ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Залитинова С.А. 1, Максудов Г.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. Социальная работа основана на принципах демократии и уважения прав человека. Социальные работники уважают права каждого человека и права социальных групп, независимость и достоинство, руководствуясь при этом положениями "Хартии ООН о правах человека", "Конвенции о правах детей" и "Всеобщей декларации прав коренного населения". История социальной работы, одного из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, уходит вглубь веков и еще только ждёт своих исследователей.

Однако организованные формы она начала приобретать сравнительно недавно — во второй половине XIX века. В каждой стране этот процесс шел по-разному и на различных исторических этапах, но, как правило, это событие совпадало с тяжёлыми для стран временами. По мере развития национальных Ассоциаций появилась очевидная необходимость координации их деятельности, консолидации усилий и обмена опытом работы. В итоге многолетней подготовительной работы в 1928 году усилиями семи национальных Ассоциаций был создан координирующий международный орган — "Постоянный секретариат социальных работников", активно действующий вплоть до начала Второй мировой войны. Только через десять лет после ее окончания в 1956 году была создана Международная Федерация социальных работников, в настоящее время одна из наиболее мощных неправительственных международных организаций в мире.

В число наиболее крупных национальных объединений социальных работников входят Ассоциации: Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, США, Чили, Испании, Канады, Швейцарии, Перу, Египта; Великобритании, Бельгии, Израиля, Греции, Голландии, России и ФРГ (перечислены Ассоциации в порядке уменьшения числа социальных работников на одну тысячу жителей страны). Уставом Международной Федерации социальных работников провозглашены следующие её цели:

- совершенствовать социальную, работу как профессию посредством международного сотрудничества, особенно в областях профессиональных принципов, стандартов, обучения специалистов, этических норм и общественного положения.

- содействовать созданию национальных Ассоциаций социальных работников или национальных координирующих организаций (коллективно именуемые в дальнейшем — "Ассоциации") в странах, где они еще не созданы.

- поддерживать Ассоциации в их стремлении принимать участие в социальном планировании и формировании социальной политики, как на национальном, так и на международном уровнях.

- расширять контакты между социальными работниками всех стран. - находить возможности для обсуждения проблем и обмена идеями посредством организации встреч, визитов для изучения опыта работы, научных исследований, профессиональных обменов специалистами, публикациями, посредством других методов взаимных контактов. - устанавливать и поддерживать связи с международными организациями, работающими в сфере социального благосостояния. - представлять и отстаивать взгляды профессиональной социальной работы в международных и национальных организациях, работающих в областях социального планирования, социального развития и реализации социальных программ. - соблюдать, совершенствовать и при необходимости корректировать Кодекс этики социальной работы. Основу Кодекса этики составляют Свод ценностей и Стандарты этического поведения социального работника.

1. Каждый человек имеет уникальную ценность, независимо от происхождения, этнической принадлежности, пола, возраста, взглядов, социального и экономического статуса и его вклада в общество.

2.Каждый человек имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей до степени, которая не ущемляет такие же права других.

3. Каждое общество, независимо от формы правления, должно стремиться к обеспечению максимума благ для всех своих членов.

4. Профессиональный социальный работник обязан использовать объективную систему знаний, умения и навыки для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам и общностям в их развитии, разрешении личностно-общественных конфликтов н устранении их последствий.

5. Профессиональный социальный работник руководствуется в своей деятельности своим служебным долгом, который должен стоять на первом месте по отношению к личным целям и взглядам.

Стандарты этического поведения. Общие положения.

- стремится понять уникальную ценность достоинства каждого человека и те условия, которые определяют поведение человека и характер оказываемой ему помощи.

- утверждать профессиональные ценности, совершенствовать знания и навыки; не совершать поступков, которые могут нанести вред престижу профессии. - ясно и отчетливо, в доходчивой форме разъяснять все свои установки или действия как в качестве частного лица, так и в качестве представителя профессиональной ассоциации, агентства, или организации. - не переоценивать свои личные и профессиональные возможности; всемерно использовать знания, умения и методы научного познания в решении постоянно возникающих проблем. - использовать свой профессиональный опыт при разработке основных направлений политики и социальных программ, служащих улучшению качеств жизни общества. - выявлять и давать объяснение социальным нуждам; природе и характеру личных, групповых, общинных, национальных и международных социальных проблем и области деятельности профессии "социальная работа".

Взаимоотношения с клиентами:

1. Отстаивать право клиента на взаимное доверие, на тайну и конфиденциальность, на ответственное использование информации. Сбор и передача информации другим лицам производится только в рамках профессиональной деятельности, осуществляемой в интересах клиента, которого предварительно информируют о необходимости таких действий. Никакая информация не сообщается без предварительного уведомления и согласия клиента, кроме случаев, когда клиент не может быть ответственным за свои поступки или когда это может повлечь серьезную опасность для других лиц.

