Наверно, многие задумывались о том, чем живет и дышит наше поколение? Но кроме восклицаний: «в наше время такого не было!» как правило, ничего не приходится слышать. Воздействие вредных привычек, ночных заведений, телевидения и Интернета по большей части оказывает пагубное влияние на современную молодежь. Исследования подтверждают, что часть современной молодежи, вместо того, чтобы активно включаться в социальные институты, организовывать семейные союзы и ориентироваться на созидательную деятельность регулярно погружается в «виртуальную реальность».
Подростковый возраст особенно подвержен различным отклонениям в поведении – это связано с психологическими возрастными особенностями. Дело в том, что в этот период особенное значение имеет формирование системы нравственных ориентиров, планирование жизненного пути, создание образа будущего. На волнующие вопросы подростки все чаще начинают искать ответы в сети, ведь там все, для всех и обо всем.
В литературе мало исследований посвящено проблеме Интернет-зависимости в подростковой среде. Наши наблюдения за учащимися среднего и старшего звена во время уроков и перемен, показали, что ребята 40% времени пребывания в школе проводят в Интернете. Мы считаем актуальным изучение Интернет-зависимости у учащихся 9 и 11 классов, потому что они находятся на важном рубеже в своей жизни – заканчивают школу в этом году. В зависимости от их умения общаться, решать конфликтные ситуации зависит их социализация в обществе.
Целью нашего исследования мы определили изучение особенностей интернет-зависимости в подростковой среде и разработку практических рекомендаций, направленных на снижение уровня зависимости от виртуальной реальности у подростков
Объект исследования: особенности интернет-зависимости
Предмет исследования: интернет-зависимость учащихся 9 и 11 классов
Гипотезы:
1) Исходя из теоретических положений и наблюдения за учащимися среднего и старшего звена нашей школы, мы предположили, что у большинства учащихся 9 и 11 классов (60%) мы можем обнаружить интернет-зависимость
2) учитывая тот факт, что в подростковой среде приоритетным для развития и уверенности в себе в силу особенностей данного возраста является общение со сверстниками, мы предположили, что девушки являются более интернет-зависимыми, чем юноши, потому что более эмоциональны и направлены на общение с окружающими.
3) малое количество свободного времени, активная досуговая деятельность, хобби – важный фактор, способствующий тому, что подросток проводит меньше времени, общаясь «он-лайн», поэтому мы предположили, что у учащихся, посещающих кружковую деятельность уровень интернет-зависимости окажется ниже, чем у учащихся без организации досуга
4) коммуникативные и организаторские склонности предполагают активное стремление к общению и организации деятельности окружающих людей, поэтому мы предположили, что учащиеся с высоким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей обладают низким уровнем интернет-зависимости.
Цель и гипотезы определили следующие исследовательские задачи:
проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования;
выявить уровень интернет-зависимости среди учащихся 9, 11 классов
исследовать влияние на интернет-зависимость подростков:
пола;
успеваемости;
наличия хобби;
коммуникативных и организаторских склонностей
разработать практические рекомендации, направленные на снижение интернет-зависимости в подростковой среде
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методики:
тест-опросник интернет-зависимости К.Янг
Тест на определение коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)
Описание используемых методик представлено в Приложении 1.
В исследовании участвовали учащиеся 9 и 11 классов в количестве 71 человек.
Виды интернет-зависимости. Положительное и отрицательное влияние Интернета.
На сегодняшний день представить себе мир без Интернета практически невозможно. С его помощью мы смотрим фильмы, общаемся с друзьями, узнаем новости и совершаем покупки, не выходя из дома. Изначально Интернет – это просто еще один инструмент для расширения своих возможностей, как в деловой сфере, так и в плане отдыха и приятного общения. Но когда человек начинает проводить слишком много времени в Сети это может стать тревожным сигналом.
Впервые термин «Интернет-зависимость» был введен в обращение в 1994 году психиатром Иваном Голдбергом. Он определил его, как навязчивое стремление выйти в Интернет и оставаться там как можно дольше. Он сравнил эту зависимость с другими типами зависимости – алкогольной, наркотической, зависимостью от азартных игр.
В зависимости от направлений развития Интернета можно выделить несколько видов зависимости:
информационная зависимость – постоянный поиск новой информации, как правило, бесцельный;
зависимость от онлайн игр;
зависимость от виртуального общения.
