Детство – это самый счастливый период в жизни каждого человека, но, к сожалению, не у всех оно оставляет яркие впечатления. В настоящее время количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возросло, но самым сложным по структуре дефекта является детский церебральный паралич (далее – ДЦП).
Первые исследования нарушения опорно-двигательного аппарата были проведены В.Литтлем и З.Фрейдом. Большие заслуги в разработке данной проблемы принадлежат российским ученым К.А. Семеновой, М.Б. Эйдиновой, С.Ф. Семенову, Л.О. Бадаляну, С.В. Коноваленко, И.Б. Малюковой, Л.М. Шипицыной, И.И. Мамайчук и многими другими.
Исследования И.И.Мамайчук, К.А.Семеновой, И.Ю.Левченко и Е.М.Мастюковой установили, что ДЦП является полиморфным нарушением центральной нервной системы, при котором двигательные расстройства сопровождаются зрительной, слуховой, тактильной депривацией.
Двигательные нарушения при ДЦП являются ведущим дефектом, и при формировании навыков самообслуживания, трудовых и бытовых навыков значительно проявляются дефекты моторики рук. Несформированность функции захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей обуславливают невозможность и большую трудность в выполнении операций с различным материалом и предметами. Слабое ощущение своих движений и затруднение с действиями с предметами, являются причинами недостаточности активного осязания и узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии дошкольника с ДЦП.
Авторы отмечают, что развитие мелкой моторики является важным условием комплексного развития ребенка с ДЦП, поскольку стимулирует познавательное, речевое и эмоциональное развития дошкольника.
Сотрудничество с РЦ «Наставник» г. Рыбинска позволило нам найти ребенка, не охваченного дошкольным образованием, для проведения коррекционно-развивающих занятий в домашних условиях. В сфере социальных услуг домашнее визитирование осуществляется с целью оказания социальной поддержки семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), а мы рассматриваем его как форму оказания образовательных услуг семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в данном случае с ДЦП. В связи с этим цель домашнего визирования - способствовать развитию мелкой моторики дошкольника с ДЦП.
Домашнее визитирование осуществлялось с октября 2012 года. На начало работы Вике было 4 года.
Целью первого визита было знакомство с ребенком, его семьей и условиями проживания. Проводя игры и упражнения на знакомство, мы выяснили, что в мышцах верхних конечностей девочки отмечается гипотония, т.е. снижение мышечного тонуса. Левой рукой ребенок почти не пользуется. Девочка не разговаривает, инструкции не понимает, на любое предложение кивает головой и говорит «ммм». По показу не повторяет, для включения в деятельность требуется многократный повтор и выполнение заданий с помощью приема «рука в руке». На первой встрече нам было очень трудно работать, т.к. Вика не понимала нас, а только внимательно смотрела, скорее всего, даже разглядывала нас. Более того, из-за пупырчатой водянки на пальцах девочки были водяные волдыри, что мешало ребенку выполнять задания, а нам не позволяло помочь ей, т.к. прикосновение к рукам девочки причиняло ей боль.
Мама Вики окончила коррекционную школу VIII вида. В связи со своими возможностями она не осознает ценность воспитания. По словам мамы проблем у девочки нет, только дочка говорит на «своем языке», и возникают трудности в передвижении: Вика в зависимости от общего состояния может ползать на коленях, а может и передвигаться самостоятельно на ногах.
Однако первые наблюдения за мамой показали, что она не занимается с Викой, уделяя внимание только бытовым вопросам, к проведению занятий безразлична, к сотрудничеству не готова. В квартире игрового места для ребенка не оборудовано. Материальное положение в семье низкое.
Первоначально целью второго визита мы планировали проведение диагностики для выявления состояния мелкой моторики ребенка. Однако с учетом первого визита мы приняли решение отложить ее проведение, поскольку результаты были бы не корректны. В ходе дальнейших 4 занятий мы устанавливали контакт с ребенком, учились ее понимать и интерпретировать результаты, полученные в ходе педагогического наблюдения за ребенком.
