Дошкольное детство и дошкольное образование находятся в самом начале жизненного и образовательного пути человека. Формирование социальной компетентности, одной из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни, должно стать одним из приоритетных направлений компетентностного подхода в образовании.
Формирование социальной компетентности детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, поскольку в условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
Анализ публикаций О.В.Солодянкиной, Р.М. Чумичевой, С.А. Лебедевой, О.А. Шварцман, Т.В. Ермоловой, Ю.А. Лебедевой, Л.В. Трубайчук и С.В.Никитиной позволил сформулировать понятие «социальная компетентность» относительно детей дошкольного возраста. Социальная компетентность – это интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой - осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.
Исходя из этого, социальная компетентность дошкольника предполагает совокупность социальных знаний, умений, навыков ребёнка, достаточных для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду и применяемых в главных сферах деятельности человека.
Центр практической психологии образования Московской области, проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 – 7 лет, составил перечень социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста, который содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка:
1. Навыки адаптации к образовательному учреждению: умение слушать, умение обращаться за помощью, умение выражать благодарность, умение следовать полученной инструкции и т.д.
2. Навыки общения со сверстниками: умение знакомиться, умение играть по правилам игры, умение выражать симпатию, умение извиняться и т.д.
3. Навыки обхождения с чувствами: умение воспроизводить основные чувства, умение выражать чувства, умение распознавать чувства другого, умение справляться со страхами и т.д.
4. Навыки альтернативы агрессии: умение мирно отстаивать свои интересы, умение выражать недовольство, умение реагировать в ситуации, когда виноват, и т.д.
5. Навыки преодоления стресса: умение проигрывать, умение обходиться с чужой собственностью, умение говорить «нет», умение адекватно реагировать на отказ и т.д.
Формирование социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья является важнейшей задачей специальной педагогики и психологии. Однако наиболее сложно процесс усвоения индивидом образцов поведения, установок, социальных норм и ценностей, знаний и умений, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, проходит у дошкольников с ранним детским аутизмом (далее – РДА).
Зарубежные авторы (Каннер Л., Аспергер Г., Уинг Л. и др.), а также отечественные ученые (Мнухин С.С., Шипицина Л.Н., Иванова Р.Л., Янушко Е.А. и др.) указывают, что вследствие нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы ребёнок с РДА испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром и как следствие не умеет общаться с другими людьми, как сверстниками, так и взрослыми.
Большинство исследователей (Коган В.Е., Лебединский В.В., Лебединская К.С, Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др.) отмечают, что овладению социальными умениями препятствуют особенности, характерные для детей с РДА: уход в себя, неумение выражать собственные эмоциональные состояния и понимать эмоции других людей, боязнь телесного (зрительного) контакта, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке, особое нарушение речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи).
Гилберг К. и Т. Питерс считают, что понимание чувств, идей и желаний других требует слишком большого анализа значений, все это очевидно не сразу. Более того сосредоточенность на своих переживаниях, уход от внешнего мира преобладают в поведении аутистов, занимая доминирующее место в их развитии.
Джеймс У. подчеркивает, что мнение о том, что аутисты от природы антисоциальны, появилось не на пустом месте. Действительно, большинство аутичных детей плохо переносят социальные ситуации и предпочитают одиночество. Некоторые осознанно отказываются следовать социальным правилам, так как не видят в них никакого смысла. Другие аутисты пытаются добиться признания окружающих, но неспособны понять правила большинства, а потому сталкиваются лишь с презрением и отвержением. Автор утверждает, что причина социальных проблем аутиста не во врожденной антисоциальности. Аутисты социальны, но на свой собственный лад. Их общение не соответствует норме, поэтому многие нейротипичные люди считают их странными.
По мнению Б. Ротмана, аутичные дети – это социальные существа, как и все остальные дети. Особенность лишь в том, что они отличаются высокой эмоциональной чувствительностью и очень быстро устают в группе и в общественных местах.
Однако Лео Каннер писал, что социальную отчужденность, характерную для лиц с РДА, не следует рассматривать как нечто окончательное. Автор убежден, что у ребенка с РДА имеется возможность выработать модель развития социального поведения, и что в конечном итоге многие дети, страдающие аутизмом, станут интересоваться другими людьми.
