Организацияиметодыисследования
Исследование проводилось на базе СОШ № 61 в период 2012-2013 учебного года. В исследовании приняли участие 40 педагогов. Исследование проводилось в кабинете психолога, в дневное время.
Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использованы следующие методы: анализ, обобщение, тестирование, выполнение таблиц, построение гистограмм, математическая обработка полученных данных.
Были использованы стандартные методики. Процедура обследования была одинаковой для всех педагогов. Данные обследования были занесены в стандартные бланки.
Для определенияуровня эмоционального выгорания использовалась методика диагностики уровня эмоционального выгорания в.в. Бойко. Она позволила диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Фазы и симптомы синдрома эмоционального выгорания
«НАПРЯЖЕНИЕ»
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств (социального стресса);
2. Неудовлетворенность собой;
3. «Загнанность в клетку»;
4. Тревога и депрессия;
«РЕЗИСТЕНЦИЯ»
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;
2. Эмоционально-нравственная дезориентация;
3. Расширение сферы экономии эмоций;
4. Редукция профессиональных обязанностей;
«ИСТОЩЕНИЕ»
1. Эмоциональный дефицит;
2. Эмоциональная отстраненность;
3. Личностная отстраненность (деперсонализация);
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения;
Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов считаются доминирующими в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы " выгорания". Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы, и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли, или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.
Освещаются следующие вопросы:
- какие симптомы доминируют;
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение";
- объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами;
- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности и формулирования рекомендаций по совершенствованию этого стиля была использована методика «Анализ особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности».
Она позволила выявить ведущий стиль педагогической деятельности:
эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный.
В основу методики положен подход, разработанный А.М.Марковой совместно с А.Я.Никоновой. В основу различения стиля в труде учителя авторами были положены следующие признаки:
- содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда);
- развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде;
- динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.);
- результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).
На завершающем этапе нашего исследования мы провели количественный и качественный анализ полученных результатов.
Полученные данные статистически обрабатывались с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. В результате были определены статистически значимые зависимости между показателями индивидуального стиля педагогической деятельности и проявлениями синдрома эмоционального выгорания.
Качественный и количественный анализ результатов исследования
В исследовании приняли участие 40 педагогов. Были выделены группы по индивидуальному стилю педагогической деятельности. Результаты диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1
Соотношение стилей педагогической деятельности в группе испытуемых
Стиль |
абс.число |
% |
|
1 |
эмоционально-импровизационный стиль |
5 |
12,5 |
2 |
эмоционально-методический стиль |
21 |
52,5 |
3 |
рассуждающе-импровизационный стиль |
9 |
22,5 |
4 |
рассуждающе-методический стиль |
5 |
12,5 |
В группе испытуемых преобладают педагоги с эмоционально- методическим стилем деятельности 52,5%, рассуждающе-импровизационный стиль педагогической деятельности предпочитают 22,5% педагогов; эмоционально-импровизационный и рассуждающе-методический - по 12,5% педагогов.
Рис. 1. Соотношение стилей педагогической деятельности
Примечание: ЭИС - эмоционально- импровизационный стиль; ЭМС - эмоционально- методический стиль; РИС - рассуждающее - импровизационный стиль; РМС – рассуждающее - методический стильДля педагогов с эмоционально-методическим стилем педагогической деятельности характерны: высокий уровень знаний; контактность; проницательность; высокая методичность; требовательность; умение интересно преподать учебный материал и активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета; умелое использование и варьирование форм и методов обучения. Но у них есть и недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающие излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.
По результатам диагностики проявлений СЭВ мы определили соотношение количества педагогов с различной степенью сформированности эмоционального выгорания. Соотношение педагогов по стилю педагогической деятельности и проявлению симптомов эмоционального выгорания представлено в таблице 2.
