НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА КАК УСЛОВИЕ СТАБИЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА КАК УСЛОВИЕ СТАБИЛИЗАЦИИ

Кравцова Л.А. 1, Магомедова У.Ю. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Еще в XIX в. государства взяли на себя ответственность в сфере защиты ребенка от произвола родителей. Во второй половине XX в. в меж­дународном сообществе проблема прав человека и детей получила большое развитие. Между тем, еще до образования Организации Объединенных Наций обеспечение прав детей рассматривалось как необходимая мера в отношении искоренения рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних. В свя­зи с этим в 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевс­кую декларацию прав ребенка, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития. И лишь после окончания Второй мировой войны внимание мирового сообщества вновь было обра­щено на проблему прав человека, стали предприниматься попытки интеграции отдельных государств и в области защиты интересов детей в международном масштабе.

Возникновение международного сотрудничества по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека в основном связа­но с учреждением (1945 г.) и деятельностью Организации Объединен­ных Наций (ООН) — Международной организации по поддержанию мира и безопасности. В Уставе ООН первостепенное значение уделя­ется подтверждению принципов мира, веры в права человека и основ­ные свободы, достоинству и ценности человеческой личности и содей­ствию социальной справедливости. Права человека — один из объек­тов деятельности ООН.

В 1948г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декла­рацию прав человека. В 1966 г. был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где повторялось положение Всеобщей декларации прав человека о праве семьи на защиту со сто­роны общества и государства. Статья 24 этого Пакта предназнача­лась специально для всех детей, имеющих право на соответствующие меры их защиты, как малолетних членов общества. В этом же 1966 г. был принят еще один Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в котором в более широком плане рассматривалась забота о «несамостоятельных детях и их воспитании» и соответственно уделялось внимание мероприятиям, направленным на здоровое развития ребенка. Однако, в этих документах проблема прав ребенка и их защиты рассматривалась лишь фрагментарно — в центре внимания этих международных стандартов находились права че­ловека, в том числе и ребенка. Однако вскоре мировое сообщество признало, что охрана прав ребенка, несомненно, имеет свои особен­ности, что послужило основанием для разработки и принятия Гене­ральной Ассамблеей ООН ряда международных правовых актов: Дек­ларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.), Всемирной декларации об обеспечении выжива­ния, зашиты и развития детей (1990 г.), которые посвящались только несовершеннолетним детям. Вместе с тем, крупное позитивное значе­ние в укреплении позиции сторонников защиты прав детей имело проведение в 1979 г. Международного года ребенка с целью «укрепле­ния осознания особых нужд детей среди общественности и прави­тельств»[4].

Важная роль в аспекте международного сотрудничества в облас­ти прав ребенка принадлежит Всемирному саммиту в поддержку де­тей, который состоялся в Нью-Йорке в 1991 году[3]. На нем были при­няты план действий и Всемирная Декларация по возможной степени выживания, защите и развитию детей.

Несколько поз­же Всемирная конференция по правам человека (Вена, 14-25 июня 1993 г.) [3] уделила значительное внимание правам детей в Венской Дек­ларации и Программе действий, принятой 25 июня 1993 года. Всемир­ная конференция настойчиво рекомендовала всеобщую ратификацию Конвенции о правах ребенка к 1995 году и призывала к ее эффектив­ной реализации государствами-участниками путем принятия необ­ходимых законодательных, административных и других мер, а так­же побуждала государства к максимально возможному распределе­нию существующих ресурсов (абзац 21 Венской Декларации).

В 2002 году в Нью-Йорке состоялась Специальная Сессия Гене­ральной Ассамблеи ООН в интересах детей. На ней обсуждались ито­ги работы за последнее десятилетие и была согласована программа действий государств — участников Конвенции ООН о правах ребен­ка на следующее десятилетие «Мир, созданный для детей». Первосте­пенное внимание в рамках программы сотрудничества было уделено анализу и документированию положения с обеспечением прав и ин­тересов детей, разработке правовых и институционных норм и меха­низмов их осуществления, определению и распространению эффек­тивных, экономичных методов и технологий защиты интересов се­мей и детей.

Таким образом, в современном мире международное сотрудниче­ство государств в области прав человека (в том числе и детей) протека­ет в определенных формах:

  • создание единых универсальных стандартов прав и свобод че­ловека, которые должны обязательно соблюдаться;

  • принятие на себя государствами-участниками международных договоренностей, обязательств придерживаться данных стан­дартов в рамках внутреннего правопорядка;

  • создание специального механизма контроля за соблюдениемпринятых государствами обязательств (этот механизм вклю­чает в себя процедуру представления в различные меж­дународные комитеты, например, в Экономический и Соци­альный Совет ООН, Комиссию по правам человека, докладов-отчетов государств-участников о проведении ими в жизнь по­ложений принятых соглашений.