Итак, анализ современной литературы и методических пособий прошлых лет показал, что большинство публикаций посвящено особенностям детей с РДА. В них авторы лишь обозначают проблему социализации детей данной категории, не выделяя методических приемов работы с ними. В литературе встречаются единичные статьи по формированию социальных умений детей-аутистов, однако их количество резко ограничено.
В связи с этим мы проанализировали различные средства социализации, рекомендуемые для работы с детьми с сохранным развитием, и, основываясь на особенностях детей с РДА, определили, что мультипликационный фильм может выступать как одно из средств формирования социальных умений дошкольников данной категории.
Детство любого современного ребёнка просто нельзя представить без ежедневного просмотра различных мультипликационных фильмов. Если раньше детям рассказывали сказки, то сейчас на их место пришли мультфильмы. Сегодня именно мультфильм - один из первых аудиовизуальных образов, через который ребенок начинает свой путь познания мира. Мультфильм - модель окружающего мира, поэтому дети склонны подражать тому, что они видят на экране.И то, какие фильмы они смотрят, на всю жизнь определяет их нравственные и культурные ориентиры.
Бурухина А.Ф., Гаваза Е.А., Лалетина А.Ф. подчеркивают, что мультипликационный фильм может выступать как эффективный воспитатель, поскольку обладает богатыми возможностями. Во-первых, переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение - один из основных способов освоить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих более свойственно детям с РДА, чем их сверстникам с сохранным развитием, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать у аутистов стереотипы образцов поведения в обществе. Во-вторых, свою первую жизненную информацию, своё первое восприятие окружающего мира, дети строят на тех мультфильмах, которые они смотрят. Поэтому именно они расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям, способствуют пониманию причинно-следственных связей и формированию оценочного отношения к миру, что является одной из важных задач в работе с детьми с РДА.
Однако, не смотря на богатые воспитательные возможности мультипликационных фильмов, психологи Института современного детства подчеркивают, что подавляющее большинство современных мультфильмов не пропагандируют настоящие человеческие ценности, а формируют неправильную, негативную картину мира, нанося непоправимый вред умственному развитию и становлению психики ребенка.
Это связано с тем, что в конце прошлого века отечественная мультиндустрия переживала не лучшие времена: мультфильмов в это время производилось не просто мало, а очень мало, поэтому освободившуюся нишу на рынке заняли американские и японские мультфильмы. Эти мультики рассчитаны абсолютно на другую аудиторию, они несут в себе элементы совершенно другой культуры, навязывая подсознательно эти ценности и нашим детям. Однако, даже российские мультфильмы, являющиеся преемниками советской мультипликации, также не всегда несут позитивные ценности для ребёнка, копируя стиль западных мультиков.
Вот только некоторые, документально подтвержденные примеры:
38-я серия «Покемонов» получила известность из-за того, что 685 японских детей были госпитализированы после ее просмотра с симптомами, напоминающими эпилептический припадок;
«Телепузики» прославились после того, как Сара Грэм, бывший продюсер канала Children's BBC, созналась, что эти и другие программы были придуманы под воздействием галлюциногенов.
Проанализировав и обобщив мнение психологов о большинстве популярных мультфильмов, мы отмечаем, что они формируют искаженную модель мира и некачественные образы для подражания:
Переизбыток агрессии и насилия на экране, слишком подробные сцены драк с кровью, убийств, демонстрации атрибутов смерти. Причем, главный герой, как правило, агрессивен, может наносить вред окружающим. Между героями исключаются отношения любви и уважения. Ребёнок может подражать мультяшной жестокости в своей жизни.
Полная безнаказанность.Плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется. У ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности.
Нет чёткой границы между добром и злом. Даже положительный персонаж может тоже совершать плохие поступки ради благих целей.
Искаженное формирование образа девушки и женщины. Негативные женские образы, представленные в мультфильмах, обладают ярко выраженной физиологичностью, нехарактерными для людей чертами лица (глаза в поллица, очень тонкая талия и длинные ноги). Привыкнув к тому, что любимые героини именно такие, девочки подсознательно будут стремиться к тому,чтобы выглядеть так же, недооценивая свою внешность.
