ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Сасарина Е.Е. 1, Виноградова А.В. 1
1ГОАУ СПО ЯО Рыбинский педколледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей, но и в общении с близкими. Солодянкина О.В. отмечает, что именно через это общение происходит передача ценностей, освоение знаний и навыков общественной жизни, выработка общепринятых стереотипов поведения, которые могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка.

В качестве важнейшего института социализации ребенка, особенно имеющего ограниченные возможности здоровья (далее – ОВЗ), И.Ю. Левченко, как и другие ученые, рассматривает семью, где социализация происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения. Автор убежден, что семья – это микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представление о характере межличностных связей.

По мнению ученых Л.С Выготского, Л.И. Акатова, Е.М. Мастюковой, Л.М. Шипицыной и др., действительно семья является первым этапом социализации личности. Каждый нормально развивающийся ребенок приобретает социальный опыт без специально организованных условий обучения, однако дети с ОВЗ не могут освоить социальные умения.

Согласно Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ, разработанной Н.Н. Малофеевым, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной и Е.Л. Гончаровой, ограничения возможностей ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Более того в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, по мнению Е.М. Мастюковой, грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый не может и не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.

Исследования О.В. Солодянкиной и Л.Б. Шнейдер доказали, что сами родители испытывают трудности в передаче этого опыта из-за сильнейшего психологического стресса, стеснения выходить на улицу с ребенком, ожидая насмешек от взрослых и детей, потерянности в вопросах воспитания своего ребенка.

В связи с рождением ребенка с ограничениями в возможностях Л.И. Акатов выделяет несколько схем поведения родителей:

1. Принятие ребенка и его нарушения - родители принимают нарушение, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.

2. Реакция отрицания - отрицается, что ребенок ограничен в своих возможностях. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранителъства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Ребенок с ограничениями в возможностях является предметом чрезмерной любви матери. Родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.

4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. В семье такое нарушение ребенка считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к нарушению и ребенку с ОВЗ.

В разработанной Е.М. Мастюковой Концепции семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии выделяется основная идея работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с ребенком с ОВЗ, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и успешной их социализации в общество.

В связи с этим мы считаем, что для достижения гармоничной жизни в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, как одно из направлений работы может рассматриваться формирование семейных традиций. Наличие традиций способствует сплочению семьи, благодаря чему каждый ее член можно почувствовать себя важной составляющей единого целого. Более того, именно семейные традиции являются одним из важных показателей здоровой и счастливой семьи.

Сотрудничая с РЦ «Наставник» г. Рыбинска, оказывающим услуги детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, мы апробируем разные формы взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, направленные на формирование семейных традиций.

В ходе реализации проекта «Загадочный ребенок – ключ к развитию», работа над которым ведется уже 2-й год (октябрь 2012 г. – май 2014 г.), мы осуществляем домашнее визитирование ребенка 5 лет с детским церебральным параличом. Поскольку домашнее визитирование - это оказание образовательных услуг не только ребенку, но и его семье, то мы работаем и с родителями.

Опыт работы подтвердил теоретические положения о том, что для семей, в которых воспитывается ребенок с ОВЗ, поднимаемая проблема особенно актуальна, поскольку в этих семьях отмечается искажение детско-родительских отношений, иногда и не принятие родителями своего ребенка, что конечно негативно влияет на микроклимат в семье, отрицательно сказывается на социализации ребенка с ОВЗ и не способствует зарождению семейных традиций.

Мы выделили аспекты, которые с нашей точки зрения препятствуют формированию традиций в семьях особых детей.

Во-первых, мы полагаем, что социальный статус семьи, уровень образования родителей и их потенциальные возможности влияют на понимание ценности семейных традиций. В семье Вики, с которой мы осуществляем домашнее визирование, по результатам бесед с дефектологом и наших наблюдений складывается следующая ситуация: семья неполная, материальное положение низкое, мама окончила коррекционную школу VIII вида и в связи со своими возможностями не только не осознает ценность семейных традиций, но и не понимает, что необходимо заниматься развитием дочери. Вследствие своего нарушения девочка не охвачена дошкольным образованием, не посещает индивидуальных занятий с дефектологом, не имеет возможности общения со сверстниками, а все время проводит дома в замкнутом пространстве. Мы не раз приглашали семью Вики на праздники, которые проводим для семей особых детей, но мама девочки их игнорирует, не осознавая значимость общения ребенка с другими детьми.