Для занятий мы определили тему «Лесные жители» и знакомили девочку с ежом, зайцем, лисой, медведем и т.д. Данная тема выбрана не случайно. Мы посчитали, что она доступна для понимания Вики, вызовет интерес к занятиям и поможет установить контакт с ребенком. По данной теме проведено 14 занятий. Далее в течение 8 занятий мы изучали тему «Одежда и обувь», поскольку она наиболее востребована для ребенка, постоянно находящегося в домашних условиях. 1 занятие было посвящено празднованию Дня рождения Вики, который в семье не отмечался. 1 занятие прошло в форме экскурсии на экспозицию «Живой музей» Л. Куракина, в ходе которой девочка смогла общаться с животными. Таким образом, за период с октября 2012 по май 2013 года было проведено 24 визита в семью.
Изучение литературы и знакомство с опытом работы дефектолога Центра коррекции речи «Возрождение» г. Ярославль И.Б. Малюковой позволило сделать вывод о необходимости осуществления комплексного подхода к ребенку с ДЦП, т.к. «одностороннее» воздействие не может принести ожидаемых результатов. В связи с этим уникальность наших занятий состоит в том, что они носят комплексный характер и развивают не только мелкую моторику, но и стимулируют познавательное, речевое, эмоциональное развитие.
В начале работы нам было очень трудно заниматься с Викой, особенно первые занятия. Девочка не повторяла слова и не отвечала на вопросы, изредка только кивала головой. Когда мы просили выполнить задание, она смотрела на нас и улыбалась. Не смотря на это, мы создавали положительный эмоциональный фон, ситуации успеха и хвалили ребенка за каждое достижение.
В ходе наблюдений мы отметили отставание в умственном развитии девочки. Вика не могла сложить разрезанную на 4 части картинку, найти похожий по цвету и форме предмет, назвать цвета, выложить одинаковое кол-во палочек и т.д. В связи с этим на каждом занятии мы закрепляли его содержание через многократное повторение лексического материала и различных действий, но на следующее занятие работа начиналась заново.
На первых занятиях мышцы рук быстро уставали, не смотря на то, что мы чередовали смену видов деятельности. Иногда казалось, что сил в руках ребенка совсем нет. Наши предположения о том, что с Викой дома не занимаются, оправдались, т.к. уже через несколько занятий, мы увидели динамику в моторном развитии девочки.
Выполнение заданий на развитие моторики осложнялось тем, что пальцы ребенка согнуты в кулак, а левая рука почти не функционирует. Например, когда Вика ловила мяч, левую руку она только слегка сгибала, стараясь выполнять задание лишь правой рукой, что приводило к неудачам из-за низкого тонуса мышц. Чаще левая рука девочки лежала на колене. Мы научили ее класть руку на стол, а чтобы стимулировать действия левой рукой, вкладывали в противоположную руку какой-нибудь предмет или просили поддержать ее лист бумаги и т.п. Таким образом, Вика была вынуждена при выполнении заданий действовать обеими руками, но левая всегда уставала быстрее.
В работе мы использовали различные средства моторного развития. Самым любимым для Вики стали музыкальные пальчиковые игры Е. Железновой и пальчиковые игры из серии «Театр исцеляющих движений» И.Б. Малюковой. Также девочка с удовольствием выполняет упражнения с мячами разных размеров и воздушными шарами, различные виды шнуровок, выкладывает мозаику, любит сухой бассейн и задания с использованием элементов крупотерапии.