Также подмена ценностей осуществляется на примере поведения девушек из мультфильмов. Всеми любимые принцессы дерутся, ругаются и выражают агрессию, откровенно соблазняют героев мужского пола. Традиционные для российского общества женские качества, такие как целомудрие, скромность, мягкость, застенчивость, бескорыстие, сострадание не присутствуют в популярных западных мультяшных образах, а высмеиваются ими. Перенимая такую модель поведения, девочки становятся похожими на мальчиков, стираются границы между полами и в будущем нарушается распределение ролей в отношениях, в семье.
Психологи заметили, что мультфильмы часто способствуют неверному формированию образа матери и материнства. Девушки в мультфильмах, как правило, прекрасны, независимы и не имеют детей. Материнские чувства, трогательная забота присутствуют только у героев-животных. Если же и показывается образ женщины с детьми, то зачастую она выглядит как грузная, неухоженная, старая и сварливая. Прослеживается пропаганда неполной семьи: папа занимается детьми, а мама не появляется на экране.
Мальчикам закладывается образ будущей жены, похожей на мультгероиню, они отбраковывают не соответствующие типы внешности и не обращают внимания на черты характера девушки. Всё выше сказанное не предполагает создания семьи и рождения детей.
Наделение женщины мужскими чертами характера и наоборот. Это отражается в поведении, одежде, роли персонажа.
Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям - чаще норма, а не исключение.
Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Герои могут по нескольку раз умирать и воскресать на экране. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя.
В детских мультфильмах отмечается расхождение возрастной адресации образа героя, содержания его речи и контекста его деятельности, а также несоответствие сюжетов реальной жизнедеятельности детей дошкольного возраста, их избыточная для детей сложность.
Некоторые ценят такой мультфильм, как «Королева зубной щетки» за внедрение ребенку привычки чистить зубы, а одну из серий «Лунтика», за внушенную ребенку мысль о пользе поедания творога. И хотя эти и многие другие мультипликационные продукты нередко точны по своей дидактической задаче,но они не способны обогатить духовный мир ребенка.
Практически все современные мультфильмы - продукт массовой культуры. Черпая информацию только из таких источников, ребёнок будет абсолютно такой, как все, и не сможет стать полноправной индивидуальностью.
Также следует отметить, что в современных мультипликационных фильмах широко используются приемы психологического манипулирования детьми.Первое - для главных героев используются яркие, ядовитые цвета. Особенность психики ребенка начинает бессознательно отслеживать яркие краски, силуэты, при этом у них отключается способность к критическому осмыслению происходящего на экране, отсюда, - не обработанная информация попадает прямо в подсознание. Второе - это звук. События на экране перегружены речевым сопровождением. Герои все время говорят, комментируя свои действия, малейшее событие или поворот сюжета, обсуждают свои мысли и поступки других. Но их речь однотипна и проста. Это не говоря уже о том, что обилие звуков просто перегружают слуховую систему ребенка. Музыка, которая используется в современных мультфильмах - убога и слишком проста. Третье - это слишком высокая скорость предъявления видеоряда, отсутствие сюжетных пауз для осмысления происходящего, а также обилие спецэффектов, которые закрывают смысл событий и затрудняют восприятие сюжета детьми.
Мы можем сделать вывод, что поскольку для детей с РДА свойственно стремление к подражанию и трудности понимания окружающего мира, то просмотр зарубежных и большинства российских мультипликационных фильмов может негативно повлиять на психику аутистов, исказить объективную реальность и еще больше затруднить формирование социальных умений у детей данной категории. В связи с этим мы предлагаем использовать в работе по социализации детей с РДА только советские мультфильмы.
В связи с этим перед педагогом стоит задача отбора мультипликационных фильмов, которые могут способствовать социализации детей с РДА и формировать правильную модель мира и поведения, а также определение методических приемов работы для совместного с ребенком анализа содержания увиденного мультфильма.
Сотрудничество с Реабилитационным центром «Наставник» г.Рыбинска позволило нам организовать кружок «Попугай Кеша и друзья», который посещают дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с РДА в кол-ве 4 человек. Основная цель работы кружка: способствовать формированию социальных умений детей с РДА на основе использования советских мультипликационных фильмов.