Таблица 2
Соотношение педагогов по стилю педагогической деятельности и проявлению симптомов эмоционального выгорания
переживание психотравмирующих обстоятельств |
неудовлетворенность собой |
"загнанность в клетку" |
тревога и депрессия |
неадекватное избира-тельное эмоциональное реагирование |
эмоционально- нравственная дезориентация |
расширение сферы экономии эмоций |
редукция профессиональных обязанностей |
эмоциональный дефицит |
эмоциональная отстраненность |
личностная отстраненность |
психосоматические психовегетативные нарушения |
|
ЭИС |
20% |
0% |
20% |
40% |
40% |
60% |
20% |
40% |
40% |
0% |
0% |
40% |
ЭМС |
24,5% |
4,9% |
24,5% |
34,3% |
49%0 |
9,8% |
14,7% |
58,8% |
19,6% |
19,6% |
9,8% |
19,6% |
РИС |
20,2% |
10,1% |
0% |
10,1% |
30,3% |
10,1% |
20,2% |
70,7% |
10,1% |
10,1% |
10,1% |
0% |
РМС |
20% |
0% |
0% |
0% |
20% |
40% |
0% |
20% |
60% |
40% |
20% |
0% |
На рисунках 2-4 представлено соотношение числа педагогов со сформированными симптомами в каждой из трех фаз СЭВ в зависимости от стилей педагогической деятельности.
Рис.2 Соотношение числа педагогов со сформированными симптомами фазы напряжения СЭВ в зависимости от стилей педагогической деятельности
Примечание: ПТО - переживание психотравмирующих обстоятельств, НС - неудовлетворенность собой, ЗК - "загнанность в клетку", ТД - тревога и депрессия
В соотношении сформированных симптомов фазы «напряжения»и эмоционально-методического стиля среди педагогов, преобладают респонденты с: «тревогой и депрессией» (34,3%) и «переживанием психотравмирующих обстоятельств» (24,5%). В эмоционально-импровизационном сформированы следующие симптомы: «тревога и депрессия» (40%), «переживанием психотравмирующих обстоятельств» (20%) и «загнанность в клетку» (20%). В рассуждающе-импровизационном стиле сформированы: «переживанием психотравмирующих обстоятельств» (20,2%) и «тревога и депрессия» (10,1%).В рассуждающе-методическом стиле сформирован один симптом: «переживанием психотравмирующих обстоятельств» (20%).
Рис. 3. Соотношение числа педагогов со сформированными симптомами фазы резистенции СЭВ в зависимости от стилей педагогической деятельности
Примечание: НИЭР - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, ЭНД - эмоционально- нравственная дезориентация, РСЭЭ - расширение сферы экономии эмоций,
РПО - редукция профессиональных обязанностей
Соотношение сформированных симптомов фазы «резистенция»и стилей деятельности среди педагогов. В эмоционально-импровизационном стиле преобладают симптомы: «эмоционально-нравственная дезориентация» (60%), «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (40%), «редукция профессиональных обязанностей» (40%) и «расширение сферы экономии эмоций» (20%). В эмоционально-методическом стиле доминирует симптом «редукция профессиональных обязанностей» (58,8%), «эмоционально-нравственная дезориентация» (9,8%) и «расширение сферы экономии эмоций» (14,7%). В рассуждающе-импровизационном стиле сформированы следующие симптомы: «редукция профессиональных обязанностей» (70,7%), «эмоционально-нравственная дезориентация» (10,1%), «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (30,3%) и «расширение сферы экономии эмоций» (20,2%). В рассуждающе-методическом стиле сформированы симптомы: «редукция профессиональных обязанностей» (20%), «эмоционально-нравственная дезориентация» (40%) и «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (20%).
