РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУЗЕЯ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУЗЕЯ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Хантова М.В. 1, Гаврилова Ю.С. 1
1ГОАУ СПО ЯО Рыбинский педколледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное дошкольное образование пересматривает содержание воспитательно – образовательного процесса, где основными задачами являются: содействие развитию личностных качеств ребенка, формирование у него творческих способностей, приобщение к культурному наследию нашей страны развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста.

Посещение музея становится все более популярной формой работы дошкольного учреждения. Практическую деятельность по реализации воспитательного потенциала Рыбинского музея в работе со старшими дошкольниками мы начали с посещения музея, познакомились с его историей, залами и экспозициями, сделали необходимые фотоснимки.

Рыбинский государственный историко – архитектурный и художественный музей – заповедник - одна из достопримечательностей нашего города. Он основан в 1910 году, является одним из старейших и крупнейших музеев, насчитывающих более 100 тысяч единиц хранения.Музею принадлежит также здание Старой биржи, находящееся на реконструкции. Построенное в 1806-1811 гг. губернским архитектором Г. В. Петровым, оно является памятником архитектуры Федерального значения.

Залы музея:·истории, природы Рыбинского края, «Древнейшее прошлое нашего края», зал бурлачества, крючничества, «Купечество в истории края конца XIX - начала ХХ веков», зал «Род дворян Михалковых в истории края», зал Рыбинской слободы в XVIII веке.

Анализ содержания залов и экспозиции музея помог нам сформулировать е задачи, которые может решать дошкольное учреждение в рамках реализации воспитательного потенциала музея:

  • формировать бережное отношение к животным, познавательный интерес к истории и природному миру своей малой родины, эстетическое восприятие;

  • воспитывать уважение к людям труда, чувство восхищения результатами деятельности человека,эстетический вкус,чувство национальной гордости;

  • способствовать развитию умения рассматривать картину, понимать настроение художника, выделять средства выразительности,накоплению эстетического опыта;

  • создавать условия для развития личности ребенка, понимающего и ценящего произведения искусства, историю родного края, красоту окружающего мира.

Основными формами реализации воспитательного потенциала музея в работе со старшими дошкольниками являются: беседа в ходе экскурсии (может быть виртуальной на основе ИКТ), непосредственно образовательная деятельность, игра (сюжетно-ролевая, дидактическая).

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и дальнейшего обсуждения.

Основными ее преимуществами являются:

  1. Доступность - возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат

  2. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

  3. Возможность осмотра в любое время

  4. Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации

Первым этапом исследования стало проведения анкетирования педагогов дошкольного учреждения на тему «Приобщение дошкольников к музейной культуре». Анкетирование показало, что 68% респондентов считают: нужно знакомить дошкольников с музейной культурой, начиная со средней группы. На вопрос «Какие формы, наиболее эффективны для музейной педагогики?» мнения разделились: 24 % респондентов ответили, что эффективнее – занятие, 26% - виртуальные экскурсии, 31% - экскурсия и 19 % -игра.

На вопрос:В чем Вы видите роль семьи по данному направлению воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения?» педагоги назвалиследующие варианты:

  • Расширять знания детей по данному направлению,

  • приобщать детей к искусству,

  • посещать совместно музеи, выставки, экспозиции.

  • Обсуждать с детьми увиденное, планировать совместные выводы.

Таким образом, педагоги – практики подтвердили значимость нашей работы. Мы разработали и предложили педагогам и родителям буклеты с рекомендациями по посещению музеев.

В рамках практического исследования мы использовали информационно – коммуникационные технологии, которые помогали визуализировать известные детям понятия, оперировать с образами, выполнять задания. Информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавать основу для формирования новых типов мышления у дошкольников.

Основной задачей развития ИКТ в ДОУ является создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с введением Федерального образовательного стандарта. Преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей, позволяют эффективно проводить мониторинг усвоения образовательной программы.

Мы разработали и провели с детьми вводное занятие по ознакомлению с музеем как культурным учреждением. Сначала мы обсудили с детьми правила поведения в музее. Слайд со знаками, отражающими правила поведения в музее, на протяжении всей экскурсии помогал детям их придерживаться.

Далее предложили детям небольшую классификацию музеев, а затем задание – соотнести тип музея с содержанием экспозиции. Если дети затруднялись с определением места экспоната, мы задавали вопросы, а затем показывали предмет, что упрощало восприятие детей, усиливало мыслительные операции синтеза и обобщения.

