К Арктике и Антарктике на протяжении сотен лет обращен пристальный интерес всего мирового сообщества.
Территориальные права на различные районы Антарктиды предъявляли Аргентина, Австралия, Чили, Франция, Великобритания, Новая Зеландия и Норвегия, спор между ними разрешен 01 декабря 1959 года заключением Договора об Антарктике, о необходимости международного сотрудничества в Антарктике, который вступил в силу 23 июня 1961 года после его ратификации двенадцатью государствами - первоначальными участниками. Главная цель договора - обеспечить использование Антарктики в интересах всего человечества, свободу научных исследований, поощрять международное сотрудничество, запретить любую военную деятельность, ядерные испытания и захоронение радиоактивных материалов.
Несколько иным оказался правовой режим Арктики. Дания, Канада, Норвегия, Россия и США - сопредельные полярные государства - первоначально поделили Арктику географически между собой пять секторов ответственности по меридианам через Северный полюс. Кроме ведущих морских держав интерес к Арктике проявляют далекие от этого региона страны европейского содружества, Китай, Япония, Корея, страны Средней Азии и др. Причины: всемирное потепление, таяние льдов Северного Ледовитого океана, соперничество за обладанием природными ресурсами Арктики, в том числе такими, как нефть, газ и рыбные запасы.
Точная граница Арктики долгое время не была определена, спор между субъектами международного морского права продолжается более 100 лет.
В 1909 году Канада объявила суверенитет на все территории между северным полюсом и своим северным побережьем. В мае 1925 года Канада официально закрепила свое право на свой арктический сектор. Границы северных полярных владений СССР определены Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года. Водная граница прошла тогда от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива. По такому принципу образовались пять секторов ответственности между США, Россией, Норвегией, Канадой и Данией. Тем не менее, секторный подход содержал определенные правовые пробелы, поскольку он определял правовой статус островов и земель, а не акваторий этих секторов. Поэтому в 1982 году был принят закон, согласно которому территория государства распространяется лишь на арктический шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. Россия, присоединившись к этой Конвенции в 1997 году,в результате чего утратила суверенитет на 1.7 млн. кв. км. своей территории.
В преамбуле Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. четко определена цель: «...признавая желательность установления с помощью настоящей Конвенции и с должным учетом суверенитета всех государств правового режима для морей и океанов, который способствовал бы международным сообщениям и содействовал бы использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению их живых ресурсов, изучению, защите и сохранению морской среды...». Предполагалось установление правового режима для морей и океанов, где под правом понимается совокупность условий, при которых произвол одного (государства) совместим с произволом другого (государства) с точки зрения всеобщего закона свободы.
Конвенция установила одинаковые 12 миль суверенных территориальных вод и 200 миль экономической зоны — со свободным судоходством, но исключительными правами на использование минеральных и биоресурсов. Правовое положение, что любая страна может претендовать на исключительную экономическую зону протяжённостью свыше 200 миль, если будет доказано, что шельф от её берегов тянется дальше этого расстояния, заставляет Россию добиться своих прав на полярные владения, доказывать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева имеют континентальное происхождение, связанное с территорией России. В отношении хребта Ломоносова это оспаривается Данией, которая считает, что хребет — затонувшая часть Гренландии. Для сбора доказательств в том, что хребет Ломоносова — это продолжение полярных владений РФ, российская сторона провела беспрецедентную экспедицию «Арктика-2007» в июле-августе 2007 года, состоявшую из надводной и подводной частей и завершившуюся установлением российского флага на дне Северного Ледовитого океана у северного полюса Земли.
В развитие Конвенции 15 сентября 2010 г. в Мурманске заключен двусторонний российско-норвежский договор «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане», ратифицированный норвежским стортингом и Государственной Думой РФ в июле 2011. Договор 2010 года состоит из преамбулы, отражающей цели, восьми статей и двух Приложений: прохождение координат линии разграничения морских пространств (статьи 1 и 2); статус специального района (статья 3); основы сотрудничества в области рыболовства (статья 4) и углеводородов (статья 5); соотношение Договора и других международных документов (статья 6); о возможности внесения изменений в Приложения к Договору (статья 7); порядок вступления в силу договора (статья 8); Приложения, касающиеся рыболовства (Приложение I) и углеводородов (Приложение II), которые являются неотъемлемой частью Договора, но, вместе с тем, в них можно вносить изменения (статья 7). К Договору 2010 года прилагается карта-схема, иллюстрирующая линию разграничения морских пространств.
Договор является основанием для возникновения обязательств. В чью пользу изменился правовой режим Арктики?
С возникновением в 70-80-х годах XX столетия института 200-мильных зон и развитием добычи углеводородных ресурсов на морском континентальном шельфе возникла проблема разграничения экономических зон и континентального шельфа. Применительно к Баренцеву морю и западной части Северного Ледовитого океана такое разграничение необходимо было осуществлять с Норвегией.
В связи с этим в прошлом Советский Союз (правопредшественнник России) предложил разграничить 200-мильные экономические зоны и континентальный шельф двух государств по линии границ полярных владений Советского Союза, установленных Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.
В свою очередь Норвегия предложила произвести разграничение по принципу равного отстояния от соответствующих ближайших точек на побережье материковых и островных территорий, над которыми соответствующее государство осуществляет суверенитет, - так называемая «серединная линия». При этом Норвегия стремилась максимально использовать выгодную для нее географическую особенность своего северо-восточного побережья, которое выступает в восточном направлении и как бы нависает над северо-западным побережьем России. Кроме того, Норвегия считала правомерным учитывать при разграничении ее суверенитет над архипелагом Шпицберген.
