ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Андрющенко М.А. 1
1Филиал Южного федерального университета в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Психодиагностика предназначена для того, чтобы осуществлять сбор информации о психических особенностях личности. Современная психодиагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.1.

Изучение исторического пути науки – это необходимое условие понимания ее современного состояния и актуальных задач, прогноза ее перспективных тенденций. Возникновение иразвитие психодиагностики не может быть оценено исходя из внутренней логики исследования общепсихологических проблем. Общественные процессы стимулировали возникновение и достаточно быстрое распространение прикладной психологии (а так же психодиагностики как ее составной части), огромный интерес к её методам, перспективными с точки зрения практики. Так же история науки – это история изменения социальных, экономических, бытовых условий жизнедеятельности людей; наука вовлечена в процессы функционирования общества, она является одной из форм человеческой деятельности и детерминируется развитием общества2. Данные понятия относится и к психодиагностике.

Исторический опыт, внесение современных знаний в исторический контекст поможет новому поколению ученых не повторять старых ошибок, избавляться от прошлых ошибочных убеждений, а так же совершенствовать те перспективные идеи и разработки, которые имелись у предшественников.

Учитывая исторический опыт возможно не только не повторить прошлых ошибок, но и выбрать наиболее перспективные направления развития дисциплины, опираясь на современные проблемы в историческом контексте. Это является залогом эффективной практической деятельности психодиагностики.

Так же не менее важно знать историю возникновения и развития психодиагностики обществу и тем его представителям, которые в своей деятельности обращаются за помощью к профессиональным диагностам.

Целью данной работы является анализ истоков становления психодиагностики.

Цель работы конкретизируется в следующих исследовательских задачах:

1. Провести категориально-понятийный анализ понятия психодиагностика;

2. Изучить предысторию возникновения психодиагностики;

3. Выявить влияние предметных областей психологии на становление психодиагностики.

1. Понятие психодиагностики

Наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначалось (и обозначается до нынешнего дня) измерение индивидуально-психологических различий является термин «психологическое тестирование». Первоначально данный термин понимался очень широко и включал в себя фактически любые измерения в психологической науке. Позднее, по мере развития тестов, сфера психологического тестирования сузилась до измерения личностных особенностей и когнитивных способностей.

Термин «психодиагностика» появился в 1921 году благодаря Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако в дальнейшем содержание этого термина существенно расширилось. Под психодиагностикой стали понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как синоним психологического тестирования.

А.Г.Шмелёв указывает на то, что дальнейшая судьба термина «психодиагностика» связана с кризисом психометрических тестов, возникшим во второй половине 30-х годов ХХ века из-за присущего им разложения личности испытуемого на отдельные элементы, функции3. Автор ссылается на Р. Хейса, считающего, что появление психодиагностики связано с появлением проективного подхода, в известном смысле противостоящего психометрической ориентации традиционного тестирования и направленного на раскрытие целостной картины личности.

Таким образом, получается, что за психодиагностикой закрепляется достаточно обширная, но, тем не менее, ограниченная область исследований, связанных с теорией и практикой проективного подхода, характеризующегося, помимо прочего, весьма слабой податливостью традиционным принципам измерения. Л.Ф.Бурлачук отмечает, что психодиагностика после Г. Роршаха – это исследование личности обследуемого его методикой и другими проективными тестами.4

Теперь о той позиции, которая является господствующей в научной литературе США и задает тон всем другим странам Запада. Термином «психологическое тестирование» вплоть до 1970-х годов обозначалось фактически все, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов, причем при отсутствии определения предмета данного направления исследований.5 В подтверждение сказанному приведем в пример только названия некоторых наиболее известных руководств 1960-1970-х годов: «Психологическое тестирование» (Anastasi, 1968), «Сущность психологического тестирования» (Cronbach, 1960), «Теория и практика психологического тестирование» (Freeman, 1963) и другие.

Таким образом, понятие психодиагностики в современной психологической науке за рубежом:

– относится к методике Роршаха и другим проективным тестам;

– связывается с оценкой разного рода нарушений, отклонений психологическими средствами;

– иногда используется как синоним психологического тестирования, охватывающего все то, что связано с разработкой и применением разнообразных инструментов измерения индивидуальных различий.

2. Предыстория психодиагностики

Необходимость изучать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения различных практических задач была установлена ещё на заре истории человечества.

