НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Агарагимова В.М. 1, Сиражудинова Л.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из путей решения проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста является обращение к народной культуре, ее богатым художественно-эстетическим традициям, которые способствуют комплексному воздействию на формирование и развитие личности (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, трудовое и патриотическое). Известно, что жизнь и прогресс любого народа обусловлены духовным обогащением людей, передающимися из поколения в поколение путем сохранения и развития народной культуры. По мнению известного этнопедагога Г.Н.Волкова, «нравственное здоровье нации определено историческими корнями духовной жизни народа. Без исторических корней нет народа. Дерево без корней сохнет, гибнет» [ 2].

Следовательно,воспитание – это питание души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным; «питание» красотой. Культура, если она впитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками. Культура выступает детерминирующим фактором социального и биологического в личности ребенка. Совокупные средства культуры ведут к развитию главных структурных компонентов духовности личности – интеллектуального, эмоционального, коммуникативного, творческого, волевого [1].

Сегодня «воспитать человека-гуманиста, имеющего широкие интересы, серьезные духовные запросы, патриота и интернационалиста, человека, способного к творческому труду в любой области, невозможно без опоры на народное искусство и национальную культуру», утверждает Т.Я.Шпикалова, отводя, таким образом особую роль народному искусству в решении обозначенной проблемы [6].

Рассматривая проблемы нравственного воспитания с учетом современных условий рекомендуется начинать воспитание с национального (язык, песни, обычаи, традиции). Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Понятия национального, интернационального, планетарного (общечеловеческого) – взаимосвязанные и взаимообогащающие, если их искусственно не разделять. Однако, предупреждает автор, замыкание лишь на своей культуре обедняет и нацию, и конкретную личность .

Таким образом, мы согласны с направлением, обозначенным Б.М.Неменским, который считал, что национальное искусство – это тот дом, из которого дети отправляются по дорогам мирового искусства, поэтому искусство своего народа должно быть прочувствовано. Именно поэтому огромное воспитательное значение приобретает приобщение к источникам народного искусства с раннего возраста.

Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А.П.Усовой. Она писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, красками его страны.

Академик Д.С.Лихачев неоднократно отмечал, что народ живет, пока живет его культура, чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру. Продолжая эту мысль З.Т. Гасанов подчеркивал, что приобщение детей к народному искусству способствует не только раскрытию богатства культуры, но и воспитывает чувство национальной гордости и осознания единства народов нашей страны, и через овладение национальной культурой можно придти к осознанию ценностей не только культуры народов России, но и всего мира.

В словаре «Эстетика» дано следующее определение понятия народное искусство. Народное искусство – это синтетическое по характеру искусство, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духовную культуру. Народное искусство восходит к синкретизму первобытной культуры, сохраняет в своей основе мифо-поэтическое чувство мира. Это означает, что народное искусство – это созданные народом на основе коллективного опыта, национальных традиций фольклор (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), танцы, театр (драма, театр кукол), архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Определяя народное искусство как целостное явление, специалисты выделяют его основные особенности: коллективное начало, традиции, ярко выраженное этническое ядро, устойчивость тем и образов, универсальность языка, общность духовных ценностей. Произведения народного искусства отражают жизнь и быт людей, их представления о мироздании, обряды, праздники. Уникальный и богатый по своему содержанию опыт, накопленный в народном искусстве (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) могут служить важным средством в воспитании подрастающего поколения.

Народное искусство – это своеобразный синтез искусств, взятый за основу нашего исследования, так как только комплексный подход использования народного искусства в воспитании детей способен принести успешный результат. На необходимость комплексного изучения различных видов народного искусства указывал известный отечественный фольклорист П.Г.Богатырев, который считал, что подобные исследования не только способствуют выявлению специфических художественных функций различных видов народного искусства, но и общих закономерностей развития в целом .

Являясь составной частью народной культуры, декоративно-прикладное искусство призвано украшать, преобразовывать и облагораживать предметный мир. А.М.Горький указывал, что основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще – ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи.

Нельзя не согласиться с Г.Г.Газимагомедовым, который утверждает, что в наше время декоративно-прикладное искусство все более активно проявляется как одно из воплощений творческой силы народа, способствует формированию и раскрытию многосторонне развитой личности. Являясь важным компонентом национальной культуры, современное декоративно-прикладное искусство Дагестана в своих лучших, наиболее зрелых произведениях доносит многовековую народную мудрость, традиционные эстетические принципы, самобытное художественное мировидение в сочетании с новыми прогрессивными идеями современной культуры. Большое значение для решения воспитательных задач придается фольклору.

Фольклор – это сокровища не только народной поэзии, прозы, музыки, но и народной педагогической мысли. Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков. И не просто отобраны, как сумма неких сухих методических приемов, а воплощены в художественной форме. Фольклор – это художественная педагогика. Воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Большое значение имеют в фольклорном воспитании загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление, но иными художественными средствами – через уподобление, метафорическое описание предмета. Добавим к этому пословицы и поговорки, которые точно также, с детских пор, наставляли, приобщали к неписанным законам народной этики, и мы получим представление о значении фольклора в эстетическом и нравственном воспитании детей. Детский фольклор Дагестана – живой и благодатный источник народной мудрости, представляющий собой большую художественную и эстетическую ценность. Дагестанский детский фольклор, соединивший в себе две важнейшие функции – развитие эстетического чувства ребенка и сообщение ему этических норм и правил – на протяжении веков играл значительную роль в жизни горского народа, помогал в воспитании нового поколения, прививал ему те качества и черты, в которых было заинтересовано общество. С его помощью малыш постигал правила поведения, видел достойные примеры для подражания. С дидактической целью сказки изменялись и приспосабливались специально для детей, в которых дети последовательно получали уроки воспитания, постигали правила поведения, видели достойные примеры для подражания полюбившимся героям.

Занимательность содержания, победа силы добра над силами зла, яркость персонажей, умелое сочетание элементов фантастики с реальной действительностью, образность языка, возможности импровизации – вот на что следует обратить внимание, используя произведения народного творчества как средства воспитания, как источник детской радости. Механизм смыслопорождения в процессе восприятия и переживания сказки исследовал А.В.Запорожец. В своих трудах видный ученый, придавая большое значение эмоциональному и познавательному развитию ребенка в ходе восприятия и переживания сказки, подчеркивал, что в ней в своеобразной форме отражается жизнь народа, его обычаи и характер, стремления и идеалы. Он также указывал, что при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве, и в отношении к художественному произведению, т.к. воспитанный на народной сказке, он чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве, и вместе с тем у дошкольника начинают складываться реалистические критерии реалистических оценок.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что во взаимосвязи изобразительного искусства, музыки, художественно-речевой и театрализованной деятельности образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение вопроса эстетического воспитания средствами народного искусства нам представляется возможным только при условии взаимодействия данных компонентов.

Литература:

1.Агарагимова В.К. Комплексное эстетическое воспитание дошкольников средствами искусства . LAP LAMBERT Academic Publishing, Deutschland/ Германия, 2013

2. Волков В.Н. Педагогика жизни. Чебоксары,1989.

3. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. - М.: 1999.

4.Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика, 1994, №5.

5. С чего начинается Родина? ( Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кандыкинской.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-

6. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания. Дисс. … на соиск. докт. пед. наук. – М., 1988.

Просмотров работы: 5115