ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВА РЕВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ И ЕГО АНТОНИМ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВА РЕВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ И ЕГО АНТОНИМ

Попадюк В.А. 1
1ОНУ им.Мечникова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отношения между мужчиной и женщиной представляют собой сложную проблему и сложный процесс. Человек предрасположен по своей природе к чувствам, эмоциям, аффектам. Порой, чувства бывают разрушительны не только для самого человека, но и для окружающих. Большинство вопросов, с которыми обращаются к психологу, связаны с семейными неурядицами, которые в одиночку люди разрешить не могут. В том числе проблема ревности, её возникновение и проявление. Каждому из нас знакомо это чувство. Поэтому тема ревности очень актуальна в отношениях между полами. Так же эта тема актуальна в наше время, потому что ревность является одной из главных причин разводов. Ревность появляется там, где есть более или менее устойчивые взаимоотношения с кем-либо. Поэтому она будет существовать, пока мы взаимодействуем с другими людьми. Наиболее часто и остро ревность проявляется у людей юношеского возраста, потому что именно в этот период впервые возникают серьезные отношения. Ревность, как психологический феномен, еще не полностью изучен, эта проблема неоднозначна и находит недостаточное освещение в литературе. Зачастую рассматривается в рамках психиатрии, как патологический феномен, который характеризуется аномальной убежденностью в неверности партнера и в контексте практической психологии, как довольно распространенный феномен дружеских, супружеских, любовных отношений.

В данной работе феномен ревности будет рассматриваться во взаимосвязи с ригидностью. Ригидный человек стремится прочно сохранить своё психоэмоциональное состояние. Он малоизменчив в своих привычках, склонен к упрямству. В межличностных контактах проявляется чувство соперничества, соревновательности, стремление к престижной роли.

Психологические механизмы возникновения ревности исследовались в психоанализе З.Фрейдом, К.Юнгом, Э.Фроммом и др. Отдельные наблюдения по поводу ревности встречаются также у Дж. Ролза, К. Изарда, В. Татаркевича, В.Франкла, А.Маслоу, К.Роджерса и др.

Истоки ревности обнаруживаются в филогенезе человечества.

Основополагающие представления о ревности формируются философами в период античности. Сократ усматривал в ревности сложное и противоречивое душевное чувство, "смесь страдания и удовольствия". На эту амбивалентность ревности, ее генетическую связь как со злом, так и с благом в дальнейшем указывали также Платон и Аристотель.

В периоды средневековья и Возрождения ревность тесно связывалась с любовью. В этот период ревность не одобрялась и не отрицалась с однозначностью, в ней усматривалось чувство, являющееся постоянным и неотъемлемым спутником настоящей любви. Для Августина Аврелия и Фомы Аквинского, Дж.Бруно и М.Монтеня ревность выступала, как сложное состояние, в котором любовь окрашивается ненавистью, но причиной которого в конечном счете остаётся любовь. Хотя ревность объединяла любовь и ненависть, полное отрицание ревности, по мнению мыслителей этого периода, привело бы и к отрицанию любви.

В работах западноевропейских мыслителей Нового времени: Ф.де Ларошфуко, Б.Паскаля, Р. Декарта, Б. Спинозы, Т.Гоббса, Б. Мандевиля, Ш. Монтескье, К. Гельвеция, Д. Юма, И. Канта и др., дается анализ данного явления, рассматриваются формы его проявления. Основной тенденцией этого этапа является преимущественная трактовка ревности как асоциального, иррационального аффекта и призыв к ограничению или подавлению её при помощи разума. Они осуждают ревность как эгоистическую и индивидуалистическую страсть, полагая, что она не должна иметь места у человека. Особый интерес к ревности испытывали представители западноевропейского иррационализма XIX-XX вв., прежде всего А.Шопенгауэр, исследовавший ее в связи с метафизикой половой любви и Ф.Ницше, вписавший ревность в более широкий контекст такого сложного социально-психологического явления морали как ressentiment [1].Так же интересен взгляд Карла Изарда, который пишет: "…ревность пробуждает такие фундаментальные эмоции, как страх и гнев. Возможность лишиться любви и всего, что связано с ней, порождает у человека страх. Любовь, кроме всего прочего, означает чувство защищённости и безопасности. Эмоция гнева, также представленная в феномене ревности, возникает тогда, когда человек ощущает, что все его попытки сохранить позицию в отношениях с любимым человеком, вернуть его внимание, любовь, чувство безопасности, бесплодны [6].

Западные психологи Е. Хетфилд и Г. Уолстер считают, что причиной появления ревности является ущемлённая гордость и осознание нарушения прав собственности.

Франсуа Ларошфуко еще в XVII веке утверждал, что в ревности только одна доля любви и девяносто девять долей самолюбия. Парадокс состоит в том, что нередко в семье ревнует именно тот из супругов, который сам в наибольшей степени склонен к нарушению супружеской верности. Польский писатель Станислав Вапняк писал: «Подозревать женщин в неверности нас заставляет не их измены, а наши собственные».

