ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СЕМЬЕ

Баглай В.С. 1
1ФГАОУ ВПО "Южный Федеральный Университет" филиал в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Естественные и общественные науки, такие как медицина, биология, социология, психология, философия и многие другие изучают здоровье человека. Здоровьем называется свойство человека, которое выполняет свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов.1 Человек связан с отношениями в обществе и его социальной структурой. Поэтому невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов. Любой аспект социальной работы касается сбережения здоровья и содействует ему.

Социальные работники должны иметь четкие представления о феномене здоровья и о здоровом образе жизни. Без таких представлений социальная работа неполноценна. Социальным работникам в своей деятельности постоянно приходится сталкиваться с конкретными больными или же со здоровыми людьми. Социальные работники изучают и работают с индивидуальным здоровьем отдельного человека, групповым здоровьем нескольких людей, а также со здоровьем населения и общественным здоровьем.

«Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья». (Чернышевский Н. Г.) Здоровье является естественной и непреходящей жизненной ценностью для каждого человека, которая занимает самую верхнюю ступень на иерархической лестнице биосоциальных ценностей.2 Здоровье населения и общества всегда было и остается одним из важных факторов, определяющих статус цивилизации на временном векторе истории развития человечества. Существует две группы факторов, которые могут влиять на здоровье человека – это факторы риска и факторы здоровья. Факторы риска способствуют ухудшению здоровья, а факторы здоровья - его укреплению.3

Здоровье - особая ценность для каждого человека и человечества в целом, ведь «Здоровье – дороже золота», как говорил великий английский поэт Уильям Шекспир. Здоровье любого индивида или группы людей нужно беречь, соблюдая все медицинские правила и поддерживать здоровье, так как снижение уровня здоровья населения - это огромная проблема общества. И к одной из таковых групп населения можно отнести проблемы здоровья семьи.

Семьей является малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, где члены семьи связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. А многодетной семьей называется семья, в которой трое или более детей. Любая семья обязательно выполняет свои разнообразные функции. К функциям каждой семьи относятся: репродуктивная, воспитательная, сексуальная, экономическая, коммуникативная и досуговая. Можно выделить из них три основные функции, которые присущи каждой семье:

  1. Репродуктивная функция, которая несет в себе рождение и воспитание детей.

  2. Воспитательная функция. Она традиционно связана с передачей своим детям потребности вести здоровый образ жизни, формированием у них нравственных ценностей и норм, трудовых навыков, приобщением к окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми.

  3. Коммуникативная функция семьи определяет психологический климат, характер взаимоотношений членов семьи. Ведь общение в любых формах требует уважения друг к другу и способность к эмоциональному и интеллектуальному пониманию в семье — обязательное условие любого взаимодействия.

Функции являются очень важным компонентом для любой нормальной семьи, и качество выполнения этих функций гласит об общем состоянии семьи и ее отдельных критериев.

Большую роль в соблюдении семейного здоровья, как и в любой другой группе, играет здоровый образ жизни. Под здоровым образом жизни следует понимать типичные способы повседневной жизнедеятельности человека, которые способствуют укреплению организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально–психологических ситуаций. Основные составляющие здорового образа жизни, которые нужно стремиться соблюдать, для поддержания и соблюдения здоровья семьи и каждого человека:

• рациональное питание;

• полноценный сон;

• соблюдение режима дня;

• соблюдение гигиенических норм и правил;

• отказ от вредных привычек;

• дозированные физические нагрузки;

• психологический комфорт.

Положение каждой семьи можно определить рядом факторов, важнейшими среди них выделяются:

  1. Уровень развития населения (нормальное или кризисное состояние и др.);

  2. Микросреда человека или семьи (улица, школа, рабочая обстановка и т. д.);

  3. Наследственность членов семьи (социальная, социокультурная, психофизиологическая);

  4. Обучение и воспитание в обществе, микросреде и семье;

  5. Наличие и действенность социальных институтов общества.

От этих факторов в семье зависят здоровье партнеров, нравственный климат в семье, общественная активность, удовлетворенность самим собой и жизнью, возможность преодоления житейских трудностей.

Поэтому можно отметить, что счастливые в семейной жизни люди в среднем живут дольше и меньше болеют, чем несчастливые или одинокие, при этом создавая семью, можно учесть пять факторов супружеского счастья:

- физический — симпатия друг к другу;

- сексуальный — удовлетворение сексуальным требованиям друг друга;

- материальный — вклад партнера в общий бюджет семьи;

- культурный — соотношение интеллектуально-культурных запросов супругов;

- психологический — совокупность первых четырех факторов, которая определяет единство и целостность поведения человека.

Но, к сожалению, семейного счастья не каждая семья может достигнуть, даже за все время прожитой семейной жизни, так как затруднением этого становятся различные проблемы и важной из которых остается проблема ухудшения здоровья как детей, так и одного из супруга, поэтому с самого детства нужно помнить, что «Счастье есть продукт здоровья, а потому каждый человек должен стараться, чтобы физические расстройства были не более как исключительными явлениями», как говорил С. Смайлс.

Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности. И подлинная красота человека – это физическое совершенство, интеллект, здоровье. Вся сущность сбережения здоровья каждой семьи состоит в том, что члены семьи систематически должны проходить обследование у врача, профилактику, диагностику, выполнять все рекомендации и указания врача, а также вести здоровый образ жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Василенко Н.Ю. Основы социальной медицины [Текст]: учебное пособие / Н.Ю. Василенко. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. — 129 с.

  2. Глоссарий социальной работы. Автор – составитель Е.И. Холостова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 220 с.

  3. Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни [Текст]: учебное пособие / Л.В. Капилевич, В.И. Андреев – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 102 с.

  4. Мартыненко А. В. Теория и практика медико-социальной работы [Текст]: учебное пособие / А.В. Мартыненко. — М.: Гардарики, 2007. — 159 с.

  5. Назарова Е.А. Основы социальной медицины [Текст]: учебное пособие / Е.А. Назарова, Ю.Д. Жилов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.

  6. Назарова Е.Н.Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст]: учебное [пособие дня студентов высш. учеб. заведений] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 256 с.

  7. Холостова Е.И. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие / Е.И.Холостова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 400 с. — (Серия «Высшее образование)

  8. Холостова Е.И. Социальная работа [Текст]: учебное [пособие для бакалавров] / Е.И. Холостова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 612 с.

  9. Холостова Е.И. Технология социальной работы[Текст]: учебное пособие для бакалавров / Е.И. Холостова, Л. И. Кононова — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 503 с. — Серия: Бакалавр.

  10. Черносвитов Е.В. Социальная медицина [Текст]: учебное [пособие дня студентов высш. учеб. заведений] / Е.В. Черносвитов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. —304 с.

1 Василенко Н.Ю. Основы социальной медицины [Текст]: учебное пособие / Н.Ю. Василенко. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. — 129 с.

2 Назарова Е.А. Основы социальной медицины [Текст]: учебное пособие / Е.А. Назарова, Ю.Д. Жилов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368с.

3 Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни[Текст]: учебное пособие / Л.В. Капилевич, В.И. Андреев – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 102 с.

6

Просмотров работы: 1872