Довольно часто можно слышать полностью диаметральные оценки о построении учебного процесса в РГЭУ РИНХ, компетентности преподавателей и качестве преподавания в вузе. Студенты и сотрудники выражают несогласие с большинством негативных оценок, утверждая, что вся отрицательная информация - это стереотипы СМИ, порожденные несколько лет назад и продолжающие «процветать» в коммуникационном пространстве. В соответствии с этим, в данной работе нами выдвинута гипотеза о том, что освещение деятельности Ростовского государственного экономического университета в сравнении с деятельностью других вузов носит скорее негативно-предвзятый, чем объективный или позитивный характер.
Цель данной работы состоит в том, чтобы путем количественного и качественного анализа упоминаний (ключевых слов с названиями ведущих вузов региона) в журналистских материалах региональных СМИ, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Объектом исследования являются региональные средства массовой информации, а именно текстовые материалы ВГРТК «Дон-ТР», газеты «Московский Комсомолец на Дону», газеты «Наше Время», информационного портала 161.ru, информационного агентство «МИА».
Предмет исследования: освещение в СМИ деятельности ведущих вузов региона (ЮФУ, ДГТУ, ЮРГТУ (НПИ), РГЭУ (РИНХ), РГСУ, РГУПС, РостГМУ, ЮРиф РАНХиГС) более чем за полугодовой период.
Кодификатор контент-анализа упоминаний вузов в региональных СМИ
Исследование упоминания вузов в ростовских СМИ
Исследуемые источники:
- Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания «Дон-ТР»;
- газета «Московский Комсомолец на Дону»;
- газета «Наше время»;
- сайт «161.ru»;
- Молодежное информационное агентство «МИА».
Период исследования:
1 сентября 2012 г. – 20 апреля 2013 г.
ВУЗ |
I упоми-нания |
II частота упоминаний |
III Содержание материалов |
IV характер материалов (+, -, = ) |
||||
вуз-организатор |
характер материалов (+, -, = ) |
вуз-участник |
имя чело-века |
о деятель-ности вуза |
||||
ЮФУ |
262 |
>1 раза в сутки |
74 |
+51 -10 =201 |
46 |
74 |
45 |
+51 -10 =201 |
ДГТУ |
95 |
2,5 дня |
35 |
+18 -2 =75 |
15 |
13 |
15 |
+18 -2 =75 |
РГЭУ (РИНХ) |
69 |
3,5 дня |
23 |
+15 -2 =52 |
12 |
16 |
12 |
+15 -2 =52 |
ЮРГТУ (НПИ) |
56 |
4 дня |
6 |
+12 -8 =36 |
12 |
24 |
12 |
+12 -8 =36 |
РостГМУ |
31 |
7,5 дней |
11 |
+6 -0 =25 |
8 |
9 |
2 |
+6 -0 =25 |
РГУПС |
29 |
8 дней |
3 |
+3 -1 =25 |
10 |
7 |
3 |
+3 -1 =25 |
РГСУ |
24 |
9,5 дней |
8 |
+2 -1 =24 |
6 |
7 |
1 |
+2 -1 =24 |
ЮРиф РАНХиГС |
9 |
25,5 дней |
1 |
+1 -0 =8 |
5 |
2 |
1 |
+1 -0 =8 |
Сначала определим количество упоминаний каждого вуза за указанный период и из общего числа вычислим процент упоминаний Ростовского государственного экономического университета.
I. Упоминания вузов в СМИ
а) Общее количество упоминаний каждого вуза в СМИ:
б) Процентная доля упоминаний каждого вуза от общего количества:
В период с 1 сентября 2012 года по 20 апреля 2013 года в использованных нами источниках названия восьми исследуемых вузов встречались 575 раз. Как видно из диаграмм, информация о Ростовском государственном университете упоминалась в 69 материалах, что в процентной доле от общего числа составляет 12%. Это третий по счету показатель после Южного федерального университета 45% (262 упоминания) и Донского государственного технического университета. Такой показатель в целом говорит о достаточно высоком интересе областных СМИ к вузу.
1.2 Частота упоминаний вузов
Теперь, зная количество упоминаний каждого вуза, вычислим еще один показатель – среднюю частоту упоминаний за исследуемый период. Для этого количество дней разделим на количество упоминаний.
ВУЗ |
Частота упоминаний |
ЮФУ |
>1 раза в сутки |
ДГТУ |
1 раз 2,5 дня |
РГЭУ (РИНХ) |
1раз 3,5 дня |
ЮРГТУ (НПИ) |
1раз 4 дня |
РостГМУ |
1раз 7,5 дней |
РГУПС |
1 раз 8 дней |
РГСУ |
1 раз 9,5 дней |
ЮРиф РАНХиГС |
1 раз 25,5 дней |
Материалы с информацией о РГЭУ (РИНХ) появляются в среднем с частотой 1 раз на 3,5 дня или 2 раза в неделю. Безусловным лидером, как мы видим, по этому показателю, является ЮФУ – информация об этом вузе обновляется ежедневно. Аутсайдер в данном списке Южно-Российский институт-филиал РАНХиГС (бывший СКАГС). Упоминания о его деятельности встречаются в среднем раз в 25,5 дней.