При выборе мультипликационных фильмов мы отдали предпочтение советским мультикам, учитывая рекомендации Джоэль Смита, являющегося аутистом, и Билла Нейсона, специалиста Центра поддержки аутизма в Окленде.
Джоэль Смит рекомендует в работе с детьми с РДА выражаться ясно, поскольку они не могут «читать между строк», а нуждаются в ясном, конкретном выражении мыслей, что мы находим в советских мультипликационных фильмах.
Билл Нейсон предупреждает о быстром истощении при аутизме вследствие сенсорной, информационной и социальной перегрузки детей. Автор отмечает, что наш, нейротипичный, мозг обладает очень развитыми нейронными связями между различным мозговыми центрами, которые позволяют им постоянно сообщаться друг с другом. Это помогает нам анализировать различные источники информации одновременно на бессознательном уровне, затрачивая минимум психической энергии. С другой стороны, у людей с аутизмом нейронные пути между различными мозговыми центрами развиты слабо, из-за этого различным участкам мозга трудно эффективно сообщаться друг с другом. В результате, людям трудно одновременно обрабатывать информацию из разных источников. Там, где мозг нейротипичных людей делает несколько дел одновременно, быстро и на бессознательном (интуитивном) уровне, люди в спектре аутизма обрабатывают информацию «последовательно», по одной порции за раз, на сознательном уровне, тратя больше психической энергии. Такое восприятие требует большой отсрочки по времени, и лишь обрывки информации подвергаются обработке, в результате чего человеку трудно увидеть «картину в целом». Такая концентрация внимания очень изматывает и является основной причиной многих социальных проблем людей с расстройствами аутистического спектра.
В связи с этим именно советские мультфильмы по сравнению с зарубежными и российскими, с нашей точки зрения, являются безопасными для психики ребенка с РДА и комфортными для просмотра, поскольку в них отсутствует обилие звуков и спецэффектов, скорость предъявления видеоряда доступна для восприятия сюжета и осмысления происходящего.
Первоначально для организации работы кружка мы провели анкетированиеродителей с целью выявления их субъективного мнения о сформированности основных социальных умений детей с РДА, а также отношения взрослых к мультфильмам и опыт их использования в домашних условиях. Проанализировав анкеты, мы получили следующие результаты:
Оценивая поведение своего ребенка, 100% родителей отмечают, что дети не умеют на первых минутах общения вступать в контакт с людьми, соблюдать нормы и правила поведения в общественных местах, что подтверждает теоретические позиции ученых. Также все респонденты указали, что дети не умеют в соответствии с социальной ситуацией использовать вежливые слова.
100% родителей отмечают, что по сравнению с другими телевизионными программами лидирующие позиции занимают мультипликационные фильмы.
Родители отметили, что 100% детей начали смотреть мультфильмы с самого раннего возраста. Подавляющее большинство родителей - 75% указали, что их дети начали просмотр мультфильмов с 1 года. Однако специалисты рекомендуют начинать просмотр только после 3 лет, что связано не только с нагрузками на зрительный анализатор, но и с негативным влиянием на центральную нервную систему, что может привести к чрезмерному возбуждению ребенка.
Лишь 25% родителей выделили, что в день просмотр мультфильмов занимает у детей не более часа, 25% - более двух часов, 50% - более четырех часов. При этом Всемирной организацией здравоохранения официально рекомендуется смотреть телевизор детям от 3 до 7 лет не более 40-50 минут в день, а детям с 7 до 13 лет – не более 2 часов в день.
25% указывают, что среди любимых мультипликационных фильмов у детей преобладают советские - «Ну, погоди!», «Гуси-лебеди», «Осторожно, обезьянка». Однако 76% детей любят такие фильмы, как «Облачно, возможно осадки!», «Смешарики», «Валли», «Ральф», «Фиксики» и др. Причем родители отмечают, что в 100% знакомы с содержанием мультипликационных фильмов, которые смотрят их дети, но сами бы предпочли просмотр советских мультиков, обосновывая это тем, что они «спокойные, понятные, добрые, полнометражные». Наблюдение за поведением детей в ходе занятий подтверждают, что 50% ребят подражают своим любым героям. Среди них у 25% в повседневной жизни выражено стереотипное поведение: мальчик копирует манеру поведения и крики злых птиц; среди разноцветных карандашей всегда предпочитает выбор черного цвета; в одежде ребенка также преобладает любимый черный цвет.
