ОПТИМИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОПТИМИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

Гончарова Е.В. 1
1Южный Федеральный Университет, филиал в г.Новошахтинске Новошахтинск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF


Отделения социального обслуживания на дому Центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов ведут свою деятельность на основе общего и локального планирования. Основными принципами планирования является системность, преемственность, отчетность, что позволяет посредством организации и контроля деятельности каждого отделения реализовывать общие цели и задачи социального обслуживания и выполнять общий план учреждения.

Анализ опыта планирования ряда отделений социального обслуживания на дому некоторых регионов Российской Федерации показывает, что в работе отделения центральное место занимает организация непосредственного взаимодействия с обслуживаемыми, большое внимание уделяется обратной связи - проведению анкетирования с целью выявления индивидуальных потребностей нуждаемости пенсионеров, анкетирования с целью изучения мнения клиентов об удовлетворенности социальным обслуживанием и т.д. В системе планирования значительное внимание уделяется межведомственному взаимодействию (с администрациями, органами социальной защиты, социально-медицинскими и общественными организациями), что позволяет повышать темпы и качество оказания помощи гражданам.

Согласно планам работы отделения социального обслуживания на дому оказывают следующие виды услуг, в которых проявляются его функции:

  1. Организация, выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании на дому на территории ЦСО;

  2. Проведение обследования жилищно-бытовых условий одиноких граждан и инвалидов;

  3. Осуществление социального обслуживания пенсионеров и инвалидов;

  4. Предоставление дополнительных платных социальных услуг;

  5. Выявление и содействие в обеспечении нуждающихся граждан техническими средствами реабилитации;

  6. Содействие в проведение медико-социальной экспертизы;

  7. Содействие в предоставлении бесплатных юридических и психологических консультаций;

  8. Проведение анкетирования с целью выявления индивидуальных потребностей нуждаемости пенсионеров;

  9. Проведение анкетирования с целью изучения мнения клиентов об удовлетворенности социальным обслуживанием;

  10. Проведение внутренних проверок контроля качества;

  11. Проведение разъяснительной работы с обслуживаемыми по вопросам обслуживания, оплаты за социальные услуги, перерасчета, внесения соответствующих изменений в личные дела;

  12. Прием граждан по личным вопросам и предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социального обслуживания;

  13. Содействие в предоставлении льгот и преимуществ пожилым людям и инвалидам, установленных действующим законодательством;

  14. Взаимодействие с социальными муниципальными и общественными организациями на муниципальном уровне по вопросам социального обслуживания;

  15. Непосредственно социальное планирование деятельности отделения, контроль и анализ выполнения планов;

  16. Работа с кадрами.

Обобщая вышеперечисленное, в планах отделения условно можно выделить такие обобщенные направления планирования как:

  • Организационное

  • Работа с обслуживаемыми (выявление, обследование и анкетирование, непосредственно обслуживание, консультирование, сопровождение)

  • Работа с персоналом (инструктаж, контроль).

При этом непосредственно на практикующего социального работника возлагаются следующие функции, такие как:

- выявление пожилых граждан и инвалидов, ведение документации, информирование об оказываемых учреждением социальной защиты услугах;

- оказание содействия в получении социально-психологического, правового, бытового консультирования;

- осуществление социально-бытового и социально-медицинского обслуживания, социального патронажа, в том числе: доставлять на дом продукты питания, обеды, медикаменты, промышленные и другие необходимые товары, производить оплату коммунальных услуг, оказывать содействие в уборке помещений, сдавать вещи в ремонт, химчистку, прачечную; организовывать ремонт жилого помещения, обработку приусадебного участка, обеспечивать топливом, оказывать ритуальные услуги; оказывать доврачебную помощь и пр.

Особое внимание уделяется обычно организационным аспектам и осуществлению социально-бытового, социально-медицинского обслуживания, социального патронажа, но недостаточно внимания, на наш взгляд, уделяется оказанию содействия в получении социально-психологического консультирования пожилым гражданам и инвалидам.

Проблемы пожилых людей носят как экономический, социальный, так и психологический характер – это проблемы материально-финансового характера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых. При этом, необходимо отметить, что решение проблем психологического благополучия не менее важно, чем поддержание достойного уровня доходов пожилых людей или оказание им качественных услуг в сфере медико-социальной реабилитации. К сожалению, достаточно часто это направление социальной поддержки остается нереализованным.

Ввиду актуальности данной проблемы видится необходимым расширение социально-психологического участия отделений социального обслуживания на дому в жизнедеятельности пожилых: индивидуальное социально-психологическое консультирование, привлечение добровольцев к работе с обслуживаемыми, участие в организации их досуга, расширении социальных связей, участия в социальной жизни. Выполнение этой задачи невозможно без совершенствования механизмов обучения профессионалов, выполняющих программы оказания социальных услуг населению старших возрастов. Все еще бытующее среди социальных работников мнение, что им достаточно житейского опыта и собственных наблюдений за своими бабушками и дедушками, не выдерживает критики. Для социальных работников необходимо, прежде всего, понимание множества психологических, психопатологических, соматических, морально-этических проблем, возникающих у пожилых и старых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы и облегчили их усилия в повседневной практической работе и общении с обслуживаемыми группами населения. В связи с этим первостепенной задачей является расширение подготовки специалистов по практической социальной работе со старыми людьми. Рекомендуется включать в планы работы отделения и отдельных социальных работников обучающие семинары, тренинги, участие в научно-практических конференциях, уделять больше внимания повышению квалификации не только специалистов, но и социальных работников младшего звена, осуществляющих непосредственное взаимодействие с клиентами.

Проанализировав планы ряда Центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (городов Соленчногорск, Новошахтинск, Большечерниговский), автор считает необходимым предложить оптимизировать систему планирования посредством включения следующих мероприятий:

- разработка и анализ системного и преемственного планирования деятельности отделений в целом (годового, помесячного) и деятельности отдельных социальных работников; синхронизация планов работы отделений и каждого специалиста;

- совершенствование должностных инструкций, методических рекомендаций, кодексов профессиональной этики социальных работников отделения, аттестационных процедур и включение данных элементов в структуру локального и индивидуального планирования;

- включение в планы работы отделений и отдельных социальных работников различных форм внутрипрофессионального наставничества, повышения квалификации и развития: обучающих семинаров, тренингов, участия в научно-практических конференциях, уделять больше внимания повышению квалификации не только специалистов, но и социальных работников младшего звена, осуществляющих непосредственное взаимодействие с клиентами; внедрять формы психологической разгрузки сотрудников;

- включение в планы работы отделений направления по выявлению и привлечению к работе лиц, желающих и способных оказывать добровольческую помощь нуждающимся;

- включение в планирование широкой информационной работы: формирования электронной базы данных граждан, находящихся на социальном обслуживании; представления форм и итогов работы отделения на сайте, взаимодействие с местными СМИ, оформление информационных стендов, альбомов и других форм информирования населения о деятельности отделений.

Таким образом, в центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов планирование осуществляется на общем и локальном организационном уровне, однако дальнейшее совершенствование систем общего, локального и индивидуального планирования может способствовать оптимизации работы отдельных сотрудников, отделений и учреждений в целом.

Просмотров работы: 6210