ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОЛОГИИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОЛОГИИ.

Ерсак Л.А. 1
1Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т. д.

Но время не стояло на месте, оно требовало новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сны, что они означают, почему человек мечтает, делает оговорки, описки, каким образом у человека происходит автоматизация движений. На эти и некоторые другие вопросы сознание ответить было не в силах. И тогда ученые заговорили о бессознательном.

Если структуру психики изображать схематически, то в центре должно быть сознание человека, а вокруг все процессы принадлежащие бессознательному.

Проблема исследования бессознательнoгo, является актуальной, т.к. нe все аспекты нашей деятельности регулируются с помощью сознания сознания. Изучeниe явлений в нашей жизни, которые заключены на бессознательном уровне, пoмoгут нам глубже понять и прeдугaдaть поведение человека.

Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент неосознаваемые.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека – это те чувства, интересы и желания, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи [2] . Они проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях, которые связаны с восприятием, памятью и воображением. Все эти явления получили название “ошибочные действия”. О бессознательном говорят оговорки, описки, ошибки при слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, событий и другого, что, так или иначе, вызывает у человека неприятные эмоции; сновидения, грезы, мечты.

Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Бессознательное проявляется в психических явлениях во сне, в реакциях на неосознанные раздражители и в автоматизированных движениях. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри.

Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличием в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать. В истории философской и психологической мысли впервые лишь Г. Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Лейбниц полагал, что все явления сознания возникают в бессознательной жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее ярко выступающими сознательными представлениями существуют как бы спящие или угасшие представления — малые перцепции [3]. Бессознательными бывают врожденные, приобретенные и вытесненные из сознания идеи.

И.Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании.

В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника, прежде всего художественного творчества. А. Шопенгауэр, например, выдвинул иррациональную концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание. В иррациональном духе трактовал бессознательное и Ф. Ницше. Он считал, что вера в человеческом разуме играет второстепенную роль и, в конечном счете, может исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности, осуществляемой бессознательно.

В XIX веке, такие психологи, как И.Ф.Гербарт, Г.Т.Фехнер, В.Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Динамическую характеристику бессознательного вводит И.Ф. Гербарт (1824 г.) Согласно ему, несовместимые идеи могут вступить между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая воздействовать на него.

В.Вундт считал, что восприятие и сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждал существование не только осознаваемого, но и неосознанного «Мы».

Существенным толчком в исследовании бессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного.

И.П.Павлов связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе (1886 - 1950) в Грузии, приверженцы которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Как определял Д.Н.Узнадзе, установка - это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека [4] .

Психофизиологические аспекты бессознательного широко исследовались в современной науке в связи с анализом сна и гипнотических состояний корковых и подкорковых образований. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного.

