ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТИЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТИЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кондратьева О.Г. 1, Гумерова Ю.А. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организацияиметодыисследования

Исследование проводилось на базе СОШ № 61 в период 2012-2013 учебного года. В исследовании приняли участие 40 педагогов. Исследование проводилось в кабинете психолога, в дневное время.

Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использованы следующие методы: анализ, обобщение, тестирование, выполнение таблиц, построение гистограмм, математическая обработка полученных данных.

Были использованы стандартные методики. Процедура обследования была одинаковой для всех педагогов. Данные обследования были занесены в стандартные бланки.

Для определенияуровня эмоционального выгорания использовалась методика диагностики уровня эмоционального выгорания в.в. Бойко. Она позволила диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Фазы и симптомы синдрома эмоционального выгорания

«НАПРЯЖЕНИЕ»

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств (социального стресса);

2. Неудовлетворенность собой;

3. «Загнанность в клетку»;

4. Тревога и депрессия;

«РЕЗИСТЕНЦИЯ»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;

2. Эмоционально-нравственная дезориентация;

3. Расширение сферы экономии эмоций;

4. Редукция профессиональных обязанностей;

«ИСТОЩЕНИЕ»

1. Эмоциональный дефицит;

2. Эмоциональная отстраненность;

3. Личностная отстраненность (деперсонализация);

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения;

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов считаются доминирующими в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы " выгорания". Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы, и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли, или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

- 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

- 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

- 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Освещаются следующие вопросы:

- какие симптомы доминируют;

- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение";

- объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами;

- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности и формулирования рекомендаций по совершенствованию этого стиля была использована методика «Анализ особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности».

Она позволила выявить ведущий стиль педагогической деятельности:

эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный.

В основу методики положен подход, разработанный А.М.Марковой совместно с А.Я.Никоновой. В основу различения стиля в труде учителя авторами были положены следующие признаки:

- содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда);

- развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде;

- динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.);

- результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).

На завершающем этапе нашего исследования мы провели количественный и качественный анализ полученных результатов.

Полученные данные статистически обрабатывались с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. В результате были определены статистически значимые зависимости между показателями индивидуального стиля педагогической деятельности и проявлениями синдрома эмоционального выгорания.

Качественный и количественный анализ результатов исследования

В исследовании приняли участие 40 педагогов. Были выделены группы по индивидуальному стилю педагогической деятельности. Результаты диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Соотношение стилей педагогической деятельности в группе испытуемых

 

Стиль

абс.число

%

1

эмоционально-импровизационный стиль

5

12,5

2

эмоционально-методический стиль

21

52,5

3

рассуждающе-импровизационный стиль

9

22,5

4

рассуждающе-методический стиль

5

12,5

В группе испытуемых преобладают педагоги с эмоционально- методическим стилем деятельности 52,5%, рассуждающе-импровизационный стиль педагогической деятельности предпочитают 22,5% педагогов; эмоционально-импровизационный и рассуждающе-методический - по 12,5% педагогов.

Рис. 1. Соотношение стилей педагогической деятельности

Примечание: ЭИС - эмоционально- импровизационный стиль; ЭМС - эмоционально- методический стиль; РИС - рассуждающее - импровизационный стиль; РМС – рассуждающее - методический стиль

Для педагогов с эмоционально-методическим стилем педагогической деятельности характерны: высокий уровень знаний; контактность; проницательность; высокая методичность; требовательность; умение интересно преподать учебный материал и активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета; умелое использование и варьирование форм и методов обучения. Но у них есть и недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающие излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

По результатам диагностики проявлений СЭВ мы определили соотношение количества педагогов с различной степенью сформированности эмоционального выгорания. Соотношение педагогов по стилю педагогической деятельности и проявлению симптомов эмоционального выгорания представлено в таблице 2.

Таблица 2

Соотношение педагогов по стилю педагогической деятельности и проявлению симптомов эмоционального выгорания

 

переживание психотравмирующих обстоятельств

неудовлетворенность собой

"загнанность в

клетку"

тревога и

депрессия

неадекватное избира-тельное эмоциональное реагирование

эмоционально- нравственная дезориентация

расширение сферы экономии эмоций

редукция профессиональных обязанностей

эмоциональный

дефицит

эмоциональная отстраненность

личностная отстраненность

психосоматические психовегетативные нарушения

ЭИС

20%

0%

20%

40%

40%

60%

20%

40%

40%

0%

0%

40%

ЭМС

24,5%

4,9%

24,5%

34,3%

49%0

9,8%

14,7%

58,8%

19,6%

19,6%

9,8%

19,6%

РИС

20,2%

10,1%

0%

10,1%

30,3%

10,1%

20,2%

70,7%

10,1%

10,1%

10,1%

0%

РМС

20%

0%

0%

0%

20%

40%

0%

20%

60%

40%

20%

0%

На рисунках 2-4 представлено соотношение числа педагогов со сформированными симптомами в каждой из трех фаз СЭВ в зависимости от стилей педагогической деятельности.

