ИЗУЧЕНИЕ МОДЕЛИ МИРА У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИЗУЧЕНИЕ МОДЕЛИ МИРА У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Фоминова Е.В. 1, Пьянова Е.Н. 1
1Казанский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие индивидуального мировосприятия и миропонимания, по мнению Д.А. Леонтьева, претерпевает неизбежные качественные сдвиги от изначально слабо дифференцированного и нерефлексируемого мироощущения к более ясному и устойчивому мировосприятию, затем к осознанному миропониманию, и наконец, к эмпирическому и теоретическому мировоззрению. Развитие представлений о мире и отношений человека с миром не заканчивается в молодости и может продолжаться в течение всей жизни человека, обогащаясь его профессиональными знаниями и т.д. Совершать более или менее осознанно поступки и жизненные выборы, мы можем, если только в нашем сознании сформировался целостный, суммирующий все фрагментарные и неосознанные представления, знания и чувства образ мира. Образ мира связан с процессом мировосприятия, который хотя и характеризуется избирательностью и целенаправленностью, ни в коей мере не может протекать в режиме полного сознательного контроля. Модель мира, выступает в качестве понятия, означающего процесс и результат (субъективный) миропонимания. Индивидуальная модель мира – это система представлений человека об окружающей действительности, о себе, о своих отношениях с этой действительностью. Она включает в себя такие знания субъекта, которым он апеллирует, как к истинным и объективным.

В исследовании модели мира студентов-психологов мы использовали тест-опросник «Социально-психологический анализ индивидуальной модели мира» (разработан Г.Н. Малюченко и В.М. Смирновым), позволяющий выявить как осознанные, так и неосознаваемые представления человека о мире и социальной реальности, которые играют роль пусковых механизмов в определенных ситуациях, требующих реализации инвариантных поведенческих программ. В ходе исследования участвовали студенты 1 и 5 курсов факультета психологии и педагогики, всего выборка составила 79 человек. Особый интерес для нас представляли результаты испытуемых со средней и высокой степенью выраженности модальности мировосприятия/миропонимания. Необходимо отметить, что в сознании индивида могут сочетаться (доминировать) и две модальности, тем самым происходит неосознанное выстраивание поведенческих стратегий по определенному образцу.

В результате эмпирического исследования, были получены следующие данные: у 8 человек на первом курсе и у 9 на пятом курсе хаотическая модальность имеет среднюю степень выраженности. Как правило, такие люди не строят долгосрочных планов в своей жизни, стремятся к тому, что более достижимо в короткие сроки. В окружающем мире для них нет ничего определенного, нет какого-либо устойчивого порядка, в любой момент все может коренным образом измениться, поэтому они не особо стремятся достичь какого-либо стабильного положения, хотя иногда всё же его достигают. Они стремятся не к личностному росту, а к накоплению «навыков выживаемости». Они не видят причин анализировать свои поступки, так как на их взгляд все зависит от внешних обстоятельств. Любого рода социальные кризисы, экстремальные ситуации, неожиданные изменения жизненных обстоятельств вызывают в них чаще всего не фрустрацию и депрессивную реакцию, а приток энергии, спонтанную «творческую» активность. В профессиональной деятельности такие личности не стремятся мыслить системно и рационально, а больше полагаются на интуицию и чаще всего готовы действовать импульсивно, по обстоятельствам. Профессиональная деятельность почти никогда не рассматривается как призвание, за исключением случаев совпадения ее характера с ключевыми ценностями хаотического мировосприятия. В содержании профессиональной деятельности ими усматривается, с одной стороны, возможность выжить в хаотическом мире, а с другой - получить какие-либо блага и удовольствия. Ни у кого из респондентов данная модальность не имеет высокой степени выраженности.

Антогонистическая модальность у 16 чел на первом курсе и у 6 на пятом курсе средне выражена, у 1 и 2 испытуемых соответственно курсам, выражена сильно. Такие люди точно знают, как всё должно быть устроено в современном им обществе и по чьей конкретно вине их жизнь не столь хороша, как хотелось бы. Сознание группоцентрично, Мир чётко разделяется на добрых - «наших», которые они, как правило, идеализируют, и злых - «чужих», от которых они никогда не ждут ничего хорошего. Профессиональную деятельность они рассматривают либо как один из способов борьбы с врагами, либо как обременительную повинность, навязанную им врагами через определенные жизненные обстоятельства.

Механистическая модальность у 10 респондентов на первом курсе и 14 на пятом курсе средне выражена. Представители данного типа в жизни стремятся избегать всякого рода неопределенности путем тщательного планирования своих действий и поступков. Они обладают склонностью четко прогнозировать результаты своей деятельности и стараются никогда не действовать импульсивно, «наобум». Возникающие жизненные и личные проблемы они могут рассматривать в двух ракурсах: как следствие собственного дезадаптивного поведения, и в этом случае они стремятся всячески развивать свои стратегии адаптации; как следствие дезадаптивного поведения других людей, и в этом случае они пытаются «отремонтировать» других, привлекая, прежде всего, свои манипулятивные способности. Стремясь максимально приспособиться к социальной реальности и найти свое «место под солнцем», они пытаются обнаружить возможные пути, лазейки, способы достижения своих целей, изучая и используя психологические особенности окружающих людей. Их отношение к выполняемой профессиональной деятельности, в основном прагматично. При выполнении профессиональных обязанностей люди данного типа стремятся избегать любого рода недосказанностей, неопределенностей и требуют того же от своих коллег. Их профессиональное кредо: «Получать максимальную выгоду при минимальных затратах». Ни у кого из респондентов данная модальность не имеет высокой степени выраженности.

Организмическая модальность миропонимания у 20 человек на первом курсе и 22 испытуемых на пятом курсе выражена средне, высокая степень выраженности модальности мировосприятия/миропонимания представлена у 8 и 6 человек, соответственно курсам. Люди с преобладающим типом мировосприятия, считают весьма важным делом поддержание гармонии в социуме, в отношениях человека с окружающим миром. Они стремятся во всём следовать принципу «не навреди», предъявляя весьма жёсткие требования к самим себе и заниженные к окружающим. В связи с чем нередко поддерживать гармонию им удаётся им только ценой собственного благополучия. Однако время от времени они могут становиться непримиримыми борцами за какие-либо надличностные ценности, чувствуя свою личную ответственность за «судьбы мира». Они предельно открыты в общении с представителями иных культур и взглядов и стремятся встать на иную точку зрения. Стремятся решать проблемы через поддержание постоянной обратной связи с окружающим миром, через творческие способы взаимодействия с общественными процессами. В целях достижения гармонии со всем, что их окружает, люди данного типа стремятся к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Если это им не удается, то они, как правило, начинают искать причины в самих себе. При этом они могут упускать из виду отсутствие у себя навыков и стратегий адаптации к реалиям современного мира. Представители данного типа в значительной мере доверяют своим эмоциям, внутренним чувствам, а не доводам рассудка. Они, как правило, стремятся к такой профессиональной деятельности, которая основана, прежде всего, на эмоционально значимом общении. Для них каждый человек есть уникальное, неповторимое существо, имеющее абсолютную ценность, поэтому в профессиональных отношениях они стремятся к взаимообогащению и взаимообмену. Они способны решать личные и профессиональные проблемы через поддержание постоянной обратной связи с окружающим миром, через творческие способы взаимодействия с общественными процессами. Таким образом, изучение модели мира студентов-психологов показало, что наиболее распространенной, как среди студентов первого курса, так и среди студентов-пятикурсников, является организмическая модель мировосприятия.

Просмотров работы: 1128