Даже здороваясь с нами во время первого визита, Вика произнесла «мяу», кивая головой. Сначала нам было непонятно поведение ребенка. Но в дальнейшем мы убедились, что девочка часто остается одна и ее друзьями являются кошки.

Во время первого визита в семью нас поразило то, что, ожидая нас, мама даже не посчитала нужным прибраться в квартире: кругом были разбросаны вещи, не прибрано постельное белье. Когда мы пришли, мама громко слушала музыку. Пригласив нас в комнату, она так и не убавила звук до тех пор, пока мы сами не попросили ее выключить магнитофон. Наблюдения во время визитов показали, что мама не проявляла интерес к занятиям, уходит от приглашения взаимодействовать с ребенком. К сотрудничеству не готова, поэтому первые месяцы мы не проводили целенаправленно работу с ней, наблюдая за ее реакциями, стилем воспитания и отношением к дочке.

Беседуя с мамой, мы определили, что она не понимает сущность нарушения при ДЦП, не осознает ценность воспитания, не занимается с Викой, уделяя внимание только бытовым вопросам. Однако результаты диагностики моторного развития ребенка показали, что в мышцах обеих рук наблюдается снижение тонуса, левая рука почти не задействована при выполнении движений, моторные умения развиты на низком уровне, навыки самообслуживания и продуктивных видов деятельности не сформированы. Также наблюдается серьезная задержка в познавательном и речевом развитии. Опрос родительского отношения к ребенку с ОВЗ, разработанного А.Я. Варги и В.В. Столиным, подтвердил наши предположения в отношении мамы к дочери.

Во-вторых, одной из проблем, препятствующих формированию семейных традиций, является стиль жизни, который мама Вики переняла от своих родителей и теперь проецирует на свою семью. Это действительно огромная проблема - если она не испытывала заботы и тепла в своей семье, то не ее вина, а беда, в том, что она не понимает, что в жизни могут быть другие приоритеты. Из беседы с социальным педагогом, работающим с семьей, мы узнали, что она даже учила маму девочки подметать пол и прибираться к квартире. Поэтому о возможностях рождения традиций в этой семье никто даже не задумывался. А такая позиция мамы по отношению к дочери приводит к тому, что девочка деградирует в развитии.

Таким образом, данные аспекты привели к тому, что в семье Вики не занимаются развитием ребенка, не складываются близкие отношения между ее членами, и как следствие отсутствуют традиции. Нас шокировало то, что день рождения Вики не отмечают как отдельный праздник, и сама девочка не знает, что это за событие.

Для повышения педагогической компетентности мамы мы предложили выполнять домашние задания по проведению пальчиков игр, объяснив в ходе бесед и консультаций их значимость, и научив маму правилам их выполнения. Постепенно мы стали включать маму в совместную работу с дочерью в ходе занятий, попросив помогать ей в выполнении заданий. Сначала мама была излишне сдержанна, скованна в движениях, боялась сделать что-то не так, затем стала более свободно и комфортно чувствовать себя в ходе занятий. Мы акцентировали внимание мамы на положительных эмоциях дочери, которые вызваны совместным творчеством. Наблюдая радость девочки во время совместных занятий, понимая, что она с нетерпением ждет встреч с нами, мама постепенно стала изменять отношение к домашнему визитированию. Она следила за внешним видом дочери, готовила рабочее место для занятий, начала прибираться в комнате к нашему визиту и звонила нам для уточнения времени занятий.

Самым важным событием стало проведение первого семейного праздника - Дня рождения Вики. Мы решили, что именно он может стать первой традицией в этой семье. Поскольку мама не считала этот день особым, то мы не стали привлекать ее к подготовке к нему. Праздник носил познавательно-игровой характер. Мы подготовили много сюрпризов: рисовали аква-гриммом, показывали фокусы и скручивали из воздушных шаров разных животных, играли воздушными шарами и танцевали. Нам пришлось настоять на том, чтобы мама отложила домашние дела и осталась с нами. Вначале, когда мы пригласили ее играть вместе с нами, она робко и неуверенно принимала участие в играх. Но мы еще раз убедились, как важно ребенку совместное времяпроведение. Девочка была счастлива, улыбалась и не сводила глаз с мамы. А когда мы внесли торт и зажгли свечи, попросив маму вместе с Викой их задуть, казалось, что это был самый счастливый момент в жизни этой семьи. Мы показали пример, что в этот день нужно дарить подарки, которым ребенок был очень рад. Доказательством достижения поставленной нами цели стало приглашение мамы к чаепитию. Этот результат мы прогнозировали, но, не ожидали. Самым важным достижением праздника стала радость, подаренная семье от сотворчества и общении. Мы считаем, что это был первый шаг к зарождению нового, духовного, объединяющего эту семью события.

