ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Архипова М.А. 1
1Институт управленческих Технологий и Аграрного Рынка ФГБОУ ВПО СамГСХА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В такой огромной стране, как Россия, проблемы дорог всегда имеют большое значение. Известно, что по причине плохого качества как дорожного покрытия, так и вообще дорог в целом, в России происходит более пятнадцати процентов аварий от общего их количества. Также пробки и низкая пропускная способность мешают автовладельцам передвигаться быстро и комфортно. Предлагается альтернативное решение этих проблем – строительство платных дорог.

Платной дорогой называется автомобильная дорога, за проезд по которой с водителя взимается определённая плата. Такие дороги, в основном, предназначены для туристических передвижений, для межрегиональных и международных перевозок. Часто платными являются скоростные дороги, мосты и туннели.

Практика функционирования платных дорог в мире существует уже давно. Платные автомагистрали используют более чем в 30 странах мира. Всего в мире насчитывается около 25 млн км дорог, из которых примерно 150 тыс. км — платные.

Более 3 % платных автодорог от общей протяжённости всех дорог в стране имеют Аргентина, Хорватия и Гонконг. От 1 до 3 % — Сербия, Швейцария, Мексика, Италия, Словакия, Малайзия, Корея, Колумбия. Менее 1 % — Франция, Япония, Греция, Белоруссия, Чехия, Испания, Норвегия, США, Китай, ЮАР, Индонезия, Таиланд, Филиппины. В Великобритании, Чили платных дорог менее 0,01 % (в Великобритании — 43 км). В Германии для легкового транспорта все дороги бесплатны, а плата взимается только с грузовых автомобилей.

В числе основных преимуществ платных дорог — снижение затрат на перевозки, увеличение прибыли транспортных организаций, уменьшение потерь в других отраслях экономики, улучшение безопасности дорожного движения, снижение затрат на ГСМ и уменьшение износа транспортных средств. Недостаток — низкая производительность асфальтобетонных заводов, из-за которой в первую очередь они будут работать на коммерческие дороги, а бесплатные будут ремонтироваться по остаточному принципу. Также в число недостатков входит тот факт, что жители России отказываются платить за проезд по платным дорогам.

Существуют три системы платных дорог: открытая, закрытая и электронная система сборов.

В открытой системе весь поток транспорта проходит через специальные места для уплаты пошлины. Такой вариант позволяет экономить деньги в связи с отсутствием необходимости строительства пунктов сбора пошлины на каждом съезде с дороги. Однако, с другой стороны, он может вызывать заторы, а водители, в свою очередь, могут уклоняться от уплаты пошлины, съезжая и вновь заезжая на дорогу.

В закрытой системе автомобилисты покупают билеты при въезде на дорогу. В некоторых случаях билет показывает сумму к оплате. При выезде с дороги водитель обязан заплатить указанную сумму. Обычно, если билет был утерян, водителю приходится платить максимальную сумму. На коротких платных дорогах может быть только один пункт оплаты в одном конце. Автомобилисты, движущиеся в любом направлении, платят фиксированную сумму на въезде или на выезде.

Один из вариантов закрытой системы предполагает установку пунктов сбора средств на обоих концах дороги. В этом случае автомобилист платит фиксированную сумму при въезде, а также дополнительно оплачивает счет при выезде с платной дороги; билет не нужен.

Электронная система требует установки в автомобиль специального компактного транспондера, который крепится к лобовому стеклу и содержит информацию о счете автовладельца. Современное оборудование электронных систем оплаты позволяет обмениваться данными с транспондером на полной скорости. Таким образом, оплата производится без необходимости останавливать автомобиль.

Современные платные дороги часто используют комбинацию всех трех перечисленных типов сбора. Множество въездных/выездных сборочных пунктов на протяжении пути время от времени дополняются системами сборов по ходу основного движения.

Изначально планировалось, что стоимость проезда на разных дорогах будет определяться правительством, будет зависеть от вида автомобиля (грузовой или легковой), времени суток, дня недели и времени года. Для малообеспеченных слоёв населения будут предусмотрены скидки, а для транспорта общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) и спешащих по вызову пожарных и врачей — бесплатный проезд. На въезде на платный участок будут установлены пропускные пункты для взимания платы за проезд.

Окупаемость дороги зависит от плотности движения: для того чтобы платная дорога окупилась, интенсивность движения должна составлять не менее 20 тыс. машин в сутки. Поэтому, теоретически, прибыльными в первую очередь могли бы стать дороги, ведущие к аэропортам или мегаполисам.

В потенциале же платной могла стать далеко не каждая дорога: главным условием было получение максимального экономического эффекта при минимальных финансовых, материальных и временны́х затратах. Загородная трасса могла стать коммерческой только в случае строительства или реконструкции, а внутри населённого пункта — только вновь построенная.

Первая платная дорога в России появилась в 1834 году — это было Московское шоссе от Москвы до Санкт-Петербурга. В советский период в России платных дорог не существовало. Ситуация стала меняться с 1992 года, когда в ряде регионов страны проводились эксперименты по взиманию платы за проезд по некоторым участкам дорог, в основном местного значения.

Так, с 1998 по 2005 годы платным был проезд по мосту через Дон у села Семилуки Воронежской области, появились коммерческие дороги в Алтайском крае, Липецкой области, Саратове, Тамбовской и Псковской областях, Хакасии. Стоимость проезда там была небольшой — от 1 до 10 руб., но в большинстве случаев просуществовали такие дороги недолго и либо были закрыты как нерентабельные, либо стали бесплатными.

Однако планировалось, что к 2003 году в России будет введено в эксплуатацию около 40 платных участков. В 2003 году говорилось о том, что первые четыре проекта Минтранс осуществит до 2005 года и далее в России появится целая сеть платных автодорог, прежде всего вблизи городов-миллионников.

Согласно данным РИА «Новости», по состоянию на начало 2010 года в России действовали следующие коммерческие участки дорог:

  • автодорога в обход населённого пункта Хлевное в Липецкой области (20 км), единственный платный участок на дороге федерального значения;

  • ряд дорог в Псковской области общей протяжённостью около 160 км;

  • участок автомагистрали «Алтай—Кузбасс» протяжённостью 137 км и мост через Обь в Барнауле в Алтайском крае;

  • первая очередь Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге (около 6 км).

По данным Росавтодора, на 1 января 2010 года в России было 432,2 км дорог, эксплуатация которых осуществлялась на платной основе. Из них 52,9 км были дорогами федеральными, а 379,3 км — региональными.

В целом строительство в России платных дорог, использующих государственное финансирование на возвратной основе, должно способствовать развитию сети магистральных автодорог в России и успешному проведению в жизнь радикальных экономических реформ, успех которых, как показал опыт западных стран, во многом зависит от развития транспортных коммуникаций.

Просмотров работы: 2086