. да;

b. нет.

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

a. самый компетентный человек;

b. тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

a. да;

b. нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину?

a. да;

b. нет.

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

a. тот, который все решает сам;

b. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

a. коллегиальный;

b. авторитарный.

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

a. да;

b. нет.

32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?

a. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

b. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

a. промолчите;

b. будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

a. да;

b. нет.

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

a. да;

b. нет.

36. Что бы вы предпочли?

a. работать под руководством хорошего человека;

b. работать самостоятельно, без руководителей.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

a. согласен;

b. не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

a. да;

b. нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

a. да;

b. нет.

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

a. опускаете руки;

b. появляется сильное желание их преодолеть.

41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?

a. да;

b. нет.

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

a. да;

b. нет.

43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

a. введу нужные изменения немедленно;

b. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

a. да;

b. нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

a. да;

b. нет.

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

a. да;

b. нет.

47. Кем бы вы предпочли стать?

a. художником, поэтом, композитором, ученым;

b. выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

a. могучую и торжественную;

b. тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

a. да;

b. нет.

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

a. да;

b. нет.

Ключ к тесту:

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов.

Интерпретация результатов теста:

* Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.

* Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

* Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

* Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

Приложение 2

Тест «Кто Вы?»

Предназначен для выявления личностных качеств.

Ребенку предлагается выбрать ту фигуру, которая ему больше понравится (рис.).

Квадрат — трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата — распланированная предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

Прямоугольник — символизирует людей, не удовлетворенных тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятых поисками более подходящего положения. Поэтому лучшие качества Прямоугольника — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

Треугольник — символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Круг — самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией (способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека). Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем- то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг — фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг — самый восторженный из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и Интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

Приложение 3

Тест «Диагностика функционального лидерства в малых группах».

Назначение теста

Методика дает возможность определить место каждого члена группы в системе межличностных отношений, увидеть его психологический статус, а также иерархию статусов всех членов группы.

Инструкция к тесту

Всем членам группы предлагается ответить на ряд вопросов. Каждый вопрос – это выбор себе товарища или партнера по разным видам деятельности (общественная работа, труд, спорт, отдых и т. д.). В целях повышения надежности результатов количество выборов должно быть ограничено от одного до трех. В тех случаях, когда допускается неограниченное количество выборов, участники исследований должны установить последовательность своих выборов в порядке предпочтения. Такая процедура способствует более четкой внутренней мотивированности выбора.

Сумма выборов, полученная каждым при ответе на все вопросы всех членов группы, и является своеобразным эмпирическим эквивалентом психологического статуса индивида, то есть своеобразным показателем его положения в системе межличностных отношений (в психологической литературе он называется часто социометрическим статусом).

Тестовый материал

1. Кто из ребят твоей группы, по твоему мнению, явно обладает организаторскими способностями и может на этом поприще в будущем добиться успеха? (Назвать от одного до семи.)

2. У кого из ребят твоей группы, по твоему мнению, лучше всего получилась бы организация "огонька", вечера отдыха? (Назвать от одного до пяти.)

3. Кто из ребят твоей группы является для тебя авторитетом, когда речь идет о вкусах и моде? (Назвать от одного до пяти.)

4. У кого, по твоему мнению, лучше всего получилась бы подготовка группы к участию в туристическом конкурсе? (Назвать от одного до семи.)

5. С кем из ребят твоей группы ты не хотел бы расставаться и после окончания института? (Назвать от одного до десяти.)

6. С кем бы ты хотел готовиться вместе к контрольной работе? (Назвать от одного до семи)

7. Кого из ребят ты хотел бы пригласить к себе на день рождения? (Назвать от одного до десяти.)

8. Кого из ребят твоей группы, по твоему мнению, нужно привлечь к проведению конкурса "Что, где, когда?" (Назвать от одного до шести.)

9. С кем из ребят твоей группы ты хотел бы вместе быть на предстоящей практике? (Назвать от одного до десяти.)

Обработка и интерпретация результатов теста

В зависимости от целей исследований обычно выбирают от трех до семи вопросов подобного типа и предлагают каждому члену группы ответить на них со всей серьезностью.

Для повышения надежности результатов можно, отвечая на вопросы, не называть своей фамилии.

Осуществляя выбор, члены группы называют не фамилии тех, кого выбирают, а их порядковые номера по алфавитному списку, который предварительно записывается на доске (это упрощает обработку результатов).

При интерпретации полученных данных традиционно используются следующие критерий:статусом лидера обладает тот, кто набирает 50% и более выборов от их возможного количества.

 

Просмотров работы: 11122