ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РФ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 


В последние годы  в научном сообществе значительно вырос интерес к исследованию проблем трудоустройства выпускников вузов. Множество публикаций  освещают данную проблему, отмечая снижение данного показателя в большинстве регионов РФ, связывает этот факт с изменением в требованиях работодателей к выпускникам и структурной перестройкой экономики территорий. Сложность найти достойное место работы и ее оплату, построить карьеру и обеспечить себя в перспективе отмечается и самими выпускниками вузов. На наш взгляд решение данного вопроса сегодня определяется не только отмеченными выше причинами, но и качеством самих инструментов и методов работы при организации данного  процесса (трудоустройства выпускников вузов) со стороны всех его участников.

Грамотный руководитель, желающий отвечать новым требованиям, предъявляемым экономикой,  стремится сегодня обеспечить большую гибкость наемного труда через ротацию рабочих мест, разнообразие рабочих операций и трудовых навыков, повышение адаптивности кадров и их  непрерывное развитие.

По утверждению специалистов:

- происходит третья профессиональная революция, когда глобальная конкуренция выдвигает на первый план потребность в высокообразованных людях свободных профессий. Подобных людей в некоторых городах называют транспрофессиналами,  которые должны быть готовы за счет своего мышления и спо­собов организации деятельности работать в различных профессиональных средах. Для них не столь важно положение в той или иной организационной струк­туре, они могут свободно входить в нее и покидать, создавая для решения ка­кой-либо комплексной проблемы адекватные формы организации - проект­ные команды;

- имеют место тенденции, проявляющиеся в переходе: от узкой специализации и ограниченной ответственности - к ши­рокой профессиональной ответственности; от планируемой карьеры к гиб­кому выбору пути профессионального развития; от ответственности менед­жеров за развитие персонала - к ответственности самих работников за собст­венное развитие;

- начала активно формироваться потребность в специалистах новых профессий, необходимых сегодня для развития бизнеса.

Результаты исследований потребности работодателей в специалистах, выполненные рекрутинговой компанией «Antal Russia» указывают на дефицит высококвалифицированного менеджерского персонала,  который по территориям  России продолжает усиливаться, и предпосылок для его снижения пока нет. По мнению управляющего директора компании М. Гермерсхаузена, сегодня на рынке есть позиции, по которым этот дефицит еще более значителен. Эксперты компании, основываясь на соотношении спроса и предложения на территориальном рынке труда,  составили  список  дефицитных сегодня профессий, в   числе которых:       

           - разработчик мобильных приложений для iOS и Android с уровнем дохода. Специалисты данного профиля востребованы в интернет-индустрии, медиакомпаниях, IT-секторе. При этом работодателям интересны  разработчики с опытом создания и запуска минимум 2-3 приложений, а таких кандидатов на рынке очень мало;

  - методолог по бухгалтерскому/управленческому учету, занимающийся созданием и описанием процессов ведения учета и отчетности и обладающий хорошими операционными знаниями в финансах и бухгалтерии;

 - специалист по CRM (Client Relationship Management) в секторе электронной коммерции . Потребность в специалистах данного профиля обусловлена ростом  электронной коммерции. Успех  данного бизнеса во многом определяется грамотно выстроенной работой с клиентами, поэтому CRM-специалисты сейчас находятся на пике спроса.  В их задачи  входит повышение уровня продаж и обслуживания путем сохранения и анализа информации о клиентах, истории взаимоотношений с ними, разработки программ лояльности;

менеджер по технологии «бережливого производства» (LEAN) . LEAN-менеджеры востребованы в международных производственных компаниях, оперирующих по территориям РФ;        

-        менеджер по работе с корпоративными клиентами (инвестиционные продукты)  востребованный крупными финансовыми институтами.  Данный специалист должен владеть технологией работы с юридическими лицами, техникой продаж инвестпродуктов, понимать процессы выпуска акций и долговых бумаг, организации сделок M&A, методы структурирования продуктов и уметь работать с деривативами;

 менеджер по стратегическому планированию в рекламном агентстве являющийся сегодня ключевой фигурой в рекламных агентствах и занимающийся разработкой коммуникационной и медийной стратегий продвижения компаний/брендов/продуктов;

менеджер строительных проектов,  полностью отвечающий за весь комплекс работ процесса строительства объектов. Востребованы данные специалисты в компаниях, занимающихся промышленной и коммерческой недвижимостью.

