Огромная часть бедного населения и массовая поляризация общества содействует негативному воздействию на экономическое развитие России, мешают созданию институтов социального государства. Усиление неравномерности в распределении собственности, доходов, прав и благ мешают росту внутреннего рынка России, а также и образованию промежуточного класса, т.е. способность платить за товары и услуги большинству населения. Здоровый рост экономики не подверженный изменениям, колебаниям не может базироваться только на состоятельное и роскошное население в условиях массовой бедности.
Как раз бедность определяет несерьезность доступа большей составной части населения страны к источникам развития: высококачественным услугам здравоохранения и образования, высокооплачиваемой работе, возможности благополучной социализации молодежи и детей.
Малый уровень доходов существенной части семей в единстве с избыточной поляризацией доходов выдвигают социальный раскол общества, обуславливают демографический всплеск и кризис семьи, и общины, вызывают социальную обостренность, мешают удачному развитию страны.
Бедность является результатом взаимосвязанных между собой факторов, в том числе:
- социальных (старость, маргинализация, инвалидность, детская безнадзорность);
- экономических (безработица, невысокая заработная плата и большая ее дифференциация);
- политических (военные конфликты, потеря устоявшихся межрегиональных связей, вынужденная миграция);
- демографических (семьи с большой нагрузкой иждивенцев, неполные семьи, молодое и взрослое поколение со худшими позициями на рынке труда);
- регионально-географических (дотационные регионы с невысокой экономикой, северные регионы, депрессивные монопромышленные области, зависимые от центровых поставок продовольствия и ресурсов).
В Российской Федерации существует три самых главных экономических фактора, воздействующих на бедность:
1) Упадок степени доходов населения;
2) Небольшой уровень минимального социального обеспечения;
3) Повысившееся неравноправие в распределении доходов.
Важным фактором, устанавливающим высокий уровень бедности в РФ, является небольшой уровень заработной платы, не содержащий реализацию воспроизводственной и активизирующей функций оплаты труда. В данный период времени наша средняя заработная плата не позволяет вести нормальный образ жизни, который в свою очередь способствовал бы рождаемости, а скорее выполняет роль социальной дотации. Невысокая заработная плата многих наемных работников противоречит неоправданным ростом оплаты труда аппарата управления. Сейчас на этапах развития России кроме традиционной нищеты (большие семьи, неполные семьи и т.д.) существует и экономический спад, когда работающий персонал не может предоставить себе социально достаточный уровень довольствия.
Территориальный момент разницы доходов и нищеты обусловлен невысокой способностью населения приспосабливаться к новым экономическим отношениям, неудовлетворительной структурой занятости, неэффективностью действующей системы социальной охраны населения.
Длительные очаги нищеты образовались и в ряде отраслей экономики, в том числе во всей промышленности, но все же наиболее большие показатели бедности в сельской местности. Положение села - это крайне малый достаток.
В критерий «работающие бедные» могут относиться рабочие предприятий с высшей долей нелегального заработка, хотя их реальный доход выше величины прожиточного минимума.
В основе бедности страны стоял и стоит одинаковый доступ к созданию и получению благ. Главный закон страны - Российская Конституция провозглашает единые права всех граждан независимо от статуса в обществе, места жительства - но в реале этот принцип не работает. Поэтому бороться надо не с бедностью, в общем-то, а решать четкую и ясную задачу улучшения условий жизни. Основной целью для достижения этой задачи должна оказаться социальная революция общества. Это и даст толчок к увеличению качества человеческой жизни.
Обычно качество жизни населения оцениваются по прибыли на каждого человека. Такой подход правильный тогда, когда у большой части населения достаток высок, и в стране нормально функционируют рыночные отношения во всех сферах жизни, но, к сожалению это к нам не относится. Вследствие этого, говоря о жизни именно в нашей стране, сначала необходимо говорить четко и точно о том благополучии, которое получает рядовой гражданин, и о тех нищенствах, которые он испытывает. Другими словами, надо говорить о доступности жилья, образования, здравоохранения, отдыха, о защищенности, о гражданских свободах и т.п.
Вернувшись к результату проблемы бедности, необходимо уточнить, где находятся ее корни. Сначала важно понять, кто попадает в группы бедных, где те болезненные аспекты общественных отношений, которые разрушают социальное неравенство, в первую очередь несправедливость возможностей.
В России работающие бедные - а это в частности люди с высшим образованием, такие, как учителя, врачи и ряд других групп работников бюджетной сфер, - составляют почти 50% всех бедных. Такого безобразного положения нет ни в одной цивилизованной стране мира. Или еще такой факт. В нашей стране не менее половины молодых родителей после рождения ребенка оказываются в группе бедных, и это означает, что почти каждая вторая молодая семья рождает ребенка, который сразу становится бедным[1].