1.3 Содержание материалов
Определим содержание материалов, содержащих упоминания вузов. Для удобства подсчета распределим все материалы на 5 категорий:
1. В материале содержится информация о том, что данный вуз явился организатором какого-либо мероприятия.
2. В материале содержится информация о том, что вуз явился площадкой для проведения какого-либо мероприятия.
3. В материале содержится информация о том, что вуз или его представители явились участниками какого-либо мероприятия.
4. В материале упоминается имя человека, каким-либо образом связанного с данным вузом (выпускника, преподавателя, ректора и т.д.).
5. В материале содержится информация, рассказывающая о деятельности вуза в целом, либо его частей.
С помощью предложенных категорий можно будет понять, в каком качестве перед читателями больше предстает тот или иной вуз: как площадка, организатор, участник и т.д.
а) Содержание материалов по каждому вузу в процентах:
1.Южный федеральный университет
2. Донской государственный технический университет
3. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
4. Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)
5. Ростовский государственный медицинский университет
6. Ростовский государственный университет путей сообщения
7. Ростовский государственный строительный университет
8. Южно-Российский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
б) Освещение в СМИ вузов по категориям
Из графика «б» видно,что РГЭУ (РИНХ) в равной высокой степени с другими ведущими вузами освещается в материалах как организатор мероприятий. В средней степени находятся показатели упоминаний принадлежности к вузу конкретных людей, связанных с ним, уровня освещения деятельности вуза и участия в мероприятиях. В меньшей степени РГЭУ (РИНХ) предстает перед читателями как площадка для проведения сторонних событий.
1.4. Характер материалов
Следующий шаг нашей работы – выяснить «тональность» публикаций, то есть определить, сколько из них носят положительный или отрицательный оттенок, либо же имеют нейтральный характер. Сначала определим характер публикаций для каждого вуза в отдельности, а затем сравним данные между собой.
а) Характер материалов в СМИ от общего количества упоминаний:
1) Южный федеральный университет
2)Донской государственный технический университет
3) Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
4) Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)
5) Ростовский государственный медицинский университет
6) Ростовский государственный университет путей сообщения
7) Ростовский государственный строительный университет
8) Южно-Российский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
б) Позитивный и отрицательный характер материалов для всех вузов:
По результатам подсчетов на графиках «а» 1-8 можно отметить, что подавляющее большинство материалов подаются с нейтральной позиции. Это объясняется тем, что в основном тексты носят информационный, а не аналитический характер.
По данным графика «б» можно судить о том, что РГЭУ (РИНХ) опережает другие вузы в процентном соотношении материалов с положительным оттенком, а также имеет крайне малое число текстов со знаком «-» - всего лишь 2 материала (3%). Один из отрицательных материалов связан с дракой, недавно произошедшей в общежитии РИНХа, другой с информацией о закрытии филиалов вузов. К материалам с положительным оттенком относятся: 5 материалов, содержащих информацию о деятельности вуза, 7 материалов об организаторской деятельности вуза и 3 материала о людях, имеющих непосредственное к нему отношение.
Итак, проведя контент-анализ упоминаний ведущих вузов области в региональных СМИ, мы убедились, что освещение работы Ростовского государственного экономического университета носит гораздо более объективный характер, чем предполагалось ранее. В результате количественного и качественного анализа материалов с ключевыми словами за срок от 1 сентября 2012 года по 20 апреля 2013 года, выяснилось, что:
РГЭУ (РИНХ) занимает третье место по количеству упоминаний среди ведущих вузов региона;
Частота упоминаний вуза в исследуемых СМИ составляет 1 раз в 3,5 дня или 2 раза в неделю;
Чаще всего РГЭУ (РИНХ) предстает перед читателями в качестве организатора мероприятия, либо же ключевое слово с названием вуза относится к людям, имеющим непосредственное отношение к университету.
В сравнении с другими вузами РГЭУ РИНХ имеет небольшое количество отрицательных упоминаний – 2 (ЮФУ – 10 упоминаний, ЮРГТУ (НПИ) – 8 упоминаний) и лучший процент положительных упоминаний в СМИ– 22% от общего количества.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, не подтвердилась.
Библиографический список
1) Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания «Дон-ТР»;
2) газета «Московский Комсомолец на Дону»;
3) газета «Наше время»;
4) сайт «161.ru»;
5)Молодежное информационное агентство «МИА».