На каждом континенте земного шара имеются те или иные определенные экологические особенности, влияющие на здоровье человека. Одной из главных экологических проблем в мире является природно-обусловленный дефицит йода в биосфере. Для России медико-социальное значение дефицита йода обусловлено тем, что практически вся территория, в том числе и Тамбовская область эндемична по зобу.
Значение йода для человека определяется тем, что этот микроэлемент является обязательным структурным компонентом гормонов щитовидной железы - тироксина (Т4) и трийодтиронина (Т3). Следовательно, адекватное его поступление является необходимым этапом физиологического синтеза и секреции тиреоидных гормонов. Йод поступает в организм с пищевыми продуктами растительного и животного происхождения, и лишь небольшая его доля поступает с водой и воздухом. Дефицит йода, а соответственно и гормонов щитовидной железы, у плода и в раннем детском возрасте может привести к необратимому снижению умственного развития, вплоть до кретинизма. У женщин нарушается детородная функция: увеличивается количество выкидышей и мертворождений, развивается бесплодие. Таким образом, существует целый ряд заболеваний, которые представляют серьезную опасность для потенциала здоровья миллионов людей, проживающих в йоддефицитных районах [3, 4, 6, 10, 13].
Йоддефицитные состояния являются одними из наиболее распространённых неинфекционных заболеваний человека. На сегодняшний день, согласно статистическим данным, около 2 миллиардов человек во всем мире испытывает дефицит, недостаток йода в организме, 500 миллионов из них испытывают йодный дефицит тяжелой степени. Недостаток йода является причиной серьезных нарушений в состоянии здоровья человека: эндемический зоб, гипотиреоз, осложненное течение беременности и родов, мертворождения, выкидыши, бесплодие, врожденные аномалии, умственная и физическая отсталость [5, 7, 8].
Создавшаяся в мире ситуация с заболеваниями, обусловленными недостатком йода, послужила основанием для формирования Международного совета по контролю за йоддефицитными заболеваниями под эгидой ВОЗ и ЮНИСЕФ, для разработки методических рекомендаций «Оценка тяжести йоддефицитных заболеваний и контроль за ними путем всеобщего йодирования соли» (1994 г.), ставших главным руководством по ликвидации этой группы заболеваний [3, 9].
Для Российской Федерации проблема йодной недостаточности продолжает оставаться актуальной, поскольку более тридцати пяти процентов от общего числа людей имеют признаки недостатка йода. В разных регионах Российской Федерации распространенность дефицита йода и заболеваний, вызванных этим фактором, колеблется от 15 до 98%. Это связано с климатическими особенностями и составом питьевой воды.
По рекомендации ВОЗ суточная потребность взрослого составляет 150 мкг йода в день и 200 мкг йода в день для беременных. Практически на всей территории России реальное потребление йода составляет не более 40 – 80 мкг в день, что соответствует как минимум умеренному дефициту йода или средней тяжести йоддефицитныхсостояний.
Несмотря на многочисленные данные о влиянии антропогенной нагрузки и дефицита йода на становление репродуктивной функции, научный интерес к данной проблеме не спадает. Химические вещества, попадая в организм человека, подвергаются биотрансформации, метаболизм которых осуществляется на генетическом уровне. Нарушение генов ферментов метаболизма химических веществ могут обуславливать развитие различных нарушений, в т.ч. в репродуктивном здоровье [2, 11, 12].
Репродуктивное здоровье - это состояние физического, психического здоровья и социального благополучия, определяющее способность к воспроизводству потомства.
Бесплодие остается одной из главных проблем репродуктологии. Бесплодиекак явление имеет высокое социальное, демографическое и экономическое значение. Бесплодный брак — это отсутствие беременности в течение одного года у супругов детородного возраста при условии регулярной половой жизни без - применения каких-либо средств контрацепции (ВОЗ, 1979). Бесплодный брак включает аспекты как медицинского, так и социального характера. Бесплодие в браке - одно из наиболее серьезных нарушений репродуктивного здоровья. Более 17% семей в России на сегодняшний день страдают бесплодием, и, к сожалению, пока тенденций к снижению этого показателя нет. Согласно нормам Всемирной организации здравоохранения, частота бесплодия, превышающая 15%-й уровень, оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию в стране. В структуре бесплодного брака 50-60% составляет женское бесплодие. Высокий процент бездетных пар является со всех точек зрения значимой проблемой и должен рассматриваться как резерв рождения желанных детей, перспективного увеличения репродуктивного потенциала населения. В среднем каждая 7-я супружеская пара в России на протяжении жизни сталкивается с проблемами планирования семьи вследствие бесплодия [1, 9, 14].
Цель исследования – изучить взаимовлияние йоддефицитных заболеваний и нарушений репродуктивного здоровья.