Незащищенными категориями населения на рынке труда по отношению к бедности являются:
- молодое поколение, не способное устроит свою жизнь;
- нетрудоустроенные, которые или совсем не получают пособий, или получают неполные от социальной защиты (в особенно неблагополучном положении находятся лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени);
- отец или мать, главным образом одинокие матери, не получающие никакой (или необходимой) материальной поддержки от отцов своих детей и которые не работают или работают неполное рабочее время;
- престарелые работники;
- нетрудоспособные;
- вышедшие заключенные;
- переселенцы.
Причинами, связанными с усугублением риска стать бедным или требующими обращения за социальной помощью, являются невысокий уровень воспитания, недостаточный опыт работы, семейное положение, этническая или расовая принадлежность. Но образование и квалификация, социально-экономический статус не защищают против бедности, а в случае, же входа по каким-то причинам в состояние бедности являются сильнейшими предпосылками остаться в данной категории. По действующим оценкам, отсутствие, например, доступа к получению второго образования сильно взаимосвязан с бедностью. Конкретные условия, порождающие бедность – это абсолютно нерезультативная адресная поддержка, невозможность смены места жительства, значительное число рабочих мест, где уровень зарплаты ниже величины прожиточного минимума, высокая безработица, сокращение числа бесплатных государственных и муниципальных услуг и т.п. к сожалению, но это наша реальность. Хоть от многих из этих условий можно было бы уйти, если бы наши сограждане имели равные возможности для решения своих проблем, в первую очередь равные возможности для самостоятельного развития и роста.
Доходы наиболее обеспеченных граждан вырастают быстрыми темпами по сравнению с ростом доходов самых бедных слоев. Численность бедных в полном выражении (количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума), рассчитываемая по российской методике, делается меньше, но сама нищета усиливается.
Бедности в большей степени подвержены жители маленьких городов с невысокими возможностями на рынке труда и жители деревень.
Воспроизведению бедности способствует понижение доступа бедных к социальной инфраструктуре, что разрушает принцип равных возможностей (детская безнадзорность, ранняя наркомания и алкоголизм, недоступность платного медицинского обслуживания и образования, непосещение детьми из бедных семей учебных учреждений)[2].
Препятствует преодолению нищеты и понижению неравенства в РФ использование единичной ставки налога на личные доходы в размере 13% . Мотив установления такого налога, определялся тем, что невысокий уровень налогообложения заставляет приоткрыть теневые доходы и заработки. Между тем основным являются механизмы администрирования налогов. Налоговые вычеты для малооплачиваемых рабочих несущественны , в то же время предоставляемые налоговые льготы направлены , прежде всего , на обеспеченных и высокооплачиваемых рабочих (оплата приобретения и возведения жилья , оплата медицинских и образовательных услуг ) . В итоге налоговое бремя облегчается в большей степени не для малооплачиваемых , а быстрее для высокооплачиваемых. Уменьшение налоговой нагрузки на обеспеченные слои населения способствует и крайне низкая - по сравнению с большинством развитых стран - ставка налога на доходы физических лиц по дивидендам (9%). Все это приводит к тому, что российская система налогообложения доходов физических лиц не только не направлена на снижение дифференциации располагаемых доходов по сравнению с номинальными, но и приводит, вероятно, к прямо противоположному результату, увеличивая уровень дифференциации доходов и бедности населения.
Пути преодоления бедности и снижения неравенства.Изучение причин и факторов бедности будет эффективно только тогда когда, основа будет состоять из трех направлений:
1. Сотворение условий, дающих возможность трудящему населению зарабатывать довольно - так, чтобы семье хватало на жизнь и удовлетворение своих потребностей.
2. Сотворение качественной помощи социально незащищенным группам (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации, беженцы и т.п.).
3. Противостояние ущемлений прав и законных интересов бедных при доступе к бесплатным социальным услугам.
Главным средством прохождения бедности является повышение пенсий и заработной платы. Исполнение жилищной реформы, а также исключительно возможный рост платных услуг населению, в том числе в сфере здравоохранения и образования делают современной эту проблему. На сегодняшний день стало видно, что часть услуг в затратах самых бедных семей немного больше, чем у самых зажиточных граждан. Например, расходы на услуги ЖКХ и средства передвижения у 10% бедных имеют в их бюджете большое значение, чем эти же расходы в бюджете 10% зажиточных граждан. И расходы на образование, и медицинские услуги в 2 и 4 раза меньше в бюджете бедных, чем у зажиточных граждан. Очень заметно, что платные медицинские и образовательные услуги - более актуальнее, результативнее, чем бесплатные, и пользование ими увеличивает качество жизни, социальные ресурсы гражданина. Нереальность для бедного населения пользоваться качественными медицинскими и образовательными услугами влечет за собой одно очень нерадостное последствие - очень маленькая вероятность победить бедность им и их детям. Наследственная бедность становится опасным течением в нашей стране, поскольку перспективы на экономический успех и социальный подъем не равны, а наоборот все более изменяются, и это еще один аспект обострения материального неравенства[3].