100% родителей признались, что не задумываются о том, какое влияние мультфильмы оказывают на психику и поведение ребенка.
Таким образом, анкетирование подтвердило мнение психологов о преимуществе просмотра детьми зарубежных и российских мультиков. Мы считаем, что это связано с позицией самих родителей, которые предпочитают не вмешиваться в желания ребенка, и, к сожалению, не задумываются о том, как содержание любимых мультипликационных фильмов влияет на его развитие.
С учетом структуры социальных умений, выделенных Центром практической психологии образования Московской области, и мнения родителей детей мы определили содержание занятий кружка «Попугай Кеша и друзья», включив следующие разделы: «Вежливые слова», «Эмоциональные состояния», «Я сам», «Этикет», «Я и другие».
Выбор тематики первого раздела не случаен, поскольку именно вежливые слова, которые мы часто используем в повседневной жизни, позволяют познакомиться с новыми людьми и поддерживать добрые отношения. Также изучение этого раздела, который с нашей точки зрения является самым простым и доступным для понимания детьми с РДА, является основой для установления нами эмоционального и зрительного контакта с ребятами.
Для предупреждения дискомфорта, который возникает у аутистов при посещении незнакомых мест, встрече с незнакомыми людьми, вынужденном общении в небольшом ограниченным пространстве с группой людей, в кружке для детей были созданы следующие условия:
подготовка ребенка к принятию новой социальной ситуации: родители каждого ребенка за несколько дней перед первым занятием рассказывали о кружке, в котором скоро будут заниматься дети, чтобы они заранее подготовили энергию справиться с новой ситуацией;
постепенное вхождение в новую социальную ситуацию: на первое занятие были приглашены только двое детей, имеющие более тяжелую степень аутизма, чтобы у них было больше времени по сравнению с другими ребятами для привыкания к новой обстановке;
подбор спокойной цветовой гаммы аудитории, где проходит занятие, и исключение из поля зрения раздражающих объектов и предметов;
использование зоны для релаксации: ковер, расположенный в центре аудитории и предназначенный для комфортного просмотра и обсуждения мультфильмов;
соблюдение границ личного пространства каждого ребенка с постепенным его сужением для возможности установления телесного контакта;
предоставление возможности каждому ребенку самостоятельно выбрать комфортное место для просмотра мультфильма и создания продукта по итогам занятия;
четкое соблюдение структуры занятий для формирования пространственно-временного стереотипа у детей.
Для формирования пространственно-временного стереотипа занятия у детей с РДА в структуру каждой встречи входят следующие компоненты:
игры, стимулирующие невербальное и вербальное общение между участниками занятия (коммуникативные, пальчиковые, музыкальные и т.п.);
создание проблемной ситуации для совместного целеполагания;
просмотр мультфильма и беседа по его содержанию;
создание ситуаций, направленных на формирование умения употреблять изучаемые слова в реальном общении с участниками занятия;
создание продукта, отражающего образ главного героя мультфильма через использование интеграция видов изобразительной деятельности;
рефлексия.
В процессе занятий с детьми с РДА мы учитываем некоторые общие рекомендации И.В. Ковалец:
необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;
по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка в аудитории;
учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;
помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания, поэтому следует сократить или упростить задание для упорядочения поведения.
В настоящее время проведено 7 занятий по разделу «Вежливые слова», в ходе которых мы уточняли и расширяли представления детей о таких словах, как здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, благодарю, извините, простите; формировали умение предугадывать последующее развитие событий; формировали умение употреблять вежливые слова в соответствии с определенной ситуацией, анализируя поступки мультипликационных героев и личный жизненный опыт.
