ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

Яковлева Т. А., Гончарова В. А., Моцная А.Ю.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Технологическая модернизация России неосуществима без развития и совершенствования инженерного образования, которое должно базироваться на лучших традициях российской инженерной школы. В 90-е годы XX столетия, как констатируют многие исследователи, российская инженерная школа во многом утратила свои прежние позиции. Разрыв связи науки, образования и промышленности привел к уходу наиболее талантливых инженеров в другие сферы деятельности, многие коллективы исследователей и разработчиков распались.

Проблемой является также недостаточное и неэффективное использование достижений науки, технологий и техники в реальном секторе экономики. Вследствие этого российские производители интенсивно вытесняются с мировых рынков наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Дальнейшая практика наращивания прибыли за счет использования низкоквалифицированного и малооплачиваемого труда может привести к последующей деградации основных отраслей промышленности.

Для обеспечения позитивных изменений в российской экономике значительной части отечественных товаропроизводителей необходимо обеспечить ускоренное внедрение в производство инноваций, современных и наукоемких технологий. Указанные обновления возможны только при наличии современной системы подготовки инженеров, выпускающей специалистов, способных работать в условиях рынка и мировой конкуренции.

Перед инженерно-техническими вузами страны стоит задача ориентации на подготовку специалистов по разработке и внедрению высоких технологий, способных к инновационной деятельности.

В настоящее время подготовка инженерно-технических кадров и их трудоустройство не в полной мере соответствуют современным требованиям по следующим причинам:

  • значительная часть учреждений высшего профессионального образования осуществляет обучение на физически и морально устаревшем оборудовании;

  • подготовка кадров осуществляется по образовательным программам, зачастую разработанным без участия работодателей, без должного учета потребностей рынка труда;

  • не решены в должной мере правовые и финансовые вопросы функционирования отраслевых факультетов, базовых кафедр и филиалов кафедр, являющихся структурными подразделениями вузов;

  • недопустимо снизился объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в вузах, что не способствует участию преподавателей и студентов в научных исследованиях;

  • уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава инженерно-технических вузов не способствует пополнению профессорско-преподавательского состава молодыми специалистами;

  • не обеспечено эффективное проведение практик студентов на базовых предприятиях;

  • не решены вопросы закрепления выпускников на промышленных предприятиях, их социальная поддержка.

Для решения проблемы подготовки инженерных кадров, в первую очередь, меры должно предпринимать государство, а затем крупные промышленные предприятия, заинтересованные в квалифицированных кадрах.

За последние 20 лет престиж инженерных специальностей упал, сегодня только 4 % медалистов идут на инженерные специальности. Поэтому в первую очередь необходимо решить задачу повышения престижа инженерного труда и привлекательности обучения по инженерным специальностям. Успех решения данной задачи зависит от эффективности взаимодействия работодателей, высших учебных заведений и государства.

С этой целью возможно применение определенных мер:

1. повышение стипендии на приоритетных инженерных специальностях;

2. изменение условий обучения;

3. проведение раннего профессионального ориентирования, начиная со старших классов школы;

4. повышение зарплаты инженеров. Решению этой задачи помогут, в том числе, реализация приоритетных программ и увеличение спроса на продукцию предприятий. В ближайшее время этому будут способствовать федеральные целевые программы, ориентация госзакупок на инновационную и высокотехнологичную продукцию.

5. обеспечение инженеров жильем. Пока это возможно только в рамках программы по поддержке молодой семьи (она предполагает значительное софинансирование по первоначальному взносу по ипотечному кредиту, и это позволяет снизить требования к зарплате).

Более подробно данные меры приведены в Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы.

Целью Программы является повышение качества кадрового потенциала специалистов отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, и совершенствование структуры инженерной подготовки в рамках стратегического партнерства российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики.

Программа повышения квалификации формируется образовательным учреждением при участии заинтересованных предприятий и организаций реального сектора экономики.

Реализация Программы позволит:

  • повысить квалификацию не менее 15000 специалистов на базе российских образовательных учреждений с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

  • отработать механизмы реализации долгосрочного партнерства в подготовке кадрового резерва и повышении квалификации инженерных кадров для предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных учреждений;

  • сформировать банк программ повышения квалификации, реализующих современные технологии обучения и формирующих актуальные компетенции инженерных кадров в области приоритетных направлений развития техники и технологий;

  • содействовать развитию инженерного образования путем актуализации программ повышения квалификации.

Целесообразно признать необходимым осуществлять ознакомление студентов, стажеров, аспирантов и преподавателей с новейшими научными и техническими достижениями, привлекать их к выполнению исследований и разработок на базе научно-исследовательских институтов, передовых конструкторских организаций, предприятий (объединений) соответствующих министерств и ведомств страны.

Следует обратить внимание на укомплектованность технических университетов профессорско-преподавательскими кадрами высшей квалификации. При этом следует обеспечивать обязательное участие всех преподавателей профилирующих дисциплин в выполнении актуальных научных исследований и разработок, а ведущих работников научных и конструкторских подразделений - в обучении будущих специалистов.

Список использованных источников:

  1. Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012 – 2014 гг. (утв. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 594).

Просмотров работы: 1370