2. Ценить и уважать личные устремления, инициативу и индивидуальность клиентов. В рамках агентства и социальной среды клиента профессионал помогает клиенту брать ответственность за свои действия; он всегда готов прийти на помощь к любому клиенту. Если по ряду обстоятельств профессиональная помощь не может быть оказана на данном уровне, то клиент извещается об этом и действует по собственному усмотрению.

3. Оказывать помощь клиентам (отдельному человеку, группе, общине, обществу) с целью достижения ими самореализации и максимального развития собственных потенциальных возможностей, однако с соблюдением в равной степени прав других людей. Обслуживание клиента в своей основе заключается в том, чтобы клиент понял и использовал контакты с профессионалом для достижения законных желаний и выгод.

Взаимоотношения с агентствами и организациями:

- работать в тесном сотрудничестве с теми агентствами и организациями, чья социальная политика, методы и практика направлены на оказание компетентной помощи клиентам и поддержку профессиональной социальной работы, не противоречащей Кодексу этики.

- с полной ответственностью относится к Уставным целям и задачам агентства или организации; вносить вклад в разработку социальной политики, методики и практики с целью достижения наилучших стандартов социальной работы.

- с полной ответственностью относится к судьбе клиента; вносить необходимые изменения в социальную политику, методику и практику по каналам соответствующих агентств и организаций. Если все возможности были исчерпаны, а изменения внести не удалось, обращаться в вышестоящие организации или к заинтересованной широкой общественности.

- представлять профессиональный отчет клиенту об эффективности социальной работы в форме периодического анализа проблем, возникающих у клиентов, агентств и организаций, а также самоанализа личной деятельности.

Взаимоотношения с коллегами:

а). Относится с должным уважением к профессиональной подготовке и практической деятельности своих коллег и других специалистов, оказывая им всяческое содействие для достижения высокой эффективности социальной работы.

б). Относится с уважением к различным мнениям и практическим подходам коллег и других специалистов, высказывая критические замечания в соответствующих инстанциях с полной ответственностью.

в). Способствовать получению и распространению среди коллег по профессии, других специалистов и добровольцев знаний, навыков и идей с целью взаимного совершенствования и самоутверждения.

г). Доводить до сведения соответствующих органов о любых ущемлениях интересов клиентов или нарушениях норм этики; защищать коллег от несправедливых нападок.

По отношению к профессии:

1. Отстаивать ценности, знания и методологию профессии; вносить вклад в их популяризацию и совершенствование.

2. Повышать профессионализм социальной работы, всемерно совершенствовать его.

3. Защищать профессию от несправедливой критики и делать все возможное, чтобы укрепить веру в необходимости нашей профессии.

4. Всячески поощрять разработку новых подходов и методов в социальной работе, необходимых для удовлетворения новых и уже имеющихся потребностей.

Принципы социальной работы:

1. Самореализация через взаимозависимость. Социальная работа основана на принципе самореализации через взаимозависимость. Целью социальной работы, следовательно, является предоставление возможности всем лицам и группам лиц, представляющим единый коллектив, собственноручно обеспечивать свою личную жизнь и ее условия, обеспечивая себя самостоятельно или с помощью коллектива.

2. Освобождение через солидарность. Социальная работа основана на принципе освобождения отдельных людей и групп от угнетения и дискриминации. Социальная работа защищает равенство, солидарность, объединение и тесные узы между людьми. Эта работа ведется в форме моральной и материальной поддержки тех, кто в этом нуждается.

Социальные работники должны разоблачать унижающие достоинство людей, социально несправедливые и репрессивные политические или социальные структуры и системы, прилагать усилия для устранения этих явлений, а при необходимости для ликвидации подобных структур и систем. Социальные работники в качестве особого долга должны заботиться о правах детей и лиц, которые не в состоянии сами защитить свои интересы.

3. Отказ от дискриминации. Социальная работа основана на отказе от дискриминации. Следовательно, она осуществляется независимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, языка, политических убеждений, половой ориентации. Исключение составляют политические убеждения, направленные на систематическое нарушение прав человека. Следовательно, социальные работники должны на основе этого принципа отказаться от дискриминации и оказывать максимально возможную помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.

4. Защита неприкосновенности клиентов. Социальная работа основана на принципе защиты неприкосновенности клиентов, включая требования соблюдать права на свободу выбора и профессиональную тайну, право клиента на компетентное разъяснение его прав и сути его личного дела. Социальные работники прибегают в своей практике к сохранению профессиональной тайны, даже если это противоречит действующему в его стране законодательству. Право клиента на профессиональную тайну означает, что любая информация, данная клиентом социальному работнику не должна передаваться кому-либо без согласия клиента.

5. Участие клиентов. Социальная работа основана на принципе участия клиента и сотрудничестве с ним. Предполагается, что социальные работники должны работать в сотрудничестве со своими клиентами, стремясь решать любую задачу, с которой они сталкиваются, с целью удовлетворения интересов клиентов наилучшим образом. Лица, использующие услуги социальных работников, должны принимать самое активное участие в преодолении собственных проблем. Клиенты должны быть всегда проинформированы социальным работником о целях и последствиях (риске и пользе) этих совместных действий.

