ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Шмыгля А.Ю. 1
1Филиал ЮФУ в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особенное значение для будущего России имеет здоровое подрастающее поколение: детская заболеваемость неуклонно растет, профилактические и терапевтические меры недостаточно эффективны, распространение вредных привычек приобрело катастрофические масштабы.

Формирование ценности здоровья и здоровьесберегающего образа жизни как фактор воспроизводства и развития человеческого капитала и социальной среды является приоритетом государства и общества. На уровне региона, муниципального образования забота о здоровье граждан может проявляться в системной здоровьесберегающей социальной практике, в числе прочих мер посредством создания сети социальной рекламы, внедрения здоровьесберегающих социальных технологий, информационно-образовательных проектов и программ, разработанных на научно-экспериментальной основе с учетом потребностей и специфики местного сообщества.

С целью развития основ здоровьесбережения у детей с 2010 года студентами Новошахтинского филиала ЮФУ начал внедряться социально-образовательный проект «Здоровый ребенок» (К.Лунева, О.Булла и др.) с группой детей социального риска младшего школьного возраста ГБУ СОН «СРЦ г. Новошахтинска. Целью являлось способствование формированию и развитию у детей основ здорового образа жизни через ознакомление ребенка с ценностями здорового образа жизни, профилактику заболеваемости детей в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями посредством организации занятий детской профилактической гимнастикой и обучение детей, родителей и педагогов ДОУ методикам ЛФК и основам здоровьесбережения, развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников средствами совместной досуговой деятельности по освоению здоровьесберегающих методик, а также пропаганда ЗОЖ (разработка популяризаторских, просветительских, обучающих, рекламных материалов по проблеме ЗОЖ). В ходе реализации проекта применялись беседы, игры, комплексы упражнений на внимание, развитие тонкой моторики руки, слухового сосредоточения, зрительно-моторной координации. Каждое занятие начиналось с беседы на ту или иную проблему о здоровье, рассуждали, высказывали свое мнение о видении проблематики, и закрепляли материал, проводились физкультурные паузы и физкультурные минутки; организовывались любые формы двигательной активности.

В ходе реализации программы, были достигнуты следующие результаты:

  1. Количественные: проведены серии занятий по реализации программы (24 на 1 этапе; 18 на втором этапе).

  2. Качественные: дети узнали о проблемах связанных со здоровьем, о сущности и технологиях здоровьесбережения, освоили методики ЛФК.

Весной 2013 г. проект был расширен и внедрен на базе ОГОУО ШИ №33 и МБОУ СОШ № 24 г. Новошахтинска. Так, на базе ОГОУО ШИ №33 проект был реализован для группы детей социального риска старшего школьного возраста из 17 человек в возрасте от 16 до 18 лет.Целью являлось формирование мотивации, знаний и навыков здорового образа жизни, готовности транслировать ценности ЗОЖ среди младших школьников. Применялись проблемные лекции, беседы на тему ЗОЖ; просмотр видеороликов на тему ЗОЖ; просмотр и разработка презентаций на тему ЗОЖ; интеллектуальные игры на тему ЗОЖ; разработка буклетов, стенгазет, плакатов, макетов тетрадей, закладок с элементами рекламы ЗОЖ; подготовка старшеклассников к просветительской работе в сфере ЗОЖ с детьми младших классов, помощь в разработке собственных здоровьесберегающих программ и т.д.

С ноября 2013 г. началось расширение проекта, в том числе одним из его направлений стала социально-образовательная работа с детьми старшего школьного возраста на базе МБОУ СОШ № 24. Социальное образование подростков шло через проведение интерактивных занятий по здоровьесбережению (беседы, лекции, тренинги, презентации, игровые формы чтение стихов и сказок о здоровье, составление распорядка дня, режима правильного питания), обучение методам ЛФК; популяризацию ценностей здоровья и здоровьесбережения среди населения региона через создание информационно-просветительских, рекламных материалов: буклетов, детской полиграфической продукции (тетрадей, расписания занятий, блокнотов, закладок с элементами рекламы ЗОЖ). Целью проекта ставилась подготовка старшеклассников к просветительской работе в сфере ЗОЖ с детьми младших классов. На обучающих занятиях школьники задавали вопросы, а так же вступали в дискуссии в обсуждениях о ЗОЖ, проявляли активность в играх. Так же были и проблемы: некоторые ребята не соблюдали дисциплину урока, не реагируя на замечания преподавателя, создавая тем самым шумную обстановку в классе; присутствовала напряжённая обстановка среди «лидеров» класса, которые создавали конкуренцию между собой, тем самым не давая участвовать в обсуждениях и играх своим одноклассникам; проблемой так же являлась не оснащённость класса мультимедийной техникой, создавая тем самым сложность в проведении видео-уроков.

Проблемы, с которыми столкнулся автор в ходе реализации проекта, высветили новые задачи: адаптации школьников к студентам-волонтерам (реализаторам проекта); разработки новых форм и методов работы со школьниками с учетом их индивидуальных, возрастных, социально-групповых особенностей; подготовки самих волонтеров к социально-образовательной деятельности; организации образовательного пространства вне стел привычной для слушателей школьной обстановки.

Ожидаемые результаты: публикация и распространение в Ростовской области информационно-просветительских, рекламных материалов: буклетов, детской полиграфической продукции (тетрадей, расписания занятий, блокнотов, закладок с элементами рекламы ЗОЖ); публикация сборника научно-методических материалов «Здоровьесбережение: теория, технология, методы»; подготовка для конкурса исследовательских работ и социальной рекламы «Здоровое поколение»; проведение интерактивных занятий по здоровьесбережению в образовательных учреждениях г.Новошахтинска; проект будет способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, формированию заинтересованного, активного отношения к здоровью; проект позволит освоить детям и родителям методики ЛФК и основы здоровьесбережения; проект будет стимулировать инициативы для решения социально-значимых проблем в сфере здоровьесбережения.

С учетом поставленных задач в будущем планируется продолжение проекта и его модификация.

Просмотров работы: 1779