Радикальная экономическая реформа, кардинальное изменение геополитического положения России в 1990-ые годы существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и торговые связи со странами не только с дальнего, но и с ближнего зарубежья. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.
Проблема кадрового обеспечения внешнеэкономической деятельности приобретают особое значение и в связи с появлением в последнее время более благоприятных условий для участия России в мировых интеграционных процессах. Такая подготовка ведется в нескольких учебных заведениях России, ведущим из которых является Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ.
Требования, предъявляемые к сотрудникам, занятым внешнеэкономической деятельностью, хорошо известны и могут быть разделены на три основные группы:
общие требования;
профессиональные требования;
индивидуальные требования.
Общие и индивидуальные требования, предъявляемые к работникам внешнеэкономической сферы, едины для всех видов экономической деятельности. Отличия существуют в предъявляемых профессиональных требованиях, имеющих отраслевую специфику.
Профессиональные требования к сотруднику системы внешнеэкономических связей можно сформулировать, анализируя функции и должностные обязанности различных категорий работников, которые им приходится выполнять в процессе работы в самых разнообразных внешнеэкономических организациях. К числу последних относятся отраслевые, республиканские, областные, городские внешнеэкономические объединения, внешнеторговые фирмы и производственные объединения, совместные предприятия, консорциумы, ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами, банки, финансовые учреждения, а также организации загранаппарата.
Профессионально-квалификационные требования к сотруднику определяются исходя из выполняемых функций и включают в себя требования к образованию, знанию иностранного языка, стажу работы в области внешнеэкономических связей, опыта работы в учреждениях внешнеэкономического профиля.
Применительно к конкретной должности в настоящее время большое внимание обращается на профессиональные знания и доскональное знание дела. Как показывает практический опыт, высокая компетентность специалиста должна основываться не только на глубоких профессиональных знаниях организации, техники и технологии внешнеэкономических операций, но и на практическом опыте работы во внешнеэкономических организациях, определенных навыках.
Основные профессионально-квалификационные характеристики сотрудника оперативно-коммерческого подразделения можно сформулировать следующим образом, должен уметь:
составлять обзоры экономики страны и конъюнктуры мировых товарных рынков;
оценивать конкурентоспособность отечественных услуг и товаров;
обосновать предложения, направленные на избежание риска валютных потерь, при формулировании валютных условий контрактов, правильно составлять финансовые условия контрактов;
рассчитывать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период (год, квартал), составлять проекты валютных и финансовых планов организации;
производить факторный анализ итоговых показателей деятельности организации;
составлять предложения по наиболее эффективной транспортировке грузов, хорошо разбираться в правильном оформлении транспортных документов;
практически использовать средства организационной и вычислительной техники, механизации и автоматизации труда, применяемые во внешнеторговых организациях;
пользоваться типовыми письмами и контрактами, составлять и оформлять деловую корреспонденцию, вести делопроизводство;
использовать основы психологии и социологии во внешнеторговой деятельности.
Формирование кадрового корпуса для управления внешнеэкономической деятельностью на предприятиях, в организациях и учреждениях - задача государственной системы профессионального образования. Количество специалистов данного профиля, специальности и специализации, по которым необходимо осуществлять обучение, должны определяться исходя из прогнозных и экспертных оценок развития внешнеэкономических связей, потребности органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений, принимающих участие в их реализации, и разработанных на основе этих оценок и потребности соответствующими органами перечня специальностей и новых квалификационных характеристик, кадровой структуры внешнеэкономических служб и требований, предъявляемых к их специалистам, а также с учетом существующей международной практики.
Важнейшей составляющей системы непрерывной подготовки кадров для внешнеэкономической деятельности следует рассматривать их обучение в учебных структурах повышения квалификации и переподготовки. Конечная цель обучения в этой системе - опережающая профессиональная подготовка и переподготовка специалистов для последующей их работы в области внешнеэкономической деятельности.
В связи с многообразием подходов к подготовке и переподготовке кадров для внешнеэкономической деятельности в различных типах учебных заведений и центров, увеличением их количества возникает необходимость проведения сертификации действующих учреждений, осуществляющих процесс обучения, независимо от их подчиненности и форм собственности, с целью выявления соответствия требованиям, предъявляемым к кадровому, материальному, методическому обеспечению учебного процесса и качеству обучения.
Решающим условием выхода на новый качественный уровень подготовки кадров в области внешнеэкономической деятельности является совершенствование подготовки специалистов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру. Для этого необходимо уточнить перечень научных специальностей и потребность в кадрах высшей квалификации, определить научные проблемы современной экономики и внешнеэкономической деятельности, решение которых требует проведения специальных исследований, сформировать научные школы в этой области, установить объемы их финансирования.