РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное обоснование управленческих проблем, с которыми может столкнуться организация в пред­стоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития организа­ции на плановый период (рис. 1).

Рисунок 1 – Разработка стратегического плана

В последние три десятилетия в практике планирования деятельности органи­зации происходит процесс адаптации систем управления и планирования к окру­жающей среде. Происходит замена принципа составления долгосрочных пла­нов – от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему. Долгосрочное планирование превращается в стратегическое планирование, суть которого отра­жается в необходимости соотносить каждодневное действие с соображениями от­носительно долгосрочных целей и последствий, и строится на ситуационной ос­нове. Стратегический план является как бы «мостом в будущее» и используется для перехода организации от того, что она из себя представляет, к тому, какой она должна стать.

Реализация управленческих новшеств, особенно такого, как стратегический менеджмент, связанного с переориентацией всего мышления с внутрипроизводственных на внешние проблемы фирмы, требуется огромная целенаправленная работа по преодолению сопротивления изменениям формированию новой организационной культуры.

Сегодняшним менеджерам приходится думать о положении, в котором находится компания, о влиянии, которое на неё оказывают меняющиеся условия. Они вынуждены анализировать внешнюю среду достаточно тщательно, чтобы знать, когда вносить изменения в стратегию. Они должны быть достаточно хорошо знакомы с деятельностью компании, чтобы знать, какие изменения вносить в стратегию. Другими словами, стратегическое управление является фундаментом к управлению всей компанией.

Закрытое акционерное общество «ТАКСИ» зарегистрировано решением Исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов от 14.12.1990 г. В связи с внесением изменений в законодательство Закрытое акционерное общество «ТАКСИ» было перерегистрировано 05 февраля 1992г.

ЗАО "Такси" одно из «пионеров» предприятий области, занимается предоставлением услуг пассажирских перевозок на такси, услуги грузового такси, аренда и продажа автомобилей Горьковского автомобильного завода (Далее – ГАЗ), и является крупнейшим предприятием Мурманской области в этой сфере услуг.

Ближнее окружение. Конкуренты

Автомобильный рынок России из года в год планомерно растет. Эта динамика подкрепляется рядом долгосрочных факторов, таких как рост российской экономики и доходов населения, укрепление рубля по отношению к основным мировым валютам. Кроме того, рынок “двигают” и кредитные деньги, объем которых с каждым годом становится все значительнее, а условия получения займов - все лучше. В последние годы отмечается также рост корпоративных продаж, и как следствие - развитие лизинга, хотя этот финансовый механизм у нас пока еще только зарождается. Поэтому резко усиливается конкуренция между продавцами автомобилей.

В Мурманске на сегодняшний день насчитывается 15 автосалонов, торгующих новыми и подержанными автомобилями отечественного и иностранного производства. Но только 3 из них занимаются продажей автомобилей отечественного производства, а автомобили Горьковского автозавода продает только ЗАО «ТАКСИ» (см. таб. 1).

Таблица 1 – Автосалоны г. Мурманска

Название

Адрес

Марки автомобилей

1

ЗАО «ТАКСИ»

ул. Марата,1

«Волга», «ГАЗель», «Соболь», УАЗ

2

«Автоград Ледовое озеро»

пр. Кольский, 51

Подержанные автомобили иностранного производства

3

«Лада»

пр. Кольский,110

«Лада»

4

«Рено-Мурманск»

пр. Кольский, 110

«Рено»

5

«Лаура-Мурманск»

пр. Кольский, 53

«Опель», «Шевроле»

6

«Дедал Автосервис»

ул. Кооперативная, 4

«Хёндэ», «Лада», «Киа»

7

«М-Моторс»

ул. Марата, 1

«Тойота», «Лексус», «Мицубиси», «Ниссан» и подержанные автомобили иностранного производства

8

«На Фролова»

ул. Фролова, 1

Подержанные автомобили иностранного производства

9

«Мустанг»

Восточно-объездная дорога, 212

«Мазда», «Субару», «Фольксваген», «Хёндэ», «Хонда», «Киа» и подержанные автомобили иностранного производства

10

«Опель плюс»

ул. Полярные Зори, 6

«Опель», «Дэу»

11

«Альянс Авто»

ул. Транспортная, 14

«Вольво», «Тойота», «Нисан», «Сузуки»

12

«Арктик Мотор»

