В рамках выполнения курсового исследования мною был разработан следующий проект:
1. Название проекта: «Познавательно-увлекательная страна детства».
2. Актуальность
В настоящее время дети являются наиболее уязвимой категорией населения. Ещё в детском возрасте начинают закладываться основные качества и личностные характеристики ребёнка, формируются жизненно важные умения и навыки.
Сегодня внедряется и реализуется множество проектов, направленных на физическое развитие и формирование здорового образа жизни дошкольников. Но детям наравне с физическим развитием также необходимо эмоционально-личностное и познавательное развитие. В дошкольном возрасте ребёнок очень подвижен и любознателен. А основной формой развития является игра.
3. Цели:
- активное вовлечение в проект студентов-волонтёров специальности «социальная работа», с целью реализации их творческого потенциала и развития профессиональных компетенций: коммуникативных навыков, навыков работы в группе, лидерских качеств, организационных навыков;
- получение студентами опыта работы с детьми;
- развитие у детей младшего дошкольного возраста в игровой форме: кругозора, памяти, внимания, логического и образного мышления;
- развитие моторики;
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
- организация досуга детей;
- развитие моторики и формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста;
- развитие у детей внимания и памяти;
- развитие кругозора и навыков творчества у дошкольников
- формирование и развитие у студентов специальности социальная работы профессиональных качеств и компетенций, таких как, ответственность, справедливость, отзывчивость, целеустремлённость, навыки работы в группе, организационные навыки, навыки работы с детьми.
4. Сроки реализации проекта:
Цикл проекта осуществляется в течение одного учебного года. Предполагается, что проект будет реализовываться с 2014 года.
5. Содержание проекта:
Проект «Познавательно-увлекательная страна детства» – это программа, способствующая организации всестороннего развития ребёнка младшего дошкольного возраста: развитию кругозора, памяти, внимания, логического и образного мышления, развитию моторики.
К реализации проекта в качестве основных исполнителей на добровольческой основе должны быть привлечены студенты, обучающиеся по специальности и направлению подготовки «социальная работа». Их вовлечённость в данный проект позволит сформировать профессиональные компетенции участников.
6. План реализации проекта:
Этапы реализации проекта |
Мероприятия |
Срок реализации |
1. Подготовительный этап |
- подбор и подготовка методик обучения; - формирование группы из числа студентов специальности социальная работа для организации и проведения обучающих занятий; - подготовка инвентаря для проведения занятий; - составление расписания занятий. |
Январь-март 2014 года |
2. Основной этап |
- организация занятий в детском саду «Дружба» города Новошахтинска. 1. Игровое взаимодействие. Эта часть включает в себя пальчиковую гимнастику, игры со сверстниками (50 мин- 2 занятия); 2. Интеллектуальное развитие. На этом этапе проводятся упражнения на развитие интеллектуальной сферы, внимания, памяти (игры с предметами, изучение букв, цветов, звуков и понятий в игровой форме, обучения счёту) (1 час- 2 занятия); 3.Музыкально-ритмическое взаимодействие. Эта часть включает в себя танцы, музыкальные игры, способствующие формированию навыков взаимодействия в группе, упражнения на развитие координации движений (50 мин). 4. Развитие творчества. На этом этапе используются различные виды творчества, направленные на знакомство с новыми материалами и на развитие творческих навыков (50 мин – 2 занятия). |
Апрель - июнь 2014 года |
3. Рефлексия |
- анализ проведенных мероприятий - подведение итогов реализации проекта; - подготовка материалов к публикации в СМИ и научно-практических сборниках; - внесение корректировки в программу проекта. |
Июль - август 2014 г. |
7. Механизмы реализации проекта.
- привлечение студентов- волонтёров кафедры социальной работы и гуманитарных дисциплин к реализации;
- воспитание интереса к реализации данного проекта;
- стремление к качественному проведению программы.
8. Критерии оценки эффективности:
- предпроектная оценка;
- промежуточная оценка для корректировки ожидаемого эффекта;
- использование метода экспертной оценки проекта;
9. Ожидаемые результаты:
- вовлечь в деятельность исполнителей проекта – волонтёров из числа студентов специальности «социальная работа»;
- сформировать у студентов профессионально важные навыки;
- размещение методических материалов программы на сайте филиала Южного федерального университета в г.Новошахтинске.
Самой активной категорией граждан, принимающей активное участие в реализации проектов, является студенты. Волонтёрская деятельность играет огромную роль в процессе их профессиональной подготовки. Проектирование – это основной метод формирования профессиональных компетенций специалиста по социальной работе.
Проектирование даёт возможность студентам, не только накопить позитивный опыт взаимодействия с различными категориями населения, но и осознать, осмыслить, пережить, прочувствовать, принять его как эмоциональный, коммуникативный и профессиональный опыт, который даёт возможность развить у студентов ценностное отношение к людям, способствует их внутренним преобразованиям, влияющим на развитие личностно-профессиональных качеств, свойств, способностей и способов поведения будущего специалиста по социальной работе.
Разработанного проект позволит с помощью игр организовать всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста, а именно, развить у дошкольников кругозор, память, внимание, логическое и образное мышление, моторику.