АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» В МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» В МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Студенческая группа является первой и основной ячейкой, где формируется личность будущего специалиста. Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности группы, в которой учится студент, особенности других групп и курсов, имеющихся в учебном заведении. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных, эмоциональных и деловых взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров, и все эти процессы оказывают сильное влияние на успешность студента в учебной деятельности. Общение со сверстниками в студенческом возрасте продолжает выступать средством усвоения молодыми людьми статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения в новой социальной среде. Данное взаимодействие выступает разновидностью эмоционального контакта, способствующей осознанию эмоционального благополучия и устойчивости.

Сегодня в вузе необходимо создавать благоприятный психологический климат, способствующий формированию определенных межличностных отношений в студенческой группе, так как это подготовит студентов к жизни в современном обществе. Отсутствие целенаправленной работы по данному вопросу подчёркивает актуальность выбранной нами темы исследования.

Человек – социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Взаимодействие – это действия индивидов, направленные друг к другу. [3]

Во время студенчества происходит тесное взаимодействие между студентами. Студенческая группа является первой и основной ячейкой, где формируется личность будущего специалиста. Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности группы, в которой учится студент, особенности других групп и курсов, имеющихся в учебном заведении. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных, эмоциональных и деловых взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров, и все эти процессы оказывают сильное влияние на успешность студента в учебной деятельности и поведение.

Общение со сверстниками в студенческом возрасте продолжает выступать средством усвоения молодыми людьми статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения в новой социальной среде. Данное взаимодействие выступает разновидностью эмоционального контакта, способствующей осознанию эмоционального благополучия и устойчивости.

Сегодня одним из самых важных моментов, которым следует уделять достойное внимание, является развитие между студентами сплоченности, характеризующейся высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечит повышение эффективности межличностного взаимодействия субъектов образования.

В вузе необходимо создавать благоприятный психологический климат, способствующий формированию определенных межличностных отношений в студенческой группе, так как это подготовит студентов к жизни в современном обществе.

Во время обучения в вузе студенты взаимодействуют между собой, их взаимодействие заключается в межличностных отношениях. Понятие «межличностный» указывает не только на то, что объектом отношений выступает другой человек, но и на взаимную направленность этих отношений. Понятие «межличностные отношения» основано на эмоциональном взаимодействии между людьми.

В системе высшего образования при подготовке специалиста медицинского профиля особую роль играет развитие базовых способностей к пониманию другого человека, принятию общечеловеческих ценностей, готовности к диалогу, взаимодействию разных культур. Толерантность, как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение другого, дает возможность невраждебно встречать отличные от своего мнения и позиции. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Развития толерантности у студентов заключается в психолого-педагогических предпосылках периода студенчества. Особую трудность испытывают студенты 1 и 2 курсов вуза, на долю которых выпадает смена социальных ролей, повышение самостоятельности и ответственности, новые отношения с однокурсниками, неудовлетворенность своим социальным статусом. Адаптационные возможности психики ограничены, потому отдельные студенты, не успевая изменяться и приспосабливаться к меняющемуся миру, оказываются в ситуации социальной дезадаптации, часто демонстрируя агрессию против тех, чьи нормы и ценности кажутся непонятными и чужими.

Толерантность – абсолютно необходимое условие эффективного социального и профессионального функционирования выпускника вуза. Студенты медицинского института должны быть готовы к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, так как это непосредственно связано с их профессиональной деятельностью. [2]

Психологические отношения между людьми принято подразделять на деловые и личные (или межличностные) отношения. Деловые отношения связаны с учебной или трудовой совместной деятельностью и определяются ею. Личные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием). Они обусловлены не столько объективными условиями, сколько субъективной потребностью в общении и удовлетворением этой потребности.

Во взаимодействии студентов часто прослеживаются так называемые барьеры, затрудняющие эффективно общаться. Отметим, что барьер общения — это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации. Поэтому то, что вызывает затруднение у одного человека, может быть даже не замечено другим. [4]

Существует немало барьеров общения, которые затрудняют наше взаимодействие и взаимопонимание. Отдельно хотелось бы отметить барьеры, зачастую неосознаваемые, которые кроются встиле общения, в нашей манере вести себя при контактах с другими людьми:

  • барьер предвзятости и беспричинной негативной установки;

  • барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей;

  • барьер «боязни» контакта с человеком;

  • барьер «ожидания непонимания»;

  • барьер «возраста» (между взрослыми и детьми, между людьми разных поколений). [7]

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы. [6] Барьеры общения могут приводить к возникновению конфликтных ситуаций и не благоприятно влият на позитивное взаимодействие.

