Социально - психологические проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов.
Ограничение жизнедеятельности пожилых людей. Это одна из наиболее острых и болезненных проблем, с которой сталкиваются многие члены общества, достигшие пожилого возраста и вынужденные, в силу возрастных особенностей, отказаться от многих привычных социальных ролей и статусов. В свою очередь, это приводит к значительному разрушению привычной для человека системы жизнедеятельности, резкому сокращению круга общения и других социальных возможностей .
Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми. Появление этой проблемы в жизни пожилого человека связано с прекращением им активной трудовой и производственной деятельности, разрывом устоявшихся социальных связей и отношений, а также, с устоявшимся, негативным отношением современного общества к пожилому возрасту и к старости. Пожилой возраст сегодня – это фактор, препятствующий восходящей социальной мобильности человека, это основание для несения тех затрат, которые вряд ли окупятся (затраты на социальную помощь пожилым), это дополнительная финансовая, социальная и нравственная нагрузка на общество и людей молодого и среднего возраста.
Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе. Утрата привычного социального статуса, позволявшего на протяжении длительного времени осуществлять эффективный процесс социального и личностного функционирования, приводит к серьёзным эмоциональным, психологическим, а, иногда, и физиологическим срывам
Наличие большого количества свободного времени и качество наполнения. Возникновение этой проблемы обусловлено значительным изменением режима трудовой и производственной деятельности, которое является одним из следствий достижения человеком пожилого возраста. Утратив необходимость посвящать значительное количество времени работе, человек не всегда в состоянии сам, без посторонней помощи найти адекватное своим новым возможностям занятие. В такой ситуации часто можно наблюдать две «крайние» возможности развития событий. Либо родные и близкие пожилого человека стремятся полностью освободить его от всех домашних проблем и дел, под предлогом того, что он заслужил отдых, его немощи и слабости. Либо, наоборот, домашние начинают воспринимать пожилого человека как «дополнительные рабочие руки» в домашнем хозяйстве, на которые можно переложить все заботы, в результате чего пожилой человек превращается в домашнюю прислугу .1
Для российского общества решение этих проблем одна из первостепенных задач. В связи с чем очень необходимы и полезны в третьем возрасте привычки социальной активности, полезной для общества и для самого пожилого человека, способствующей его хорошему физическому, моральному и социальному самочувствию.
В социологии социальная активность определяется как способ жизнедеятельности социального субъекта, заключающийся в осознанной направленности его деятельности на преобразование социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении актуальных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств. Через социальную активность выражается культура, умения, знания и навыки субъекта, способность охватывать своей деятельностью окружающий мир, изменять его и вместе с ним самого себя.
Социальная активность проявляется в различных сферах: в трудовой, в общественно-политической, в сфере образования, в сфере досуга и быта.
Социальная активность пожилых сгруппирована по двум направлениям:
выполнение повседневной работы в семье;
удовлетворение различного рода своих интересов.
Оба этих направления взаимосвязаны и способствуют сохранению позитивной самооценки, устраняют чувство ненужности, одиночества.
Активизация социального поведения пожилых людей предполагает, что пожилые люди выполняют не только привычные действия, но и такие, которые основаны на расширении их самостоятельности при решении своих социальных и личных проблем. При этом развиваются такие качества личности, как способность контролировать свою жизнь, активнее участвовать в общественной жизни.
Исходя их этого основные пути активизации социального поведения пенсионеров: во-первых, трудовая занятость, которая позволяет улучшить материальное положение, оказывать помощь детям и внукам, дает возможность общаться с коллегами по работе, является стимулом для поддержания себя в хорошем физическом состоянии, приносит удовлетворение от ощущения себя нужным и полезным человеком; во-вторых, участие в клубах для пожилых людей, которое позволяет заниматься своими увлечениями (хобби) вместе с единомышленниками; проводить активно свободное время в кругу ровесников (занятия оздоровительной физкультурой, занятия танцами, пение); регулярно встречаться с представителями власти, врачами, психологами, юристами; участвовать в совместных встречах с молодым поколением; в-третьих, участие в общественных организациях (Совет ветеранов, партия пенсионеров и др.); в-четвертых, волонтерское движение, участие в котором дает возможность избавиться от чувства собственного одиночества и невостребованности. Эта активность может проявляться в какой-либо общественной деятельности, в образовательной деятельности, в проведении активного досуга, занятии спортом, любительская активность (огородничество и садоводство, разведение птиц, рыбок, декоративных растений, выпечка кондитерских изделий, шитье, столярные, токарные и другие работы, занятия живописью, музыкой и так далее).