Рис.2 Соотношение числа педагогов со сформированными симптомами фазы напряжения СЭВ в зависимости от стилей педагогической деятельности

Примечание: ПТО - переживание психотравмирующих обстоятельств, НС - неудовлетворенность собой, ЗК - "загнанность в клетку", ТД - тревога и депрессия

В соотношении сформированных симптомов фазы «напряжения»и эмоционально-методического стиля среди педагогов, преобладают респонденты с: «тревогой и депрессией» (34,3%) и «переживанием психотравмирующих обстоятельств» (24,5%). В эмоционально-импровизационном сформированы следующие симптомы: «тревога и депрессия» (40%), «переживанием психотравмирующих обстоятельств» (20%) и «загнанность в клетку» (20%). В рассуждающе-импровизационном стиле сформированы: «переживанием психотравмирующих обстоятельств» (20,2%) и «тревога и депрессия» (10,1%).В рассуждающе-методическом стиле сформирован один симптом: «переживанием психотравмирующих обстоятельств» (20%).

Рис. 3. Соотношение числа педагогов со сформированными симптомами фазы резистенции СЭВ в зависимости от стилей педагогической деятельности

Примечание: НИЭР - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, ЭНД - эмоционально- нравственная дезориентация, РСЭЭ - расширение сферы экономии эмоций,

РПО - редукция профессиональных обязанностей

Соотношение сформированных симптомов фазы «резистенция»и стилей деятельности среди педагогов. В эмоционально-импровизационном стиле преобладают симптомы: «эмоционально-нравственная дезориентация» (60%), «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (40%), «редукция профессиональных обязанностей» (40%) и «расширение сферы экономии эмоций» (20%). В эмоционально-методическом стиле доминирует симптом «редукция профессиональных обязанностей» (58,8%), «эмоционально-нравственная дезориентация» (9,8%) и «расширение сферы экономии эмоций» (14,7%). В рассуждающе-импровизационном стиле сформированы следующие симптомы: «редукция профессиональных обязанностей» (70,7%), «эмоционально-нравственная дезориентация» (10,1%), «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (30,3%) и «расширение сферы экономии эмоций» (20,2%). В рассуждающе-методическом стиле сформированы симптомы: «редукция профессиональных обязанностей» (20%), «эмоционально-нравственная дезориентация» (40%) и «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (20%).

Рис.4. Соотношение числа педагогов со сформированными симптомами фазы истощения СЭВ в зависимости от стилей педагогической деятельности

Примечание: ЭД – эмоциональный дефицит, ЭО - эмоциональная отстраненность, ЛО - личностная отстраненность, ПСН - психосоматические психовегетативные нарушения

Соотношение сформированных симптомов фазы «истощение»и стилей деятельности среди педагогов представлено на рисунке 5. В эмоционально-импровизационном стиле преобладают симптомы: «эмоциональный дефицит» (40%) и «психосоматические психовегетативные нарушения» (40%). В эмоционально-методическом стиле преобладают симптомы: «эмоциональный дефицит» (19,6%), «эмоциональная отстраненность» (19,6%), «личностная отстраненность» (9,8%) и «психосоматические психовегетативные нарушения» (19,6%). В рассуждающе-импровизационном стиле сформированы следующие симптомы: «эмоциональный дефицит» (10,1%), «эмоциональная отстраненность» (10,1%), «личностная отстраненность» (10,1%). У педагогов с рассуждающе-методическим стилем сформированы следующие симптомы: «эмоциональный дефицит» (60%), «эмоциональная отстраненность» (40%) и «личностная отстраненность» (20%).

Обобщая все эти данные, можно сделать вывод, что:

- в группе испытуемых сформировавшаяся фаза «напряжения» преобладает при эмоционально-импровизационном стиле (20%) и эмоционально-методическом стиле (14,7%);

- фаза «резистенция» преобладает при эмоционально-импровизационном стиле (40%), рассуждающе-импровизационном стиле (20,2%), рассуждающе-методическим стилем (20%) и эмоционально-методическом стиле (19,6%);

- фаза «истощение» преобладает при рассуждающе-методическим стилем (20%) и рассуждающе-импровизационном стиле (10,1%).

