СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ

Акаева Н.Б. 1, Ахмедова А.М. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По данным Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, на начало 2008 г. насчитывается 800 тыс. осиротевших детей (в 2010 г. – 662 тыс., в 2012 г. – 700 тыс.), что составляет около 3 % от общего числа детей. За 10 лет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возросло более чем на 50 %. Ежегодно растет число выявленных родителей, не выполняющих свои обязанности, вследствие чего растет число социальных сирот.

Обязанности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на органы опеки и попечительства местных органов власти, в отношении недееспособных или частично недееспособных родителей — на отделы здравоохранения; в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, — на отделы социального обеспечения. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей и последующему контролю над условиями их содержания, воспитания и образования. Организация и деятельность органов опеки и попечительства осуществляются на основе Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ (ст. 34, 35, 39), Семейного кодекса РФ (ст. 121 — 125). В России сложилось разнообразие типов и видов социально-педагогической и правовой защиты детей-сирот, обусловленное запросами и возможностями социума и требованиями педагогической целесообразности:

  • детский дом (для детей раннего, дошкольного и школьного возраста; смешанный);

  • детский дом-школа;

  • школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении;

  • специализированный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии;

  • семейный детский дом;

  • негосударственный детский дом;

  • приюты и социальные гостиницы;

  • патронатная семья;

  • приемная семья;

  • опека и попечительство;

  • усыновление.

В соответствии с международным и российским законодательствами определены следующие основные формы устройства ребенка, замещающие его родную семью: усыновление, опека (попечительство) и приемная семья (в различных ее видах). Российское законодательство отдает предпочтение воспитанию детей-сирот в условиях семьи (усыновление, удочерение, опека, попечительство или приемная семья). Российским государством предусмотрены дополнительные виды пособий и льгот для детей-сирот в Федеральном законе от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В этом законе определены гарантии их социальной защиты.

Федеральные и местные органы исполнительной власти разрабатывают и исполняют целевые программы по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для таких детей (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей.

Следует отметить, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают одинаковыми правами, гарантированными законом. Они пользуются дополнительными гарантиями права на образование (ст. 6).

После получения основного общего или среднего (полного) общего образования они имеют право посещать курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Кроме того, имеют право на получение 1-го и 2-го бесплатного начального профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими образовательного учреждения и при выпуске обеспечиваются одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием. Учащиеся федеральных государственных образовательных учреждений находятся на полном государственном обеспечении, кроме этого, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 % по сравнению с размером стипендии, установленной в данном образовательном учреждении; они получают также ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии; заработную плату, начисленную в период производственного обучения и производственной практики (данные вопросы находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и/или нормативными правовыми актами органов исполнительной власти).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении (в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров), путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно (ст. 7).

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), предоставляются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (это право сохраняется за ними на весь период их пребывания в социальных учреждениях, службы в рядах Вооруженных Сил РФ, а в случае отсутствия закрепленного жилого помещения они обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам (ст. 8).

Социальная защита детей семей мигрантов. Важную роль в реализации миграционной политики, и в частности в осуществлении помощи государства несовершеннолетним мигрантам, сыграла Федеральная целевая программа «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» на 1998 — 2000 гг., которая была включена в состав Президентской программы «Дети России» (утверждена постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 г. №1207) (79). Она была направлена на создание условий для обучения и воспитания, а также гармоничного физического, психологического и культурного развития детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Программа реализовывалась по следующим основным направлениям:

  • защита, эвакуация и размещение детей в условиях межнациональных и военных конфликтов;

  • обустройство детей, проживающих без родителей;

  • помощь детям, находящимся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев;

  • медицинское обслуживание и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия;

  • социальная поддержка семей беженцев и вынужденных переселенцев, имеющих несовершеннолетних детей;

  • развитие материально-технической базы учреждений образования, принимающих детей из таких семей;

  • организация отдыха и оздоровления этих детей;

  • создание условий для их эстетического воспитания и развития творческих способностей.

