Еще в XIX в. государства взяли на себя ответственность в сфере защиты ребенка от произвола родителей. Во второй половине XX в. в международном сообществе проблема прав человека и детей получила большое развитие. Между тем, еще до образования Организации Объединенных Наций обеспечение прав детей рассматривалось как необходимая мера в отношении искоренения рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних. В связи с этим в 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию прав ребенка, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития. И лишь после окончания Второй мировой войны внимание мирового сообщества вновь было обращено на проблему прав человека, стали предприниматься попытки интеграции отдельных государств и в области защиты интересов детей в международном масштабе.
Возникновение международного сотрудничества по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека в основном связано с учреждением (1945 г.) и деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН) — Международной организации по поддержанию мира и безопасности. В Уставе ООН первостепенное значение уделяется подтверждению принципов мира, веры в права человека и основные свободы, достоинству и ценности человеческой личности и содействию социальной справедливости. Права человека — один из объектов деятельности ООН.
В 1948г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека. В 1966 г. был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где повторялось положение Всеобщей декларации прав человека о праве семьи на защиту со стороны общества и государства. Статья 24 этого Пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на соответствующие меры их защиты, как малолетних членов общества. В этом же 1966 г. был принят еще один Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в котором в более широком плане рассматривалась забота о «несамостоятельных детях и их воспитании» и соответственно уделялось внимание мероприятиям, направленным на здоровое развития ребенка. Однако, в этих документах проблема прав ребенка и их защиты рассматривалась лишь фрагментарно — в центре внимания этих международных стандартов находились права человека, в том числе и ребенка. Однако вскоре мировое сообщество признало, что охрана прав ребенка, несомненно, имеет свои особенности, что послужило основанием для разработки и принятия Генеральной Ассамблеей ООН ряда международных правовых актов: Декларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.), Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей (1990 г.), которые посвящались только несовершеннолетним детям. Вместе с тем, крупное позитивное значение в укреплении позиции сторонников защиты прав детей имело проведение в 1979 г. Международного года ребенка с целью «укрепления осознания особых нужд детей среди общественности и правительств»[4].
Важная роль в аспекте международного сотрудничества в области прав ребенка принадлежит Всемирному саммиту в поддержку детей, который состоялся в Нью-Йорке в 1991 году[3]. На нем были приняты план действий и Всемирная Декларация по возможной степени выживания, защите и развитию детей.
Несколько позже Всемирная конференция по правам человека (Вена, 14-25 июня 1993 г.) [3] уделила значительное внимание правам детей в Венской Декларации и Программе действий, принятой 25 июня 1993 года. Всемирная конференция настойчиво рекомендовала всеобщую ратификацию Конвенции о правах ребенка к 1995 году и призывала к ее эффективной реализации государствами-участниками путем принятия необходимых законодательных, административных и других мер, а также побуждала государства к максимально возможному распределению существующих ресурсов (абзац 21 Венской Декларации).
В 2002 году в Нью-Йорке состоялась Специальная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН в интересах детей. На ней обсуждались итоги работы за последнее десятилетие и была согласована программа действий государств — участников Конвенции ООН о правах ребенка на следующее десятилетие «Мир, созданный для детей». Первостепенное внимание в рамках программы сотрудничества было уделено анализу и документированию положения с обеспечением прав и интересов детей, разработке правовых и институционных норм и механизмов их осуществления, определению и распространению эффективных, экономичных методов и технологий защиты интересов семей и детей.
Таким образом, в современном мире международное сотрудничество государств в области прав человека (в том числе и детей) протекает в определенных формах:
создание единых универсальных стандартов прав и свобод человека, которые должны обязательно соблюдаться;
принятие на себя государствами-участниками международных договоренностей, обязательств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка;
создание специального механизма контроля за соблюдениемпринятых государствами обязательств (этот механизм включает в себя процедуру представления в различные международные комитеты, например, в Экономический и Социальный Совет ООН, Комиссию по правам человека, докладов-отчетов государств-участников о проведении ими в жизнь положений принятых соглашений.