Материал и методы исследования. Под наблюдением с целью углубленного обследования находилось 78 женщин репродуктивного возраста с бесплодием (от 18 до 45 лет). В анамнезе у всех имели йоддефицитные заболевания. Для оценки степени увеличения щитовидной железы при осмотре и пальпации использовалась современная классификация зоба (ВОЗ, 1994): Степень 0 - зоба нет Степень 1 - размеры долей больше дистальной фаланги большого пальца, зоб пальпируется, но не виден. Степень 2 —зоб пальпируется и виден на глаз.
Изучение функции щитовидной железы было связано определением уровня свободного Т4, ТТГ и свободного ТЗ.
Результаты и их обсуждение. Дефицит йода в окружающей среде отрицательно влияет на функциональное состояние эндокринной системы, вызывая гормональные расстройства, и именно это обстоятельство является одной из причин ухудшения состояния репродуктивного здоровья женщин. В нескольких районах Тамбовской области, нами была проведена оценка йодного обеспечения. В результате обследования получены данные, превышающие спорадический уровень заболеваемости (5%). В исследуемой группе у женщин с йоддефицитными заболеваниями наиболее часто встречалась доброкачественная дисплазия молочной железы (52,4%), далее миома матки (25,1%), эктопия шейки матки (17,6%) и прочие хронические воспалительные заболевания.
Йоддефицитные заболевания способствуют снижению функциональной активности эндокринной системы, тем самым вызывая дисфункцию гипоталамо-гипофизарной системы. Нарушения в гипоталамо-гипофизарной системе приводят к нарушению выработки половых гормонов – повышение пролактина и тестостерона, а при узловом зобе – эстрадиола.
У женщин фертильного возраста, проживающих в эндемичной по зобу регионе, на фоне высокого уровня патологии со стороны щитовидной железы, выявляются нарушения и со стороны репродуктивной системы. Различные нарушения менструального цикла были обнаружены у 48,6% обследованных женщин, женское бесплодие - 12,2%.
В целях профилактики йоддефицитных состояний главным образом применяется йодированная соль, освоена технология выработки хлебобулочных изделий с использованием йодированной соли на хлебопекарных предприятиях г. Тамбова.
Список литературы:
Анохин Л.В. Коновалов О.Е. Бесплодие в браке (медико-социальные аспекты.) – Рязань, 1995.
Баранов В.С., Иващенко Т.Э., Швед Н.Ю. и др. Генетические аспекты профилактики и лечения эндометриоза. Ст-Петербург:Н—Л 2004. – 24 с.
Герасимов Г.А., Фадеев В.В., Свириденко Н.Ю., Мельниченко Г.А., Дедов И.И. Йододефицитные заболевания в России. Простое решение сложной проблемы. М: Адамантъ. 2002. - 168 с.
Дедов И.И., Трошина Е.А. Йоддефицитные заболевания в Российской Федерации: проблема, требующая решения на государственном уровне //Общественный координационный Совет по профилактике йоддефицитных заболеваний в Российской Федерации. 2003. Бюллетень. № 1. С.4-5.
Квиткова Л. В., С. Ф. Зинчук, Е. Н. Затолокина. Проблема йодного дефицита у жителей сельского региона // Сибирский мед. журнал. –2009. – № 1. – С. 70–72.
Методические указания. Контроль программы профилактики заболеваний, обусловленных дефицитом йода, путем всеобщего йодирования соли. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора МЗ РФ. 2001. - 64 с.
Мохорт Т., Гриневич Н. Йодная недостаточность и здоровье. Минск. 1999. - 16 с.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской Академии медицинских наук № 185/37 «О создании Центра по йододефицитным» состояниям Министерства здравоохранения РФ», Москва, 30 мая 2001 г.
Пшеничникова, Т.Я. Бесплодие в браке / Т.Я. Пшеничникова. М.: Медицина, 1991,-318с.
Репродуктивное здоровье женщины как критерий биоэкологической оценки окружающей среды / Э.К. Айламазян и др. // Вестник Российской ассоциации акушеров-гинекологов.- 1997 -т.З.- № 4. С. 72- 78.
Сибиряк С. В. Цитокины как регуляторы цитохром Р-450 –зависимых монооксигеназ Теоретические и прикладные аспекты // Цитокины и воспаление. – 2003. - №2. – Р. 27-31.
Спицын В.А., Макаров С.В., Пай Г.В., Бычковская Л.С. Полиморфизм в генах человека, ассоциирующихся с биотрансформацией ксенобиотиков //Вестник ВОГиС, 2006, Том 10, № 1. С – 97-105
Шилин Д.Е. // Акушерские аспекты йодного дефицита и его коррекции: что нового?.- Гинекология Том 7, № 5-6.- 2005
Щеплягина Л.А. Медико-социальные последстви йоддефицитных состояний // Российский педиатрический журнал. 1998. С.33-37.