Для повышения мышечного тонуса мы использовали интеграцию различных видов изобразительной деятельности, сочетая разные техники. Вике было достаточно трудно приклеить снег из ваты, нарисовать с помощью пальчика красками лучики у солнышка, украсить елочку с помощью шнуровки и повесить на нее скатанные разноцветные шарики из пластилина, украшать платье кукле на основе техники обрывания бумаги, размазать пластилин пальцами по контуру зайца или вдавить в него горох и другие крупы и т.д. В связи с этим в конце каждого занятия мы создавали какой-нибудь продукт. Аппликация и лепка, как продуктивные виды деятельности, вызывали наибольший интерес у ребенка, но были очень сложны для выполнения, поскольку требовали мышечного напряжения. Первоначально большую часть работы мы брали на себя, а Вика лишь помогала в создании продукта. Например, она отрывала куски бумаги, а мы приклеивали их; мы подавали ей горох, а она вдавливала его в пластилиновую основу; мы приклеивали вату, а она прихлопывала ее ладонью и т.д. По истечении некоторого времени мы стали увеличивать объем выполняемой работы ребенком, создавая ситуации успеха и стимулируя ее похвалой.
Для стимулирования моторного развития и социализации ребенка была проведена экскурсия на экспозицию «Живой музей» Л. Куракина. Использование анималотерапии позволило раскрыть потенциальные возможности девочки. Общение с животными вызвало сильные положительные эмоции и способствовало речевому общению. Девочка стала повторять за нами даже словосочетания: «пушистый кролик», «острые рога». Вика научилась разгибать кулак и ладонью гладить кроликов. Сначала настороженно, а затем уже с улыбкой разглядывала козла. Девочка перестала бояться других детей, не смотря на повышенную тревожность, которая отмечается у ребенка. Она без помощи стала передвигаться по музею. Посещение игровой комнаты позволило насытить ее жизнь движениями, которых так не хватает ребёнку: она лазала, прыгала, собирала и кидала разноцветные шарики, качалась на качелях и т.д. Экскурсия показала, что подобные встречи стимулируют моторное и познавательное развитие ребенка, а главное способствуют его социализации.
Для определения состояния развития моторики ребенка мы подобрали диагностические задания, основываясь на этапах психомоторного развития ребенка от 4 до 5 лет и диагностики моторного развития дошкольников с ДЦП, разработанной специалистом РЦ «Здоровье» г.Рыбинска О.В. Узиковой.
В ходе работы планировалось проведение 3 диагностик:
первоначальная диагностика (ноябрь 2012 г.);
промежуточная диагностика (ноябрь 2013 г.);
итоговая диагностика (май 2014 г.).
Первоначальная диагностика была проведена на 5 занятии, а промежуточная - на 25 занятии с ребенком. Сравнивая результаты первоначальной и промежуточной диагностик, мы можем говорить о динамике в моторном развитии девочки.
Для выявления состояния тонкой моторики пальцев рук мы предложили Вике выполнить такие упражнения как «Пальчики здороваются», «Шнуровка», «Найди предмет». Диагностика подтвердила, что в мышцах верхних конечностей, особенно левой руки, отмечается гипотонус. Более того, движения пальцев девочки неточные, отмечается слабая координация и низкая переключаемость движений, в основном захват щепотью или ладонный. Вика не может показать отдельно пальцы на каждой руке. Предметы в руке удержать не может. Но по сравнению с первоначальной диагностикой, результаты промежуточной показали, что Вика стала использовать в заданиях левую руку. Также девочка начала работать обеими руками одновременно, может удерживать предметы различной величины и формы, понимает инструкцию, произносит слова, которые мы просили её назвать.
Второй блок был направлен на выявление произвольного торможения. При выполнении упражнения «Кулак-ладонь», при первоначальной диагностике Вика не могла сжать руку в кулак и выполнить смену движений даже по показу, переключаемость движений слабая и темп очень низкий. Промежуточная диагностика показала, что после многократной тренировки в выполнении данного упражнения отмечается динамика в темпе переключения движений от очень медленного в средний, но выполнение также осуществляется только по показу.