Для каждого занятия был подобран небольшой по времени (не более 10 минут) советский мультфильм, в котором в доступной и понятной форме мультипликационные герои показывали образцы использования вежливых слов. Это такие мультфильмы, как «38 попугаев», «Поросенок Чуня», «Попугай Кеша», «Умка», «Что такое новый год?», «Спасибо». Также в перечень просмотра включен и российский мультфильм «Маша и медведь», который является популярным среди современных детей, но вызывает достаточно критических замечаний среди психологов. Фрагменты этого мультика мы предлагаем к просмотру детям на последних занятиях по разделу, используя неправильные образцы поведения Маши как богатый воспитательный материал для совместного анализа и обсуждения, а также формирования умения оценить социальную ситуацию и предложить правильный вариант поведения.
Просмотр каждого мультфильма завершается обсуждением поведения героев и анализом их действий. Первоначально мы задавали ребятам простые вопросы, затем перешли на проблемные вопросы и вопросы, заставляющие ребенка поставить себя на место главного героя и определить, как бы поступил он сам.
Результативным приемом является определение правильной последовательности картинок, иллюстрирующих фрагменты просмотренного мультфильма, и составление рассказа с использованием вежливых слов.
Педагогической находкой является прием угадай:
первоначально ребята соотносят вежливые слова, написанные на карточках, с предложенными картинками, иллюстрирующими фрагменты мультфильма;
далее дети определяют правильную последовательность картинок, составляя свой рассказ с использованием вежливых слов;
только после этого им предлагается просмотр мультфильма;
затем организуется совместное обсуждение;
возможно сравнение истории, рассказанной в мультфильме, и составленной детьми.
Интересным является прием стоп-кадр, когда просмотр мультфильма останавливается на самом кульминационном моменте, и вместе с детьми мы предполагаем дальнейшее развитие сюжета. Более сложный вариант, когда развитие сюжета необходимо продумать с использованием вежливого слова, которому посвящено занятие.
Наблюдения за детьми показали, что ребята испытывают трудности, а иногда и не могут понять простых связей и причинно-следственных отношений между героями мультфильмов. В связи с этим в работе кружка мы используем рекомендации зарубежных авторов, позволяющие найти подход к детям с РДА и помочь им понять социальную ситуацию.
Бренда Ротман подчеркивает, что при общении с аутистами следует учитывать, что дети испытывают трудности в социальном взаимодействии и им нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Именно это и позволяет сделать мультфильм. Но для усиления эффекта после просмотра мультипликационного сюжета мы используем популярную стратегию решения этих проблем – социальные истории, объясняющие ребенку адекватное социальное поведение. Это метод, разработанный Кэрол Грей, для оказания помощи людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации.
Первоначально мы сами составляли социальные истории, а затем привлекали к их составлению самих ребят. Причем, учитывая, что дети с аутизмом лучше воспринимают визуальную информацию, мы сочетали историю с иллюстрациями, рисунками, фотографиями, кадрами из мультипликационного фильма.
В ходе обсуждения поступков героев мультфильма, на первых занятиях нам было достаточно сложно понять высказывания детей. Поддерживать контакт с ребятами нам помогают рекомендации Джеймса Уильямса о том, что в общении с детьми с РДА важнее говорить правду, чем быть вежливым. Автор говорит, что в обычном мире аутисты часто страдают из-за того, что окружающие слишком «вежливы» и не говорят им, когда они совершают ошибку. Поэтому в отношениях между аутистами применяется только одно правило: правда приоритетнее вежливости. В связи с этим мы открыто говорим ребятам: «Я не поняла, что ты сказал», «Я не услышала, что ты говоришь. Повтори громче», «Ты меня не слушаешь, и мне это неприятно», «Ты не прав, подумай еще» и т.д. Действительно, в этом случае дети не обижаются, не замыкаются в себе, а спокойно еще раз высказывают свое мнение.
Следует отметить, что в ходе занятий мы создаем условия для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, учитывая рекомендации Джоэль Смита: «Позвольте нам быть аутичными...» Автор считает, что особенности аутистов больше волнуют окружающих, но им самим не мешают воспринимать информацию, поэтому педагогам не следует сдерживать их «непонятные» проявления. «Если вы позволите мне…, то это помогает мне наслаждаться вашей компанией» - говорит Д. Смит. Например, работая в кружке, каждый ребенок сам определяет удобное для себя место и положение для просмотра мультфильма: один из мальчиков ходит по аудитории, при этом одновременно смотрит мультфильм и издает крики злых птиц; другой может ползать на коленях по ковру и смотреть мультфильм; третий садится только по центру и сосредоточенно, не реагируя на окружающих, увлекается мультфильмом; четвертый при просмотре может начать стереотипные движения - раскачиваться, трясти кистями рук, принимать странные позы, мычать. Мы понимаем, что такое поведение для наших ребят - это способ справиться с переработкой поступающей информации и способ снять стресс, поэтому позволяем им быть аутистами, спокойно реагируя на их поведение. Только в случаях, когда чувствуем, что ребенок излишне возбужден или устал, можем ритмичными движениями погладить его руку, плечо или покачать, что помогает нашим ребятам успокоиться.
