Психомоторика - совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека; состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания.
Психомоторные процессы, или психомоторика, представляют собой объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности.
Изучение психомоторики является междисциплинарной проблемой, и представители различных наук отмечали ее значимость в жизни человека, которая заключается в том, что с развитием психомоторики одновременно идет процесс формирования личности, т.е. с помощью деятельности человек развивается психически, физически и интеллектуально. И чем активней деятельность, тем интенсивней происходит это развитие.
Первые годы жизни человека являются периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. В это время складываются моторные навыки, во многом завершается развитие процессов восприятия, и закладываются основы познавательных способностей, которые в дальнейшем разовьются в интеллект.
Движения, практическая деятельность имеют чрезвычайно важное значение в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи, что отражено в трудах таких авторов как Б. Г.Ананьев, Б. Г. Анохин, М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий, Л. А. Квинт, Л. А. Рубинштейн, И. М. Сеченов, И. П. Павлов,
Н. А. Бернштейн, Г. А. Волкова, А. Р. Лурия.
К основным психомоторным качествам относят силу, быстроту, координированность, пластичность, ловкость, выносливость.
Существует определенная схема осуществления механизмов движения. Она была названа Бернштейном схемой рефлекторного кольца.
Помимо рефлекторного кольца Бернштейн выдвинул идею об уровневом построении движений. Под уровнем следует понимать буквально «слои» в ЦНС. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровень коры. Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений.
Уровень А — самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, но отвечает за важнейший аспект любого движения — тонус мышц.
Уровень В — уровень синергий. На этом уровне перерабатываются сигналы в основном от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела.
Уровень С. Этот уровень Бернштейн назвал уровнем пространственного поля. На данный уровень поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве.
Уровень D — уровень предметных действий. Это уровень коры головного мозга, отвечающий за организацию действий с предметами.
Уровень Е — наивысший уровень — уровень интеллектуальных двигательных актов. К этому уровню относятся: речевые движения, движения письма, движения символической или кодированной речи.
Центральной нервной системе необходима постоянная информация о ходе выполнения движения. Эта информация получила название сигналов обратной связи. Эти сигналы могут одновременно поступать от мышц в мозг по нескольким каналам. Однако параллельно информация поступает через органы зрения. Аналогичная картина наблюдается даже при выполнении речевых движений. Человек получает информацию не только от рецепторов, контролирующих движения языкового аппарата, но и через слух. Причем информация, поступающая по разным каналам, должна быть согласованной, иначе выполнение движения становится невозможным.
В. В. Лебединский, рассматривая дефицитарное психическое развитие, связывал его с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной. Координатой основного нарушения является направление «снизу вверх». Но в неблагоприятных условиях может иметь место и координата недоразвития «сверху вниз»: усугубление первичного дефекта при отсутствии коррекции вторичных.
Проблема психомоторики становится особенно важной для детей с нарушениями зрения и слуха, что связанно с необходимостью обеспечения процесса восстановления нарушенных психических функций, в том числе и двигательных.
Л. И. Солнцева, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина показали, что нарушения зрения у ребенка с раннего возраста создают трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психических процессов. Большинству детей с нарушением зрения присущи отклонения в координации движений, темпа и ритма действий. Наблюдается неуверенность при выполнении точно дозированных предметных действий, их недостаточная четкость и замедленность.
В. А. Влодавец, Н. В. Яшкова, А. А. Венгер отмечают, что у детей с нарушением слуха наблюдаются психическая истощаемость, эмоциональная возбудимость, склонность к негативизму, двигательная расторможенность. И мы поставили перед собой цель это доказать.
Обследование психомоторной сферы детей проводилось в двух учреждениях нашего города: МБДОУ комбинированного вида детский сад № 45 г. Ставрополя и специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для глухих детей №36.
Для проведения обследования психомоторной сферы дошкольников нами было сформировано две экспериментальные группы детей. В первую экспериментальную группу вошли четыре ребенка пятилетнего возраста с нарушениями зрения. Вторую экспериментальную группу составили четверо детей с нарушениями слуха.
С целью сравнения развития психомоторики у дошкольников, развивающихся в условиях дефицитарного дизонтогенеза и нормы, нами сформирована третья группа – контрольная. В нее вошли нормально развивающиеся дети. Все дети, также пятилетнего возраста.