На настоящий момент на рынке труда большинства территорий России формируется избыточное число безработных - претендентов на рабочие места. Однако, несмотря на это, спрос работодателей так и остается неудовлетворенным, что свидетельствует о проблеме несоответствия спроса и предложения специалистов по качественным и количественным параметрам.  И хотя многие крупные ВУЗы страны пытаются успеть за изменениями рынка, расширяя спектр направлений и профилей подготовки, вводя новые технологии в образовании, разрабатывая технологии мониторинга трудоустройства, активно сотрудничая с бизнесом и структурами рынка труда, ситуация с занятостью выпускников  остается по-прежнему весьма напряженной.

 На основании анализа заявленных работодателями вакансий, можно достаточно уверенно констатировать, что руководители предприятий РФ, аналогично, испытывают существенную потребность в высококвалифицированных кадрах, обусловленную  растущим несоответствием в конъюнктуре рынка труда. Подтверждают данный факт и показатели занятости (безработицы) в различных сегментах рынка труда края, а также трудоустройства молодых специалистов, указывая на то, что сложившаяся на сегодня в регионе система подготовки и переподготовки кадров не соответствует новому формирующемуся спросу. И на лицо значительный дисбаланс спроса и предложения как в целом на краевом, так  и муниципальных рынках труда.

Так, за 8 месяцев 2011 года в Центры занятости населения (ЦЗН) Красноярского края обратились 254,3 тыс. человек за предоставлением государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе в поиске работы - 104,9 тыс. человек /5/.

По состоянию на 01.09.2011 г. в органах службы занятости населения Красноярского края зарегистрированы 29,7 тысячи безработных граждан. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,9 % экономически активного населения (на 1 сентября 2010 года - 2,2 %). В 11 городских округах и муниципальных районах края ситуация на рынке труда характеризуется как напряженная (уровень зарегистрированной безработицы составил более 5 % трудоспособного населения в трудоспособном возрасте).

При этом в органы службы занятости населения работодателями заявлены 130,9 тыс. вакансий. По состоянию на 01.09.2011 г. имеются сведения о 29,1 тыс. свободных рабочих мест (вакантных должностей, с учетом временных работ) в городах и районах края (на 01.01.2011 - 13,1 тыс.).

Ежедневно государственная служба занятости Красноярского края располагает сведениями о 28-32 тыс. вакансий, что примерно равно числу зарегистрированных в регионе безработных. Казалось бы, баланс по количеству достигнут, однако безработица сохраняется. Причин тому, по мнению заместителя руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края Т. Крыловой несколько/ 5/.

- заявленная потребность в рабочей силе распределена неравномерно по территориальному признаку. Например, в августе этого года 40 % всех заявленных вакансий пришлись на г. Красноярск, в то время как на учете здесь состоит всего 14,5 % безработных от общего числа по краю;

- по профессионально-квалификационному признаку имеется существенное несоответствие спроса и предложения. Так, доля вакансий для рабочих специальностей составляет 70-75 %.  Доля вакансий для служащих и инженерно-технических работников, соответственно, 25-30 %. При этом соискателей, готовых устроиться на рабочие специальности, только половина от общей массы безработных;

 - устойчив спрос на специалистов в сфере здравоохранения и образования, не смотря на то, что работодатели предлагают хорошие условия труда и достаточно высокую зарплату. Квалифицированным врачам работодатели сегодня готовы платить 30-35 тыс. рублей, тогда как год-два назад не более 15 тыс. Причем, это касается как частных, так и государственных медучреждений. Что же касается лиц рабочих профессий, то во многих отраслях экономики края сохраняется острый дефицит квалифицированных рабочих.