Далее мы определили степень сформированности СЭВ в зависимости от сформированности отдельных фаз. Соотношение числа педагогов со сформированными фазами СЭВ в зависимости от стилей педагогической деятельности представлено в таблице 3 и на рисунке 5.

Таблица 3

Соотношение числа педагогов со сформированными фазами СЭВ в зависимости от стилей педагогической деятельности

 

СФОРМИРОВАВШАЯСЯ

ФАЗА НАПРЯЖЕНИЯ

СФОРМИРОВАВШАЯСЯ ФАЗА РЕЗИСТЕНЦИИ

СФОРМИРОВАВШАЯСЯ ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ

ЭИС

20%

40%

0%

ЭМС

14,7%

19,6%

0%

РИС

0%

20,2%

10,1%

РМС

0%

20%

20%

Рис. 5. Соотношение числа педагогов со сформированными фазами СЭВ в зависимости от стилей педагогической деятельности

Статистическая обработка данных была проведена с помощью выборочного коэффициента ранговой корреляции Спирмена (см. таб. 5). В результате были определены статистически значимые зависимости между показателямииндивидуального стиля деятельности и синдромом эмоционального выгорания педагога:

1. Чем выше уровень эмоционально-импровизационного стиля, тем выше уровень тревоги и депрессии, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, редукции профессиональных обязанностей, определяется обратная связь с эмоционально-нравственной дезориентацией и эмоциональной отстраненностью;

2. Чем выше уровень эмоционально-методического стиля, тем выше уровень тревоги и депрессии, эмоционально-нравственной дезориентации, эмоционального дефицита;

3. Чем выше уровень рассуждающе-импровизационного стиля, тем выше уровень переживания психотравмирующих обстоятоятельств, неудовлетворенности собой, "загнанности в клетку", тревоги и депрессии, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, личностной отстраненности, психосоматических психовегетативных нарушений определяется обратная связь с эмоционально-нравственной дезориентацией и эмоциональной отстраненностью;

4.чем выше уровень рассуждающе-методического стиля, тем сильнее выраженность неудовлетворенности собой, "загнанности в клетку", тревоги и депрессии, определяется обратная связь с психосоматическими психовегетативными нарушениями;

5. Чем выше уровень переживания психотравмирующих обстоятоятельств, тем выше уровень неудовлетворенности собой, "загнанности в клетку", эмоционально-нравственной дезориентации, определяется обратная связь с эмоциональным дефицитом;

6. Чем выше уровень неудовлетворенности собой, тем выше уровень "загнанности в клетку", тревоги и депрессии, определяется обратная связь с неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, расширением сферы экономии эмоций;

7. Чем выше уровень "загнанности в клетку", тем выше уровень тревоги и депрессии, определяется обратная связь с неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, эмоционально-нравственной дезориентацией, эмоциональной отстраненностью;

8. Чем выше уровень тревоги и депрессии, тем выше неадекватного избирательного эмоционального реагирования, определяется обратная связь с эмоционально-нравственной дезориентацией, эмоциональной отстраненностью;

9. Чем выше уровень эмоционально-нравственной дезориентации, тем выше расширение сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей, эмоционального дефицита, психосоматических психовегетативных нарушений;

10. Определяется обратная связь расширения сферы экономии эмоций и эмоционального дефицита;

11. Чем выше редукция профессиональных обязанностей, тем выше личностная отстраненность;

12. Чем выше эмоциональный дефицит, тем выше личностная отстраненность;

Таким образом, мы определили статистически значимые зависимости между стилем педагогической деятельности и особенностями формирования симптомов и фаз синдрома эмоционального выгорания. Гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Таблица 5

Статистически значимые зависимости между показателями индивидуального стиля деятельности и синдромом эмоционального выгорания педагога

 

эмоционально- импровизационный стиль

эмоционально- методический стиль

рассуждающее - импровизационный стиль

рассуждающее - методический стиль

переживание психотравмирующих обстоятельств

неудовлетворенность собой

"загнанность в

клетку"