Для исследования психомоторной сферы дошкольников экспериментальных и контрольной групп, были подобраны и апробированы следующие методики:
1) метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей и подростков от 4 до 16 лет из «Практикума по возрастной психологии» под редакцией Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, целью которой являлось определение статической координации детей 5-6 лет.
2) методика экспресс - тестирования психомоторных способностей
В. П. Озерова, заимствованная из его труда «Диагностика психомоторных способностей школьников, студентов и спортсменов». Ее цель - это определение быстрого реагирования, оценка умения действовать только одной рукой, не привлекая другую.
3) метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей и подростков от 4 до 16 лет из «Практикума по возрастной психологии» под редакцией Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, целью которой являлось определение динамической координации.
Уровень развития психомоторики детей с сенсорными нарушениями и их сверстников без таковых соответствовал сумме баллов, которую получал ребенок в результате выполнения заданий. Ребенок за правильное их выполнение за одну методику мог получить 6 баллов.
Максимальное количество баллов, которое могли набрать дети за выполнение всех заданий равно 18. В соответствии с этим уровни психомоторного развития детей определялись:
1 уровень – высокий (18 – 15 баллов): ребенок выполнил задания правильно и самостоятельно, не использовал помощь взрослого;
2 уровень – средний (14 – 10 баллов): ребенок выполнил задания правильно, но в замедленном темпе, пользуясь помощью взрослого;
3 уровень – низкий (10 – 7 баллов): задания выполнял с ошибками, но исправлял их самостоятельно по ходу работы, либо же не выполнил задания вообще, даже с помощью взрослого.
Полученные данные мы проанализировали и сделали выводы о том, как идет психомоторное развитие детей дошкольного возраста.
Проведя количественный анализ, мы увидели, что дети с сенсорными нарушениями отстают в развитии психомоторной сферы от своих сверстников с сохранным зрением и слухом.
Ни один ребенок из экспериментальных групп не показал высокий уровень.
Результаты показали, что и в 1 экспериментальной группе, и во 2 у двоих детей средний уровень развития психомоторики, а у других двух низкий. Высокий уровень показали только двое испытуемых из контрольной группы. Остальные ее участники имеют средний.
Проведя качественный анализ того, как дети справлялись с выполнением заданий, мы сделали выводы, что у детей с нарушением слуха отмечаются: недостаточная координация и неуверенность в движениях; трудности сохранения статистического и динамического равновесия; замедленная скорость выполнения отдельных движений и всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими; замедленность формирования кинестетических восприятий, возникающая в связи с нарушением взаимодействия анализаторов (кинестетического, зрительного, слухового), а также нередко обусловленная и поражением вестибулярного аппарата, приводит к трудностям осуществления произвольных действий, лежащих в основе любой деятельности.
Слабовидящие дети выполняли предложенные задание увереннее, по сравнению со слабослышащими, также они были внимательнее и сосредоточеннее. Но анализируя саму их деятельность, сделали вывод, что темп движений тоже снижен, многие движения нескоординированы, наблюдаются сложности в удержании равновесия.
В целом, уровень развития психомоторной сферы слабослышащих и слабовидящих детей одинаков. Но по некоторым критериям дети с нарушениями зрения показали результаты лучше. А именно, они дольше по времени держали равновесие на одной ноге и дальше бросали мяч, сила отталкивания при прыжке в длину с места была больше. Возможно, слабослышащие дети показали результаты ниже в некоторых заданиях в связи с тем, что они стеснялись и вели себя скованно, чего не наблюдалось у слабовидящих. Также они часто отвлекались от выполнения, чтобы удостовериться в том, что действуют правильно.
Таким образом, у детей с дефицитарным типом дизонтогенеза, в отличие от детей с нормальным развитием мы выявили следующие особенности формирования психомоторики: замедленность движений при формировании позы либо излишняя суетливость; трудности удержания позы, нарушения статической координации; нарушения динамической координации и переключаемости; затруднения в пространственной организации движения; трудности выполнения словесной инструкции; напряженность, скованность движений пальцев рук; нарушения темпа выполнения движений.
Полученные в эксперименте результаты подтверждают выдвигаемую гипотезу и говорят о необходимости проведения работы по развитию и формированию психомоторики детей 5 лет с дефицитарным типом дизонтогенеза, а также о важности использования ритмической гимнастики по развитию психомоторных способностей детей без нарушений с целью профилактического воздействия.