В современной психологии существует различные направления, исследующие бессознательное, например, - нейролингвистическое программирование, сокращенно - НЛП. Создавалась она как учение о здоровом мышлении. Современные технические средства и приемы НЛП эффективны при манипулировании сознанием, используя элементы бессознательного. Так в Институте психоэкологии РАЕН существует экспериментальное оборудование, с помощью которого опробованы методики для лечения больных: страдающих шизофренией, наркоманией и прочих"безнадежных", от которых отказались другие врачи. Суть заключается в следующем. Человека сажают перед экраном компьютера, на голову пациента помещают сетку с датчиками. На экране компьютера на доли секунды появляются письменные вопросы к внутреннему "Я", которые не воспринимаются сознанием человека, но четко фиксируются подсознанием. Организм дает на них "ответы" небольшими изменениями в работе мозга, их улавливают и расшифровывают датчики. Так можно получить сотни ответов на самые сокровенные вопросы. Составляется своеобразная "карта" личности, на которой отражен внутренний мир человека. Вместо вопросов компьютер может незаметно давать рекомендации, которые человек будет воспринимать как собственные идеи. Существует мнение, что некоторые приемы НЛП очень эффективны при манипулировании общественным сознанием. Вот лишь один пример. Вы можете показать портрет неугодного вам кандидата в виде стеклянного витража и под каким-нибудь предлогом - разбить его. В результате, за этого кандидата не пойдут голосовать 50 процентов людей, которым он раньше нравился. Такая закономерность была четко установлена во время медицинских испытаний. Прием проверен на тысячах клинических случаев. Теперь его могут применять на телевидении, когда из сознания избирателей надо вытеснить образ кому-то неугодного кандидата. В НЛП это называется манипулирование противоречивым зрительным рядом. Еще один интересный прием: взять портрет заказчика политической рекламы и поместить его в верхней части экрана в светлой рамке. Такой образ запечатлевается гораздо сильнее других. В результате очень многие проголосуют за этого кандидата, даже не понимая, чем он им понравился. То есть, ни одно, даже самое мимолетное впечатление не проходит для нас бесследно. Оно оставляет в психике отпечаток, который до поры до времени оседает в глубинах бессознательного. Эти скрытые, незаметные воздействия могут серьезно изменять наше поведение. Часто мы сами не знаем, почему расстроены, беспричинно агрессивны или наоборот счастливы. А это сработали мелочи, на которые мы почти не обратили внимания и сразу же их забыли, сцена из просмотренного накануне фильма, дружеская улыбка прохожего или то, что по дороге на работу вас подрезал «наглый кадиллак» из соседнего ряда. Согласование поведения с бессознательными раздражителями получило название прайминг-"подсказка", "эффект предшествования". Прайминг может быть эмоционально окрашенным. Перриг и его коллеги пытались обнаружить, как внешние стимулы на бессознательном уровне воздействуют на наши чувства. Сидящим перед экраном испытуемым на подпороговое время предъявлялись те или иные слова. Затем на экране появлялись другие слова, на сей раз уже различимые. Испытуемые должны были мгновенно, не задумываясь, оценить их эмоциональную окраску - позитивную или негативную. Если первое, не воспринятое сознанием, и второе, увиденное, слово были ассоциативно совместимы ("солнце" и "отпуск"), то доля ошибочных оценок не превышала 30%. Если же предлагался "эмоциональный винегрет", когда различимое слово не сочеталось с замаскированным ("дружба" и "война"), это приводило к поразительным результатам: испытуемые ошибались в 70% случаев! При этом они искренне недоумевали и не могли объяснить столь элементарные ошибки. Результаты этого эксперимента Вальтера Перрига подтвердили, что предъявленное первым подпороговое слово задает эмоциональную установку для последующего восприятия. «Никаких сомнений нет: усвоенные бессознательно установки влияют на наше поведение», - утверждает известный немецкий нейрофизиолог Герхард Рот. Но - только до определенных пределов. Если вы не хотите пить, то никакой скрытый приказ, внедренный в пресловутый 25 кадр во время киносеанса, не заставит вас бежать в буфет за газировкой. Но вот если человека мучает жажда и у него есть выбор, например, между кока-колой и пепси-колой, то внедренный в подсознание образ может сработать. Вероятность выбора "подсказанного" напитка возрастает на 50-60%. Противодействовать этому, подчеркивает Герхард Рот, может лишь стойкое отвращение человека к данному напитку. Возможности "эффекта 25 кадра" ограничены: недостаточно просто "приказать" нашему бессознательному - нужны еще и дополнительные внешние условия, которые заставят последовать этому приказу. Кроме того, на кого-то это неосознаваемое внушение действует больше, а на кого-то меньше, у каждого из нас индивидуальный порог чувствительности. Поэтому попытки исследователей повторить первоначальные эксперименты Джеймса Вайкари с 25 кадром часто терпят неудачу [1]. С точки зрения нейрофизиологии быстрое и радикальное изменение поведения индивида вообще невозможно. Для этого он должен пережить серьезное эмоциональное потрясение. В целом, ни гипноз, ни НЛП, ни 25-й кадр, ни диспарантный ввод зрительной информации, ни запись звуковых команд на обратном ходу и т.д. - ничто не заставит вас поступить против своей совести. Все эти методы не действуют на тех, кто сформировал в себе четкие убеждения (в том числе и политические). Можно манипулировать лишь неустойчивым сознанием.

В завершение нашей работы стоит упомянуть, что тема бессознательного долгое время была полу-запретной в психологической науке, и каждый, кто занимался этой темой, мог запросто лишиться звания серьёзного учёного. Даже в наше время это отношение всё ещё имеет место, и психологам иногда приходится мириться с презрительным отношением коллег из других областей наук. Известно, что за гранью осознанности ещё скрыт целый мир – мир, который каждый из нас носит с собой ежедневно. Какими прекрасными и неизвестными гранями он может открыться – мы пока не знаем. И можно только поприветствовать тех теоретиков и практиков, которые, невзирая на ригидность традиционной научной общественности, продолжают свои исследования в этой области.

Список литературы:

  1. Лучак Х., Бессознательное. //GEO, - 2005. - №86.

  2. Немов Р.С., Общие основы психологии. Книга 1.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

  3. Спиркин А.Г., Философия.- М.: Издательский центр «Москва»,1998.- 816 с.

  4. Фрейд З., Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. – 448с.

Просмотров работы: 3336