Не существует такой науки, которая возникает внезапно и на пустом месте. Ещё задолго до своего появления образуется совокупность представлений, суждений и идей, которые обоснованы на многовековом человеческом опыте познания своих особенностей и особенностей окружающей среды. Сосредоточение этих знаний, которые позднее впитала в себя психодиагностика, имеет огромное значение в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

Самые первые психодиагностические взгляды относят к Пифагору и Гиппократу. Пифагор, например, в Древней Греции допускал к обучению в школе лишь тех, кто прошел сложнейшие испытания, такие как качества походки, смеха, умение выйти из экстремальной ситуации.

В труде Теофраста «Характеры» (372-287 гг.до н.э.) описываются различные типы характеров людей: «скупой», «хвастун», «лгун», что уже можно считать первым шагом к диагностики индивидуальных особенностей личности.6

В Древнем Риме за 2200 лет до н.э. придавали большое значение отбору чиновников. Для того, чтобы оценить способности претендентов на данную должность проводились различного рода тесты: умение писать и считать, а так же характер поведения в быту.

Философ Платон при отборе людей, которые будут заниматься научной деятельностью писал: «…У них, друг мой, должна быть острая восприимчивость к наукам и быстрая сообразительность. Надо искать человека с хорошей памятью, несокрушимо твердого и во всех отношениях трудолюбивого»7.

Предпосылки появления психодиагностики как науки были заложены в индивидуальных различиях, существующих между людьми. Ещё с древних времён наблюдались попытки создания организованной и упорядоченной системы методов для описания множества различных индивидуальных особенностей человека.

История развития древних цивилизаций даёт нам доказательства применения разнообразных и своеобразных методов оценки индивидуальных различий. К примеру, в Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры уделялось значительное внимание вопросу отбора чиновников. Система отбора кадров на тот момент охватывала различные способности – от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти тесты совершенствовались на протяжении нескольких столетий.

Различного рода исследования широко использовались в Древней Греции, Риме и Спарте. В 413 году до н. э. около 7000 уцелевших солдат Афинской армии, претерпевшей поражение на Сицилии, были брошены в каменные карьеры возле Сиракуз. Для многих из них жизнь и освобождение из плена зависели от их способности повторить стихи Еврипида.

Ещё одним ярким примером, относящимся к Древней Греции, является выдающийся философ и математик Пифагор. В созданную им школу допускались лишь те, кто прошел через множество сложнейших испытаний. Большое внимание он уделял смеху и походке, думая, что они отражают настоящий характер личности. Те, кто имел желание проходить обучение у Пифагора попадали в различные экстремальные ситуации. Они должны были показать присутствие смелости, достоинства ночью в пещере, и выставлялись на всеобщее осмеяние.8

Таким образом, можно сказать, что стремление к выявлению и учету индивидуальных различий в истории человечества прослеживается с древнейших времен. Определённо, что не все личностные отличия (например, физические или физиологические) изучаются психологией. Предметом ее изучения в первую очередь являются индивидуально-психологические различия. Конечно, неуместно говорить, что в древние времена индивидуально-психологические качества личности являлись основой подбора людей для различных видов деятельности. Как ни парадоксально это звучит, но именно в то время воплотился целостный подход, к которому мы стремимся и которого не можем достичь сегодня.

Индивидуально-психологические различия были равны всем прочим различиям и, взятые вместе, выступали фундаментом для определения, например, пригодности к государственной деятельности или обучению различным ремеслам.

Таким образом, различные типологии, разрабатываемые античными философами, сыграли огромную роль в возникновении психодиагностики как науки, путь развития которой проходил от типов темперамента Гиппократа – к Галену, который наделяет их нравственными характеристиками; затем – к Канту, стремившемуся отделить свойства темперамента от других психических особенностей; и наконец – к таким современным типологиям, которые разрабатывались Павловым, Шелдоном и другими учеными.

Первым ученым, разработавшим нечто приближенное к тесту для измерения ума, был испанский ученый Хуан Хуарт. Его труд, «Ехатеп de Ingenios», изданный в 1575 году, посвящён выявлению способностей у детей. В дальнейшем данный труд переиздавался 27 раз на разных европейских языках и латыни. Определяющими индивидуальными различиями, которые исследовал Х.Хуарт, были понимание, память и воображение.

Идея квантификации психологических наблюдений появилась достаточно давно, в 30-х гг. XIX столетия. Впервые об этом упомянул немецкий учёный Вольф, который предполагал, что возможно продолжительностью аргументации, за которой мы можем проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было введено понятие психометрии. Реализация же идеи измерения психических явлений, началась с работ по психофизике Э.Вебера и Г.Фехнера (середина XIX века), она же определила важные на тот момент направление исследований в экспериментальной психологии. Совсем скоро психология делает успешную попытку выражаться на «математическом языке» не только в области ощущений, её взгляд обратится к измерению более сложных психических функций.