Первоначальная диагностика показала, что графо-моторные навыки не сформированы: девочка не умеет держать карандаш из-за слабости мышц. Такие задания как обведи, заштрихуй и раскрась, показали, что линии прерывистые и неровные, границы изображения не соблюдены. Промежуточная диагностика констатирует, что Вика стала увереннее держать карандаш, нажим при рисовании более сильный, отмечаются улучшения зрительно-моторной координации, т.к. девочка при рисовании соблюдает контур изображения.
В четвертом блоке раскрывается состояние развития мелкой моторики в совокупности с речью. У Вики не получалось согласовывать движения с текстом песни и музыкальным сопровождением. Промежуточная диагностика не выявила динамики развития ребенка в данном блоке.
Более того, сравнение результатов первоначальной и промежуточной диагностики позволили сделать вывод о результативности комплексного воздействия на ребенка с ДЦП при использовании различных средств, стимулирующих не только моторное, но и познавательное, речевое, эмоциональное развитие дошкольника.
Отметим, что первоначально мы планировали осуществлять домашнее визитирование с целью сенсомоторного развития ребенка, т.к. при ДЦП нарушение двигательных функций в последующем влечет за собой нарушение сенсорного развития и как следствие возникают трудности восприятия окружающего мира. Но поскольку моторное развитие девочки было на низком уровне, и девочка не пользовалась речью, что затрудняло понимание ребенка, мы приняли решение целенаправленно работать над развитием моторики. В ходе занятий мы установили, что ребенок не выделяет и не называет сенсорные эталоны. Но поскольку за время работы мы научились понимать Вику и стимулировали речевое развитие девочки, то в промежуточную диагностику мы включили дополнительный блок заданий, позволяющих выявить сформированность представлений о сенсорных эталонах. Задания составлены на основе разработок Л.А. Метиевой и Э.Я. Удаловой, посвященных сенсорному развитию детей с ОВЗ. Диагностика подтвердила низкий уровень сенсорного развития: Вика смешивает основные цвета, не может обозначить их словом; не знает форм и не обозначает размер предметов; не развито тактильное восприятие. В связи с этим дальнейшая работа будет направлена на сенсомоторное развитие ребенка.
В настоящее время проведено 8 занятий по сенсомоторному развитию по теме «Фрукты». Выбор темы обусловлен широкими возможностями для формирования представлений о цвете и форме на основе обучения обследованию реальных фруктов и их муляжей, а также развития тактильной и вкусовой чувствительности.
Успехами в сенсорном развитии является то, что девочка самостоятельно обозначает словом изученные фрукты; может их соотнести с фишкой соответствующего цвета; может назвать цвет фрукта, используя помощь в виде проговаривания первого звука или слога; на ощупь определяет фрукт, показывая его на картинке и называя; угадывает противоположные по вкусу фрукты (лимон, апельсин).
Для повышения тонуса мышц к используемым нами средствам мы включили проведение массажа. Основными приемами являются:
поглаживание - улучшает кровообращение;
растирание - укрепляет суставы и ослабленные мышцы;
разминание - восстанавливает физическую и умственную работоспособность;
вибрация - повышает мышечный тонус и улучшает сократительную способность мышц.
В моторном развитии также заметны положительные результаты: Вика более уверенно выполняет движения левой рукой, не пряча ее; может выполнять статические упражнения для пальцев рук, но удерживает положение не более 5 секунд; самостоятельно стареется разгибать и сгибать пальцы на обеих руках; позволяет выполнить массаж и учится движениям самомассажа.
В перспективе - комплексное использование средств сенсомоторного развития по теме «Овощи» и дифференциация понятий овощи-фрукты, а также предоставления условий для сенсомоторного развития - посещение ребенком игровой комнаты и экспозиции «Живой музей» Л. Куракина
В ходе работы мы выделили преимущества и недостатки домашнего визитирования для всех субъектов образовательного процесса. Опыт показал, что для ребенка важным является создание условий для развития, для родителей – вынужденное поддержание чистоты и порядка в квартире, а также постепенное приобщение к занятиям с дочерью, а для нас – уникальный опыт осуществления коррекционно-развивающей работы в домашних условиях.