По истечению 5 месяцев работы, мы отметили изменение отношения мамы к домашнему визитированию - она стала более открытая, стала доверять нам, заметна благодарность за работу с дочерью и ее успехи. Теперь мы знаем, что в семье нас ждут. Наши достижения – лишь первая ступень к включению мамы в процесс воспитания ребенка.

Следует отметить, что спустя год мы также совместно праздновали следующий день рождения Вики, но вечером в этой семье готовился праздник и были приглашены гости.

Перспектива работы в этом году - включить маму в совместную деятельность с дочерью во время домашнего визитирования, а также мотивировать ее к участию в семейных праздниках, организуемых нами для детей РЦ "Наставник".

Мы считаем, что в этой семье обязательно будут складываться свои традиции, но те аспекты, которые мы обозначили, осложняют путь их зарождения, а также требует внешней помощи и поддержки.

В ходе реализации проекта «Попугай Кеша и друзья», работа над которым ведется с октября 2013 г., мы организовали занятия кружка, направленного на формирование социальных умений детей с ранним детским аутизмом посредством просмотра мультфильмов. На каждом занятии ребята встречаются с какими-либо героями мультфильмов, которые учат их образцам поведения.

Анализ проведенного анкетирования родителей показал, что:

  • в 75% семей дети смотрят зарубежные мультфильмы;

  • в25% семей дети копируют поведение героев, причем чаще всего отрицательных;

  • в 100% семей родители знают содержание мультипликационных фильмов, которые смотрят их дети, но совместного просмотра в семьях не практикуется; мамы и папы больше предпочитают советские мультфильмы, объясняя это тем, что «они спокойные, понятные, добрые, полнометражные»;

Отметим, что мультфильм – это модель окружающего мира, поэтому дети склонны подражать тому, что они видят на экране. Причем дети с РДА быстро отражают характер героев, их манеру поведения, речь, которые прочно закрепляются в стереотипном поведении, характерном для детей-аутистов. И то, какие фильмы они смотрят, на всю жизнь определяет их нравственные и культурные ориентиры.

В связи с вышесказанным мы предлагаем родителям, чьи дети посещают кружок «Попугай Кеша и друзья», сформировать такую семейную традицию как воскресный просмотр мультфильмов. Во-первых, мы рекомендуем просмотр советских мультипликационных фильмов, основываясь на их богатом воспитательном потенциале. Выбор очевиден, поскольку в зарубежных и большинства российских мультфильмов широко используются приемы психологического манипулирования детьми и представлена искаженная картина мира. Более того негативное влияние данных мультипликационных фильмов на психику и умственное развитие детей доказано многочисленными исследованиями психологов. Во-вторых, для того, чтобы модель окружающего мира стала понятной ребенку-аутисту недостаточно просто посмотреть мультфильм, поскольку у детей отмечается своеобразная трактовка социальных ситуаций и им требуется помощь в их понимании. Только в ходе обсуждения поведения героев мультфильмов и анализа их действий у ребенка с РДА возможно выработать правильные стереотипы образцов поведения в обществе. В-третьих, совместное времяпроведение всегда положительно сказывается на детско-родительских отношениях и способствует гармонизации жизни в семье.

Для достижения поставленной цели мы запланировали серию встреч с родителями, первой из которых стало проведение открытого диалога «Чему учат моего ребенка мультфильмы?». В ходе встречи использовались активные приемы работы, элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, переживание «ощущений» внутреннего мира аутичного ребенка, просмотр и обсуждение видеороликов о негативном влиянии современных мультфильмов, рефлексия. Комплекс используемых средств и приемов работы позволил организовать диалог с родителями и создать условия для осознания ими воспитательного потенциала мультипликационных фильмов в формировании социальных умений детей с РДА.

Перспектива работы заключается в создании группы для родителей ВКонтакте «Попугай Кеша и друзья» с целью оказания помощи в подборе мультфильмов, способствующих формированию необходимых социальных умений, внесения рекомендаций по их совместному обсуждению с ребенком и предоставления возможности родителям к виртуальному общению и обмену опытом.

Мы надеемся, что семейные традиции позволят всем членам семей, с которыми осуществляется работа, почувствовать радость и тепло от совместного общения, и позволят семьям, испытывающей так много трудностей, быть счастливыми.

 

Просмотров работы: 2352