ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Использование биологических ресурсов Мурманской области крайне нерационально. В первую очередь, это относится к многочисленным водоемам, расположенным на территории области. Мурманская область - уникальный регион, природа Севера хрупка и для восстановления природной среды понадобятся десятилетия. Вина за загрязнение вод лежит не только на промышленных предприятиях и жилищно-коммунальном комплексе, но и на предприятиях сельского хозяйства области. Те предприятия животноводческого комплекса, которые на данный момент находятся на территории Мурманской области, далеки от экологического совершенства. Многие из них кое-как сводят концы с концами, выживая от субсидии к субсидии. В этой ситуации не до улучшений экологической обстановки своих комплексов. Нельзя не отметить, что на состояния сельского хозяйства в нашем регионе влияет проблема загрязнения вод.

В нашем регионе есть оленеводческие хозяйства, которые, на наш взгляд, при правильном распределении финансирования и труда могут дать результаты даже выше, чем в соседней Финляндии и Норвегии. Так же имеются рыбоводческие предприятия, которые тоже нуждаться в финансовой поддержке. Конечно, мурманские компании могут привлечь средства для развития своих проектов, вырастить рыбу и продать ее, но при этом у нас в области нет опыта управления такими большими проектами.

Экологические риски, опасность распространения инфекционных заболеваний, биотерроризм несут серьезную опасность рыбозаводчикам, как на пример в Чили. Эта страна интенсивно развивала производство лосося, довела до 400 тыс. т, но затем начались масштабные заболевания лосося, из-за чего производство рыбы сократилось на 70%. Отечественные компании не смогут своими силами решить эти проблемы, для этого нужна государственная поддержка как финансами, так и специалистами.

Сельскохозяйственные предприятия развивались в Мурманском регионе сотни лет коренными народами нашей области, соответственно и проблемы накапливались не одно десятилетие. Одна из таких проблем лежит в неумении правильно расставить приоритеты. Мы считаем, что наш регион, в первую очередь, должен финансировать ту отрасль хозяйства, которая была бы наиболее перспективна как с экономической, так и с экологической точки зрения, например, оленеводческие и рыбоводческие предприятия. Ведь разведения рыбных ресурсов пойдет на пользу нашим водоемам, так как со временем мы сможем очистить их от загрязнений. А увеличение поголовья оленей положительно скажется на нашей флоре и фауне. Чего нельзя сказать о фермерских хозяйствах. Ведь только фермы в Мурманской области ежегодно производят более 1,25 млн. т навоза и помета, из которых лишь около 0,43 млн. т используется в качестве органического удобрения. Остальные отходы накапливаются в естественных низинах возле ферм. Их общее количество на территории области превышает 10 млн. т.

В 2012 году объём сброса загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты увеличился по сравнению с 2011 годом на 17%. За последние несколько лет в Мурманской области отмечается постепенное ухудшение состояния водоёмов. Да, у нас началась генеральная чистка рек и озер. Кстати, в государственной программе на эти цели запланировано около миллиарда рублей. Но, этих средств не хватит для улучшения экосоставляющей наших водоемов. Ведь помимо фермерских загрязнений мы, к сожалению, имеем и промышленные загрязнения озер и рек полуострова - Пиренги, Большой и Бабинской, Имандры, Ловозера, Умбозера и т.д. Рыбу их этих водоемов есть уже нельзя, опасными для человека считаются почки, печень, жабры, скелет и чешуя за счет накопления токсичных металлов. Вспомним, что в 50-е годы река Роста была богата форелью, кумжей, была полноводной, в ней купались мурманчане, а на водной станции можно было взять напрокат лодку. На 2010 год река признана одной из трёх самых загрязнённых рек Кольского полуострова (вместе с ручьём Варничный в Мурманске и рекой Нюдуай). По удельному комбинаторному индексу загрязненности вода классифицируется как очень грязная по критическим показателям меди, никелю и нефтепродуктам. Вместе с тем, даже в черте города, в Фадеевом ручье еще есть рыба. Но в связи с реконструкцией трассы Мурманк-С.Петербург ей грозит уничтожение. Раньше в реке Коле добывали жемчуг. Михаил Васильевич Ломоносов писал об этом так: «Недалече от Кольского острога в маленькой речке ловят жемчужные раковины в глубоких местах, где бродить нельзя, с небольших плотов, опускаясь вниз по речке на веревке, которую человек или два за конец держат с одного или с обоих берегов и вниз помалу опускают. Раковины, которые для светлости воды глубже сажени видеть можно, вынимают долгим шестиком, на конце расщепленным, увязивши раковины в росщеп острым краем».

