ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Черепкова Н.В. 1, Коваленко А.И. 1
1Северо-Кавказский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «лексика», восходя к традиционной науке о языке, основывается на разграничении и четком противопоставлении трех аспектов языка - звукового состава, лексических и грамматических средств. Лексические средства - слова, словосочетания, систематизируемые издавна в словарях и называемые словарным составом, наряду со звуковым и грамматическим, составляют основу любого языка, и могут быть названы в этом смысле его универсальными признаками.

Развитие лексики ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи. К концу второго года жизни ребенок усваивает слова первой степени обобщения, т.е. начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств - имен нарицательных. Таким образом, сначала ребенок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознает их, открывает функцию знаков для себя. В возрасте 3 лет дети начинают усваивать слова – обобщения, обозначающие родовые понятия, передающие обобщенно названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного. Несмотря на то, что к 3,5—4 годам предметная отнесенность слова у ребенка приобретает достаточно устойчивый характер, процесс формирования предметной отнесенности слова на этом не заканчивается. В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Изменение значения слова, таким образом, отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, тесно связано с когнитивным развитием ребенка. В дальнейшем ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Организация тематических групп слов вызывает развитие лексической антонимии (большой - маленький, хороший — плохой). Противопоставление «большой — маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических прилагательных (длинный — маленький, толстый — маленький), а противопоставление «хороший — плохой» — все варианты качественно-оценочных прилагательных (злой — хороший).

Лисина М.И. указывает на то, что развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым. Эта потребность возникает в первые два месяца жизни ребенка на основе его первичных органических нужд и потребности в новых впечатлениях.

На первых стадиях знакомства со словом ребенок еще не может усвоить слово в его « взрослом » значении. Отмечается при этом феномен неполного овладения значением слова, так как первоначально ребенок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов.

Соотношение между словом, предметом окружающего мира и понятием давно волнует ученых, перерастая в последние годы в еще более сложную проблему взаимоотношения между языковыми и энциклопедическими знаниями, концептуальными и семантическими единицами.

Семантическая структура слова сложна. Так, его основной компонент – значение слова – включает два аспекта, два «уровня», которые тесно связаны с функциями слова. Еще Л.С. Выготский обращал внимание на то, что слово всегда указывает на предмет (действие, качество), замещает его или «служит его представлением». Эта функция значения слова по предложению Л. С. Выготского получила название «предметная отнесенность слова». Другой функцией слова является объективное и обобщенное отражение обозначаемого объекта или «собственно значение слова», по Л.С. Выготскому. В свою очередь, собственно значение слова также представляет собой многомерное, «полиморфное» явление.

Из определения Лурия А. Р., слово – основной элемент и одновременно знак языка. Оно обозначает предметы, выделяет их признаки, обозначает действия, отношения между предметами, т. е. кодирует наш опыт. Эту основную роль позволяет выполнять его семантическая (смысловая) структура, включающая значение и смысл слова.

Соотношение между словом, предметом окружающего мира и понятием давно волнует ученых, перерастая в последние годы в еще более сложную проблему взаимоотношения между языковыми и энциклопедическими знаниями, концептуальными и семантическими единицами.

Изучением особенностей лексико-семантической стороны речи занимаются многие ученые, так, по мнению Л. С. Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Лисина М. И. указывает на то, что развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Новиков Л. А. отмечал, что на раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова оказывают влияние ситуация, жест, мимика, интонация, слово имеет диффузное, расширенное значение.

При общем недоразвитии речи, нарушенными являются все структурные компоненты речевой системы: звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи, что так же ведет к нарушениям овладения семантической структурой родного языка.