Требуется огромная социальная надежность государством слабо защищенных общественных групп, не насчитывающих возможностей защитить себя и самостоятельно обеспечить материальное благополучие. Давно пора воздержатся оценки бедности по нормативному показателю «величина прожиточного минимума», который принижен и социально ущемлен, поскольку не отражает характер потрясения структуры расходов населения и возникающих в обществе общественных стандартов. Его применение изменяет представления о настоящем положении с бедностью в нашей стране. Нужен государственный стандарт качества жизни - комплекс социально доступных параметров существования семьи, дающий возможность значительно большему числу населения достойно жить в своей стране.
Для устранения последующего роста численности нищеты необходимо соблюдать следующие правила:
1. Изучать все масштабные реформы через процедуру анализ социальных последствий. До тех пор, пока положительная тенденция показателя жизни не приведет к необходимому сокращению размеров бедности, следует отказаться от принятия новых принципов, согласно методологии, определения и измерения бедности, результатом которых является рост числа нищих. В условиях, когда такие поступки и действия не подкреплены думающими мерами социальной поддержки, существенно осложняется доступ к социальной помощи самых не защищенных категорий граждан.
2. Направленность и содержание проектов защиты с бедностью во многом будет зависеть от изначально выбранной стратегии, которая имеет две дилеммы.
Первая состоит в том, что рентабельная борьба с бедностью, исходя из мирового опыта, возможна только в условиях возрождения национального производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства. Все экономические, финансовые и иные инструменты региональной и макроэкономической политики должны быть направлены на это возрождение.
Другая дилемма сопротивление нищете - введение пособий лицам, для всех, не имеющих прожиточного минимума.
Представляемый комплекс мер, с одной стороны, рекомендует следующее проведение изменений, направленных на обеспечение устойчивого экономического подъема, с другой - направлен на перемещение приоритетов социальной политики в сторону тех, кто не может независимо обеспечить достойное существование. Важным преимуществом являются процессы на рынке труда: как заработок, так и в сфере занятости. Углубление для трудоспособных малообепеченных граждан возможностей получения прибыли - это ключевая составляющая. Исходной точкой в воплощении данного приоритета является законность неформальных моделей поведения, как работников, так и работодателей. Положительные замены в сфере занятости в любом случае приведут к росту официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только свернет потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки незащищенных слоев населения, но и повысит общественные отчисления, что будет содействовать закреплению финансовой базы социальных документов[4].
В рамках такой совокупного плана можно будет связать решение социальных задач с проведением специальной промышленной политики. Например, для ответа на проблему здравоохранения, следует выработать комплекс мер, стимулирующих развитие в нашей стране производства медицинской техники, медицинских препаратов и лекарственных средств.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблема бедности - одна из главных и жесточайших социальных проблем страны. Именно она определяет локальность доступа большей части населения страны к ресурсам развития: качественным услугам здравоохранения и образования, высокооплачиваемой работе, возможности успешной социализации детей и молодежи. Невысокий уровень доходов большой части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов определяют социальный разлом общества, производят социальную напряженность, противодействуют успешному развитию страны, фиксируют кризисные процессы в семье и обществе.
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[5]. Социальное государство должно проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безоговорочно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния. В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по сокращению и профилактике бедности в современной России.
На сегодняшний день наша страна, обладающая мощнейшим гуманистическим капиталом, имеющая богатые природные ресурсы, большие успехи в научно-технической сфере, утратила все свои социальные достижения и оказалась отброшенной в социальном и экономическом плане чуть ли не на уровень развивающихся стран.
Ситуацию нужно менять. Нужно разработать долгосрочную программу модернизации общества, определить долгосрочные цели и комплексные меры по их достижению. Естественно, справиться с решением этой задачи можно будет только в том случае, если будут объединены усилия людей, находящихся в руководстве страны и регионов, в руководстве компаний, представителей культуры, науки, образования, религиозных вероисповеданий. Надо постараться прислушаться как можно к большему числу граждан. Мы должны все вместе помочь друг другу. Будущее России зависит от совместных усилий и от усилий новых лидеров, инженеров и ученых, успешных людей, для появления которых необходимо сейчас сосредоточиться на формировании основ общества равных возможностей.
Литература:
1. Дерипаска О. Преодоление неравенства - путь к долгосрочной стабильности 19.02.2004г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ng.ru/ideas/2004-02-19/7_deripaska.html
2. Шарин В. Можно ли прекратить воспроизводство бедности? // Человек и труд. – 2005г. - №7. [Электронный ресурс]. – URL:http://chelt.ru/2005/7-05/list_7-05.html
3. Беляева Л. А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции. [Текст]: учебное пособие / Л.А. Беляева - Журнал социс, 2007. - № 9. - с. 18.
4. Дубровская Т. А., Макаров В. Е., Лебедев А. В. Бедность в России и мире: социально-политические и пути решения. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.librero.ru/noosphere/poor
5. Российская Федерация, Конституция: 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/1_1.html