Реализацией основных направлений программы занимались как федеральные, так и региональные структуры.

Наряду с приказами органов управления здравоохранением и Центра госэпидемнадзора в насыщенных мигрантами субъектах Российской Федерации (Северный Кавказ, Московская, Воронежская, Астраханская области и т.д.) были утверждены порядок обеспечения медико-санитарной помощи и санитарно-эпидемиологического благополучия беженцев и временных переселенцев, а также временные санитарные правила и нормы содержания, организации режима питания детей. Медицинское обеспечение детей-мигрантов осуществлялось территориальными лечебно-профилактическими учреждениями по месту их проживания в объеме программ обязательного медицинского страхования.

Детям-мигрантам, находившимся в центрах временного размещения, оказывалась необходимая помощь. Они проходили первичное медицинское обследование, включающее осмотр, санитарную обработку, проведение анализов, а также лечение. Создавались условия для организации обучения детей-мигрантов в детских дошкольных и образовательных учреждениях (обеспечивалось питание, предоставлялись учебники и школьные принадлежности, приобретались одежда и обувь).

В целях оказания адресной материально-технической помощи в Министерстве образования и науки РФ создается банк данных несовершеннолетних этой категории, а также таких образовательных учреждений, которые могли бы принять детей на временное размещение. Для них издаются комплекты языковой подготовки для слабо владеющих русским языком. На базе городских и районных реабилитационных центров апробируются и внедряются программы реабилитации детей, пострадавших во время межнациональных военных конфликтов. Таким образом, социальная зашита детей семей беженцев и вынужденных переселенцев носит комплексный характер, в ней принимают участие многие ведомства федерального и регионального уровней.

Социальная помощь безнадзорным детям. Период глубоких социальных и экономических трансформаций, переживаемых Россией, породил в стране такие почти забытые социальные явления, как бродяжничество, попрошайничество, беспризорность. Рост числа уличных детей становится ощутимой социальной проблемой прежде всего в больших городах. Отсутствие единой государственной статистической базы данных о безнадзорных несовершеннолетних, а также о детях группы социального риска не позволяет оценить реальные масштабы этого явления. По оценкам экспертов, безнадзорных и беспризорных детей от нескольких тысяч до нескольких миллионов.

Государство осознает остроту этой проблемы и направляет свои усилия на сокращение и профилактику детской безнадзорности. В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены следующие направления деятельности:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней. Профилактика безнадзорности предполагает индивидуальный подход к несовершеннолетним и соблюдение конфиденциальности полученной информации, государственную поддержку деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение их прав и законных интересов.

Согласно ст. 1 этого закона профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, которые порождают безнадзорность, беспризорность, правонарушения и антиобщественные действия несовершеннолетних.

Эти меры осуществляются наряду с индивидуальной профилактической работой с теми, кто находится в социально опасном положении.

В настоящее время развиваются принципиально новые социальные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, растет сеть специализированных социально-реабилитационных учреждений во всех субъектах Российской Федерации. Это позволяет помещать оставшихся без попечения детей в нормальные условия содержания, психологически подготовить их к новым для них условиям проживания.

Таким образом, наиболее характерными чертами отечественной модели социальной защиты детства в современных условиях являются интегрирование российской системы социальной защиты детства в международную, совершенствование законодательного регламентирования, расширение субъектов помощи. Организационную основу государственной политики по социальной защите детства составляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие деятельность, связанную с защитой прав и законных интересов детей, а также общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации граждан.