В конце занятия мы создаем поделку, которая отражает образ мультипликационного героя. Для организации этой работы мы учитываем совет Бренды Ротман - использовать отношения один на один, что жизненно важно для аутичных детей, потому что их отличает повышенная эмоциональная чувствительность. Наблюдения за детьми подтверждают, что в группе им приходится тратить свою энергию на то, чтобы защититься от избытка эмоций и групповой динамики, страха и волнений. А отношения один на один защищают аутичных детей от стресса, предоставляют им безопасное пространство для общения, эмоционального и социального развития. В связи с этим на последнем этапе занятия, когда дети достаточно уже устали, мы предлагаем, выбрав комфортный для себя уголок аудитории, один на один выполнить поделку, отражающую образ главного героя мультфильма.
Итак, наблюдения за детьми в ходе занятий и отзывы родителей позволили нам выделить следующие достижения в работе кружка по итогам изучения первого раздела «Вежливые слова»:
сформировался пространственно-временной стереотип занятия, позволяющий каждому ребенку комфортно чувствовать себя на занятии и избегать стрессовых ситуаций;
с детьми установлен телесный и зрительный контакт: если в начале знакомства дети отгораживались при приближении к ним, то сейчас позволяют сесть рядом, дают руку, разрешают прикоснуться к ним; зрительный контакт пока еще кратковременен, но дети уже могут смотреть в лицо, а иногда и в глаза;
ребята слушают и выполняют предложенные задания, не отказываясь от совместной деятельности; с интересом смотрят подобранные мультипликационные фильмы; увлеченно изготавливают поделку;
наблюдение за поведением детей показало, что они комфортно и непринужденно чувствуют себя в ходе занятия: свободно передвигаются, отвечают на вопросы, начинают сами задавать вопросы и обращаться к нам за помощью, используя фразы: «Помоги мне»;
ребята начинают помогать и друг другу: если раньше они сторонились не только нас, но и сверстников, сидели на расстоянии, не замечали их, то сейчас начали работать рядом и по нашему указанию могут кратковременно взаимодействовать друг с другом;
ребята могут обсудить социальную ситуацию, но испытывают трудности при выделении причинно-следственных связей;
дети могут сами построить простое предложение, используя вежливые слова на основе иллюстраций;
ребята принимают помощь при определении правильной последовательности картинок и составлении рассказа с использованием вежливых слов;
дети могут высказывать свою точку зрения, употребляя изученные вежливые слова в соответствии с социальной ситуацией, рассмотренной на занятии;
дети начали использовать вежливые слова вне занятия, здороваясь и прощаясь с нами, реже используют слово спасибо на занятии, но употребление вежливых слов еще требует напоминания;
ребята самостоятельно вспоминают содержание прошлых занятий и героев мультипликационных фильмов;
по словам родителей, дети с желанием посещают кружок, а также рассказывают о своей деятельности после каждой встречи.
Ближайшая перспектива работы кружка «Попугай Кеша и друзья»:
проведение практических занятий для отработки умений использовать вежливые слова в реальной жизненной ситуации с выходом детей в общественные места;
организация сотрудничества с родителями по закреплению умений детей пользоваться вежливыми словами в повседневной жизни, а также подбор мультипликационных фильмов для домашнего простора, способствующих закреплению пройденного материала, с рекомендациями по совместному обсуждению их содержания.
Таким образом, мы уверены, что использование советских мультипликационных фильмов, имеющих богатый воспитательный потенциал, позволит усвоить детям с РДА модель окружающего мира, а их герои помогут сформировать образы для подражания, что будет способствовать успешной социализации ребенка-аутиста.