Совершенно очевидно, что сегодня права и свободы человека в мировом масштабе в значительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции того или иного государства, став предметом международной заботы и внимания. Концептуальные подходы в сфере прав и свобод человека находятся в тесной взаимосвязи с разработкой политико-правовых стандартов в этой области и закреплением их в нормах международного права и национальном законодательстве. Любое государство, желая быть полноправным членом мирового сообщества, должно соотносить свое законодательство и свою социальную политику с требованиями определенных международных стандартов. Международная практика в области социальной защиты детства базируется на основополагающих принципах, ориентированных на соблюдение прав ребенка и лежащих в основе международных стандартов и системы контроля за их выполнением.
Международными стандартами принято называть международные нормы в области прав и свобод личности.
Под данными стандартами понимаются, прежде всего, международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принципы уважения прав человека [1]. Этим термином охватываются международные договоры, резолюции общественных организаций.
Стандарты могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными, особенными для какой-нибудь группы стран. Региональные стандарты могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (например, стандарты Совета Европы, которые «вбирают в себя как универсальные, общечеловеческие нормы, так и присущие европейским региональным организациям») [1].
Резюмируя мировой опыт, можно выделить основные характеристики международных стандартов в области прав и свобод ребенка:
стандарты должны обеспечить соблюдение интересов ребенка;
стандарты должны содействовать полноценной достойнойжизни ребенка в обществе;
стандарты должны противодействовать дискриминации и обеспечивать равную защиту каждого ребенка независимо от расы, пола, вероисповедания и т. п.;
стандарты должны исходить из проявления уважения к мнению и достоинству каждого ребенка, его участию в процессе принятия решений;
стандарты должны быть направлены на поддержку и помощь семье ребенка, чтобы процесс социализации ребенка проходил в атмосфере счастья, любви и понимания.
В настоящее время универсальными стандартами в области прав и свобод ребенка являются Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) и другие нормативные документы.
20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация прав ребенка, развившая положения Всеобщей декларации прав человека. Декларация прав ребенка основывается на положении, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе. Декларация подчеркивает, что человечество обязано дать ребенку лучшее, что оно имеет (Преамбула). В ней провозглашены 10 принципов предоставления прав и свобод ребенку.
Данная Декларация, содержащая наиболее важные, принципиальные положения, явилась прообразом будущей Конвенции ООН о правах ребенка.
20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о правах ребенка — «Мировая Конституция прав ребенка», «Великая хартия вольности для детей», которая выступает ключевым документом при разработке социальных стандартов. По мнению А.Я. Некрасова, «…Конвенция является наиболее авторитетным, впервые всесторонне разработанным документом, в котором права ребенка стали нормой международного права»[2]. Отцом Международной Конвенции о правах ребенка называют крупного польского юриста, первого председателя Верховного суда Польши Адама Лопатку, который представил в Комиссию по правам человека свой проект Конвенции.
Конвенция — первый широко признанный международный документ, в котором впервые весь спектр прав ребенка (гражданских, политических, социальных, экономических) содержится в одном документе.
Вмеждународном праве принято выделять две группы международных организаций: всемирные, универсальные, цели и задачи которых имеют значение для международного сообщества в целом, и иные, которые представляют интерес для определенной группы государств.
К первой группе международных организаций, защищающих права детей, относится Организация Объединенных Наций, а также Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Международная Организация Труда (МОТ), ЮНЕСКО, действующие под эгидой ООН в качестве ее специализированных учреждений.
Ко второй группе относятся региональные международные организации, объединяющие государства в пределах какого-либо района и взаимодействующие с учетом их групповых интересов (Европейский союз, Совет Европы и др.).
Вместе с тем, в зависимости от юридической природы международные органы подразделяются на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН (Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС)), и конвенционные контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека. Современная система конвенционных органов по правам человека состоит из шести комитетов: Комитета по правам человека; Комитета по расовой дискриминации; Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитета по экономическим, социальным и культурным правам; Комитета против пыток; Комитета по правам ребенка. Эти органы созданы с целью наблюдения и контроля за деятельностью государств, ратифицировавших международные соглашения по правам человека. В частности, они изучают доклады государств-участников международных соглашений, рассматривают жалобы государств на государства, а также индивидуальные жалобы по поводу нарушения положений соответствующих соглашений.