В качестве примера приверженности пожилых людей к привычкам социальной активности можно рассмотреть зарубежный опыт.
За рубежом очень развита система создания групп взаимопомощи. Цели и задачи у таких организаций могут быть самые разные: защита прав и интересов членов организации, юридическая помощь, помощь при трудоустройстве, информационно-просветительская деятельность, военно-патриотическая деятельность, психологическая поддержка членов организации, денежная и материальная помощь, культурно-досуговая деятельность, медицинская помощь, продовольственная помощь, скидки на бытовые услуги и так далее.
В качестве примера можно привести Американскую Ассоциацию пенсионеров. История появления организации связана с альтруистической инициативой ее основательницы, Этель Андрус, которая, выйдя на пенсию, не только продолжила вести активный образ жизни, но и стала продвигать идею «продуктивного старения» для других. В 32 года она стала первой женщиной в штате Калифорния, дослужившейся до должности директора школы. Преподавательскую, а потом и управленческую деятельность она успешно совмещала с волонтерской работой, посвящая вечера и выходные благотворительным курсам для бедных.
В 1927 году предметом забот Андрус стали вышедшие на пенсию учителя: размер пенсионных пособий американских педагогов оставлял тех из них, у кого не имелось дополнительных источников средств к существованию, за чертой бедности. В 1947-м году в результате усилий Этель Андрус появилась Национальная отставная ассоциация учителей.2
Для учителей пенсионного возраста Национальная отставная ассоциация учителей стала прежде всего организацией, через которую они могли приобрести медицинские полисы, но кроме педагогов схожие потребности имелись и у других пожилых американцев.
Исходя из этого, в 1958 году Этель Андрус и Леонард Дэвис решили пойти дальше и создать ассоциацию, объединяющую всех пенсионеров Америки, которая и существует по сей день.
Следующей добровольной программой помощи является Ассоциация «Пионеры телефонной службы Америки», объединяющая свыше полумиллиона добровольцев из числа сотрудников телефонных компаний США и Канады — как работающих, так и ушедших на пенсию. Добровольцы участвуют в реализации 2000 различных коммунальных проектов, работая в больницах, интернатах, школах и т.д. Участвуя в деятельности Ассоциации вместе с работающими коллегами, пенсионеры сохраняют контакты с ними и со своими организациями. Они мастерят для инвалидов различные приспособления, проводят занятия по радиоделу и т.д.
Различаются также программы «Пожилые добровольцы», «Пенсионеры-компаньоны», «Приходящие бабушки и дедушки», для участия в которых отбираются лица в возрасте 60 лет и старше. Участники этих программ приходят на дом к пожилым людям, инвалидам, детям, воспитывающимся в неблагополучных семьях или домах для детей с физическими, умственными, эмоциональними расстройствами, поддерживают с ними постоянные контакты, регулярно оказывают им необходимые услуги, гуляют, беседуют с ними. Добровольцы затрачивают на это не менее 12 часов в неделю и получают освобождение от уплаты налогов на жалованье. Изъявившие желание работать в программе «Приходящие бабушки и дедушки» (одной из самых крупых программ) проходят 40-часовую подготовку до начала работы и затем ежемесячно— еще по 4 часа. Обычно пожилые люди-добровольцы используются в области, в которой они являются специалистами. Большое внимание уделяется привлечению пожилых людей к работе с молодежью по программе «Поколения вместе». Цель — создание возможности для совместного времяпровождения, взаимного обогащения в результате такого общения знаниями, передачи опыта и умений пожилых людей, расширения взаимопонимания.3
Что касается Германии и Скандинавских стран (Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии), то там с целью содействия социальной активности пожилых разработана целая образовательная система для лиц третьего возраста. Сфера образования пожилых людей в этих странах включает в себя государственные, общественные, частные формы обучения, разнообразные как по структуре, так и программам обучения. Наряду с уже имеющимися центрами образования взрослых, государственными, кооперативными, общественными курсами созданы различные новые организационные формы обучения, например при высших учебных заведениях. И не только в форме институтов и факультетов повышения квалификации, но и центров непрерывного образования, народных университетов.4
В Германии обучающие организации имеются при церквях, партиях, различных союзах и объединениях пожилых людей.5
Также большую роль в повышении социальной активности пожилых граждан играют различные социокультурные учреждения, такие как клубы.