Физиологические реакции организма при чувстве ревности и ощущении страха - одинаковы. Это не высокое чувство, доказывающее наличие любви, а постоянная неуверенность в собственных силах и боязнь не справиться с управляемым объектом. "Ревность - это чувство бессознательного отражения собственной слабости" [4].

Анализируя возможные причины возникновения ревности, интерес представляет взгляд американского психолога Карен Хорни. Она пишет, что ненасытность в любви может проявлять себя в форме ревности. Невротическая ревность, в отличие от ревности здорового человека, которая может быть адекватной реакцией на опасность потери чьей-то любви, совершенно непропорциональна опасности. Она диктуется постоянным страхом утратить обладание данным человеком или его любовь, вследствие этого любой другой интерес, который может быть у данного человека, представляет потенциальную опасность. Ревность взрослого человека - это некая усвоенная с детства модель поведения. Если ребёнку оставляют мало пространства для самостоятельности и собственного роста, это может нарушить его личные границы. Ребенок усваивает такую модель отношений и, став взрослым, переносит ее в супружескую жизнь [7].

Способность создавать глубокие, доверительные отношения, окрашенные любовью, формируется в детской генитальной фазе развития, что включает в себя Эдипов комплекс. Это период нарциссического кризиса, когда ребёнок идентифицируется с идеализированным родителем своего пола. Так же проявляет любовь к родителю противоположного пола и соперничает с родителем своего пола. Это необходимо для приобретения полоролевой идентификации [5].

В исследовании принимали участие студенты возрастом от 18-25 лет.

Выборка составляла 25 человек; 15 девушек и 10 юношей. Половина из которых состояла в актуальных отношениях с противоположным полом, а половина не имела партнёра на данный момент.

На первом этапе исследования были проанализированы описательные

статистики для опросника ригидности Залевского. Анализировались такие параметры, как минимальное значение по шкале, максимальное значение, среднее арифметическое и стандартное отклонение.

Результаты данного анализа представлены в Таблице 1.

 

Минимум

Максимум

Среднее арифметическое

Стандартное отклонение

СКР

69

152

116,88

21,03

УР

14

42

26,96

7,60

СР

13

52

33,64

9,54

РКС

6

22

14,12

4,37

ПМР

24

47

37,68

6,82

Лжи

0

18

10,00

4,75

Реальности

3

34

16,60

8,55

Относительно шкалы установочной ригидности, её минимальное значение составляет 14 баллов, максимальное составляет 42 балла. Таким образом, размах значений для данной шкалы равен 28 баллов. Среднее значение составляет 26,96 балла.

Полученные данные свидетельствуют об умеренной степени проявления психической ригидности. Следовательно, у исследуемой выборки уровень проявления психической ригидности выражен в позиции, отношении или установке на принятие - непринятие нового, необходимости изменений самого себя - самооценки, уровня притязаний, системы ценностей, привычек и т.п. и находится на умеренном уровне.

Изучая шкалу сенситивной ригидности можно отметить, что минимальное значение по данной шкале составляет 13 баллов, максимальное - 52 балла. Следует отметить, что именно по данной шкале максимальное значение по всей выборки было наибольшим, что указывает на присутствие в данной группе испытуемых с экстремальным уровнем сенситивной ригидности, которую по данным автора методики можно считать высоким. Размах по данной шкале равен 39 баллов.

Среднегрупповое значение по данной шкале составляет 33,64 б. Это указывает на умеренный с тенденцией к высокому уровень выражения данного показателя.

Для шкалы ригидности как состояния минимальное значение составляет 6 баллов, максимальное - 12. Размах данной шкалы равен 16 баллов. Средний уровень выражения данного показателя составляет 14, 12 б., что является высоким уровнем.

Таким образом есть вероятность того, что в состоянии страха, стресса, дистресса испытуемые будут склонны к ригидному поведению, которое является достаточно высоким.

По шкале преморбидной ригидности минимальное значение равно 24 балла, а максимальное - 47. Размах равен 23 балла. Среднее арифметическое составляет 37,68 б., что указывает на умеренный уровень с тенеденцией к высокому. Это может говорить о том, что исследуемые студенты в некоторой степени были склонны в подростковом возрасте испытывать трудности в ситуациях перемен, нового и т.п.

Сравнивая между собой четыре основные шкалы опросника можно отметить, что среденегрупповым высоким уровнем обладает лишь шкала, ригидности как состояния, что указывает на то, что ригидность скорее будет иметь ситуативное проявление, чем диспозициональное.

Ориентируясь на параметры стандартного отклонения равного 9,54 б., а также размаха, можно утверждать, что данная группа наименее однородна по показателям сенситивной ригидности, т.е среди респондентов могут встречаться индивиды как с крайне высокими значениями сенситивной ригидности, что отражает бурные эмоциональные реакции человека на новое, на ситуации, требующие каких-либо изменений, так и с крайне низкими, что показывает отсутствие эмоций к соответствующим требованиям объективной действительности.

Минимальные значения по шкале симптомокомплекс ригидности составляет 69 б., а максимальное - 152. Среднегрупповое значение равно 116,88 б., что является умеренным уровнем ригидности.