пр. Кольский, 110/1

«Форд»

13

«Омега Моторс»

пр. Кольский, 53

«Нисан», «Хонда», «Мерседес», «Лексус», «БМВ» и подержанные автомобили иностранного производства

14

«АвтоМаркет»

ул. Кооперативная, 4

«ВАЗ», «ИЖ», «Хёндэ», «Дэу», «Фольксваген»

Клиенты

Проведенные автомобильным заводом ГАЗ маркетинговые исследования показывают, что покупателями автомобилей «Волга» являются среднеобеспеченные, консервативно настроенные мужчины в возрасте около 40 лет, в основном семейные, со средним уровнем доходов, для которых автомобиль - прежде всего средство передвижения, а также руководители малых и средних предприятий, приобретающие данный автомобиль в качестве служебной машины. Также покупатели данного автомобиля характеризуются чрезвычайной лояльностью к производителю.

Коммерческие грузовики и микроавтобусы семейств «ГАЗель» и «Соболь» приобретаются предприятиями малого и среднего бизнеса для коммерческой деятельности в области грузовых и пассажирских перевозок. Автомобили специального назначения (коммунальная и дорожная техника, автомастерские и передвижные лаборатории, медицинские и инкассаторские автомобили) приобретаются специализированными предприятиями.

В рамках услуг авторемонта основными клиентами являются владельцы автомобилей ГАЗ, т.к. предприятие осуществляет гарантийное и послепродажное сервисное обслуживание данных автомобилей.

Поставщик и продукция

Поставщиком ЗАО «ТАКСИ» является автомобильный завод «ГАЗ». Это единственный завод в России, выпускающий самую широкую гамму грузовых и легковых автомобилей, спецтехнику, запасные части. Доля завода «ГАЗ» в производстве автомобилей в России составляет: 55,6% – грузовых, 47,9% – автобусов. Годовой объём производства составляет 230 тысяч автомобилей, из них – 53,4% грузовые, 19,9% – автобусы, 26,7% – автомобили.

SWOT-анализ

Среди множества инструментов анализа рыночной позиции предприятия одним из наиболее наглядных является разработка SWOT-матрицы.

Проведя анализ ЗАО «ТАКСИ» и сравнив его с конкурентами, можно выделить его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы (таблица 2).

Таблица 2 – SWOT-анализ ЗАО «ТАКСИ»

Слабые стороны

Сильные стороны

  1. неэффективный маркетинг

  2. текучесть кадров

  3. неэффективная организационная структура

  4. устаревшее оборудование

  5. более низкая прибыльность из-за высоких издержек

  1. техническая оснащённость

  2. устойчивый технологический процесс

  3. устойчивое обеспечение всеми энергоресурсами

  4. устойчивые связи с партнёрами

  5. наличие международного сертификата качества автомобилей «газ»

  6. низкая себестоимость автомобилей, по сравнению с конкурентами

  7. монопольное положение на рынке предложения автомобилей марки «газ»

  8. квалифицированный персонал

  9. доступность ресурсов (прямые бесперебойные поставки)

  10. хорошая репутация

  11. гибкая ценовая политика (возможность предоставления скидок)

  12. расположение предприятия (в черте города)

  13. готовая производственная база

  14. наличие в собственности основных средств

Возможности:

Угрозы

  1. ожидающийся подъём экономики и рост потребностей отечественного рынка

  2. выход на новые сегменты рынка;

  3. повышение платежеспособности

  4. увеличение таможенных пошлин на а/м иностранного производства

  5. расширение рынка автокредитования

  6. высокий имидж фирмы, повышенная заинтересованность коммерческих банков в данном бизнесе

  7. снижение себестоимости автомобилей марки «газ» при внедрении автоматизации производства и увеличении объёмов выпуска

  8. ухудшение позиций некоторых конкурентов

  1. узкая номенклатура, большая зависимость от потребителя

  2. изменение конъюнктуры рынка

  3. повышение цен на ресурсы

  4. несвоевременные расчёты за поставленную продукцию

  5. непредсказуемость в оценке динамики макроэкономических показателей и инвестиционной активности

  6. рост продаж замещающего продукта (увеличение интереса потребителей к иномаркам)

  7. острая конкуренция со стороны отечественных производителей автомобилей, растущая конкуренция со стороны инофирм

  8. возможность конкурентов влиять на заказчика

  9. неустойчивое внутриполитическое положение России

Основная идея стратегии заключается в строительстве автосалона ГАЗ в г.Мурманск с целью качественного удовлетворения потребностей населения и организаций Мурманска и Мурманской области в автомобилях, оригинальных запчастях производства услугах автосервиса для владельцев автомобилей ГАЗ.

