ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Левашова Ю.Д. 1, Александров О.Г. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конституция РФ, безусловно, главный документ Российской Федерации. Принятие современной Конституции Российской Федерации (от 12 декабря 1993 года), пришлось на не простое время кризиса государственной власти и логичным было создание более защищенной Конституции. Потому процедура внесения поправок и пересмотра стала значительно сложнее, обозначив Конституцию гарантом стабильности и защищённости закона. Актуальность внесения поправок обусловлена меняющейся социально-политической действительностью, новыми проблемами и коллизиями в общественных отношениях. Тема внесения поправок все чаще затрагивается экспертами в области права, СМИ и общественными движениями. Необходимость в изменениях в статьи Конституции прежде всего вызвана назревшими проблемами, одной из которых является коррупция. Объектом работы является внесение поправки в Конституцию РФ. Предметом — изменение ст. 3 для решения глобальной проблемы для РФ коррупции. Цель — спроектировать перспективы внесения поправки в ст. 3 ч. 1 Конституции РФ. Задачи: Рассмотреть сущность и процесс внесения поправок в Конституцию РФ Проанализировать практику внесения поправок в Конституцию РФ Спроектировать изменения ст. 3 ч. 1 Конституции РФ Спрогнозировать предполагаемый эффект от внесения поправки в ст. 3 ч.1 Методы исследования: Анализ литературы, Анализ нормативно-правовой документации по данной теме, Сравнительный анализ, Синтез, Конкретизация и детализация, Классификация, Моделирование, Индукция и дедукция, Обобщение. Процесс внесения поправок в Конституцию РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, поправки необходимо вносить лишь в исключительных случаях и с особым процессом внесения поправок. Внесение поправок в Конституцию РФ и ее пересмотр регулируется в главе 9 Конституции «Заключительные и переходные положения». На федеральном уровне регулирование осуществляется ФЗ от 4.03.1998 г. № 33 - ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» и ФКЗ от 17.12. 2001 г. № 6 - ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Под поправкой к Конституции понимается исключение, дополнение, новая редакция положений глав 3 - 8 Конституции РФ. В ст.134 прописана норма, устанавливающая перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные представительные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Не имеет права исполняющий обязанности Президента. А так же хочется отметить, что не предусмотрена и существующая в ряде стран народная инициатива, поддерживаемая десятками или сотнями тысяч граждан. Предложения о конституционных изменениях извне круга субъектов данного права, могут быть отклонены без рассмотрения по существу и без прохождения последующих этапов этой процедуры. По социологическому опросу, проведенному в декабре 2012г. «Российской Газетой»: «В 2000 году большинство россиян считали, что Конституция нуждается в совершенствовании (53 %), спустя девять лет общественное мнение склонялось к противоположной точке зрения - граждане говорили, что такие поправки возможны лишь в исключительных случаях (47 %). Сегодня одни считают, что Конституцию можно совершенствовать и дополнять (45 %), другие - что она не должна часто меняться (43 %). Сторонники первой позиции - это представители непарламентских партий (58 %), а также столичные жители (54 %). Им оппонируют представители электората парламентских партий (46 - 48 %) и селяне (51 %).»1: На момент написания данной статьи, на вопрос «Нужно ли менять или совершенствовать Основной закон РФ?», ответили «Да» - 51%, «Нет» - 44 %, «Воздержалось» - 5 %. По ст.3 Конституции РФ Статья 3 «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Большинство населения (50 % + 1 %) за изменение или совершенствование Основного закона РФ, это должно быть главной предпосылкой государственных органов, уполномоченных правами о предложениях и пересмотре положений Конституции всерьез взяться за развитие новых проектов по внесением поправок в Основной закон РФ. В.В. Путин неоднократно публично заявлял, что «обязанность президента - гарантировать незыблемость Конституции». Незыблемость как устойчивость, неподвижность, неизменность. Однозначно, то, что Конституция ни коем образом не исчерпала своего позитивного потенциала и необходим особый порядок осуществления конституционных поправок, т.к. она имеет высшую юридическую силу и прямое действие, применяется на всей территории России и ей не должны противоречить законы и иные правовые акты в РФ, но в тоже время в силу развития государства Конституция нуждается в поправках, доработках, учитывающих назревшие гос. проблемы и современные особенности развития, непосредственно для развития страны. Потребность в конституционных изменениях возникает в связи с всесторонним развитием общества, из-за борьбы за то или иное решение актуальных проблем жизни народа, из стремления восполнять недостатки текста Конституции, повышать эффективность конституционного регулирования, обеспечивать все более строгое соблюдение ее положений о правах и свободах граждан, обязанностях государства, его органов публичной власти и их должностных лиц. Практика внесения поправок в Конституцию РФ Практика внесения поправок не столь обширна, как уже отмечалось, поправки в Конституцию производятся лишь в исключительных случаях и исключительном порядке.