Среди профессий рабочих в большей степени работодателями востребованы: дорожные рабочие, рабочие зеленого хозяйства, металлообрабатывающей и машиностроительной отрасли, рабочие строительно-монтажных работ, водители и машинисты подвижного оборудования, электрогазосварщики, плотники, штукатуры, маляры, работники сельского хозяйства, продавцы, операторы, аппаратчики, слесари-сборщики оборудования, а также неквалифицированные рабочие в строительстве, транспорте, промышленности, геологии, ЖКХ и общие для всех отраслей экономики (дворники, уборщики, сторожа, вахтеры, гардеробщики, лифтеры, грузчики, подсобные рабочие и др.).

 В течение 2011 года в службу занятости было заявлено более 115 тысяч вакансий, из них более 80 % по рабочим профессиям. Распределение экономических видов деятельности по количеству вакансий представлено на рис. 1.

Ежегодно в ЦЗН Красноярского края обращаются около 6,5 тыс. выпускников различного уровня профессиональной подготовки, при этом средняя доля выпускников вузов составляет 36 % (рис. 2).

В 2010 году в органы службы занятости населения за содействием в поиске работы обратились 6,4 тысячи выпускников. Из них 2,4 тысячи человек (37,4%) - выпускники вузов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года обращения выпускников в службу занятости сократились на 8,2 %, при этом на 15,4 % увеличилось их трудоустройство. Меньше выпускников получили статус безработного: им были сразу предложены различные варианты вакансий. Всего в прошедшем году 4200 выпускников нашли новое место работы. Этому способствовало и улучшение ситуации на рынке труда, и действия, предпринятые властью.

 



Как показывает практика, количество обращений увеличивается осенью, когда молодежь начинает активно искать работу. По результатам опроса, проведенного службой занятости в 2010 г., до 60 % выпускников, зарегистрированных в качестве безработных, не имели опыта трудовой деятельности в период обучения, 22 % не занимались самостоятельным поиском работы до обращения в центр занятости населения /5/. С начала 2011 г. с целью трудоустройства встали на учет 2,6 тыс. выпускников, что на четверть меньше, чем в 2009-2010 гг. Отчасти, это свидетельствует об увеличении возможности самостоятельного трудоустройства молодежи, минуя службы занятости. На 01.08.2011 г. на учете состояло 1088 выпускников, что в полтора раза меньше, чем августе 2010 года.

Одна из главных проблем трудоустройства молодежи - несоответствие запросов профессиональным навыкам. Выпускники предпочитают рабочим специальностям офисные, при этом уровень ожиданий у них явно завышен. Помимо высокой зарплаты, они предъявляют высокие требования к комфортным условиям проживания. Так, согласно опросу краевого агентства занятости /5 /, более половины молодежи, приехавшей на учебу в г. Красноярск из малых городов и сел, не хотят уезжать обратно. Даже на высокооплачиваемую работу в места своего рождения. Большинству выпускников важнее жить в городе, для них более привлекательна досуговая составляющая, нежели высокая зарплата. К тому же выпускники плохо ориентируются в рынке труда, вчерашние студенты не умеют правильно себя презентовать перед работодателями, требования которых растут с каждым годом.

В 2010 году по заказу краевого агентства труда и занятости Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения провел социологическое исследование среди студентов вузов и работодателей, в ходе которого будущие выпускники учебных заведений оценивали проблемы трудоустройства, а работодатели высказывали причины несоответствия молодых специалистов их требованиям. Результаты довольно любопытны:

- 47,5 % опрошенных студентов высоко оценивают возможность трудоустройства по своей специальности;

- при этом более 50 % из них считают получаемое в вузе образование не соответствующим запросам рынка труда, либо затруднились ответить на поставленный вопрос;

- выпускники стали более адекватно оценивать уровень зарплаты, на который они могут претендовать. Основная часть студентов определяет желаемую заработную плату на начальном периоде в диапазоне 11000-20000 руб.;

- главной проблемой, затрудняющей трудоустройство по специальности, студенты считают отсутствие опыта и стажа, об этом заявили 80 % респондентов;

- уровень трудовой мобильности выпускников низок, они не готовы переезжать в отдаленные, сельские территории края, даже при наличии там вакансий по специальности;

- часть выпускников достаточно пассивны при трудоустройстве, не прикладывают каких-либо усилий, чтобы найти работу самостоятельно и надеются на помощь вуза или специализированных структур;

- на большинстве предприятий города отсутствует понятие «молодой специалист»: к выпускникам применяются те же самые требования и нормы при приеме на работу, что и к прочим кандидатам на вакантное место;

- наличие у выпускников проблем социально-психологического характера: неготовность молодых людей к рабочему распорядку, ориентация на офисный характер работы, неспособность работать в команде, инфантильность, излишняя амбициозность и, вместе с тем, неуверенность в себе. В связи с чем, по мнению работодателей, вузовское образование должно быть более ориентированным на практику.