Рис.4. Соотношение числа педагогов со сформированными симптомами фазы истощения СЭВ в зависимости от стилей педагогической деятельности
Примечание: ЭД – эмоциональный дефицит, ЭО - эмоциональная отстраненность, ЛО - личностная отстраненность, ПСН - психосоматические психовегетативные нарушения
Соотношение сформированных симптомов фазы «истощение»и стилей деятельности среди педагогов представлено на рисунке 5. В эмоционально-импровизационном стиле преобладают симптомы: «эмоциональный дефицит» (40%) и «психосоматические психовегетативные нарушения» (40%). В эмоционально-методическом стиле преобладают симптомы: «эмоциональный дефицит» (19,6%), «эмоциональная отстраненность» (19,6%), «личностная отстраненность» (9,8%) и «психосоматические психовегетативные нарушения» (19,6%). В рассуждающе-импровизационном стиле сформированы следующие симптомы: «эмоциональный дефицит» (10,1%), «эмоциональная отстраненность» (10,1%), «личностная отстраненность» (10,1%). У педагогов с рассуждающе-методическим стилем сформированы следующие симптомы: «эмоциональный дефицит» (60%), «эмоциональная отстраненность» (40%) и «личностная отстраненность» (20%).
Обобщая все эти данные, можно сделать вывод, что:
- в группе испытуемых сформировавшаяся фаза «напряжения» преобладает при эмоционально-импровизационном стиле (20%) и эмоционально-методическом стиле (14,7%);
- фаза «резистенция» преобладает при эмоционально-импровизационном стиле (40%), рассуждающе-импровизационном стиле (20,2%), рассуждающе-методическим стилем (20%) и эмоционально-методическом стиле (19,6%);
- фаза «истощение» преобладает при рассуждающе-методическим стилем (20%) и рассуждающе-импровизационном стиле (10,1%).
Далее мы определили степень сформированности СЭВ в зависимости от сформированности отдельных фаз. Соотношение числа педагогов со сформированными фазами СЭВ в зависимости от стилей педагогической деятельности представлено в таблице 3 и на рисунке 5.
Таблица 3
Соотношение числа педагогов со сформированными фазами СЭВ в зависимости от стилей педагогической деятельности
СФОРМИРОВАВШАЯСЯ ФАЗА НАПРЯЖЕНИЯ |
СФОРМИРОВАВШАЯСЯ ФАЗА РЕЗИСТЕНЦИИ |
СФОРМИРОВАВШАЯСЯ ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ |
|
ЭИС |
20% |
40% |
0% |
ЭМС |
14,7% |
19,6% |
0% |
РИС |
0% |
20,2% |
10,1% |
РМС |
0% |
20% |
20% |
Рис. 5. Соотношение числа педагогов со сформированными фазами СЭВ в зависимости от стилей педагогической деятельности
Статистическая обработка данных была проведена с помощью выборочного коэффициента ранговой корреляции Спирмена (см. таб. 5). В результате были определены статистически значимые зависимости между показателямииндивидуального стиля деятельности и синдромом эмоционального выгорания педагога:
1. Чем выше уровень эмоционально-импровизационного стиля, тем выше уровень тревоги и депрессии, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, редукции профессиональных обязанностей, определяется обратная связь с эмоционально-нравственной дезориентацией и эмоциональной отстраненностью;
2. Чем выше уровень эмоционально-методического стиля, тем выше уровень тревоги и депрессии, эмоционально-нравственной дезориентации, эмоционального дефицита;
3. Чем выше уровень рассуждающе-импровизационного стиля, тем выше уровень переживания психотравмирующих обстоятоятельств, неудовлетворенности собой, "загнанности в клетку", тревоги и депрессии, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, личностной отстраненности, психосоматических психовегетативных нарушений определяется обратная связь с эмоционально-нравственной дезориентацией и эмоциональной отстраненностью;
4.чем выше уровень рассуждающе-методического стиля, тем сильнее выраженность неудовлетворенности собой, "загнанности в клетку", тревоги и депрессии, определяется обратная связь с психосоматическими психовегетативными нарушениями;
