ИНВЕСТИЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНВЕСТИЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, до 2025 года.

Карачаево-Черкесская республика имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции.

Традиционная сельскохозяйственная специализация региона предопределяет низкий уровень урбанизации населения. В Карачаево-Черкесской Республике сельское население составляет 56 - 57 процентов всего населения республики. Большинство сельских жителей проживают на территориях, имеющих слабо развитую транспортную инфраструктуру, что затрудняет развитие трудовой мобильности населения и обусловливает сравнительно низкий уровень жизни населения. В республике численность сельского населения продолжает расти. Такая ситуация, с одной стороны, играет позитивную роль в условиях высокой безработицы, которая значительно легче переносится в селе, чем в городе. С другой стороны, эта структура предопределяет низкий уровень налоговых поступлений и, как следствие, дотационность регионального бюджета.

При этом в республике приоритетными отраслями экономики являются легкая промышленность, добыча минералов и руд, производство строительных материалов и металлургия.

Агропромышленный комплекс, включающий сельское хозяйство и пищевую промышленность, является важнейшим сектором экономики Северо-Кавказского федерального округа. В Карачаево-Черкесской Республике вклад агропромышленного комплекса в валовой региональный продукт СКФО достигает 26 процентов.

Уникальность и разнообразие природно-климатических ресурсов территории региона создают благоприятные условия как для постоянного проживания, так и для развития туристско-рекреационного комплекса.

По температурному режиму КЧР является одним из самых привлекательных регионов России как в летний, так и в зимний период.

Большая часть(около80%) расположена в горной местности. Здесь расположены горные вершины, в том числе с наивысшей отметкой 5642 метра (г. Эльбрус), что делает республику особенно перспективной площадкой для развития высокогорного туризма.

На территории Карачаево-Черкесской республики расположен Тебердинский государственный заповедник, а также государственный заказник - Даутский, обеспечивающие сохранение богатого биологического разнообразия региона.

В субъекте в настоящее время развиваются лечебно-оздоровительный, горнолыжный, спортивный (экстремальный), деловой, экологический, культурно-познавательный, сельский, специализированный туризм, организуются охотничьи и рыболовные туры.

В Карачаево-Черкесской Республике на территории Тебердинского заповедника на высоте 1280 - 1420 метров находится горноклиматический курорт Теберда. Курорт располагает источниками углекислых гидрокарбонатно-хлоридных, натриево-кальциевых минеральных вод.

Несмотря на наличие значимых конкурентных преимуществ для развития туристической отрасли, в том числе туристических центров, субъект, характеризуется слабым уровнем развития индустрии туризма.

Небольшой вклад туристической отрасли в экономику региона связан с недостаточным объемом туристического потока и высокой долей частного (теневого) сектора. Наибольшая доля неорганизованного туристического потока и минимальная длительность пребывания туристов, а, следовательно, и низкие расходы туристов характерны для центров горнолыжного, спортивного и экстремального туризма. Доля иностранных туристов ниже среднероссийского уровня.

В последние годы наблюдается значительный рост объема инвестиций в субъект. Тем не менее объем частных инвестиций на душу остается низким. Показатель объема накопленных частных инвестиций в 2010 - 2012 годах в расчете на душу населения ниже среднего по Российской Федерации в 4,7 раза.

Причинами низкого показателя частных инвестиций являются:

высокие риски, недостаток инфраструктуры и стимулов для инвесторов (прежде всего внешних);

отсутствие крупных потенциальных инвесторов на внутреннем рынке;

отсутствие финансовых средств на проработку проектов у предприятий и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта;

неразвитый сектор предпринимательства.

Доля государства в структуре инвестиций в регион остается существенной, в среднем она составляет примерно 40 - 50 процентов общего объема (по Российской Федерации - около 30 процентов).

При этом инвестиции направлены на реализацию социальных проектов и мероприятий.

Наибольшая доля инвестиций в субъекте приходится на транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, операции с недвижимым имуществом.

Улучшение инвестиционного климата представляется возможным посредством расширения финансовых стимулов, развития необходимой базовой инфраструктуры и создания эффективных процессов привлечения и взаимодействия с потенциальными инвесторами.

Экономические приоритеты субъекта, на ближайшие годы будут преимущественно локализованы в аграрном секторе, в котором целесообразно создание производственных цепочек, позволяющих эффективно перерабатывать местное сырье, обеспечивать хранение и дистрибуцию конечного продукта. В этой связи перспективными отраслями являются легкая и пищевая промышленность, ориентированные на переработку продуктов местного сельского хозяйства, а также туристско-рекреационный комплекс, в рамках развития которого представляется возможным создание значительного числа новых рабочих мест.

В инвестиционной сфере целесообразно обеспечение государственной поддержки, в частности софинансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по строительству объектов, находящихся в государственной собственности.