Во время президентства Б. Н. Ельцина особых поправок в Конституцию не вносилось (изменялась только статья 65 в связи с изменениями наименований нескольких субъектов Российской Федерации). С избранием В. В. Путина президентом России неоднократно поднимался вопрос об увеличении срока президентства или возможности переизбрания президента на третий срок подряд. Путин отвергал данные предложения, говоря о нежелании вносить какие-либо серьёзные поправки в конституцию, унаследованную от Ельцина. В течение этого времени, в связи с изменениями именований субъектов федерации и процессами объединения российских регионов, 9 раз изменялась статья 65 Конституции (о составе субъектов РФ).

В 2008 г. президент Д. А. Медведев предложил внести изменения в Конституцию, касающиеся увеличения сроков полномочий Президента Российской Федерации и Государственной думы, а также усиления контрольных полномочий Государственной думы в отношении Правительства Российской Федерации. В течение ноября-декабря 2008 года данные изменения были приняты. Это первые существенные поправки к действующей Российской Конституции от 1993г.

Новая значительная поправка в Конституцию внесена 7 октября 2013 г. президент РФ В. В. Путин внёс в Государственную думу законопроект о поправке к Конституции РФ, которая предусматривает объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда.2

Поправки к Конституции в некоторых случаях неизбежны, в связи с усовершенствованием систем или решения гос. проблем. Как отмечалось действующими главами нашего государства, особое внимание необходимо уделить вопросам обороны и безопасности, принятию антикризисных мер и борьбе с коррупцией — три основных направления по решению глобальных для РФ проблем.

Перспективы внесение поправки в Конституцию РФ

Решением обозначенных проблем нашего государства является внесение поправок в действующую Конституцию.

В ст. 3 действующей Конституции: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Многонациональный народ должен быть не только единственным источником власти, а так же главным контролером деятельности власти и объективно давать оценку государственным органам.Ведь в действительности, главным, первостепенным источником коррупции является отсутствие контроля действий гос. власти обществом и невозможность общественному мнению влиять на те, или иные действия гос. власти. Исполнительная власть контролирует сама себя, в развитом демократическом государстве власть должна контролироваться народом. Должен быть живой диалог между главными структурами гос. власти и самим населением. Лишь обеспечив такое взаимодействие можно решить давно гнетущие всю страну проблемы коррупции. Необходимо донести до граждан, что они являются единственным источников власти, им подвластно контролировать действия гос. властей, организованно оценивать эффективность гос. органов на всех уровнях. Причем смысл контроля не должен ограничиваться только информированием о действиях гос. власти, контроль так же подразумевает соответствие результатов и планов, логическая целесообразность действий, оценка результатов для устранения в последующем не рациональных действий. В целом можно выделить следующие составляющие контроля:

  1. Информирование населения о результатах деятельности всех гос. органов

  2. Наблюдение за деятельностью гос. органов

  3. Возможность выявление гражданами правонарушений гос. органов

Добавив данную поправку можно решить проблему, находящуюся на вершине общественного дискурса, — проблему коррупции. Хочется отметить что в РФ «Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным инетересам общества и государствав целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»3. Другими словами в РФ это незаконное деяние в целях выгоды, в то время как в Европе коррупция это не только деяние, а даже намерение так же является коррупцией. К этому РФ только предстоит прийти.