Сегодняшние проблемы сельскохозяйственных предприятий достаточно серьезны. Предприятия, пережившие 90-е, закрываются, не справляясь с задачами снижения себестоимости продукции без участия государства. Раньше, а может и на сегодняшний день, единственной возможностью получить субсидию на корм была их закупка в единственной конторе — Мурманском комбинате хлебопродуктов. Отпускные цены там сильно завышены, и складывалась парадоксальная ситуация: сельхозпроизводителю корм отгружается в долг по цене, в два- три раза превышающей среднестатистические по Российской Федерации, сельхозпроизводитель получает субсидию, но оплачивает лишь часть долгов, и ситуация повторяется снова и снова — вот так и растут долги. В сегодняшних условиях сельхозпроизводителям выгоднее сохранять бренд, чем производство. Часто дешевле привезти то же яйцо из Санкт Петербурга без опознавательных знаков, чем производить на месте. Такое яйцо стоит на 10-25% дешевле проштампованного, поставить на него свою печать и готово, можно продавать под видом местного производителя. Как правило, так и происходит.

Приезжавшего министра сельского хозяйства Николая Федорова, конечно, нашли чем удивить, например, туломским творогом. Но если мы посмотрим ассортимент тех немногочисленных мурманских ларьков «Продукты из Туломы», то мы поймем, что гордиться особо и нечем. Более того, и они начинают торговать продукцией под чужими марками.

В наши города и поселки железной поступью приходят торговые сети, со своей логистикой и бизнес-моделями, в которых практически не находится места региональным сельхозпроизводителям с их ценами, невозможностью обеспечить требования по упаковке, срокам хранения и т.д. В настоящее время сельское хозяйство в регионе существует не для того, чтобы кормить население или давать работу немногочисленным труженикам полей и ферм, а чтобы хорошо кормить причастных и делящих субсидии. Ничего не меняется годами: «организованная хлебная группировка» во власти прекрасно существовала как при бывших губернаторах, так и при нынешнем, и позиция ее нисколько не пошатнулась. Вместе с тем, только в прошлом году из областного бюджета на нужды сельского хозяйства было выделено более 447 млн. рублей, но, к сожалению улучшений, не видно.

В Энгельском районе Саратовской области существует совхоз Мурманск. Это предприятия в СССР занималось производством мясо- продукции и продукции животного происхождения и поставляло ее на наши с вами столы. Сейчас там проживает 100-200 человек. А ведь еще не так давно это был крупный район с населением около 7000 человек. Идея, конечно, утопическая, но ведь только представьте возможность возродить целый район. Польза будет всем. Там имеется огромная кормовая база. Климатические условия в отличие от наших намного благоприятнее. Улучшиться демографическая ситуация в этом регионе. Продукция будет высококачественного уровня, кроме того, там есть посевные поля. Преимуществ много, а ведь это далеко не единственное предприятие такого рода.

Если рассказывать об оленеводстве в регионе, то здесь вообще все печально. Например, в Норвегии сегодня проживают 40 тысяч саамов. Оленеводством занимаются чуть более 3 тысяч. Общее поголовье оленей - 250 тысяч. Ежегодно на развитие этой отрасли правительство Норвегии выделяет в переводе на наши деньги до 500 миллионов рублей. У нас в области - около 2 тысяч саамов и оленье стадо насчитывает 60 тысяч голов.

С целью сохранения этого вида деятельности начиная с 2000 года, мы активно субсидируем эту отрасль на государственном и местном уровнях. За последнее время ежегодно субсидии составляют 20 миллионов рублей. «В этом году почти 22 миллиона» - говорит председатель Мурманской областной Думы Василий Шамбир. Но этого недостаточно. В Норвегии две задачи по оленеводству. Первая - снизить поголовье в Финнмарке, так как не хватает пастбищ, вторая – производить больше мяса оленины. «Вы, наоборот, хотите увеличить поголовье. У нас есть идеи, современные технологии, которыми мы можем поделиться и помочь друг другу» - говорит руководитель управления оленеводством Норвегии Инге Риан. Вряд ли норвежские партнеры думают о нашем благополучии, ведь мы можем составить им конкуренцию если возродим эту отрасль, но можно и осуществлять взаимовыгодное сотрудничество.

В заключении необходимо сказать, что для сохранения нашего сельского хозяйства нужно:

- во-первых, правильно расставить приоритеты;

- во-вторых, рационально и грамотно финансировать только те области хозяйства, которые выбраны приоритетными;

- в-третьих, осуществлять тотальный контроль над всеми процессами работы предприятий (освоение выделенных средств, распределение грантов, экологической обстановки и т.д.) со стороны органов государственного управления. Любые махинации в этой сфере жестко пресекать.

Просмотров работы: 2150