6.Самоопределение. Социальная работа основана на принципе самоопределения клиентов. Соответственно она основана на принципе сведения к минимуму какого-либо принуждения. В случаях, когда может возникнуть необходимость разрешать проблемы одной группы участников за счет проблем другой группы, использование принуждения должно всегда базироваться на тщательном рассмотрении различных интересов противостоящих групп и на выборе принципов тогда, когда выслушаны обе группы. Социальные работники обязаны обеспечить обе противостоящие группы квалифицированными представителями. Социальные работники также обязаны работать, чтобы свести к минимуму доступ легального принуждения в законодательстве своих стран.

7. Отказ от жестокости. Социальная работа несовместима прямо или косвенно с поддержкой отдельных лиц, групп, политических сил или властных структур, подавляющих своих сограждан применением терроризма, пыток или подобных жестоких средств.

8. Принцип личной ответственности. Каждый социальный работник принимает для себя верные с точки зрения этики решения и придерживается их, независимо от того, выработаны или нет в их Ассоциациях коллективные ориентиры и Кодексы этики.

Проблемы в социальной работе

Области проблем в социальной работе, вытекающие непосредственно из этических вопросов, не являются универсальными из-за культурных и государственных различий. Каждая национальная Ассоциация может способствовать обсуждению и выявлению важных вопросов и проблем, особенно характерных для ее страны. Однако следующие проблемы являются универсальными:

1. Когда социальный работник оказался в центре прямо противоположных интересов социального работника и клиента; клиента и других лиц; различных групп лиц; группы клиентов и остального населения; учреждения и группы клиентов; учреждения (социального агентства) и социального работника; различных групп социальных работников.

2. Когда социальный работник фактически выступает в роли помощника и контролера одновременно. Связь между этими противоположными аспектами социальной работы требует уточнения, основанного на определенном выборе принципов, дабы избежать смешения мотивов или отсутствия ясности в мотивах действий и их последовательности. Если социальные работники вынуждены осуществлять государственный контроль граждан, они обязаны выяснить этические последствия этой роли и уточнить, до какой степени эта роль не будет противоречить основным принципам социальной работы.

3. Когда обязанность социального работника соблюдать профессиональную тайну, вступает в противоречие с требованием повышения эффективности социальной работы. Эта проблема становится важной в связи с введением и широким использованием в области социальной работы информационных технологий. В любом случае социальный работник должен рассматривать проблему и делать выбор, руководствуясь основными принципами (ценностями) социальной работы. Частое употребление в документах Федерации слов "профессионал" и "профессиональный" не случайно. В подавляющем большинстве стран социальным работником может называться человек, получивший специальное образование и имеющий за плечами определенный опыт работы в социальной сфере. В Федерации этот опыт и теоретическая подготовка строго классифицированы в многоуровневой системе. Требование минимального уровня приводится ниже.

1. Минимум 12 лет (для России 11 лет) среднего или среднего специального образования, которого достаточно для поступления в высшее учебное заведение.

2. Два года специализированной академической подготовки в высшем учебном заведении на факультете социальной работы.

3. Один год практической работы под соответствующим контролем в признанном (аккредитованном) агентстве социальной работы.

4.Содержание минимально необходимого курса обучения:

— основы базовых знаний о поведении человека и влиянии на него различных социальных сред (теоретические и практические занятия);

— информация о системе ценностей (принципов), в рамках профессиональной деятельности социального работника (Кодексе этики);

— обучение практическим навыкам и умению содействовать отдельным лицам, группам и общинам с целью улучшения условий в социальной и культурной сфере.

С целью постоянного совершенствования профессиональной социальной работы, каждые два года, социальные работники из стран -членов Международной Федерации, собираются на свое Общее собрание, на котором обмениваются опытом работы, вносят поправки и дополнения в Устав и Кодекс этики, заслушивают отчеты своих руководящих органов и комитетов, отрабатывают документы, определяющие стратегию и тактику своей деятельности на последующие два года. Эти документы имеют форму политических докладов по целому ряду основных направлений социальной работы. Как правило, каждый из докладов заранее готовится Национальной Ассоциацией и представляется на суд международной общественности. Доклад затем проходит экспертизу, обсуждается и принимается Общим собранием.

Итак, высшим представительным органом в МФСР является Общее собрание. Избираемый им Исполнительный комитет, руководящий деятельностью Федерации в промежутках между Общими собраниями, является исполнительным органом Федерации. В его состав входят избранные собранием десять членов, представляющие все региональные отделения, а также избранные Президент Федерации, пять вице-президентов (по числу регионов), казначей и Генеральный секретарь, осуществляющий руководство текущей деятельностью Федерации.

Просмотров работы: 4223