тревога и

депрессия

неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

эмоционально- нравственная дезориентация

расширение сферы экономии эмоций

редукция профессиональных обязанностей

эмоциональный

дефицит

эмоциональная отстраненность

личностная отстраненность

психосоматические психовегетативные нарушения

эмоционально- импровизационный стиль

1,000

0,087

0,008

0,297

0,333

0,062

0,422

-0,603

0,987

-0,693

-0,336

0,711

0,251

-0,779

0,267

0,281

эмоционально- методический стиль

0,087

1,000

0,336

0,211

0,251

0,279

0,267

0,681

0,347

-0,729

0,251

0,279

0,667

0,281

0,347

0,251

рассуждающее - импровизационный стиль

0,008

0,336

1,000

0,196

0,666

0,761

0,761

0,721

0,797

-0,768

0,278

0,391

0,171

0,688

0,678

-0,691

рассуждающее - методический стиль

0,297

0,211

0,196

1,000

0,442

0,742

0,631

0,671

0,124

-0,336

-0,211

0,251

-0,279

0,267

0,281

-0,636

переживание психотравмирующих обстоят-в

0,333

0,251

0,666

0,442

1,000

0,678

0,691

0,171

0,288

0,858

0,351

0,123

-0,751

0,251

0,151

0,264

неудовлетворенность собой

0,062

0,279

0,761

0,742

0,678

1,000

0,850

0,860

-0,916

0,278

-0,791

0,171

-0,336

-0,214

0,251

-0,179

"загнанность в клетку"

0,422

0,267

0,761

0,631

0,691

0,850

1,000

0,894

0,879

-0,850

0,281

-0,347

0,251

-0,691

0,267

0,281

тревога и депрессия

0,603

0,681

0,721

0,671

0,171

0,860

0,894

1,000

0,865

-0,916

0,366

0,211

0,251

-0,751

0,336

0,211

неадекватное избирательное эмоц. реагирование

0,987

0,347

0,797

0,124

0,288

-0,916

-0,879

0,865

1,000

-0,336

-0,211

0,251

-0,279

0,267

0,281

-0,336

эмоционально- нравственная дезориентация

-0,693

0,729

-0,768

-0,336

0,858

0,278

-0,691

-0,916

-0,336

1,000

0,678

0,691

0,671

0,288

0,258

0,678

расширение сферы экономии эмоций

-0,336

0,251

0,278

-0,211

0,351

-0,791

0,281

0,336

-0,211

0,678

1,000

-0,211

-0,761

0,336

-0,211

0,251

редукция профессиональных обязанностей

0,711

0,279

0,391

0,251

0,123

0,171

0,347

0,211

0,251

0,691

-0,211

1,000

0,267

0,281

0,662

0,267

эмоциональный дефицит

0,251

0,667

0,171

-0,279

-0,751

-0,336

0,251

0,251

-0,279

0,671

-0,761

0,267

1,000

0,432

0,865

0,352

эмоциональная отстраненность

-0,779

0,281

-0,688

0,267

0,251

-0,214

-0,691

-0,751

0,267

0,288

0,336

0,281

0,432

1,000

0,336

-0,211

личностная отстраненность

0,267

0,347

0,678

0,281

0,151

0,251

0,267

0,336

0,281

0,258

-0,211

0,662

0,865

0,336

1,000

0,336

психосоматические психовегетативные наруш-я

0,281

0,251

0,691

-0,636

0,264

-0,179

0,281

0,211

-0,336

0,678

0,251

0,267

0,352

-0,211

0,336

1,000

ВЫВОДЫ

Анализ литературы по проблеме исследования синдрома эмоционального выгорания и индивидуального стиля деятельности позволяет констатировать следующее:

1. В настоящее время нет единого мнения на структуру СЭВ, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе «человек-человек».

2. Синдром «эмоционального выгорания» возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них и представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления. Его рассматривают как многомерный феномен, выражающийся в психических и физиологических реакциях на большой круг ситуаций в трудовой деятельности человека, при этом негативные последствия профессионального стресса рассматривают в нескольких аспектах: влияние на результаты труда, психическое и физическое здоровье самих педагогов и психологов.

3. Под индивидуальным стилем педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. В любом педагогическом опыте педагогу не стоит буквально все копировать, а воспринимая главное в нем, оставаться самим собой, т. е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.

4. В основу различения стиля в труде учителя были положены следующие основания: содержательные характеристики стиля, динамические характеристики стиля и результативность. На этой основе А.К. Марковой, А.Я. Никоновой выделены четыре типа индивидуальных стилей, характеризующих современного учителя: ЭИС, ЭМС, РИР и РМС.

Результаты эмпирического исследования влияния индивидуального стиля деятельности на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ позволили определить:

1. Обстоятельства, связанные с взаимоотношениями на работе, профессиональные, ролевые, всё это факторы риска формирования эмоционального выгорания.