На большинстве предприятий края наблюдаются признаки кадрового дефицита, на рынке труда конкуренция работников за получение рабочего места сменяется конкуренцией работодателей за рабочую силу, удовлетворяющую предъявляемым требованиям. При этом сами работодатели, высказываясь по данной проблеме, зачастую отмечают, что уровень подготовки кадров в образовательных учреждениях не всегда их устраивает. Высказываются претензии и к номенклатуре специалистов, подготавливаемых образовательными учреждениями. В связи, с чем множество выпускников сегодня вынуждены работать не по полученным специальностям.

Однако отметим, что на наш взгляд, сегодня предприятия сталкиваются с проблемой кадрового голода отнюдь не по причине нехватки специалистов, а потому, что сегодня только очень небольшая часть компаний проводит осознанную политику формирования кадрового резерва. Необходимо прогнозировать потребности своего предприятия, правильно оценивать имеющийся потенциал и возможности его развития, вкладывать средства в подготовку специалистов, исходя из стратегических целей.

С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров. Поэтому одной из наиболее существенных проблем рынка труда, несомненно, можно считать проблему структурного дисбаланса. В числе причин не позволяющих обеспечить эффективность трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования /3/:

- отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

- низкая заинтересованность учреждений системы профессионального образования  в трудоустройстве выпускников, организации профориентационной работы с абитуриентами и студентами, мониторинге изменений в требованиях к квалификации специалистов на рынке труда, емкости и развития самого рынка по конкретным профессиям и специальностям работников;

- кадровая политика большинства российских организаций, ориентированная в большей степени на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

- отсутствие у большинства выпускников необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;

 - завышенная самооценка своего профессионально-квалификационного уровня у значительной части выпускников учреждений профессионального образования.

 Чем успешнее будут сформированы характеристики (компетенции) эффективности трудоустройства выпускников, тем успешнее они будут востребованы работодателями и трудоустроены. При этом рынок труда определяет и изменяет критерии профессиональной подготовки в соответствии с темпами развития науки и экономики. В этом контексте возникает потребность в разработке перечня критериев оценки  конкурентоспособности молодого специалиста, удовлетворяющего перспективным требованиям рынка труда,  который определяет эффективность трудоустройства выпускника.

Представляется, что избежать многих проблем и ошибок трудоустройства можно за счет комплекса следующих мер:

1. Развитие системы профориентации молодого поколения, начиная со школы. Помочь в этом могут как сами выпускники и учащиеся вузов, так и преподаватели, специалисты вузовских агентств по трудоустройству, сотрудники ЦЗН и работодатели.

2. Внедрение системы социально-профессиональной адаптацией студентов. Не только школе необходимо помогать выпускникам в осознании своих возможностей в выборе профессии, но и профессиональным учебным заведениям следует заниматься социально-профессиональной адаптацией студентов, ориентируясь на реальные потребности рынка труда. Сегодня содействие в трудоустройстве выпускников является важным направлением деятельности учреждений профессионального образования, став одним из показателей конкурентоспособности и востребованности учебных заведений. В ряде вузов в учебный процесс включены специальные занятия по вопросам технологии поиска работы, успешной адаптации выпускников на рынке труда, проводятся мастер-классы по технологиям поиска работы (СФУ). Введены факультативные курсы «Навыки эффективного поиска работы» (КГТЭИ) и практикумы трудоустройства (СибГТУ), проводятся семинары-тренинги по формированию навыков самопрезентации (СибГАУ).