Так же можно отметить, что стимулы к изучению индивидуальных различий исходили и от ученых, весьма далеких от психологии, физиологии и медицины. В 1816 году астроном из Кенигсберга, Фридрих Бессель, прочел в «Астрономическом журнале», что ассистент Королевского астронома был уволен из Гринвичской обсерватории из-за профессиональной непригодности. Причина увольнения заключалась в том, что он неоднократно отмечал время «падения» звезд почти на секунду позже самого астронома. Проявив интерес к этой истории, Ф.Бессель провел исследование и обнаружил большую разницу между временем реакции на падение звезд у различных людей. Он предложил вычислять своего рода «уравнение наблюдателя», которое существует для каждого из тех, кто наблюдает за звездами. Таким образом, астрономия дала толчок физиологам и психологам к изучению индивидуальных различий во времени реакции.

М.Г.Ярошевский высказывает мнение о том, что дифференциально-психологическое изучение человека не простое логическое развитие экспериментальной психологии, оно складывается под влиянием запросов практики, в первую очередь медицинской и педагогической, затем – индустриальной.9 На мой взгляд, с этим в какой-то мере следует согласиться но необходимо учитывать, что экспериментальная психология не может быть противопоставлена психологии индивидуальных различий. Процесс развития экспериментальной психологии, а сегодня это очень хорошо видно, неумолимо приводит ее к проблеме личности, а тем самым – к индивидуальным различиям.

Ближе к нашему времени, уже в конце XIX - начале XX века широкую известность приобрели такие науки, как френология, графология физиогномика – все эти науки объединяют поиск средств диагностики личностных особенностей человека.

3. Влияние предметных областей психологии на становление психодиагностики.

Психодиагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Её появление было обусловлено несколькими направлениями в психологии.

Одним из первых ее источников является экспериментальная психология, ведь экспериментальный метод является фундаментом психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика образовалась из экспериментальной психологии, а ее возникновение в 50-70-е годах XIX века, связано с выросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии, заключавшимся в переводе изучения психических оснований в русло эксперимента и точных методов естественных наук. Первыми экспериментальными методами психологию наполнили другие науки, главным образом физиология.

Началом возникновения экспериментальной психологии условно является 1879 год, так как именно в этот период времени В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В.Вундт, намечая возможность построения психологии как отдельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений:

1) естественно-научного, который опирается на эксперимент;

2) культурно-исторического, в котором главную роль играют психологические методы изучения культуры («психология народов»).

По его теории естественнонаучные экспериментальные методы можно было применять только к элементарным, низшим уровням психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории в основном изучались ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и цветоощущения) и вызываемые ими чувство времени, а так же двигательные акты-реакции, объем и распределение внимания. На основе экспериментальной лаборатории В.Вундта стали создаваться подобные лаборатории и кабинеты в Германии, Франции, Англии, Америке, Голландии, Швеции.10

Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации. Английский антрополог Ф. Гальтон в 1879 году опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Составив список из 75 слов, он открывал их по одному и включал секундомер. Как только испытуемый отвечал на слово-раздражитель словесной ассоциацией, секундомер останавливался. Так впервые хронометрия была использована для исследования умственной деятельности.11

В.Вундт сразу же после публикации Ф. Гальтона применил ассоциативную методику в своей лаборатории, хотя считал, что высшие функции не подлежащими эксперименту.

Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями испытуемых.

Первый кто создал психологический экспериментальный метод, был Г.Эббингауз. Он изучал законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения). Г.Эббингауз предполагал, что полученные им результаты не зависят от сознания испытуемого, интроспекции и в большей степени удовлетворяют требованию объективности. Данным методом Г.Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.12

Американский психолог Дж. Кеттелл изучал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибор, позволяющего предъявить испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты: формы, буквы, слова и так далее. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания» восприятия вперед).

На рубеже XX века в психологии появился еще один объективный экспериментальный метод, который определял характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений образовались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.

Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.

Но возникновение психодиагностики не является итогом обычного логического развития экспериментально-психологического и дифференциально-психологического изучения человека. Она складывалась под воздействием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем уже индустриальной. Одной из причин, обусловившей зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей. Работы французских врачей Ж.Э.Д.Эскироля и Э. Сегена, занимавшихся проблемами умственной отсталости детей, внесли определенный вклад в разработку методов, помогавших определить умственную отсталость.