Совершенно очевидно, что сегодня права и свободы человека в мировом масштабе в значительной мере вышли за пределы чисто внут­ренней компетенции того или иного государства, став предметом меж­дународной заботы и внимания. Концептуальные подходы в сфере прав и свобод человека находятся в тесной взаимосвязи с разработ­кой политико-правовых стандартов в этой области и закреплением их в нормах международного права и национальном законодатель­стве. Любое государство, желая быть полноправным членом мирово­го сообщества, должно соотносить свое законодательство и свою со­циальную политику с требованиями определенных международных стандартов. Международная практика в области социальной защиты детства базируется на основополагающих принципах, ориентирован­ных на соблюдение прав ребенка и лежащих в основе международ­ных стандартов и системы контроля за их выполнением.

Международными стандартами принято называть международ­ные нормы в области прав и свобод личности.

Под данными стандартами понимаются, прежде всего, междуна­родно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принципы уважения прав человека [1]. Этим термином охватываются международные договоры, резолюции общественных организаций.

Стандарты могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными, особенными для какой-нибудь группы стран. Региональные стандарты могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (например, стандарты Совета Европы, которые «вбирают в себя как универсальные, общечелове­ческие нормы, так и присущие европейским региональным организа­циям») [1].

Резюмируя мировой опыт, можно выделить основные характери­стики международных стандартов в области прав и свобод ребенка:

  • стандарты должны обеспечить соблюдение интересов ребенка;

  • стандарты должны содействовать полноценной достойнойжизни ребенка в обществе;

  • стандарты должны противодействовать дискриминации и обеспечивать равную защиту каждого ребенка независимо от расы, пола, вероисповедания и т. п.;

  • стандарты должны исходить из проявления уважения к мнению и достоинству каждого ребенка, его участию в процессе принятия решений;

  • стандарты должны быть направлены на поддержку и помощь семье ребенка, чтобы процесс социализации ребенка проходил в атмосфере счастья, любви и понимания.

В настоящее время универсальными стандартами в области прав и свобод ребенка являются Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) и другие нормативные документы.

20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Дек­ларация прав ребенка, развившая положения Всеобщей декларации прав человека. Декларация прав ребенка основывается на положе­нии, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуж­дается в специальной охране и заботе. Декларация подчеркивает, что человечество обязано дать ребенку лучшее, что оно имеет (Преамбу­ла). В ней провозглашены 10 принципов предоставления прав и сво­бод ребенку.

Данная Декларация, содержащая наиболее важные, принципиаль­ные положения, явилась прообразом будущей Конвенции ООН о правах ребенка.

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Кон­венция ООН о правах ребенка — «Мировая Конституция прав ребен­ка», «Великая хартия вольности для детей», которая выступает ключе­вым документом при разработке социальных стандартов. По мне­нию А.Я. Некрасова, «…Конвенция является наиболее авторитетным, впервые всесторонне разработанным документом, в котором права ребенка стали нормой международного права»[2]. Отцом Междуна­родной Конвенции о правах ребенка называют крупного польского юриста, первого председателя Верховного суда Польши Адама Лопатку, который представил в Комиссию по правам человека свой про­ект Конвенции.

Конвенция — первый широко признанный международный до­кумент, в котором впервые весь спектр прав ребенка (гражданских, политических, социальных, экономических) содержится в одном до­кументе.

Вмеждународном праве принято выделять две группы междуна­родных организаций: всемирные, универсальные, цели и задачи кото­рых имеют значение для международного сообщества в целом, и иные, которые представляют интерес для определенной группы государств.

К первой группе международных организаций, защищающих права детей, относится Организация Объединенных Наций, а также Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Международная Организация Труда (МОТ), ЮНЕСКО, действующие под эгидой ООН в качестве ее специализированных учреждений.

Ко второй группе относятся региональные международные организации, объединяющие государства в пределах какого-либо рай­она и взаимодействующие с учетом их групповых интересов (Евро­пейский союз, Совет Европы и др.).

Вместе с тем, в зависимости от юридической природы междуна­родные органы подразделяются на внедоговорные контрольные ме­ханизмы, созданные на основе Устава ООН (Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС)), и конвенционные контрольные органы, создание кото­рых предусмотрено международными соглашениями по правам че­ловека. Современная система конвенционных органов по правам человека состоит из шести комитетов: Комитета по правам человека; Комитета по расовой дискриминации; Комитета по ликвидации дис­криминации в отношении женщин; Комитета по экономическим, со­циальным и культурным правам; Комитета против пыток; Комитета по правам ребенка. Эти органы созданы с целью наблюдения и конт­роля за деятельностью государств, ратифицировавших международ­ные соглашения по правам человека. В частности, они изучают докла­ды государств-участников международных соглашений, рассматри­вают жалобы государств на государства, а также индивидуальные жалобы по поводу нарушения положений соответствующих согла­шений.

Просмотров работы: 3825