ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА

Гасанова З.З. 1, Гасанова Х.К. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Существует огромное количество синдромов психических расстройств личности даже в небольшом возрастном периоде развития и становления человека (дошкольный и младший школьный). Среди них особое место занимают психосоматические расстройства по трудности анализа и диагностике практическими работниками (психологами образования, педагогами и врачами). В клинической психологии изучение психосоматических расстройств отведено психосоматической медицине. К психосоматическим расстройствам названного возрастного периода относятся младенческая колика, аэрофагия, срыгивание, анорексия, извращение аппетита (симптом Пика), меринизм, изменение массы тела, энкопрез, цефалгии и боли в животе, лихорадка неясного генеза, психогенная рвота, констипация или диарея, а также невротический энурез, невротическое заикание

Нам известно, что семья как институт воспитания имеет особое влияние на соматическое и психическое развитие детей именно школьного возраста. Возможно, оно объясняется полной психоэмоциональной и экономической зависимостью детей от родителей, и они же выступают основными субъектами влияния на индивидуально – личностные характеристики ребенка. Из чего следует, что родители могут сыграть основную роль в возникновении, а также течении детского невроза.

Как правило, диагностика родительских отношений доказывает и показывает ошибки в воспитании кроящиеся в неправильных отношениях испытуемого и родителей.

Но необходимо отметить, что даже при отсутствии патологических родительских отношений и исключении из причин детской психопатологии возможны проявление психосоматических расстройств.

Нам пока удалось определить среди причин таких расстройств только искаженное субъективное восприятие семейной ситуации развития самим ребенком. В основном реальный анализ или реанализ может явиться исчерпывающим методом коррекции с последующим подкреплением.

Невозможность определения первопричины не позволяет оказать своевременную квалифицированную социально – психологическую помощь семье и ребенку с психосоматическими и невротическими расстройствами. Идеальный вариант консультативной работы, когда психологическая школа республики или края работает в унисон, дифференцируя проблемы как клиники, так и психологии, но желательно решение этих проблем адресовать профессионалам - клиническим психологам.

Помимо этого существует крайняя необходимость первичного просвещения практических работников в области клинической психологии, что позволит нам избежать усугубления уже для ребенка дефицитарной социальной ситуации развития, до того как приступят к работе квалифицированные специалисты клинические психологи. Прежде всего, это создание благоприятной микросреды, что отвечает комплексному подходу в педагогической поддержке. Во вторых это умение проводить первичную консультативную работу с родителями и самим ребенком. Дети с психосоматическими расстройствами и невротическими проявлениями при работе психологов в образовании, как правило, демонстрируют такое поведение субъекта коррекции, которое затрудняет терапевтическую работу (сопротивление и психологическая защита).

Говоря о первопричинах невротических и психосоматических расстройств, опишем несколько примеров работы консультативного центра «Вита».

Девочка У. 16 лет с невротической рвотой (город Избербаш).

Девочка была направлена из отделения гастроэнтерологии.

У матери и у дочери отношение к этому было скептическое (недоумение по поводу направления к психологу). Они задавались вопросом - причем здесь психолог, если симптомы болезни на лицо. Анализ семейной и школьной ситуаций нам позволил определить причину невротической рвоты, что вызвало искреннее удивление у ребенка. Последующее наблюдение подтвердило поставленный в ходе консультации психологический диагноз и рвотные реакции пропали.

Девочка 8 лет, ученица элитной гимназии ( г. Каспийск).

Анамнестические сведения показывают, что девочка из так называемой «дистантнтной» семьи: отец работает в Москве, подолгу отсутствует. Девочка скучает. Живет с матерью у бабушки. Девочка неожиданно стала часто болеть (с высокой температурой) и плохо учиться. На вопрос: «А Вы собираетесь в Москву?» мать ответила: «Да, но дочь об этом не знает». Наши предположения, что девочка догадывается о предстоящем событии, подтвердились. Беседа о причине возможной поездки, и о том, что не поставив ее в известность, это не произойдет, исчерпало проблему психосоматических проявлений.

Девочка М. 3 года. Невроз заикания (поселок Дубки Республики Дагестан).

При представлении первичных анамнестических сведений о развитии ребенка матерью у девочки ярко проявляется заикание. При установлении доверительных терапевтических отношений и индивидуальной психологической работе, заикание не наблюдается. В анамнезе семьи есть информация о старшем брате 13 лет, и родители им очень не довольны. Был задан прямой вопрос «А может он не придти ночевать домой?». Мать отвечает, что тогда девочка не спит, ждет его прихода, кидается к его ногам и просит его не бить со словами «Он мой, он мой, я его люблю». Анализ внутрисемейных отношений позволил определить высокую внутрисемейную конфликтность в отношениях между членами семьи.

Реконструкция отношений в семье позволила снять невротические проявления у ребенка.

Хочу привести особый консультативный случай…

Девочка А. 9 лет, ученица гимназии (г.Махачкала).

Мать обратилась за помощью в связи с тем, что у девочки происходило спонтанное заглатывание языка с последующим посинением.

Семья несколько раз попадала к психиатру по вызову скорой помощи. Грамотный психиатр объяснил, что это причина психологического характера. В семье растут двое девочек, с большой разницей в возрасте. Почти весь тухум (большое дагестанское семейство) живет в одном большом доме. До рождения сестры она была единственным ребенком – объектом всеобщей любви и заботы. Родные, соблюдая все правила воспитания, покупают одинаковые одежду и обувь, игрушки, к обеим девочкам стараются относится одинаково. Девочка, тем не менее, стала постепенно рассеянной, часто температурит, плохо спит и учится. Взрослые не обнаружили в поведении признаков ревности. Однажды при укладывании в постель девочке сделали замечание: «Почему ты не отвечаешь? Что ты язык проглотила?». Последовал вопрос: «А когда проглатывают язык, человек умирает?». Мать машинально ответила: «Да, ложись спать, я приду и потушу свет». Придя позже и заглянув в постель мать обнаружила посиневшую дочь… В дальнейшем невротическая реакция закрепилась

При анализе ситуации девочка А. 9лет. воскликнула - «Вы хотите сказать, что я ревную к сестре? Какой кошмар!». Анализ, оценка и перестройка системы взаимоотношений позволил девочке справиться со сложившейся ситуацией

Девушка Д., 22 года (из другой республики), отлично учиться на 5 курсе.

Куратор обращается за помощью в связи с тем, что девушка неожиданно стала пропускать занятия и плохо учиться. Краткие сведения о семье: она оставила родительскую семью на стадии развода. Говоря о перспективах на будущее, она не предполагает создать собственную семью, а приняла самостоятельно решение воспитывать детей сестры. Метод интервью позволил выявить, что в 5 классе произошел казус – в присутствии учеников она обмочилась. При тяжелых травматических ситуациях это проблема восстанавливается. Составленный индивидуальный алгоритм коррекционных воздействий позволил нашей испытуемой справиться с этой проблемой.

Независимо от образовательного и культурного уровня большая часть родителей заинтересована в правильном воспитании своих детей. С одной стороны, их радует высокая информированность своих детей, с другой переживают, что они уступают детям в информационной доступности.

При этом следует отметить, что прямой зависимости проявлений психосоматических расстройств от экономической обеспеченности или необеспеченности семей не наблюдаются.

Просмотров работы: 1130