5. Чем выше уровень переживания психотравмирующих обстоятоятельств, тем выше уровень неудовлетворенности собой, "загнанности в клетку", эмоционально-нравственной дезориентации, определяется обратная связь с эмоциональным дефицитом;
6. Чем выше уровень неудовлетворенности собой, тем выше уровень "загнанности в клетку", тревоги и депрессии, определяется обратная связь с неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, расширением сферы экономии эмоций;
7. Чем выше уровень "загнанности в клетку", тем выше уровень тревоги и депрессии, определяется обратная связь с неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, эмоционально-нравственной дезориентацией, эмоциональной отстраненностью;
8. Чем выше уровень тревоги и депрессии, тем выше неадекватного избирательного эмоционального реагирования, определяется обратная связь с эмоционально-нравственной дезориентацией, эмоциональной отстраненностью;
9. Чем выше уровень эмоционально-нравственной дезориентации, тем выше расширение сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей, эмоционального дефицита, психосоматических психовегетативных нарушений;
10. Определяется обратная связь расширения сферы экономии эмоций и эмоционального дефицита;
11. Чем выше редукция профессиональных обязанностей, тем выше личностная отстраненность;
12. Чем выше эмоциональный дефицит, тем выше личностная отстраненность;
Таким образом, мы определили статистически значимые зависимости между стилем педагогической деятельности и особенностями формирования симптомов и фаз синдрома эмоционального выгорания. Гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Таблица 5
Статистически значимые зависимости между показателями индивидуального стиля деятельности и синдромом эмоционального выгорания педагога
эмоционально- импровизационный стиль |
эмоционально- методический стиль |
рассуждающее - импровизационный стиль |
рассуждающее - методический стиль |
переживание психотравмирующих обстоятельств |
неудовлетворенность собой |
"загнанность в клетку" |
тревога и депрессия |
неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
эмоционально- нравственная дезориентация |
расширение сферы экономии эмоций |
редукция профессиональных обязанностей |
эмоциональный дефицит |
эмоциональная отстраненность |
личностная отстраненность |
психосоматические психовегетативные нарушения |
|
эмоционально- импровизационный стиль |
1,000 |
0,087 |
0,008 |
0,297 |
0,333 |
0,062 |
0,422 |
-0,603 |
0,987 |
-0,693 |
-0,336 |
0,711 |
0,251 |
-0,779 |
0,267 |
0,281 |
эмоционально- методический стиль |
0,087 |
1,000 |
0,336 |
0,211 |
0,251 |
0,279 |
0,267 |
0,681 |
0,347 |
-0,729 |
0,251 |
0,279 |
0,667 |
0,281 |
0,347 |
0,251 |
рассуждающее - импровизационный стиль |
0,008 |
0,336 |
1,000 |
0,196 |
0,666 |
0,761 |
0,761 |
0,721 |
0,797 |
-0,768 |
0,278 |
0,391 |
0,171 |
0,688 |
0,678 |
-0,691 |
рассуждающее - методический стиль |
0,297 |
0,211 |
0,196 |
1,000 |
0,442 |
0,742 |
0,631 |
0,671 |
0,124 |
-0,336 |
-0,211 |
0,251 |
-0,279 |
0,267 |
0,281 |
-0,636 |
переживание психотравмирующих обстоят-в |
0,333 |
0,251 |
0,666 |
0,442 |
1,000 |
0,678 |
0,691 |
0,171 |
0,288 |
0,858 |
0,351 |
0,123 |
-0,751 |
0,251 |
0,151 |
0,264 |
неудовлетворенность собой |
0,062 |
0,279 |
0,761 |
0,742 |
0,678 |
1,000 |
0,850 |
0,860 |
-0,916 |
0,278 |
-0,791 |
0,171 |
-0,336 |
-0,214 |
0,251 |
-0,179 |
"загнанность в клетку" |
0,422 |
0,267 |
0,761 |
0,631 |
0,691 |
0,850 |
1,000 |
0,894 |
0,879 |
-0,850 |
0,281 |
-0,347 |
0,251 |
-0,691 |
0,267 |
0,281 |
тревога и депрессия |
0,603 |
0,681 |
0,721 |
0,671 |
0,171 |
0,860 |
0,894 |
1,000 |
0,865 |
-0,916 |
0,366 |
0,211 |
0,251 |
-0,751 |
0,336 |
0,211 |