3. Формирование системы мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, постоянного анализа соответствия спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе специальностей (профессий), отраслей, муниципальных образований региона, а также анализа причин дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и причин нетрудоустройства выпускников по полученной специальности. Мониторинг проблем трудоустройства молодых специалистов и других   участников данного процесса, учитывающий их потребности и интересы сегодня должен выступать как социально-культурная норма проектирования образовательного процесса в высшем учебном заведении /5/.

На наш взгляд, показатель «уровень трудоустройства выпускников вузов» должен  сегодня стать одним из главных  критериев эффективности функционирования не только самой системы высшего образования,  но и рынка труда, и экономики в целом, при этом  во многом зависящий от продуктивности самого процесса подготовки и приспособления выпускников вузов к выходу на рынок труда.

В настоящее время оценка профессиональной подготовки выпускника работодателем рассматривается как фактор, влияющий на его трудоустройство. Однако в зависимости от характера работы, каждое предприятие и организация устанавливает свои требования отбора. При этом законченное высшее образование воспринимается как минимальная основа для трудоустройства и своеобразная гарантия культурного уровня.

Сегодня рынок труда нуждается в квалификационных компетенциях, не зависящих от конкретного процесса труда. Все большее значение приобретает требования  «умение обучаться», «способность к генерации идей и саморазвитию», «наличие аналитического склада ума» и личностные качества претендентов, которые повышают возможности трудоустройства, облегчает вертикальную и горизонтальную мобильность работников, как  на  рынке труда, так и в трудовой сфере.

 Рассматривая требования рынка труда к молодым специалистам и предложения со стороны образования, следует признать, что образование отстает от требований работодателей /1/.   Поэтому среди актуальных проблем, стоящих перед образованием, выделяется проблема подготовки молодых специалистов, способных грамотно ориентироваться и добиваться жизненного успеха в новых рыночных условиях. Однако решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг без учета интересов непосредственно потребителя образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию относительно освоения профессии и выбора сферы трудовой деятельности невозможно.

Анализ отечественного опыта показывает, что значительное количество выпускников испытывает серьезные трудности при переходе от учебы к работе, оказывается занятым на неквалифицированных рабочих местах или остается без работы. В настоящее время отдельные функции мониторинга трудоустройства выпускников вузов проводят все учреждения системы образования Красноярского края, при этом в каждом вузе созданы и работают Центры по трудоустройству или Центры карьеры, проводятся ярмарки вакансий, встречи с работодателями.

4. Разработка системы прогнозирования качественной и количественной потребности экономики региона в специалистах с учетом уровня и профиля подготовки, территориальной специфики экономики.

Это позволит системе профессионального образования региона выпускать конкурентоспособных и востребованных рынком труда специалистов с необходимой квалификацией и уровнем образования.

Осознавая значимость проблемы трудоустройства выпускников, Советом ректоров и Агентством труда и занятости населения Красноярского края (Агентство) заключено Соглашение о сотрудничестве, в рамках которого проводились совместные совещания, семинары и конференции. С одной стороны, Агентство осуществляет регулярное информационное обеспечение, в части структуры и объемов подготовки специалистов, численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве, с другой стороны - регулярно доводит до сведения вузов информацию о состоянии занятости выпускников на рынке труда. Однако, несмотря на большую совместную работу Агентства труда и занятости населения Красноярского края и вузов, проблемы трудоустройства выпускников вузов нельзя назвать полностью решенными.

 

Список использованной литературы

1. Акинфиева Н.- Социальная целесообразность стратегических изменений в российском образовании // ВВШ. - М.: РУДН. 2005. №4. - С.25.

2. Кязимов К.- Рынок труда и профессиональное образование, // Человеческие ресурсы. №2. 2003. С. 21.

3. Иванова И. - Социальные и личностные потребности в образовании // Человеческие ресурсы. - Саратов. 2004. №4. - электронная версия: http: //www.pmuc.ru/jornal.

4. Рейтинг дефицитных профессий 2011 года -Источник: Финам.info (электронная версия) http://finance.mir66.ru/news/article.

          6. Perkin G. The Rise of Professional Society: Britain since 1880. L.: Routledge. - 1990

Просмотров работы: 2170