Не так давно, в марте 2012 г. на заседании Открытого Правительства освещалась тема именно коррупции и мерах борьбы с ней. Как отметил, Д. Медведев, основными результатами на данный момент в этом направлении являются поднятие на высокий уровень обсуждения проблемы и принятие основной нормативной базы. Но очевидно, что только законами коррупция не может быть побеждена. Да, действительно, появляются все новые антикоррупционные законы и поправки в них. Так, к примеру, одной из последних поправок была поправка в закон о противодействии коррупции, позволяющий устранить правовую коллизию, содержание которого является то, что лица находящиеся на муниципальных должностях, не вправе замещать государственные должности РФ, ее субъектов, иные муниципальные должности, должности гос. и муниципальной службы.4

Победить назревшую проблему можно лишь системным характером. Поправка в ст. 3 ч.1 действующей Конституции будет прорывом в видении гос. системы, страна сможет выйти на новый уровень, с сырьевыми ресурсами, которыми владеет РФ и при решении проблем коррупции Россия сможет с лёгкостью конкурировать за мировое первенство в развитии экономики.

Заключение

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, поправки необходимо вносить лишь в исключительных случаях и с особым процессом внесения поправок.

Потребность в конституционных изменениях возникает в связи с всесторонним развитием общества, из-за борьбы за то или иное решение актуальных проблем жизни народа, из стремления восполнять недостатки текста Конституции, повышать эффективность конституционного регулирования, обеспечивать все более строгое соблюдение ее положений о правах и свободах граждан, обязанностях государства, его органов публичной власти и их должностных лиц. Практика внесения поправок не столь обширна, как уже отмечалось, поправки в Конституцию производятся лишь в исключительных случаях и исключительном порядке. Поправки к Конституции в некоторых случаях неизбежны, в связи с усовершенствованием систем или решения гос. проблем. Как отмечалось действующими главами нашего государства, особое внимание необходимо уделить вопросам обороны и безопасности, принятию антикризисных мер и борьбе с коррупцией — три основных направления по решению глобальных для РФ проблем. Решением обозначенных проблем нашего государства является внесение поправок в действующую Конституцию.

В ст. 3 действующей Конституции: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Многонациональный народ должен быть не только единственным источником власти, а так же главным контролером деятельности власти и объективно давать оценку государственным органам.

Добавив данную поправку можно решить проблему, находящуюся на вершине общественного дискурса, — проблему коррупции. Победить назревшую проблему можно лишь системным характером. Поправка в ст. 3 ч.1 действующей Конституции будет прорывом в видении гос. системы, страна сможет выйти на новый уровень, с сырьевыми ресурсами, которыми владеет РФ и при решении проблем коррупции Россия сможет с лёгкостью конкурировать за мировое первенство в развитии экономики.

Список использованной литературы:

  1. Конституции Российской Федерации, ст. 3.

  2. Проект №352924-6 «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

  3. Е. Добрынина, «Россияне оценили важность Конституции», 2012. Российская газета. [Электронный ресурс]: стат.

URL: http://www.rg.ru/2012/12/12/konstituciya-site.html (дата обращения: 18.10.2013).

  1. Истоки коррупции - в Конституции. 2012.

[Электронный ресурс]: стат. URL: http://korrossia.ru/expert/2964-istoki-korrupcii-v-konstitucii.html (дата обращения: 20.10.2013).

  1. ФЗ от 30 сентября 2013г. №261-ФЗ «О внесении изменения в ст. 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции».

1Е Е. Добрынина, «Россияне оценили важность Конституции», 2012. Российская газета. [Электронный ресурс]: стат. URL: http://www.rg.ru/2012/12/12/konstituciya-site.html (дата обращения: 18.10.2013)

2 Проект №352924-6 «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

3 ФЗ О противодействии коррупции №227 от 19.12.2008г.

4 ФЗ от 30 сентября 2013г. №261-ФЗ «О внесении изменения в ст. 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции»

Просмотров работы: 6149