Основной целью реализации стратегии является расширение действующего бизнеса ЗАО «ТАКСИ» путем строительства многофункционального современного автосалона. Создание автосалона ГАЗ позволит увеличить объемы продаж ЗАО «ТАКСИ».

Для реализации стратегии планируется строительство автосалона и приобретение оборудования за счет банковского кредита.

Необходимый объем инвестиций для реализации проекта составляет 30 000 тыс. руб. том числе: формирование оборотного капитала – 5 000 тыс. руб.; приобретение оборудования - 6 000 тыс. руб.; строительство автосалона - 19 000 тыс. руб. Срок реализации проекта - 5 лет. Срок кредита – 5 лет.

В обеспечение исполнения обязательств по планируемому кредиту предполагается предоставить залог активов ЗАО «ТАКСИ».

Финансирование проекта планируется за счет собственных ресурсов и среднесрочного банковского кредита.

За счет собственных средств планируется финансирование строительства здания автосалона в размере 4 800 тыс. руб., приобретения оборудования в размере 1 400 тыс. руб. и формирование оборотного капитала (приобретение автомобилей для торгового зала, запасных частей и осуществление прочих затрат по проекту) в размере 2 800 тыс. руб., таким образом, вклад собственных средств ЗАО «ТАКСИ» в реализацию проекта составит 9 000 тыс. руб..

За счет привлечения кредитных ресурсов планируется финансирование строительства здания автосалона в размере 14 200 тыс. руб., приобретения оборудования в размер 4 600 тыс. руб. и формирование оборотного капитала (приобретение автомобилей для торгового зала, запасных частей и осуществление прочих затрат по проекту) в размере 2 200 тыс. руб., таким образом, размер привлеченных средств составит 21 000 тыс. руб..

Основными направлениями деятельности автосалона будут следующие: реализация автомобилей производства ГАЗ; гарантийное и послегарантийное сервисное техобслуживание; реализация оригинальных запасных частей и аксессуаров; тюнинг автомобилей марки ГАЗ; мойка автомобилей.

Клиентам проектируемого автосалона ГАЗ будет предложен полный спектр услуг, сопровождающих покупку нового автомобиля: тест-драйв; продажа в кредит; страхование автомобиля, возможность выбора страховой компании; особые условия для постоянных клиентов; специальные условия для корпоративных клиентов; диалоговая приемка (клиент принимает непосредственное участие и в диагностике автомобиля и составлении заказ-наряда мастером-консультантом).

Покупателям автомобилей в автосалоне не придётся беспокоиться об их дальнейшем техническом обслуживании. Им будет предложен весь комплекс работ: установка дополнительного оборудования, охранных систем и аксессуаров и доведению автомобилей до класса «ЛЮКС» (тюнинг); работы по регламентированному техническому обслуживанию; диагностические работы; слесарные работы; использование только оригинальных запасных частей и современного оборудования, рекомендованного производителем.

Все работы на сервисной станции автосалона будут выполняться в полном соответствии с технологиями производителей персоналом, прошедшим специальные программы обучения.

Основными преимуществами автосалона будут следующие: широкий ассортимент предлагаемых моделей; высокое качество автомобилей и сервиса; налаженные деловые отношения с постоянными покупателями и поставщиками; опытный квалифицированный персонал.

Система закупок

Для осуществления деятельности автосалона ЗАО «ТАКСИ» будет приобретать автомобили, запасные части и аксессуары у ООО Торговый Дом «Русские машины» на основании соответствующих договоров на поставку.

Система продаж

Проектируемый автосалон ЗАО «ТАКСИ» ориентирован на рынок г. Мурманска и Мурманской области. Основными способами реализации товаров и работ автосалона будут личные продажи и продажи в салоне.

Инвестиционные затраты проекта складываются из капитальных вложений, направленных на строительство здания автосалона и приобретение производственного оборудования, а также средств, необходимых для формирования чистого оборотного капитала проекта.

Основными поставщиками оборудования будут предприятия и организации, рекомендованные Группой «ГАЗ».