Значения показателя лжи у испытуемых варьировали в пределах от 0-18. Среднее значение по всей выборки составляет 10,00 б. Учитывая, что полученные данные заслуживают доверия при показателях не более 18 б, мы можем допустить в дальнейшем анализе протоколы всех испытуемых по данной методике.

По контрольной шкале реальности показатели варьировали от 3-34 б. Среднее значение равно 16,60 б. Учитывая, что по данной шкале данные заслуживают доверия при показателях менее 35 б., можно допустить также все протоколы к анализу. Таким образом, у исследуемой выборки не выявляется выраженного желания преподать себя в благоприятном свете. Можно сделать вывод, что испытуемые в своих ответах исходят из собственного опыта, а не предположений.

На следующем этапе эмпирического исследования мы ставили задачу выделить группу студентов проявляющих ревность. Данную группу мы определили как испытуемых обладающими специфическими показателями по методике Шутца. Исходя из наших предположений, ревнивые индивидуумы склонны активно контролировать деятельность окружающих (высокие значения Се) и требовать эмоционального отношения от них (высокие значения Aw). Исходя из этого индивиды, проявляющие ревность определялись нами как те, у которых значения Се ( контроль над другими) были больше или равно 5 и Ае( стремление к близким отношениям) больше или равно 5. Таким образом группа студентов проявляющих ревность была составлена испытуемыми № 2,7,10,18,20,22,25. Её объём составляет семь испытуемых. Что видно на Рис 1.

Рис.1. Выделение группы студентов, проявляющих ревность

На рисунке представлено распределение студентов в пространстве координат, где по оси х отложены параметры Се( стремление контролировать других), а по оси у параметры Аw( ожидание эмоционального отношения от других).

Далее нашей задачей являлся сравнительный анализ уровня ригидности в группах студентов проявляющих и не проявляющих ревность. Мы проводили сравнение с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни. Данный критерий показывал можно ли считать различия между данными группами статистически важными. Исходя из величин критерия, рассчитывался уровень статистической значимости р, который не должен быть больше 0,05. Результаты данного анализа представились в Таблице 2.

Показатель

Ревность

U-критерий

 

Нет

Да

Среднее арифметическое

Среднее арифметическое

СКР

117,32

115,50

51,50

0,73

УР

27,00

26,83

57,00

1,00

СР

33,42

34,33

55,00

0,93

РКС

14,16

14,00

52,50

0,78

ПМР

37,63

37,83

55,00

0,93

Лжи

9,42

11,83

37,50

0,22

Реальности

17,89

12,50

27,50

0,05

Из данной таблицы видно, что различия между данными группами проявляются только в уровне реакции. У группы студентов не проявляющих ревность, значения по данной шкале составили 17,89. А у группы студентов, проявляющих ревность - 12,50. Таким образом, ревнивые испытуемые более явно ощущают и осознают собственный опыт ригидного поведения, чем не ревнивые индивиды, которые в большей степени предпочитают руководствоваться предположением о ригидном поведении.

На рисунке 2 представлено соотношение между наличием отношений с партнёром и чувством ревности. Нашей задачей являлось сравнить группы лиц, у которых есть актуальные отношения с партнёром и с отсутствием таких отношений, по наличию у представителей таких групп чувства ревности.

Рис.2. Соотношение между наличием отношений с партнёром и чувством ревности.

Как видно из данного рисунка, студентов, у которых отсутствуют актуальные отношения с партнёром 10 человек, что составляет 40% от всей выборки. Группа лиц, у которых имелись актуальные отношения с партнёром, состояла из 15 человек, что составляет 60% от выборки. В группе лиц, у которых отсутствуют отношения, 7 человек (70%) не испытывают ревность, а 3 человека (30%) испытывают. В группе лиц, у которых имелись актуальные отношения с партнёром, 11 человек (73,3%) не испытывают чувства ревности, а 4 человека (26,7%) испытывают данное чувство. Как видно из указанного процентного соотношения пропорции лиц испытывающих и не испытывающих чувство ревности примерно одинаковы в обеих группах, выделяющихся по критерию наличие-отсутствие отношений. Это подтвердил и анализ по критерию . Значение данного критерия составляет 0,033. А уровень статистической значимости р составляет 0,856.

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие чувства ревности исследуемой группы не связано с наличием или отсутствием актуальных отношений.

В таблице 3 у нас представлена матрица интеркорреляций (по Спирмену) между показателями Ie (стремление человека принадлежать к различным группам, находиться среди людей) и Iw (стремлении индивида, чтобы окружающие были заинтересованы в нём) по методике Шутца.

Показатели опросника Шутца

Ie

Iw

Ce

Cw

Ae

Aw

Ie

1,00

0,48*

-0,13

0,24

0,51**

0,04

Iw

0,48*

1,00

-0,27

0,37

0,34

0,41*

Ce

-0,13

-0,27

1,00

-0,24

0,03

-0,13

Cw

0,24

0,37

-0,24

1,00

0,47*

-0,04

Ae

0,51**

0,34

0,03

0,47*

1,00

0,20

Aw

0,04

0,41*

-0,13

-0,04

0,20

1,00

Примечание: * - статистически значимая корреляция на уровне p

Просмотров работы: 2712