Социальная защита детства в субъектах Российской Федерации

Российские регионы активно используют предоставленное им право законотворческой деятельности в области социальной защиты несовершеннолетних, обеспечения их выживания и развития. Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» возложил существенную часть бремени в области законодательной, финансово-экономической деятельности по вопросам социальной защиты детей на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Структура и законодательное регламентирование региональной политики социальной защиты детства

В субъектах Российской Федерации нет единого исполнительного органа, комплексно занимающегося вопросами социальной защиты детства. Государственную политику в этой области реализуют министерства труда и социального развития, здравоохранения, образования и науки, органы опеки и попечительства и др. Например, в Ростовской области при соответствующих министерствах созданы Департамент социальной защиты населения и Отдел специального образования и социально-правовой защиты детства, в Республике Адыгея — Отдел по делам детей, женщин и семьи, в Карачаево-Черкесской Республике — Отдел по проблемам семьи, материнства и детства, в Республике Северная Осетия-Алания — Отдел по проблемам семьи, материнства, отцовства и детства, в Удмуртской Республике — Отдел по делам семьи и детей и т. п. По общему правилу такие органы выполняют следующие функции:

  • участвуют в разработке и осуществлении государственной политики по социальной защите семьи и детей, в реализации соответствующих межведомственных программ, определении научно обоснованной стратегии развития политики социальной защиты детей с учетом особенностей региона;

  • проводят организационную работу по созданию сети учреждений социальной помощи семье и детям, по осуществлению организационно-методического руководства и контроля за их работой; оказывают непосредственную социальную помощь и поддержку нуждающимся в социальной защите;

  • разрабатывают и осуществляют меры по созданию условий социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями;

  • разрабатывают и реализуют государственные целевые региональные программы по охране и защите семьи и детей, координируют участие в федеральных целевых программах, Президентской программе «Дети России»;

  • вместе с общественными и благотворительными организациями реализуют социально значимые программы;

  • организуют профилактику детского сиротства, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • координируют деятельность, связанную с оздоровлением, отдыхом и занятостью детей.

Порядок распределения функциональных обязанностей между государственными органами в регионах определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Существенную роль в области социальной защиты несовершеннолетних играют органы местного самоуправления.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан», «О защите прав ребенка в Республике Дагестан», «О гарантиях прав ребенка в Кабардино-Балкарской Республике», «О правах ребенка в Республике Саха (Якутия)», «Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае», «О защите прав ребенка» — в Красноярском и Приморском краях, а также в Белгородской, Орловской, Свердловской и других областях. В ряде субъектов приняты законы, регулирующие вопросы защиты семьи и детей. Например, Закон «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» принят в Республиках Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, Воронежской, Пермской областях, Коми-Пермяцком автономном округе и других регионах.

В целом формирующаяся нормативно-правовая база субъектов Российской Федерации закрепляет принципиальные положения федерального законодательства по социальной защите детей, определяет категории нуждающихся в социальной поддержке, объемы и порядок предоставления адресной помощи, дополнительные меры социальной защиты детей и семей с детьми, осуществляемые за счет местных бюджетов. Так, во многих регионах приняты законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей: «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан», «О статусе многодетных семей в Республике Бурятия», «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае», «О мерах государственной поддержки многодетных семей во Владимирской области», «О государственной поддержке многодетных семей в Омской области» и т.п.

Органы местного государственного управления и самоуправления субъектов Российской Федерации могут определять льготы и устанавливать виды помощи семье. В ряде регионов власти принимают решения о выплате дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка за счет средств местных бюджетов. Так, Республика Адыгея устанавливает дополнительные виды пособий при рождении ребенка (первого — 1 000 рублей, второго — 1 600 рублей, третьего — 2 200 рублей, при рождении каждого последующего сумма доплаты возрастает на 600 рублей), дополнительное ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом. Постановлением Правительства Москвы от 06.04.2004 г. № 199-ПП при рождении первого ребенка выплачивается пятикратная величина прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения, второго — семикратная величина, третьего и последующих — до десятикратной величины прожиточного минимума.

В ряде регионов предоставляется социальная и материальная помощь из собственных бюджетов и фондов социальной поддержки населения семьям, нуждающимся в социальной защите: неполным семьям, состоящим из одного родителя (или заменяющего его лица) и детей; опекунским семьям; многодетным семьям; семьям, в которых оба супруга являются студентами и др.

Просмотров работы: 4156