На территории Мурманской области ежегодно образуются отходы в количестве 400 тыс. т/год, что составляет 396 кг/чел. в год. Данные по соотношению отходов различных классов опасности за 2005-2010 гг. показывают, что основной вклад в образование отходов 1-4 классов вносят малоопасные отходы 4 класса (84,3 %). Наименьший объем занимают чрезвычайно и высоко опасные отходы - 0,02-1,4 %. Общее количество отходов возрастает, в 2011 году на территории области образовалось 236,3 млн. тонн отходов, что на 20% больше, чем в 2010 году. Использовано и обезврежено из них более 44,6 млн. тонн, что составляет 18,9% от образовавшихся (в 2010 году процент использованных и обезвреженных отходов составил 9,4 от образовавшихся).
Рис.1. Компонентный состав ТБО, образующихся в Мурманской области
Таблица 1
Образование, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления по Мурманской области в 2010 г., т
Вид отходов |
Образование |
Использование, обезвреживание |
Захоронение |
1 класс |
105,398 |
75,027 |
0,000 |
2 класс |
45 251,609 |
45 174,108 |
0,000 |
3 класс |
48 996, 192 |
18 001,590 |
1 115,412 |
4 класс |
144 902,104 |
147 968,304 |
222 810,254 |
5 класс |
196 606 741,167 |
18 356 860,371 |
178 256 058,682 |
Всего отходов |
196 844 996,470 |
18 568 079,400 |
178 479 984,348 |
Рис.2. Образование, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления по Мурманской области в 2010 г., т
О современных проблемах обращения с ТБО в Мурманской области стоит сказать следующее:
большая доля образующихся в области отходов размещается на несанкционированных полигонах и свалках;
специфика транспортной удаленности региона и «cеверный завоз» не благоприятствуют обороту упаковочной и другой (стеклянной, металлической, пластмассовой) тары и ТБО, что провоцирует образование дополнительных отходов;
не налажен в должной мере сбор крупногабаритных предметов (корпуса и части автомобилей, холодильники, электрическая и электронная техника, мебель и т.д.);
отсутствует правовой механизм регулирования обращения с отдельными видами отходов, в частности не регламентирован должным образом порядок организации раздельного сбора, переработки и использования отходов производства и потребления;
Для решения данных проблем эффективно использовать экономические инструменты регулирования, а именно:
платежи за загрязнение окружающей среды и размещение отходов,
инвестирование научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и реализации их результатов;
предоставление дотаций, кредитование и льготное налогообложение предприятий, эффективно работающих в сфере обращения с отходами.
В отчете губернатора Мурманской области о результатах деятельности правительства Мурманской области в 2012 году указано: проведена инвентаризация объектов накопленного экологического ущерба на территории области, по итогам которой сформирован их перечень, одно из основных направлений деятельности областного правительства в сфере экологии - создание системы обращения с отходами на территории области, в том числе создание современного полигона твердых бытовых отходов, мусоросортировочного комплекса и сети мусороперегрузочных станций для нужд муниципальных образований г. Мурманск, Кольский район, ЗАТО г. Североморск, Александровск, п. Видяево, г. Заозерск.
Решение проблемы размещения и утилизации отходов – обеспечение здоровой среды для жизни.
Список использованной литературы
Долгосрочная целевая программа О концепции по оптимизации управления отходами потребления в Мурманской области (№ 74-ПП/3 от 22.02.2008 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://murmansk.news-city.info/docs/sistemse/dok_iegxoo.htm.
Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Мурманской области в 2010 году [Текст]. – Мурманск: ООО «Рекламное агентство XXI век», 2011. – 152 с.