Динамичное развитие общества, наблюдаемое в настоящее время, способствует изменению его потребностей, проблем и ценностных ориентиров. Что-то устаревает и теряет свою актуальность, тогда как проблемы, ранее не рассматриваемые, широко выходят на первый план. Одной из них является усиление суицидальной активности современных подростков. В литературе имеются данные о том, что у 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, а 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. В целом в мире проблематика подростковых самоубийств выходит в лидеры среди причин гибели подростков[1]. Однако, в некоторых странах, таких, как, например, Россия данная проблема проявляется особенно остро.
Данные, опубликованные в пресс-релизе федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по проблеме самоубийств в Российской Федерации свидетельствуют о том, что Россия занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков [4]. Количество детских суицидов и попыток самоубийств за последние годы увеличилось на 35-37%. Всего же в период с 1990 по 2010 гг. в России было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств. Если в 2009 году в стране было совершено 260 подростковых суицидов, то в 2010 их было в 1,2 раза больше. Согласно данным, представленным в докладе председателя Следственного комитета России, число несовершеннолетних, погибших в результате самоубийств, в 2011 г. составило 711 человек, а 2012 г. – 730 человек; количество попыток суицидов в 2011 г. – 2639, в 2012 г. – 2673 [3].
Приводимые вышеуказанными ведомствами данные свидетельствуют о необходимости создания системы профилактики суицидального поведения подростков, о чем так же говорится в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.[2].
Само понятие профилактики весьма разносторонне и затрагивает широкий спектр научных и практических элементов. В данном проекте в качестве основного определения понятия профилактики принимается определение социальной профилактики.
Социальная профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе индивида [5].
В свою очередь социальная профилактика по своему охвату и используемым методам подразделяется на первичную, вторичную и третичную. В рамках социального проектирования наибольший интерес представляет первичное профилактическое воздействие, являющееся наиболее массовым и использующим в своей основе психологическое, педагогическое и социальное влияние.
Ставя своей задачей информирование, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие; формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение; развитие протективных факторов здорового социально-эффективного поведения; развитие стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, социальная профилактика представляет широкий простор для поиска практических решений в их ключе, направленных на превенцию подростковых суицидальных девиаций [5].
Одним из таких решений может послужить использование социальной рекламы как инструмента реализации задач первичной социальной профилактики и направленной на предупреждение возникновения подростковых суицидальных девиаций.
Выводы:
Проблематика подросткового суицида крайне остро стоит как в мире, так и в нашей стране. Государство активно занимается развитием технологий и методов превенции данного явления, между тем, оставляя возможность обществу, принять участие в этом процессе. Одной из форм подобного участия является создание и реализация социальных проектов с использованием в них различных методов социальной профилактики.
Проект призван улучшить качество жизни современных подростков за счет формирования и развития у них здорового социально-эффективного восприятия жизни, помощи в преодолении своих страхов и предубеждений.
Цели проекта:
- разработка и внедрение медиа-контента «банерной социальной рекламы», направленного на формирование положительного, социально-эффективного восприятия жизни подростками.
Задачи проекта:
- изучить существующий опыт применения социальной рекламы по заявленной проблематике;
- разработать авторский блок банерной социальной рекламы с учетом полученных данных;
- посредством применения метода «фокус-групп» оценить воздействие разработанного материала, на потенциальную аудиторию;
- сформировать и закрепить у подростков положительное жизненное восприятие;
- популяризовать социально-эффективное поведение.
Целевая группа проекта:
- жители города Новошахтинска в возрасте 14-19 лет.
План реализации проекта
Этапы Проектирования |
Мероприятия |
Ответственный и исполнители |
Сроки |
Финансирование и материальный ресурс |
Подготовительный |
|
Фрондзей С.Н. Самарский Д.О. |
с 1.09.14 по 1.10.14 со 2.10.14 по 2.11.14 с 3.11.14 по 3.12.14 с 4.12.14 по 20.12.14 с 1.09.14 по 31.12.14 |
Компьютер с доступом в сеть интернет, доступ к электронной библиотеке НШФ ЮФУ, программное обеспечение для ПК позволяющее осуществлять редактирование изображений, принтер, листы бумаги |
Основной |
|
Самарский Д.О. |
с 15.01.15 по 15.02.15 |
8 000 рублей для аренды рекламной площади, 3 000 рублей на изготовление банерного плаката |
Рефлексия |
|
Самарский Д.О. |
с 16.02.15 по 20.03.15 |
Компьютер |
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Ожидаемые результаты |
Критерии |
Разработка и внедрение блока социальной рекламы |
-Размещение разработанного материала на рекламной площади города |
Формирование жизнеутверждающих целей и приоритетов у подростков |
|
Уменьшение активности суицидального поведения подростков |
-Мониторинг статистических данных |
В результате реализации данного проекта предполагается мотивировать и закрепить у подростков города Новошахтинска положительное восприятие жизни, выработать жизнеутверждающие цели, посредством чего оказать превентивное воздействие на суицидальную активность данной возрастной категории. Проект может быть тиражирован и использован в других регионах, возможна разработка статей и научных публикаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гонохов И.О. Смертный грех [Текст] / И.О. Гонохов // Русский дом. – 2010. – №9. – С. 44-45.
Концепция демографического развития российской федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-gosudarstvo/t3w.htm
Следственный комитет Российской федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sledcom.ru/actual/300239/
Технология социальной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchebniki.ws/12461220/sotsiologiya/sotsialnaya_profilaktika