В литературе выделены положительные стороны Интернет-взаимодействий, обеспечивающие реализацию базовых потребностей человека:
познавательных (поиск новой информации, повышение квалификации, получение экспертного мнения);
коммуникативных (родственное, интимное, дружеское, деловое общение);
потребности в саморазвитии (творческая реализация, самообразование, демонстрация достижений:
рекреации (игры, досуг, увлечения);
аффилиации (новые знакомства, сотрудничество, поиск единомышленников, сопричастность к группе, партнерство).
Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, не желание брать на себя ответственность и принимать решения.
Влияние Интернет-зависимости на подростков.
По мнению А.Е. Войскунского, влияние на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности, существует возможность позитивного развития отдельных способностей. Он считает, что в цепочке "подросток - компьютер - Интернет" возможно два варианта развития их взаимосвязи: "положительный" и "отрицательный". Во втором случае при частом использовании компьютера и Интернета возникают психологические проявления Интернет-зависимости, что в итоге приводит к изменению личности в целом.
Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.
Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать".
Практическая часть
Особенности проявления интернет-зависимости у подростков по результатам исследования.
Мы опросили 71 учащегося 9 и 11 классов. Эта выборка связана с тем, что после 9 класса многие ребята уйдут во «взрослую» жизнь, а одиннадцатиклассники покинут нас полным составом, навык продуктивного и активного живого общения с окружающими людьми должен быть развит на высоком уровне. Выявленный уровень интернет-зависимости поможет дать своевременные рекомендации ребятам, для того, чтобы они были более адаптированы к будущей социализации.
Из проведённого нами исследования особенностей интернет-зависимости среди учащихся 9 и 11 классов, можно сформулировать следующие выводы:
Данные теста-опросника К. Янг на определение интернет-зависимости помог выявить учащихся с высоким уровнем интернет-зависимости 42%, средним уровнем 41% и низким уровнем 13%. Были так же выявлены учащиеся, на которых интернет не оказывает никакого влияния, потому что у них нет к нему доступа (4%). Таким образом, наша первая гипотеза подтвердилась, можно сказать, что четверть респондентов находится в опасном положении, а учащиеся со средним уровнем зависимости находятся в «группе риска».
В нашем исследовании принимало участие 32 юношей и 39 девушек. Проанализировав полученные результаты, мы выявили, что девушки являются более интернет-зависимыми, чем юноши (см. таблицу 2, Приложение 2). Что подтверждает вторую гипотезу нашего исследования. Видимо, это связано с тем, что женщины являются более эмоционально зависимыми от общения и стремятся расширить его границы разными способами.
Среди учащихся мы выявили 7 отличников, 25 хорошистов, 39 ударников. Анализ уровня интернет-зависимости показал, что среди отличников 15 % ребят много времени проводят в сети, среди хорошистов 38%, среди ударников 70%. Таким образом, можно говорить о том, что успеваемость влияет на уровень интернет-зависимости учащихся. Чем меньше времени подросток проводит в сети, тем больше возможности заниматься дополнительно по предметам и уделять внимание развитию образования.
Мы выявили, что 52 учащихся имеет хобби (танцы, волейбол, футбол и т.д.), среди них 20% с высоким уровнем интернет-зависимости, 45% средним уровнем и 35% низким уровнем. Таким образом, учащихся, которые имеют увлечения, мы можем отнести к группе риска, т.к. хобби не ограничивает время, проведенное в сети.
С помощью теста КОС мы выявили учащихся с низким, средним и высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей. Мы сравнили полученные результаты с выявленным уровнем интернет-зависимости. Сравнительный анализ показал, что учащиеся с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей не зависят от влияния «сети», а вот учащиеся с низким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей показали высокий уровень интернет-зависимости (см. таблицу 4, Приложение 2). Эти данные подтверждают четвертую гипотезу нашего исследования. Видимо, учащиеся с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей стремятся в режиме реального времени реализовывать свои склонности, организовывать людей, общаться с ними. А учащиеся с низким уровнем развития коммуникативных склонностей пытаются компенсировать нехватку общения в «сети», к тому же там можно представить себя идеальнее, чем есть на самом деле.
Рекомендации, направленные на снижение уровня интернет-зависимости среди подростков:
1) Заведите хобби или увлечение. Посещайте различные группы и клубы, занимайтесь спортом, музыкой, танцами, пением и т.д. Займитесь вместе с другом физическими упражнениями. Поспите вместо того, чтобы сидеть в интернете.