2. Сформировавшиеся фазы эмоционального выгорания не свидетельствует об их вкладе в синдром. Потому, что измеряемые в них явления разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась и в какой степени.

Следовательно, мы можем сделать следующие выводы:

1. В формировании синдрома эмоционального выгорания, главным фактором, является нерационально подобранный стиль педагогической деятельности.

2. Для педагогов с эмоционально- импровизационным стилем, характерна высшая степень сформированности следующих симптомов: тревоги и депрессии, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, редукции профессиональных обязанностей и фаз: «напряжение» (40%) и «резистенция» (20%).

3. Для педагогов с эмоционально-методическоим стилем характерна высшая степень сформированности следующих симптомов: тревоги и депрессии, эмоционально-нравственной дезориентации, эмоционального дефицита и фаз: «напряжение» (14,7%) и «резистенция» (19,6%).

4. Для педагогов с рассуждающе-импровизационного стиля характерна высшая степень сформированности следующих симптомов: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, "загнанности в клетку", тревоги и депрессии, неадекватного избирательного эмоционального реагирования, личностной отстраненности, психосоматических психовегетативных нарушений и фаз: «резистенция» (20,2%) и «истощение» (10,1%).

5. Для педагогов с рассуждающе-методическим стилем характерна высшая степень сформированности следующих симптомов: неудовлетворенности собой, "загнанности в клетку", тревоги и депрессии и фаз: «резистенция» (20%) и «истощение» (20%).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л.М. Аболин. - Казань, КГУ, 1987. - 262 с.

2. Андриенко, Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя [Текст] / Е.В. Андриенко // Педагогика. - 2001. - № 9. - С. 34-44.

3. Акиндинова, И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий [Текст] / И.А. Акиндинова // Психологический журнал. - 2001. - Том 17. - № 4. - С. 56-72.

4. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов - СПб.: Речь, 2004. – 232 с.

5. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса и теоретические подходы к его изучению [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - №1. - 122-133.

6.Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко – М.: Наука, 1996. – 154 с.

7. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко – СПб.: Питер, 1999. – 160 с.

8. Бусовикова, О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников [Текст] / О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - № 10. - С. 8-10.

  1. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для ВУЗов [Текст] / Л.Ф. Бурлачук - СПб.: Питер, 2006. - 351 с.

  2. Василенко, А.Ю. Синдром эмоционального выгорания как проявление профессиональной дезадаптации, причины возникновения [Текст] / А.Ю. Василенко // Альманах «Гуманитарные исследования». – Уссурийск: Изд. УГПИ, 2005. – С. 175-184.

  3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова - СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

  4. Водопьянова, Н.Е.,Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: учебное пособие [Текст]/2-е издание. Питер, 2009.- 336с

  5. Гребенникова, О.В. Проблема охраны и укрепления профессионального здоровья педагогов [Текст] / О.В. Гребенникова // Здоровье нации – основа процветания России: материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума. Том 2. Раздел «Здоровье нации и образование». – М., 2008. – С. 40-42.

  6. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.394-399.

  7. Дикая, Л.Г. Профессиональная адаптация к стрессогенным факторам глобализации и сохранение профессионального здоровья [Текст] / Л.Г. Дикая // Здоровье нации – основа процветания России: материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума. – М., 2008. – Т.№2. – С. 44-46.

  8. Ефремов, Д.И. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться [Текст] / Д.И. Ефремов / /Народное образование, 2005. - №3 - С. 118-122.

  9. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности [Текст]. - Питер 2003. - 307с.

  10. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология [Текст]. - СПб., Питер, 2001, - 464 с.

  11. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] /Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

  12. Идобаева, О.А. Проблема стресса в профессиональной деятельности педагога [Текст] / О.А. Идобаева, А.И. Подольский // Прикладные исследования, 2005. – №4.- С.102-106.

  13. Иноземцева, О.В. Синдром выгорания и увлеченность работой [Текст] / О.В. Иноземцева // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сборник научных статей – Курск: КГУ, 2007. - С. 68-71.

  14. Кожевникова В., Осухова Н. Профилактика профессионального выгорания. Практико-ориентированный семинар[Текст] / Журнал «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября».№ 16, 2006 год.

  15. Кондратьева, О.Г. Изменение альфа- и бета - ритмов биоэлектрической активности мозга при формировании синдрома эмоционального выгорания у педагогов [Текст]: дис. … канд. биол. наук: 19.00.02/ О.Г. Кондратьева. - Уфа – 2011. – 286 с.