Так как общение – это совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающаяся в их совместной деятельности, оно предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение – ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда приводит к межличностным конфликтам. [5]

Конфликт является одним из видов взаимодействия. Образовательный процесс не исключает межличностных конфликтов, которые могут проявляться между субъектами образовательного процесса.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более студентов. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

  •  
    • разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

    • неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни – управляют, другие – подчиняются);

    • разлад между ожиданиями и поступками людей;

    • недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

    • недостаток и некачественность информации;

    • несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней. [1]

В межличностных столкновениях люди выражают свои претензии друг к другу в основном словами, в вербальной форме. Поэтому важную роль здесь играет то, как слова произносятся— в доброжелательной или в агрессивной форме. Давно известно — слово лечит, но слово и калечит. Необходимо очень бережное отношение друг к другу в любой ситуации, бесконфликтное взаимодействие формирует у людей положительные эмоции. [1]

Д.Г. Скотт выделял несколько стилей поведения в ситуациях разногласия:

  1. стиль конкуренции (соперничества);

  2. стиль уклонения (ухода);

  3. стиль приспособления;

  4. стиль сотрудничества;

  5. стиль компромисса. [8]

Мы провели исследование поведения в конфликтных ситуациях по методике К. Томаса среди студентов факультета «Сестринское дело» очной (50%) и заочной (50%) формы обучения МАОУ ВПО «Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования».

Полученные результаты говорят о том, что у респондентов заочной формы обучения преобладает такой тип поведения в конфликтных ситуациях, как компромисс и избегание, в прочем, у респондентов очной формы преобладают те же два типа поведения, это не зависит от возрастной характеристики и связано, скорее всего, с особенностями морально-этических, профессиональных установок медицинских работников. Выявленные типы поведения не способствуют продуктивному взаимодействию субъектов в образовательном учреждении. Такой тип поведения как сотрудничество, который является наиболее продуктивным, у респондентов заочной формы не встречается вовсе, а у респондентов очной формы встречается лишь у 3,3% респондентов. Полученные данные свидетельствуют о том, что в вузе необходимо проводить тренинги эффективного общения и поведения в конфликтных ситуациях.

Также было проведено исследование межличностных отношений по методике Т. Лири. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы: почти у 1/3 студентов очной формы обучения выражена тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других, повышенный уровень притязаний. Небольшой процент респондентов (6,7% и 3,3%) имеет легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенную обидчивость, легко угасающую в ситуации, не ущемляющей престиж личности студентов.

Среди студентов очной формы обучения чаще, чем у студентов заочной формы обучения, встречается «недоверчивый-скептический» тип межличностных отношений, что проявляется замкнутостью, ригидностью установок, критическим настроем к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенностью своей позицией в группе, подозрительностью, сверхчувствительностью к критическим замечаниям в свой адрес.

У студентов очной формы обучения имеет место «покорно-застенчивый» тип межличностных отношений, они пассивны, подчиняемы, не уверены в себе, с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, заниженной самооценкой, с повышенным чувством ответственности, избегают широких контактов, ранимы и впечатлительны.

Это отрицательно влияет на взаимодействие субъектов в образовательном процессе.

Радует, что у большинства студентов преобладают такие характеристики, которые благотворно влияют на взаимодействие в группе. Это уверенность в себе, упорство и настойчивость, энергичность, скромность, уступчивость, эмоциональная сдержанность, честное выполнение своих обязанностей, вежливость, склонность к сотрудничеству, стремление быть в согласии с мнением окружающих, следование правилам и принципам «хорошего тона», инициативность в достижении целей группы, стремление помогать, общительность, теплота и дружелюбие, бескорыстность и отзывчивость.

В результате исследований были выявлены показатели, которые неблагоприятно могут влиять на взаимодействие студентов: склонность к соперничеству, упрямство, критичность по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям, не имение собственного мнения. Так же были выявлены такие негативные коммуникативные установки: завуалированная жестокость, обоснованный негативизм и негативный личный опыт общения.

Данные полученные о поведении респондентов в конфликтных ситуациях говорят нам о том, что они используют преимущественно такие формы как компромисс и избегание.

В связи с результатами исследований нами были разработаны предложения студентам, которые будут способствовать эффективному взаимодействию субъектов образовательного процесса КММИВСО:

  1. относиться более толерантно к своим однокурсникам: при взаимодействии с однокурсниками психологически настраиваться на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следовать принципу «здесь и сейчас»); принимать членов группы такими, какие они есть;

  2. не стесняться и не боятся обращаться за помощью или советом к другим субъектам образовательного процесса, к психологу;

  3. сознательно подходить к своей социальной роли и обучению будущей профессии;

  4. стремится к бесконфликтному общению в группе, воспринимать партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения;

  5. помнить о том, что при взаимодействии с однокурсниками не надоперебивать без надобности, делать поспешные выводы, задавать слишком много вопросов, быть слишком чувствительными к эмоциональным словам.

Список литературы

  1. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.

  2. Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2001.

  3. Крысько, В.Г.Социальная психология. - М.: Владос-пресс, 2002.

  4. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение // Педагогика и психология. М., 1979. № 3, Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.

  5. Марковская, И.М. Основы социально-психологических знаний: учебное пособие. – Челябинск, 2004.

  6. Общение и оптимизация совместной деятельности. //Под ред. Андреевой Г.М. – М., 1987.

  7. Петрушин, С.Некоторые секреты открытого общения. - М.: Чистые пруды, 2007.

  8. Скотт, Д.Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев,1992.

Просмотров работы: 2107