По данным С. Н. Шаховской, у детей с общим недоразвитием речи отмечает бедность и качественное своеобразие лексики, нарушение процесса тематического отбора и семантического выбора слов при речевом высказывании. Исследования В.К. Воробьевой, показывают, что речь детей с ОНР, является несовершенной по своей лексико-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети имеют ограниченный словарный запас, испытывают трудности при построении предложений. В работе Т. Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, отмечено, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи словесно-логическое мышление отстает, и без специального обучения эти дети не овладевают операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

К концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети с нормальным речевым развитием имеют довольно разнообразный словарь, в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка, что, характеризует лексико-семантическую сторону как соответствующую возрастной норме. У детей с ОНР к моменту школьного обучения эта сторона речи является недостаточно сформированной, что сказывается на их успеваемости в школе по различным предметам.

Для исследования особенностей лексико-семантической стороны речи у детей экспериментальной и контрольной групп, нами были использованы следующие методики:

1). Методика диагностики обследования лексического запаса детей, разработанная Г.В. Чиркиной, целью которой являлось выявление наличия и функционирования в лексиконе детей 6-го года жизни семантических элементов различных уровней языковой системы: словообразовательного (морфемного) и лексического.

2). Тестовая методика диагностики устной речи, разработанная Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, цель которой состояла в исследовании словаря и словообразовательных процессов, а так же исследовании номинативной функции речи.

После проведения первой методики, мы сделали вывод, о том, что овладение семантическими элементами у детей с общим недоразвитием речи, и без нарушений, происходит по-разному. Дети, имеющие нарушения, испытывают затруднения, при определении значения некоторых слов, а так же, при определении общекатегориальных значений, что не соответствует норме.

Сравнив результаты обеих групп по второй методике, мы видим, что уровни сформированности словаря и словообразовательных процессов у детей из экспериментальной группы, и детей из контрольной группы, различны. Это обусловлено особенностями формирования лексической стороны речи, у детей с общим недоразвитием речи, так как у них более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам, активный словарь пополняется гораздо медленнее.

Таким образом, проанализировав результаты проведенных методик, мы сделали заключение, что речь детей из контрольной группы развивается в соответствии с возрастной нормой. Лексико-семантические особенности речи детей с общим недоразвитием речи, характеризуются бедностью активного словаря, недостаточной сформированностью лексической стороны речи и низким уровнем владения семантическими элементами. Дети не всегда правильно понимают значение некоторых слов, и делают ошибки при словообразовании. В словаре отсутствуют многие общеупотребительные слова. Это объясняется ограниченным запасом представлений, малой активизацией словаря в различных видах деятельности, недостаточной дифференциацией сходных объектов. При употреблении прилагательных и глаголов отмечены замены на основе сближения ситуативной семантики слов. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий.

Понимание обиходной речи в основном хорошая, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение некоторыми грамматическими формами.

В результате исследования особенностей лексико-семантической стороны речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и их сверстников, без речевых нарушений, мы пришли к следующим выводам: словарный запас у детей с общим недоразвитием речи, гораздо меньше, чем у детей с нормальным речевым развитием, словообразовательные процессы нарушены, испытуемые дети, имеют низкий уровень сформированности номинативной функции речи. Это выражается в ошибках, при выполнении заданий, с устной инструкцией, так как дети не понимают значения некоторых слов.

По результатам эксперимента было выявлено, что дети с ОНР имеют нарушения лексико-семантической стороны речи, которые проявляются в ограниченности словарного запаса, расхождении объёма активного и пассивного словаря, в неточном употреблении слов, в многочисленных вербальных парафазиях. Уровень сформированности лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ОНР III уровня, гораздо ниже, чем у их сверстников, без речевых патологий, и не соответствует возрастной норме.

Литература.

1. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников/ Р. А. Белова-Давид.- М., 2008.-140 с.

2. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей/ Г.А. Волкова.– М., 1993. – 45 с.

3. Выготский, Л. С. Мышление и речь/ Л. С Выготский. - М.,1982. – 325с.

4. Еремина В. Н. Формирование лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи // Практ. психология и логопедия. – 2003. - № 1/2. – С. 68-72.

5. Колшанский, Г. В., Контекстная семантика/ Г. В. Колшанский. - М., 2010. – 149 с.

Просмотров работы: 8167