2) Посмотрите фильм, сходите на концерт, почитайте книгу. Найдите какой-нибудь интерес, который станет для вас альтернативой интернету.3) Пополните запас ваших знаний. Наверняка, в вашем доме скопилось множество книг, которые вы давно хотели прочесть. Займитесь этим. Таким образом, вы не только отвлечетесь от интернета, но и займетесь самообразованием.4) Помогите на кухне. Вы сможете научиться контролировать себя, выбирая между интернетом и готовкой последнее. К тому же ваша семья будет благодарна вам за приготовленный ужин.5) Избегайте походов в те места, где есть доступ в интернет, например в интернет-кафе. Иначе вы можете поддаться соблазну заглянуть туда на несколько минут.6) Запланируйте семейный вечер. Вместо того, чтобы смотреть телевизор или проводить время поодиночке, соберитесь все вместе, поужинайте, а затем придумайте совместное развлечение, например, поиграйте в настольную игру.7) Установите лимит времени работы вашего компьютера. Выключайте компьютер, если у вас нет необходимости в нем.8) Созванивайтесь и встречайтесь с друзьями в реальном времени.
Заключение.
Воздействие вредных привычек, ночных заведений, телевидения и Интернета по большей части оказывает пагубное влияние на современную молодежь.
В результате нашего исследования мы выяснили, что четверть наших респондентов являются зависимыми от интернета (42%), то есть большую часть своего времени они проводят в «сети», 41% ребят находится в «группе риска». Девушки являются более зависимыми, чем юноши, видимо, это связано с тем, что они являются более эмоционально зависимыми от общения и стремятся расширить его границы разными способами. Такой фактор как успеваемость так же влияет на количество времени, которое они проводят в интернете. Чем лучше учится подросток, тем меньше остается возможности и желания зайти в «сеть». А вот хобби не влияет на интернет-зависимость учащихся. Такие личностные качества как коммуникабельность и умение организовывать людей так же влияют на интернет-зависимость подростков. Ребята с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей стремятся в режиме реального времени реализовывать свои склонности, организовывать людей, общаться с ними. А учащиеся с низким уровнем развития коммуникативных склонностей пытаются компенсировать нехватку общения в «сети», к тому же там можно представить себя идеальнее, чем есть на самом деле.
Список литературы:
Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.
Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 1998.Т. 19 №1. С.89-100.
Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г..
Бирюков В. "Сеть и наркомания". Компьютерный еженедельник "Компьютерра" №16, 1998.
Вересаева О. "Психология и интернет на пороге ХХI века". Психологическая газета №12, 1996
Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. C.90-100.
Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. № 2.
Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3.
Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002.
Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" // Психологический журнал. 2002. Т.22. № 1.
Шавамиш В.В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.
http://psyfactor.org/lib/addict. htm
http://www.allbest.ru
http://www.psy. msu.ru
Приложение 1
1. Тест, разработанный профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг.
Пройдите тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.
Никогда или крайне редко - 1 балл.
Иногда - 2 балла.
Регулярно - 3 балла.
Часто - 4 балла.
Всегда - 5 баллов.
Часто ли вы:
1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?
3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?
6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети?
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?
13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?
16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети?
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?
18. Пытаетесь скрыть
количество времени, проводимое вами в сети?
19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?
20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?
Подсчитайте результаты.
20-49 баллов. Вы мудрый пользователь интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.
50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас - в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.
80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам требуется срочная помощь психотерапевта.
Приложение 2
Влияние пола на интернет-зависимость подростков Таблица 1
Пол |
интернет-зависимость |
||
выс ур |
ср ур |
низ ур |
|
Юноши |
15% |
50% |
35% |
Девушки |
35% |
50% |
15% |
Влияние успеваемости на интернет-зависимость подростков Таблица 2
успеваемость |
интернет-зависимость |
||
выс ур |
ср ур |
низ ур |
|
Отличники |
15% |
50% |
35% |
Хорошисты |
38% |
35% |
27% |
Ударники |
70% |
15% |
15% |
Влияние наличия хобби у подростков на интернет-зависимость Таблица 3
Наличие хобби |
интернет-зависимость |
||
выс ур |
ср ур |
низ ур |
|
есть хобби |
35% |
45% |
20% |
нет хобби |
40% |
30% |
30% |
Влияние наличия коммуникативных и организаторских склонностей на интернет-зависимость подростков Таблица 4
Выраженность коммуникативных склонностей |
интернет зависимы подростки |
||
выс ур |
ср ур |
низ ур |
|
высокий уровень |
25% |
30% |
45% |
средний уровень |
27% |
23% |
50% |
низкий уровень |
40% |
35% |
25% |