неадекватное избирательное эмоц. реагирование |
0,987 |
0,347 |
0,797 |
0,124 |
0,288 |
-0,916 |
-0,879 |
0,865 |
1,000 |
-0,336 |
-0,211 |
0,251 |
-0,279 |
0,267 |
0,281 |
-0,336 |
эмоционально- нравственная дезориентация |
-0,693 |
0,729 |
-0,768 |
-0,336 |
0,858 |
0,278 |
-0,691 |
-0,916 |
-0,336 |
1,000 |
0,678 |
0,691 |
0,671 |
0,288 |
0,258 |
0,678 |
расширение сферы экономии эмоций |
-0,336 |
0,251 |
0,278 |
-0,211 |
0,351 |
-0,791 |
0,281 |
0,336 |
-0,211 |
0,678 |
1,000 |
-0,211 |
-0,761 |
0,336 |
-0,211 |
0,251 |
редукция профессиональных обязанностей |
0,711 |
0,279 |
0,391 |
0,251 |
0,123 |
0,171 |
0,347 |
0,211 |
0,251 |
0,691 |
-0,211 |
1,000 |
0,267 |
0,281 |
0,662 |
0,267 |
эмоциональный дефицит |
0,251 |
0,667 |
0,171 |
-0,279 |
-0,751 |
-0,336 |
0,251 |
0,251 |
-0,279 |
0,671 |
-0,761 |
0,267 |
1,000 |
0,432 |
0,865 |
0,352 |
эмоциональная отстраненность |
-0,779 |
0,281 |
-0,688 |
0,267 |
0,251 |
-0,214 |
-0,691 |
-0,751 |
0,267 |
0,288 |
0,336 |
0,281 |
0,432 |
1,000 |
0,336 |
-0,211 |
личностная отстраненность |
0,267 |
0,347 |
0,678 |
0,281 |
0,151 |
0,251 |
0,267 |
0,336 |
0,281 |
0,258 |
-0,211 |
0,662 |
0,865 |
0,336 |
1,000 |
0,336 |
психосоматические психовегетативные наруш-я |
0,281 |
0,251 |
0,691 |
-0,636 |
0,264 |
-0,179 |
0,281 |
0,211 |
-0,336 |
0,678 |
0,251 |
0,267 |
0,352 |
-0,211 |
0,336 |
1,000 |
ВЫВОДЫ
Анализ литературы по проблеме исследования синдрома эмоционального выгорания и индивидуального стиля деятельности позволяет констатировать следующее:
1. В настоящее время нет единого мнения на структуру СЭВ, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе «человек-человек».
2. Синдром «эмоционального выгорания» возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них и представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления. Его рассматривают как многомерный феномен, выражающийся в психических и физиологических реакциях на большой круг ситуаций в трудовой деятельности человека, при этом негативные последствия профессионального стресса рассматривают в нескольких аспектах: влияние на результаты труда, психическое и физическое здоровье самих педагогов и психологов.
3. Под индивидуальным стилем педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. В любом педагогическом опыте педагогу не стоит буквально все копировать, а воспринимая главное в нем, оставаться самим собой, т. е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.
4. В основу различения стиля в труде учителя были положены следующие основания: содержательные характеристики стиля, динамические характеристики стиля и результативность. На этой основе А.К. Марковой, А.Я. Никоновой выделены четыре типа индивидуальных стилей, характеризующих современного учителя: ЭИС, ЭМС, РИР и РМС.
Результаты эмпирического исследования влияния индивидуального стиля деятельности на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ позволили определить:
1. Обстоятельства, связанные с взаимоотношениями на работе, профессиональные, ролевые, всё это факторы риска формирования эмоционального выгорания.
2. Сформировавшиеся фазы эмоционального выгорания не свидетельствует об их вкладе в синдром. Потому, что измеряемые в них явления разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась и в какой степени.
Следовательно, мы можем сделать следующие выводы:
1. В формировании синдрома эмоционального выгорания, главным фактором, является нерационально подобранный стиль педагогической деятельности.
2. Для педагогов с эмоционально- импровизационным стилем, характерна высшая степень сформированности следующих симптомов: тревоги и депрессии, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, редукции профессиональных обязанностей и фаз: «напряжение» (40%) и «резистенция» (20%).