Для стимулирования притока частных инвестиций создаются особые финансовые стимулы, включающие государственное софинансирование создания базовой инфраструктуры, обеспечение гарантий по кредитам, расширение территорий с особым экономическим режимом, субсидирование процентной ставки на развитие и приобретение оборудования, предоставление льгот по аренде земли и объектов государственной собственности. Помимо финансовых стимулов важным направлением государственной политики в области привлечения инвестиций в субъект Российской Федерации будет являться улучшение процессов их взаимодействия с инвесторами и поддержка активного продвижения их продукции на российских и зарубежных рынках.

Туристический сектор является одной из самых перспективных отраслей с точки зрения потенциального вклада в социально-экономическое развитие субъекта, в рамках которой может быть создано более 7 тыс. новых рабочих мест.

Развитие современных центров горнолыжного и оздоровительного туризма потребует значительных капиталовложений в создание гостиничной и спортивной инфраструктуры, лечебно-оздоровительных центров, а также систем водо- и электроснабжения, канализации, подъездных дорог и других объектов хозяйственной инфраструктуры.

Поддержка инвестиционных проектов по развитию туристической инфраструктуры будет осуществляться путем реализации государственных целевых программ через открытое акционерное общество "Особые экономические зоны", Инвестиционный фонд Российской Федерации. В отборе приоритетных проектов и софинансировании мероприятий по подготовке проектно-сметной документации и строительства будет участвовать создаваемый в настоящее время Институт развития Северного Кавказа.

Активное развитие туризма в регионе не может быть достигнуто без малого и среднего бизнеса. Государственная поддержка этого направления будет заключаться в поддержке создания сети гостевых домов, а также развитии туристического сервиса на базе малых предприятий.

Важным направлением развития туристического и рекреационного потенциала будет проведение работ повосстановлению и реставрации памятников истории и культуры, а также внесение предложений об объявлении памятниками природы, истории и культуры находящихся на территории курортного региона природных и иных объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную или научную ценность. Особое внимание будет уделено благоустройству рекреационных зон, парков, пешеходных улиц и сохранению рекреационных территорий и уникальных природных объектов.

Транспортный комплекс является необходимой базой для реализации потенциала наиболее перспективных секторов экономики.

Основными задачами по развитию транспортного комплекса Северо-Кавказского федерального округа являются:

формирование доступной и эффективной транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа;

улучшение качества транспортных услуг и снижение транспортных издержек;

эффективная реализация транзитного потенциала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

повышение технологического уровня и конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса Северо-Кавказского федерального округа;

формирование конкурентоспособного на мировом рынке транспортно-логистического продукта, обеспечивающего эффективное товародвижение;

повышение мобильности населения регионов Северо-Кавказского федерального округа;

повышение безопасности и экологичности транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа;

рост инвестиционной привлекательности транспортно-логистического комплекса Северо-Кавказского федерального округа;

развитие инструментов государственно-частного партнерства для реализации проектов по созданию транспортной инфраструктуры.

Развитие автодорожной сети Северо-Кавказского федерального округа предполагает решение следующих задач:

завершение формирования сети автомагистралей в составе международных транспортных коридоров по сложившимся направлениям основных транспортных связей, приведение технического уровня федеральных дорог в соответствие с параметрами и тенденциями роста автомобильного парка и объемов интенсивности движения;

дальнейшее укрепление транспортной оси "Север - Юг" для обеспечения экспортно-импортных перевозок и привлечения международного транзита. С учетом перспектив развития международных связей России с государствами Закавказья и Ближнего Востока возрастет значение этого транспортного коридора;

автотранспортное обеспечение развития курортно-рекреационного комплекса;

обеспечение круглогодичного функционирования дорог с твердым покрытием и сети дорог населенных пунктов в сельской местности, имеющих перспективы развития.

Одним из важных факторов повышения инвестиционной привлекательности и улучшения инвестиционного климата является создание действенного инструмента по реализации механизма размещения инвестиционных средств в привлекательные проекты, соответствующие приоритетам стратегии развития.

Одним из таких механизмов является создание частно-государственных инвестиционных фондов развития. Например, такие фонды могут быть созданы в сфере туризма, агропромышленного комплекса, строительства, малого и среднего бизнеса. Каждым из них будет руководить специальная управляющая компания, которая обеспечит объективную и квалифицированную оценку обоснованности инвестиционных проектов и параметров ожидаемой доходности. Пайщиками фондов могут выступить крупные финансовые институты и частные компании, имеющие бизнес-интересы на соответствующих территориях.

Оптимальная схема организации фондов предполагает внесение соответствующих изменений в законодательство о возможности участия государства (Российской Федерации) в уставном капитале таких фондов. В данном случае Российская Федерация через свое участие в фондах получит возможность отслеживать и контролировать их работу, в частности направлять инвестиции в наиболее приоритетные секторы и проекты на территории региона.

Список использованной литературы

1. Статсборник «КЧР в цифрах» 2012г.

2. Предпринимательский климат регионов России. М.:Начала Пресс, 2011г.

3. Российский экономический журнал, 2012, №1.

4. investkavkaz.ru, «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года»

5. minek-kchr.ru, «Инвестиционный план КЧР на 2013 год»

Просмотров работы: 1111