Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Система оценивания, сформированная в рамках знаниевой парадигмы образования, отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, то есть не соответствует в полной мере требованиям деятельностного подхода. Кроме этого основной проблемой в оценивании остается субъективизм школьной отметки, что наблюдается уже на начальной ступени обучения. Поэтому согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) процесс оценивания, как постоянная составляющая образовательного процесса, подлежит развитию.
Данное развитие возможно при введении в практику критериального оценивания.
Под критериальным оцениванием М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.
Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретения; концентрировать внимание; критически мыслить; оценивать собственные возможности и учебные достижения; осуществлять взаимооценивание.
Модель технологии критериального оценивания, включает:
- цель, обусловленную потребностями общества и личности учащегося;
- принципы (единства формирующего и констатирующего оценивания, осознанности, диагностической основы критериального оценивания), обеспечивающие достижение вышеуказанной цели;
- оценочную политику образовательного учреждения;
- организационно-педагогические условия оценочной деятельности;
- процедура педагогического диагностирования (карты формирующего и констатирующего критериального оценивания, тестирование, анкетирование, наблюдение, интервьюирование).
Введение в практику технологии критериального оценивания позволяет решать широкий круг задач, которые могут быть сгруппированы в три основных целевых блока.
Во-первых, такой подход дает учителю и ученику достаточно прозрачный, точный и объективный инструмент для определения успешности выполнения учащимся отдельных заданий и, как следствие, положительной успеваемости в целом.
Во-вторых, использование определенных параметров позволяет связать систему оценивания с целевыми установками, как отдельного учебного курса, так и получения знаний на соответствующей ступени школьного образования. Это становится возможным за счет того, что критерии оценивания фактически представляют собой цели обучения, сформулированные вполне конкретно для того, чтобы можно было установить, насколько они достигнуты в приложении к каждому ученику.
Другая сторона этого свойства критериального оценивания заключается в том, что учитель, планируя свою работу, постоянно удерживает в поле зрения общие цели учебного процесса. Забыть про одну из них он не может, поскольку все они заложены в критерии, под каждый из которых должны быть придуманы как контрольные задания, так и система действий по подготовке к их выполнению.
В-третьих, прозрачность и процедурная определенность системы критериального оценивания делают ее потенциально сильным инструментом для участия в учебном процессе, как администрации учебного заведения, так и родителей. У руководства образовательного учреждения появляется средство контроля результатов деятельности учителя, дающее многоаспектную и постоянную информацию. Родители, в свою очередь, могут получать подробные сведения о достижениях своих детей и имеют чуть больше возможностей разобраться, чему их, собственно, учат в школе.
В конечном счете, перечисленные обстоятельства способны привести к изменению отношений между всеми участниками образовательного процесса, сделав его более открытым. Особенно это относится к учащимся, так как критериальное оценивание дает им возможность активно участвовать в учебной деятельности (самостоятельно ставить цели и задачи, формулировать критерии выполнения задания, выстраивать ответы, устанавливать причины затруднений, проводить работу по исправлению ошибок).
Например, на уроке математики во втором классе учащиеся совместно с учителем формулируют следующие критерии при решении текстовой задачи:
- правильно составлена краткая запись (вспомогательная модель);
- выбран оптимальный способ её решения;
- выстроена логическая последовательность действий;
- грамотно сформулированы пояснения к каждому действию;
- выполнена проверка;
- записан ответ.
Далее учащиеся самостоятельно решают предложенную задачу; оценивают друг друга, работая в парах, проговаривая при этом критерии и определяя отметку соседу; оценивают себя с помощью линейки Цукерман или частично или полностью закрашенной круговой диаграммы; находят ошибки, определяют пути их устранения, то есть формируют умение учиться.
В целом критериальное оценивание позволяет:
Учителям
- разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
- использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
- определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, сверять достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс, то есть иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности, способствующую повышению качества преподавания;
- фиксировать изменения, как общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности, что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся в получении образования, то есть выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
- поощрять и развивать самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса;
- бережно относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.
Учащимся
- использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
- знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
- участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
- использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям
- получать доказательства уровня обученности ребенка;
- отслеживать прогресс в обучении ребенка;
- обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
В целом система оценивания становится совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, получения качественного образования.