3. Для педагогов с эмоционально-методическоим стилем характерна высшая степень сформированности следующих симптомов: тревоги и депрессии, эмоционально-нравственной дезориентации, эмоционального дефицита и фаз: «напряжение» (14,7%) и «резистенция» (19,6%).
4. Для педагогов с рассуждающе-импровизационного стиля характерна высшая степень сформированности следующих симптомов: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, "загнанности в клетку", тревоги и депрессии, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, личностной отстраненности, психосоматических психовегетативных нарушений и фаз: «резистенция» (20,2%) и «истощение» (10,1%).
5. Для педагогов с рассуждающе-методическим стилем характерна высшая степень сформированности следующих симптомов: неудовлетворенности собой, "загнанности в клетку", тревоги и депрессии и фаз: «резистенция» (20%) и «истощение» (20%).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л.М. Аболин. - Казань, КГУ, 1987. - 262 с.
2. Андриенко, Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя [Текст] / Е.В. Андриенко // Педагогика. - 2001. - № 9. - С. 34-44.
3. Акиндинова, И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий [Текст] / И.А. Акиндинова // Психологический журнал. - 2001. - Том 17. - № 4. - С. 56-72.
4. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов - СПб.: Речь, 2004. – 232 с.
5. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса и теоретические подходы к его изучению [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - №1. - 122-133.
6.Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко – М.: Наука, 1996. – 154 с.
7. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко – СПб.: Питер, 1999. – 160 с.
8. Бусовикова, О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников [Текст] / О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - № 10. - С. 8-10.
Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для ВУЗов [Текст] / Л.Ф. Бурлачук - СПб.: Питер, 2006. - 351 с.
Василенко, А.Ю. Синдром эмоционального выгорания как проявление профессиональной дезадаптации, причины возникновения [Текст] / А.Ю. Василенко // Альманах «Гуманитарные исследования». – Уссурийск: Изд. УГПИ, 2005. – С. 175-184.
Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова - СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
Водопьянова, Н.Е.,Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: учебное пособие [Текст]/2-е издание. Питер, 2009.- 336с
Гребенникова, О.В. Проблема охраны и укрепления профессионального здоровья педагогов [Текст] / О.В. Гребенникова // Здоровье нации – основа процветания России: материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума. Том 2. Раздел «Здоровье нации и образование». – М., 2008. – С. 40-42.
Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.394-399.
Дикая, Л.Г. Профессиональная адаптация к стрессогенным факторам глобализации и сохранение профессионального здоровья [Текст] / Л.Г. Дикая // Здоровье нации – основа процветания России: материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума. – М., 2008. – Т.№2. – С. 44-46.
Ефремов, Д.И. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться [Текст] / Д.И. Ефремов / /Народное образование, 2005. - №3 - С. 118-122.
Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности [Текст]. - Питер 2003. - 307с.
Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология [Текст]. - СПб., Питер, 2001, - 464 с.
Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] /Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
Идобаева, О.А. Проблема стресса в профессиональной деятельности педагога [Текст] / О.А. Идобаева, А.И. Подольский // Прикладные исследования, 2005. – №4.- С.102-106.
Иноземцева, О.В. Синдром выгорания и увлеченность работой [Текст] / О.В. Иноземцева // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сборник научных статей – Курск: КГУ, 2007. - С. 68-71.
Кожевникова В., Осухова Н. Профилактика профессионального выгорания. Практико-ориентированный семинар[Текст] / Журнал «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября».№ 16, 2006 год.
Кондратьева, О.Г. Изменение альфа- и бета - ритмов биоэлектрической активности мозга при формировании синдрома эмоционального выгорания у педагогов [Текст]: дис. … канд. биол. наук: 19.00.02/ О.Г. Кондратьева. - Уфа – 2011. – 286 с.
Кондратьева, О.Г. Изменение альфа - ритма ЭЭГ при формировании синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ [Текст] / О.Г. Кондратьева, С.А. Башкатов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: - Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2010. - №9. – С.263-271.