  16. Кондратьева, О.Г. Изменение альфа - ритма ЭЭГ при формировании синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ [Текст] / О.Г. Кондратьева, С.А. Башкатов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: - Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2010. - №9. – С.263-271.

  17. Кондратьева, О.Г. Особенности формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности [Текст] / О.Г. Кондратьева // Материалы межвузовской научной конференции студентов, посвященной 60-летию МГГУ им. М.А. Шолохова кафедра педагогики и психологии: - Уфа, информационный центр Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – С.35-45.

  18. Кондратьева, О.Г. Психологические характеристики состояния здоровья педагогов [Текст] / О.Г. Кондратьева // Вестник Уфимского фмлиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова»: - Уфа - 2009 выпуск 3. – С.86-89.

  19. Климов, Е.А. Педагогический труд – психологические составляющие: учебное пособие [Текст] / Е.А. Климов – М.: Изд-во Моск. ун-та, Изд. центр «Академия», 2004. – 345 с.

  20. Курапова, И.А. Психологический анализ эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога [Текст] / И.А. Курапова //Тенденции развития современной психологической науки: тезисы юбилейной научной конференции. Москва, 31 января - 1 февраля 2007 г. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - Часть 2. – С. 234-236.

  21. Курапова, И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов [Текст] / И.А. Курапова // Психологический журнал. – Т. 30. - №3. – май-июнь 2009. – С. 45-51.

  22. Маркова, А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя [Текст] / Журнал «Вопросы психологии» от 18.12.1986.

  23. Мартынова, Т.Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников [Текст] / Т.Н. Мартынова, О.П. Бусовикова // Сибирская психология: сборник научных трудов - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 410 с.

  24. Методические рекомендации к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по педагогике и психологии [Текст] / авт. – сост. Н.Ш. Сыртланова. Уфа: ООО ВЫБОР, - 2011. – 63 с.

  25. Методические рекомендации по статистической обработке эмперических данных с помощью русифицированной версии пакета компьютерных программ STATISTICA 6.0 для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» [Текст] / Авторы – сост. С.А. Башкатов, Т.Б. Великжанина – Уфа: Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ имени М.А. Шолохова», 2009 – с.27.

  26. Милевич, К.С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов [Текст] / К.С. Милевич // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12 – С. 107-108.

  27. Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. В.2. - Ярославль, 1999.- С.76-97.

  28. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность [Текст] / В.Е. Орел, А.А. Рукавишников // Психология субъекта профессиональной деятельности: сборник научных трудов. - Ярославль, 2001. - С. 72-81.

  29. Остапчук, Н.В. Психологическая компетентность как составляющая профессионального здоровья личности [Текст] / Н.В. Остапчук, А.А. Печеркина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: - Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2010. - №8. – С.155-166.

  30. Панченко, Л.Л. Диагностика стресса: учебное пособие [Текст] / Л.Л. Панченко – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. – 36 с.

  31. Полякова, О.Б. Особенности стрессоустойчивости будущего педагога [Текст] / О.Б. Полякова // Мир психологии. - 2008.- № 4. - (56). - 64-74.

  32. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

  33. Реан, А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей [Текст] / А.А. Реан, А.А. Баранов. // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 45-53.

  34. Рукавишников, А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиза психического выгорания у педагогов [Текст] : дисс. ... канд. пс.наук: 19.00.03 / А.А Рукавишников. - Ярославль, 2000.- 169 с.

  35. Сидоров, П. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / Медицинская газета №43 – 8 июня 2005 г.

  36. Смолова, Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: - 19.00.11.

  37. Сыманюк, Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности [Текст] / Э.Э. Сыманюк - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 252 с.

  38. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности [Текст].- М.: Смысл, 2000.-199с.

  39. Усанина, С.В. К вопросу синдрома эмоционального выгорания [Текст] / С.В.Усанина, В.Ю.Слабинский // Позитум. – 2002. - №3. – С.63-67.

  40. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т.В.Форманюк // Вопросы психологии, 1994. - №6. - С. 57-64.

  41. Freudenberger H.J. Staff burn-out //Journal of Social Issues. 1974. V. 30. P. 159–165.

  42. Maslach, C. and Jachson, S.E. The measurement of experienced burnout. Journal of Occupational Behaviour, 2, 99−113, 1981.

  43. Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed.J.W.Jones, pp. 30−53, Park Ridge, IL: London House, 1982.

 

Просмотров работы: 3466