Современное образование направлено на достижение высокого качества профессиональной подготовки специалистов. В экономике, основанной на знаниях, новых технологиях знания современного студента должны обладать определенными конкурентными преимуществами. В этой связи важным является целенаправленное совершенствование методики контроля, оценки качества знаний и умений студентов.
Но, как показывает педагогическая практика, существующая форма контроля и оценки уровня усвоения изучаемого материала, применяемая в школьной и вузовской практике, имеет ряд недостатков: не обеспечивает достаточной объективности оценки знаний и умений студентов; для преподавателя главным в контроле нередко становится выставление отметок, поскольку на их основе проверяется и оценивается его работа.
Достичь объективности при оценке качества усвоения студентами содержания обучения можно путем использования тестов учебных достижений. При тестировании сокращается число субъективных факторов, негативно влияющих на достоверность результатов освоения образовательной программы, существенно уменьшается трудоемкость диагностики знаний и умений, стрессовая нагрузка на преподавателя.
Очевидно, важным становится освоение преподавателем технологии конструирования тестов, организации и проведения тестирования. В этой связи разработана оптимальная педагогическая технология освоения магистрами, аспирантами технологии разработки тестов, организации и проведения тестирования.
Первый этап. Глубокое изучение программного учебного материала. По определению, педагогический тест предполагает включение в тест только такого контрольного материала, содержание которого находится в соответствии с содержанием учебной дисциплины.
Второй этап. Магистры знакомятся с технологией разработки тестов, организацией и процедурой проведения тестирования, а также с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям. При составлении тестовых заданий должны быть выдержаны технологические и дидактические требования. Дидактические требования к качеству тестовых заданий могут быть сформулированы в виде следующих критериев: равная представленность в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д.; формулировки заданий теста должны быть чёткими, краткими и однозначными; важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое; варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки ответа или отбрасывания заведомо неподходящего ответа; варианты ответов должны быть краткими и однозначными [1].
Третий этап. Разработка тестов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к педагогическим тестам, позволяющих надёжно и валидно оценить знания и другие интересующие преподавателя характеристики личности студента [2]. Перед магистрами ставится задача: овладеть формами тестовых заданий, в которых каждый педагог может выразить содержание учебной дисциплины. Наибольшее распространение в практике получили четыре основные формы тестовых заданий: закрытая форма тестовых заданий; открытая форма тестовых заданий; задания «на соответствие»; задания на «установление правильной последовательности».
Четвёртый этап. Проведение тестового контроля знаний, умений и навыков студентов. Студенты выполняют тестовые задания под руководством магистров. Определяется индивидуальный тестовый балл студента, который ассоциируется с понятием «измерение уровня знаний» и проходит уточнения на основе той или иной модели измерения. Завершается этап обработкой ответов и интерпретацией результатов тестирования.
Пятый этап. Оценка тестовых заданий в ходе математического анализа. Определяются коэффициенты трудности и различения тестового задания. Определяется надёжность теста.
Шестой этап. Обсуждение разработанных вариантов тестовых заданий, публичная защита и т.п. При этом следует подчеркнуть значимость обсуждения для более глубокого усвоения знаний, для формирования навыков формулировать и аргументировать ответ. При обсуждении выявляются слабые места в теоретических знаниях и практической подготовке магистров, даются указания по устранению отмеченных недостатков. Защита собственных вариантов тестовых технологий позволяет демонстрировать каждым участником своих профессиональных знаний, умений и навыков, коммуникативных способностей. Преподаватель подводит итоги и оценивает результаты деятельности участников конкурса. Лучшие работы рекомендуются для участия в университетском конкурсе «Электронные учебно-методические материалы».
Методические рекомендации.
1. С помощью тестирования не возможно сделать окончательный вывод о знании и понимании студентом теоретического материала. Полностью заменить традиционный экзамен, зачет тестовым, на наш взгляд, нецелесообразно. Только оптимальное соотношение тестирования и нетестовых форм контроля может обеспечить мониторинг успеваемости студентов.
2. Недопустимо сводить всю оценку качества подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности только к знаниям, ибо качество подготовки – это комплексная характеристика, включающая в себя, кроме качества усвоения программного материала, ещё целую группу показателей. Эти показатели относятся к сфере духовной развитости личности. Показатели качества обучения являются только одним из элементов системы образования и вне оценки показателей духовной развитости личности имеют весьма ограниченную ценность.
3. Преподавателю также следует учитывать и такое требование к оценке знаний, как умение студентов оценивать свои результаты, видеть ошибки и исправлять их. В этой связи акцент необходимо делать на такие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и самооценка, которые направлены на углубленное изучение и освоение учебного материала, на формирование той обратной связи, которая позволяет не только выяснить объективную картину усвоения знаний, но и решить, какие коррективы следует вносить, чтобы процесс усвоения протекал более эффективно.
Литература
1. Мухамадеев И.Г. Опыт использования тестов для контроля знаний студентов / Теория и практика современных научных знаний: проблемы, поиски, перспективы: Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции (10-12 ноября 2011 г.): - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. – С. 5-7.
2. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.