Кондратьева, О.Г. Особенности формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности [Текст] / О.Г. Кондратьева // Материалы межвузовской научной конференции студентов, посвященной 60-летию МГГУ им. М.А. Шолохова кафедра педагогики и психологии: - Уфа, информационный центр Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – С.35-45.
Кондратьева, О.Г. Психологические характеристики состояния здоровья педагогов [Текст] / О.Г. Кондратьева // Вестник Уфимского фмлиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова»: - Уфа - 2009 выпуск 3. – С.86-89.
Климов, Е.А. Педагогический труд – психологические составляющие: учебное пособие [Текст] / Е.А. Климов – М.: Изд-во Моск. ун-та, Изд. центр «Академия», 2004. – 345 с.
Курапова, И.А. Психологический анализ эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога [Текст] / И.А. Курапова //Тенденции развития современной психологической науки: тезисы юбилейной научной конференции. Москва, 31 января - 1 февраля 2007 г. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - Часть 2. – С. 234-236.
Курапова, И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов [Текст] / И.А. Курапова // Психологический журнал. – Т. 30. - №3. – май-июнь 2009. – С. 45-51.
Маркова, А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя [Текст] / Журнал «Вопросы психологии» от 18.12.1986.
Мартынова, Т.Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников [Текст] / Т.Н. Мартынова, О.П. Бусовикова // Сибирская психология: сборник научных трудов - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с.
Методические рекомендации к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по педагогике и психологии [Текст] / авт. – сост. Н.Ш. Сыртланова. Уфа: ООО ВЫБОР, - 2011. – 63 с.
Методические рекомендации по статистической обработке эмперических данных с помощью русифицированной версии пакета компьютерных программ STATISTICA 6.0 для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» [Текст] / Авторы – сост. С.А. Башкатов, Т.Б. Великжанина – Уфа: Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ имени М.А. Шолохова», 2009 – с.27.
Милевич, К.С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов [Текст] / К.С. Милевич // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12 – С. 107-108.
Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. В.2. - Ярославль, 1999.- С.76-97.
Орел, В.Е. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность [Текст] / В.Е. Орел, А.А. Рукавишников // Психология субъекта профессиональной деятельности: сборник научных трудов. - Ярославль, 2001. - С. 72-81.
Остапчук, Н.В. Психологическая компетентность как составляющая профессионального здоровья личности [Текст] / Н.В. Остапчук, А.А. Печеркина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: - Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2010. - №8. – С.155-166.
Панченко, Л.Л. Диагностика стресса: учебное пособие [Текст] / Л.Л. Панченко – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. – 36 с.
Полякова, О.Б. Особенности стрессоустойчивости будущего педагога [Текст] / О.Б. Полякова // Мир психологии. - 2008.- № 4. - (56). - 64-74.
Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
Реан, А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей [Текст] / А.А. Реан, А.А. Баранов. // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 45-53.
Рукавишников, А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиза психического выгорания у педагогов [Текст] : дисс. ... канд. пс.наук: 19.00.03 / А.А Рукавишников. - Ярославль, 2000.- 169 с.
Сидоров, П. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / Медицинская газета №43 – 8 июня 2005 г.
Смолова, Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: - 19.00.11.
Сыманюк, Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности [Текст] / Э.Э. Сыманюк - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 252 с.
Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности [Текст].- М.: Смысл, 2000.-199с.
Усанина, С.В. К вопросу синдрома эмоционального выгорания [Текст] / С.В.Усанина, В.Ю.Слабинский // Позитум. – 2002. - №3. – С.63-67.
Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т.В.Форманюк // Вопросы психологии, 1994. - №6. - С. 57-64.
Freudenberger H.J. Staff burn-out //Journal of Social Issues. 1974. V. 30. P. 159–165.
Maslach, C. and Jachson, S.E. The measurement of experienced burnout. Journal of Occupational Behaviour, 2, 99−113, 1981.
Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed.J.W.Jones, pp. 30−53, Park Ridge, IL: London House, 1982.