Календарный график реализации проекта представлен в таблице 3.

Оборотный капитал

Помимо инвестиций в постоянные активы организации необходимо создать запас оборотных средств, обеспечивающий бесперебойную работу производства.

Потребность в оборотном капитале определена с учетом планируемых периодов оборота основных составляющих текущих активов и текущих пассивов.

Потребность в финансировании чистого оборотного капитала при реализации предлагаемого проекта составляет 5 000 тыс. руб. (таблица 4).

Расчет потребности в сырье и материалах (запасных частях и аксессуарах) производится на основании среднего 30-дневного минимального запаса в закупочных ценах. Запасы готовой продукции (автомобилей в салоне и на складе - открытой складской площадке) запланированы исходя из среднего остатка автомобилей (таблица 5).

Резерв денежных средств планируется из расчета покрытия 1-дневной потребности в денежных средствах для текущих расчетов.

Сумма полученных авансов рассчитана исходя из того, что покупатели автомобилей и запчастей при заказе производят предоплату в размере 10% стоимости заказа, средняя продолжительность выполнения которого составляет 30 календарных дней. Остаток стоимости заказа оплачивается по факту поставки запчастей и автомобилей.

Таблица 3 – Календарный график реализации проекта

Наименование

этапа

Ноябрь-декабрь 2009

Январь-апрель 2010

Май 2010-март 2011

Апрель – июнь 2011

Июль 2011 – сентябрь 2012

Октябрь 2012 – декабрь 2013

Проектирование автосалона, получение разрешительной документации на строительство

           

Строительные работы

           

Поставка и монтаж оборудования

           

Получение кредита

           

Эксплуатация автосалона

           

Уплата % за пользование кредитом

           

Погашение кредита

           

Здание автосалона будет состоять из 2 этажей общей площадью 1000 кв.м. На первом этаже будут расположены следующие помещения:

  • демонстрационный зал (шоу-рум);

  • склад запчастей и аксессуаров;

  • помещение диагностики автомобилей;

  • помещение сервисного обслуживания автомобилей;

  • автомойка площадью;

  • прочие подсобные и вспомогательные помещения.

Сумма уплаченных авансов и сумма счетов к оплате рассчитаны, исходя из структуры расчетов с поставщиком (табл.6).

Таблица 4 – Расчет чистого оборотного капитала

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Запасы сырья и материалов

820

Запасы готовой продукции

5103

Сумма счетов к получению

0

Сумма уплаченных авансов

2743

Резерв средств на обеспечение текущих расчетов

343

Итого текущих активов

9 009

Сумма полученных авансов

768

Сумма счетов к оплате

2357

По налогу на прибыль

538

По прочим налогам и платежам

252

Текущая задолженность по заработной плате

94

Итого текущих обязательств

4 009

Чистый оборотный капитал компании

5 000

Таблица 5 – Расчет запасов готовой продукции

Модель автомобиля

Среднее кол-во, шт

Закупочная цена, руб./шт.

Средние запасы, тыс. руб.

ГАЗ-31105

8,26

295000

2436,00

ГАЗ-2705

3,11

390000

1212,00

ГАЗ-3302

2,31

380000

878,00

ГАЗ-2751

0,71

385000

272,00

ГАЗ-2217

0,72

425000

305,00

Итого

15,11

 

5103,00

Таблица 6 – Структура расчетов с поставщиком автомобилей и запчастей

Форма расчетов

Доля

Длительность

Авансовая плата

50 %

30 дн.

Оплата в кредит

50 %

30 дн.

На втором этаже будут расположены офисные и подсобные помещения. Все помещения автосалона будут выполнены из современных материалов с использованием элементов фирменного стиля ГАЗ.

В демонстрационном зале будут размещены 6-7 автомобилей, расположены места для менеджеров-консультантов и специалистов по страхованию и автокредитованию, предусмотрены зоны отдыха для посетителей автосалона и автосервиса. Также в демонстрационном чале будет предусмотрено место для реализации запасных частей и аксессуаров, запасы которых будут храниться в специальном помещении.

На территории автосалона будут размещены стоянки для автомобилей клиентов автосалона и автосервиса, оборудована специальная стоянка для автомобилей, ожидающих и прошедших сервисное обслуживание, а также стоянка для хранения новых автомобилей, как приобретенных автосалоном для последующей продажи, так и прибывших заказавшим их клиентам.