СССР исходил из того, что статус архипелага Шпицберген и его морского района регулируется соответствующими положениями Договора о Шпицбергене 1920 года, по которому суверенитет Норвегии имеет ограниченный характер. В связи с этим на этом участке линией разграничения может быть только граница восточной части района Договора о Шпицбергене, проходящая по 35° восточной долготы, что совпадает с нашей границей полярных владений России.
В условиях разного подхода двух стран к разграничению 200-мильных зон и континентального шельфа была достигнута договоренность в 1975-1978гг. о временных мерах регулирования, прежде всего, рыболовства в районе, прилегающем к материковому побережью Норвегии и Советского Союза в Баренцевом море, который получил наименование «Смежный участок» (более известный как «серая зона»). Эта договоренность действует на бесконфликтной основе с 1978 года по настоящее время и устраивает как рыбаков России, так и Норвегии. Более того, такая система позволяет эффективно решать все вопросы рыболовства и с третьими странами. Что же касается разведки и разработки углеводородных ресурсов, то было принято решение ввести в «Смежном участке» мораторий на такую деятельность до окончательного разграничения.
Таким образом, достигнутые в 70-80-х годах договоренности между Советским Союзом и Норвегией позволяли вести рыболовную, транспортную и военно-морскую деятельность на бесконфликтной основе, хотя и имеющей временный характер. Кроме того, непризнание Россией введенной Норвегией 200-мильной «рыбоохранной зоны» вокруг Шпицбергена вопреки положениям Договора о Шпицбергене 1920 года и принятых в то же время исполнительной властью ряда решений, предписывающих капитанам рыболовных судов под флагом СССР особый порядок ведения промысла в этом районе, позволило эффективно использовать рыбные запасы этой акватории в пределах национальных квот. Сформировавшийся режим экономической деятельности в морских районах Баренцева моря и западной части Северного Ледовитого океана на пороге XXI века, надо полагать, устраивал и норвежскую сторону, т.к. она не предпринимала каких-либо активных шагов к форсированию процесса разграничения экономических зон и континентального шельфа. Об этом свидетельствуют итоги визитов в Норвегию президентов России Б.Н.Ельцина и В.В.Путина.
Вместе с тем норвежцы ставили себе цель разделить так называемый «спорный район» пополам - 50:50. Несмотря на то, что такой подход оценивался в прошлом руководством нашей страны как несправедливый и неприемлемый, в ходе государственного визита в апреле 2010 года в Норвегию российской делегации во главе с Президентом России Д.А. Медведевым была достигнута принципиальная договоренность о разделе «спорного района» поровну. А это морская акватория площадью около 175 тыс. кв. км, образованная между границей полярных владений 1926 года России (на участке 74°с.ш. - 81°с.ш. совпадает с восточной линией Договора о Шпицбергене 1920 года) и «серединной линией» разграничения, предложенной Норвегией.
Позиция поддержавших ратификацию договора сводится к тому, что Договор 2010 года является разумным компромиссом, «справедливым решением» и завершением процесса разграничения морских пространств между Россией и Норвегией, что положительно скажется не только на двусторонних отношениях, но и на общей ситуации в Арктическом регионе. Особо подчеркивается, что с вступлением в силу Договора 2010 года «прекратится мораторий на разведку углеводородных ресурсов в бывшем «спорном районе» Баренцева моря». В отношении того, ущемляет ли Договор интересы рыбаков, позиция поддержавших ратификацию договора такова: не ущемляет, более того, позволяет развивать сотрудничество между рыбаками двух стран на новой основе».
Таким образом, в результате заключения двустороннего российско-норвежского договора о разграничении вод и континентального шельфа Баренцева моря, ратифицированного норвежским стортингом и Государственной Думой РФ в июле 2011, положение России ухудшилось. Так, не будет оснований возражать против 200-мильной зоны Норвегии и континентального шельфавокруг Шпицбергена (а ранее такие основания были согласно Договора о Шпицбергене 1920 года). Всякая экономическая деятельность России в морских районах вокруг Шпицбергена на основе Договора о Шпицбергене 1920 года становится юридически невозможной по причине полного приоритета законодательства Норвегии о ее территориальном море, 200-мильной зоне, континентальном шельфе.
Особо следует указать на такое обстоятельство, что в самом Договоре 2010 года отсутствует ссылка на Договор о Шпицбергене 1920 года, чем задеваются интересы не только России, но и других участников Договора о Шпицбергене, а их более 40 стран, и прежде всего первоначальных участников, а это США, Дания, Франция, Италия, Нидерланды, Великобритания, Швеция и Япония.Положения Договора 2010 года переносят западную границу полярных владений, определенную постановлением Президиума ЦИК СССР от 1926 года.Договор не отражает в полной мере интересов Российской Федерации в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, поскольку ее потери в рыбных ресурсах, добываемых в западных районах Баренцева моря, которые по подписанному Договору отходят Норвегии, достигнут 313 тыс. т в год. В Договоре нет положений относительно доступа отечественного флота для ведения промысла в традиционных западных районах Баренцева моря, которые отходят под юрисдикцию Норвегии».
Со вступлением в силу Договора 2010 года потеряла свое значение «Нота Посольства СССР от 15 июня 1974 года о непризнании нами 200- мильной рыбоохранной зоны Норвегии вокруг архипелага Шпицберген», а также положения Договора о Шпицбергене 1920 года «о равных правах его участников к занятию рыболовством в этом районе». Принципиальное решение о разделе «спорного района» в соотношении 50:50 принималось без вовлечения в этот процесс практиков - представителей бизнеса, имеющих большой опыт морехозяйственной деятельности в Баренцевом море.
При таких обстоятельствах Россия не может успешно соперничать с ведущими морскими державами за обладание природными ресурсами Арктики.