Главной целью которых является предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно – просветительских потребностей, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов. Данные клубы организуются по месту работы, преимущественно, при заводах и фабриках (для бывших работников предприятий) , а также по месту жительства (территориальные клубы). Клубная деятельность широко развита в Германии и Великобритании. Посещаемость этих клубов для пожилых очень высока и они являются неотъемлемым элементом активной старости.6
Что касается России то здесь с пожилыми людьми и для пожилых работают негосударственные некоммерческие организации, которые создаются при содействии и на базе общественных, религиозных, благотворительных и других некоммерческих организаций, а также частными лицами. На базе этих организаций пожилым оказывается помощь различной направленности. Как правило, это, прежде всего, правовая помощь, материальная адресная помощь, образовательные услуги, а также организация досуга (на базе кружков самодеятельности, организация бесплатных мероприятий в театрах, музеях и т.д.). Одна из лидирующих организаций – Союз Пенсионеров РФ (например, активно ведет деятельность в г.Казань), основными задачами которой являются стремление направить активность пожилых в конструктивное русло, вызвать общественный интерес, привлечь внимание власти к решению проблем людей старшего поколения, вовлечь самих пенсионеров в решение проблем людей старшего поколения, в полноценную деятельность, сформировать у людей старшего поколения чувство их востребованности обществом и т.д.7
Отделения Союза пенсионеров существуют в 79 регионах РФ. В Казани на базе Союза пенсионеров работает Университет третьего возраста, который осуществляет образовательные программы по ряду направлений. Любой пенсионер (по старости) имеет право прослушать курс по выбору (от политологии до ландшафтного дизайна) и получить сертификат по окончанию учёбы. В рамках университета проводится программа компьютерного ликбеза, что является очень важным в условиях задачи перехода государственных услуг в электронную форму.
Помимо Университета третьего возраста на базе Союза пенсионеров, в различных регионах РФ действуют достаточно многочисленные Народные университеты, Университеты пожилых и т.д. Таких университетов сегодня не менее 40 в разных регионах страны. Многие из них созданы и функционируют на базе Всероссийского общества «Знание» (например, в г.Челябинск, г.Орел, г.Уфа). Другие созданы инициативными группами при поддержке администрации города (Народный университет для пенсионеров при РОО КРЦП «Мои года – мое богатство» в г.Туймазы14), или по совместной инициативе нескольких заинтересованных групп: «Университет Пожилых «Серебряный возраст» в Санкт-Петербурге создан 2009 году компанией «ЕВМ» и некоммерческим партнерством «Институт обучения через опыт» при поддержке благотворительного фонда «Самарская губерния» и Ассоциации выпускников СамГУ.»8
Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся.
Таким образом анализ зарубежного и Российского опыта при работе с пожилыми людьми позволяет сделать выводы о том, что зарубежом пожилые люди привержены привычкам социальной активности. После того как человек уходит на пенсию и прекращает трудовую деятельность он не становится изолированным от общества, а совсем наоборот он посещает различные развлекательные и социокультурные учреждения. Что касается России, то здесь тоже существуют некоторые формы активизации социального поведения пожилых людей, но они больше основаны на системе социальной защите. В городах есть ЦСО на базе которых организуются стационарные отделения для пожилых, на базе которых организутся мероприятия, различные кружки. Однако это не позволяет пожилым перестать быть социально изолированными. Для преодоления этого явления необходимо проводить занятия посредством которых пожилые могли бы общаться не только со своими сверстниками, но и с молодежью и могли бы научаться от них владеть современными информациооными технологиями.
1Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.[Текст] / Л.П. Кузнецова Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010.- с. 92
2Ассоциация пенсионеров Америки [Электр. Ресурс] – URL: http://www.pencioner.ru/news/detail/zarubezhnaya_panorama/amerikanskaya_assotciatciya_pensionerov.
3Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2007. – c.236
4Высоцкая И.В. Самостоятельная организация как образовательное учреждение в сфере образования
пожилых людей в Германии / И.В. Высоцкая // Сибирский педагогический журнал . - 2012. - № 6. - с. 159-
162
5Там же.
6Плеханова О.Е. Социально-культурная деятельность как средство реабилитации пожилых людей [Текст] / О.Е.Плеханова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2012. - № 1. - .с. 176-182
7Cоюз пенсионеров России [ Электр. Ресурс] – URL: http://www.rospensioner.ru.
8Межрегиональный ресурсный центр «Серебряный возраст» России [Электр. Ресурс] – URL: http://www.silveryears.ru.