Использование рекомендаций А. Вербенец и применение ИКТ помогли нам в составлении и отборе содержания виртуальных экскурсий. Сначала был составлен путеводитель, который мотивировал детей на посещение музея, а также в игровой форме помогал закреплять и обобщать полученные в ходе экскурсии знания, формировать умения в работе на компьютере. Мотивация экскурсии: умная Сова пригласила детей к себе в гости, где живут старинные, предметы, картины, экспонаты животных – музей.

Перед началом виртуальной экскурсии детям было предложено оформить входной билет в музей по программе Paint, используя автофигуры и заливку, вставить фото с изображением музея. Дети сидели парами за одним компьютером, тот, кто не делал билет, тот выполнял другое игровое задание. Билеты получились разными, многие дети проявляли творчество.

По ходу «следования» в музей дети вспомнили о достопримечательностях и памятниках города, которые они могут увидеть по пути следования. На слайде были представлены памятники и известные места города, о которых дети совместно или индивидуально рассказывали.

Первое виртуальное посещение Рыбинского музея положило начало формированию у старших дошкольников основ музейной культуры, развитию познавательного интереса к культурным ценностям родного города.

Следующей была экскурсия в зал природы и фауны Рыбинского края. Структура экскурсии, как виртуальной, так и обычной имеет три части: вводную, основную и заключительную. Перед осмотром экспозиций музея мы определили тему и задачи экскурсии, продумали мотивацию маленьких посетителей к пониманию основного содержания экспозиции. Во вводной части необходимо дать установку на восприятие как вербального, так и визуального материала. Мы предложили детям роль знатоков природы, и первое задание было «Продолжи ряд», где дети демонстрировали свои знания по теме «Дикие, домашние и экзотические животные». Возможности слайдов помогли сразу оценивать качество и количество правильных ответов детей. Это позволило повысить образовательную эффективность экскурсии.

Основная часть экскурсии включала краткий рассказ автора - экскурсовода, в котором объяснялось понятие «Экспонат», а также средства представления и хранения музейных материалов. Далее мы активизировали восприятие детей и знакомили с представителями фауны нашего края, а в качестве приемов активизации посетителей использовали эвристические вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания (нарисуй по точкам, пройди лабиринт и др.).

В заключительной части осуществлялась рефлексия данного мероприятия: дети оценили свои знания и впечатления от экскурсии. Все дети дали положительную оценку экскурсии: выбрали солнышки и подарили их Умной Сове.

Мы создали дидактическую игру «Я поведу тебя в музей»,которая предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: создавать условия для реализации воспитательного потенциала Рыбинского музея – заповедника, закреплять знания детей о достопримечательностях города Рыбинска, о музее и его залах. Правила игры: игроки ставят свои фигурки на первый кружок «СТАРТ». Дети закреплять знания достопримечательностей города по ходу следования (по красным фишкам), а в музее по залам (зеленые) на основе карты.

К этой игре также мы разработали приложение, в котором подробно описано содержание каждого фонда Рыбинского музея-заповедника. Это приложение поможет познакомиться с содержанием залов и закрепить знания о достопримечательностях города Рыбинска. Брошюра может представлять интерес и для педагогов ДОУ. Данная игра помогала стимулировать интерес дошкольников к истории родного города.

Далее мы планируем разработать содержание виртуальных экскурсий по Рыбинскому историко-архитектурному художественному музею - заповеднику и начать реализацию воспитательного потенциала данного музея в условиях дошкольного учреждения.

Дети в этом возрасте, не обладая способностью к абстрактному мышлению, восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассмотрению предмета, поэтому в условиях организации музейной работы можно развивать память, фантазию, ассоциативное мышление, формировать наблюдательность, визуальной грамотности, понимания языка изобразительного искусства.

Теоретическое и практическое освоение проблемы позволяет нам сделать следующие заключения: необходимо ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка- дошкольника; учить использовать образовательный и воспитательный потенциал музея; создавать условия для восприятия музея в качестве источника знаний и места культурного отдыха; познакомить с памятниками истории и культуры родного города, способствовать становлению и развитию духовной культуры детей.

Практика свидетельствует о том, что чем раньше начинается работа по приобщению детей к музею, тем ощутимее будет социально-педагогический эффект. Осуществление взаимодействия музея с ДОУ позволяет решать проблему подготовки будущих посетителей, для которых посещение музея будет неотъемлемой частью жизни.

 

Просмотров работы: 2495