заключение

Истоки психодиагностики теряются в веках, поскольку потребность в учете индивидуальных различий, выявлять и измерять которые стремится эта наука, возникает у человека в глубокой древности.

Ещё задолго до своего возникновения образуется целая совокупность представлений, идей, и суждений, которые основаны на многовековом человеческом опыте познания самого себя и окружающего мира. Сосредоточение этих знаний, которые позднее впитала в себя психодиагностика, востребовано в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Зарождение психодиагностических методик началось еще в Древней Греции и в Древнем Риме, благодаря Платону и Гиппократу

Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Возникновение экспериментальной психологии связано с именем В. Вундта Он основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В дальнейшем благодаря открытию В.Вунда были открыты подобные лаборатории и кабинеты в Германии, Франции, Англии, Америке, Голландии, Швеции.

Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф.Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце XIX-начале XX веков.

С внедрением в психологию эксперимента образовались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.

Ещё одним источником психодиагностики стала дифференциальная психология. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.

Между теоретическими положениями, развиваемыми в рамках общей психологии, и основами психодиагностики прослеживается тесная внутренняя взаимосвязь. Представления о закономерностях развития и функционирования психики являются отправным пунктом при выборе психодиагностической методологии, конструировании психодиагностических методик, их использовании в практике.

Возникновение психологической диагностики вызвано требованиями практики, сначала медицинской и педагогической, а затем и индустриальной, а ее развитие направлено на удовлетворение этих требований. С этим связано появление не всегда теоретически обоснованных, но методически совершенных приемов и способов диагностирования.

Список использованных источников

  1. Акимова М.К.Психологическая диагностика [Текст] / М.К.Акимова, К.М.Гуревич. – Спб.: Питер, 2008. – 652с.

  2. Анастази А. Психологическое тестирование [Текст] / А.Анастази, С.Урбина. – Питер, 2007. – 688с.

  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика [Текст] / Л.Ф.Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003. – 351с.

  4. Гуревич К.М. Психологическая диагностика [Текст] / К.М.Гуревич, М.К.Акимова. – СПб.: Питер, 2008. – 652с.

  5. Платон. Соч.: В 3 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 3. – 347с.

  6. Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики [Текст] / А.Г.Шмелёв. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 9-10.

  7. Шнейдер Л.Б. Основы психодиагностики [Текст] / Д.Б.Шнейдер. – М.:МОСУ, 1994. – 206с.

  8. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века: учебное пособие [Текст] / М.Г.Ярошевский. – М, 1996. – 416.

  9. Истоки психодиагностики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyera.ru/istoki-psihodiagnostiki-145.htm

  10. История развития, современное состояние и актуальные проблемы психодиагностики как науки и практическая деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/31-psixodiagnostika-v-detskom-sadu/514-istoriya-razvitiya-sovremennoe-sostoyanie-i-aktualnye-problemy-psixodiagnostiki-kak-nauki-i-prakticheskaya-deyatelnost-chast1

  11. Фрейденберг О.М. «Характеры» Теофраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://freidenberg.ru/Docs/Nauchnyetrudy/Stat'i/

1Акимова М.К.Психологическая диагностика [Текст] / М.К.Акимова, К.М.Гуревич. – Спб.: Питер, 2008. – с. 56.

2Шнейдер Л.Б. Основы психодиагностики [Текст] / Д.Б.Шнейдер. – М.:МОСУ, 1994. – с.101.

3 Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики [Текст] / А.Г.Шмелёв. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 9-10.

4Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика [Текст] / Л.Ф.Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003. – с.145.

5Анастази А. Психологическое тестирование [Текст] / А.Анастази, С.Урбина. – Питер, 2007. - 234с.

6Фрейденберг О.М. «Характеры» Теофраста [Электронный ресурс] /О.М.Фреденберг. – URL: http://freidenberg.ru/Docs/Nauchnyetrudy/Stat'i/XarakteryTeofrasta

7Платон. Соч.: В 3 т. - М.: Мысль, 1971. - Т. 3. - С. 347.

8 Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов [Текст] / Л.Ф.Бурлачук. - СПб.: Питер, 2006. – с.124.

9Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века: учебное пособие [Текст] / М.Г.Ярошевский. – М, 1996. – с.256.

10 Акимова М.К.Психологическая диагностика [Текст] / М.К.Акимова, К.М.Гуревич. - Спб.: Питер, 2008. – с.20.

11 там же. С.22.

12 там же. С.25.

Просмотров работы: 13701