Здание автосалона будет оснащено световой рекламой в фирменном стиле ГАЗ.

Персонал автосалона пройдет необходимое обучение для выполнения работ в соответствии с требованиями производителя автомобилей.

Предпосылками к разработке новой стратегии ЗАО «ТАКСИ» явились:

Основные преимущества / сильные стороны: квалифицированный персонал; доступность ресурсов (прямые бесперебойные поставки); хорошая репутация; гибкая ценовая политика (возможность предоставления скидок); расположение предприятия (в черте города); готовая производственная база.

Основные недостатки / слабые стороны: неэффективный маркетинг; текучесть кадров; неэффективная организационная структура; устаревшее оборудование; более низкая прибыльность из-за высоких издержек.

Возможности: выход на новые сегменты рынка; повышение платежеспособности; увеличение таможенных пошлин на а/м иностранного производства; расширение рынка автокредитования.

Угрозы: возможность появления новых конкурентов; повышение цен на продукцию (ценовая политика ГАЗ); рост продаж замещающего продукта (увеличение интереса потребителей к иномаркам); изменение конъюнктуры рынка (рост цен на бензин, электроэнергия, коммунальные услуги).

Сочетание основных преимуществ и возможностей позволит предприятию быстро закрепиться на новом сегменте рынка, повысить конкурентоспособность как предприятия, так и продукции, а также увеличить продажи за счет автокредитования.

Маркетинговая стратегия заключается в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены, а также четкое определение миссии организации, определение наиболее эффективного состава комплекса маркетинга. Для ЗАО «ТАКСИ» миссию можно сформулировать следующим образом: продвижение профессионально-отлаженного автобизнеса в Мурманске и Мурманской области, а именно: продажа, послепродажная поддержка новых и поддержанных автомобилей. Предлагаемая продукция рассчитана на граждан среднего достатка. Проведенные исследование показывает, что значимость цены как фактора при выборе автосалона для покупки автомобиля убывает при возрастании стоимости автомобиля, владельцем которого является клиент автосалона. Из владельцев отечественных автомобилей 81,18% отметили данный фактор как значимый, и всего лишь 23,81% - из владельцев дорогих иномарок. Данные исследования подтверждают тот факт, что люди с более высокими доходами покупают более дорогие автомобили.

Также предприятию необходимо задействовать такой инструмент продвижения товара как Интернет, так как на сегодняшний день российская аудитория Интернета по разным оценкам составляет свыше 18 миллионов человек.

В результате детального анализа были выявлены основные причины негативной выраженности факторов, снижающих эффективность управляющих воздействий, а также намечены меры, которые должны привести к оптимизации корпоративной деятельности.

В качестве основных причин негативной выраженности факторов, снижающих эффективность управляющих воздействий, следует отметить следующие:

  • недостаточно гибкая система стимулирования труда работников, которая приводит к смещению целей деятельности у значительной части сотрудников с результата работы на процесс;

  • неупорядоченность организационной структуры и высокий уровень концентрации ответственности.

  • ряд недостатков в управлении ходом реализации стратегии и выполнения наиболее важных функций (таких как анализ, планирование и общая координация)

Предлагаемые меры по оптимизации деятельности компании заключаются в целенаправленной и планомерной работе, как по устранению причин, так и по изменению отношения сотрудников к выполнению своих обязанностей. В качестве первоочередных мер необходимо предпринять следующие действия:

  • конкретизировать стратегию компании, довести ее до сотрудников;

  • конкретизировать структуру и стиль управления компанией, а также изменить отношение сотрудников к ответственности за результаты своей работы;

  • сделать более детальным и тщательным контроль за выполнением сотрудниками своих обязанностей, а также изменить отношение сотрудников к работе с документами.

Исходя из анализа существующей организационной структуры, внешней среды деятельности компании, предложено осуществить реструктуризацию отделов:

  1. Объединить в отдел эксплуатации производственно-технический отдел, отдел эксплуатации и отдел безопасности движения.

  2. Ввести позицию 2-х заместителей генерального директора, непосредственно подчиняющихся генеральному директору.

  3. Сократить отдел безопасности движения до 1 человека.

Реализация данных предложений по совершенствованию структуры приведет к улучшению управляемости предприятия и улучшению взаимодействия внутри его.

Просмотров работы: 1843