ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ И ИСЧИСЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ И ИСЧИСЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Нечай А.Е. 1
1ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина», Институт экономики и финансов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Транспорт является одной из весьма важных отраслей материального производства. Перемещение людей и грузов - жизненная потребность общества. В своей деятельности транспорт, особенно автомобильный, связан со сферами производства, обращения и потребления.

Автотранспорт при любой форме собственности имеет присущую ему организацию, располагая основными и оборотными средствами. Осуществление автомобильных перевозок связано с расходами автомобильного топлива и смазочных материалов, выплатой заработной платы и другими расходами.

В настоящее время учет затрат на эксплуатацию автотранспорта занимает немаловажное место в общей системе бухгалтерского учета. В нелегких условиях рыночной экономики, затраты играют особую роль и обращают на себя пристальное внимание так как, этот участок учета выделяют к управленческому учету, а состав затрат определен в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности действующий в государстве.

Показатель себестоимости, является одним из главных при формировании прибыли, от хозяйственной деятельности предприятия. Проанализировав показатель издержек производства и обращения можно узнать насколько рентабельно и насколько эффективна деятельность предприятия т.е. его финансовую устойчивость.

Учет затрат и калькулирование себестоимости - это внутренняя система подведения итогов, которая должна правильно отражать итог производственной деятельности, с тем чтобы оказывать воздействие на систему внешней отчетности (низкая прибыль, низкие налоги).

Для автотранспортных предприятий себестоимость является не только показатель, при котором уменьшаются денежные средства, но и стимул к дальнейшей работе.

Всем выше сказанным можно определить актуальность данной темы, которая особенно проявляется в настоящее время, когда предприятия работают на основе принципов хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, т.е. размер затрат наряду с доходами оказывает решающее влияние на конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Объектом исследования является деятельность автотранспортного предприятия ООО «Калачинское АТП-36».

Предметом исследования дипломной работы является учет затрат на эксплуатацию автотранспорта и исчисление себестоимости услуг автотранспорта.

Новизна темы проявляется в разработке путей снижения себестоимости транспортных перевозок на предприятии, а также рекомендаций по их применению.

Практическая значимость обусловлена применением разработанных путей снижения себестоимости и совершенствования бухгалтерского учета затрат в целях отражения достоверной информации в учете и обеспечения правильного исчисления себестоимости.

Основным производством автотранспортного предприятия ООО «Калачинское АТП-36» являются автомобильные перевозки. Эксплуатационные расходы учитываются на соответствующих производственных счетах.

Можно выделить несколько групп первичных документов по учету затрат: по учету затрат труда, предметов труда, по использованию средств труда.

Основным видом расходов предметов труда на автотранспортном предприятии является расход ГСМ, первичный учет которых отражают в Карточке учета расхода ГСМ. Этот документ составляется диспетчером по каждому водителю. В нём указывают дату, номер путевого листа, расход топлива, заправку топлива. Утверждается карточка руководителем АТП-36.

Синтетический учет по счету 20 «Основное производство» бухгалтер АТП-36 ведет в Журнале-ордере № 10, а из него кредитовые обороты в установленном порядке ежемесячно переносят в Главную книгу.

Синтетический учет затрат на производство ООО «Калачинское АТП-36» ведется в разрезе счета 20 «Основное производство», используется счет для обобщения информации о затратах транспортных перевозок.

По дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства.

По кредиту счета 20 "Основное производство" отражаются суммы фактической себестоимости оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 20 "Основное производство" в дебет счета 90 "Продажи".

Величина расходов, связанных с реализацией по маршрутным (городским, внутрирайонные) пассажирским перевозкам и прочей деятельности, калькулируемая на отдельных субсчетах счета 20 «Основное производство»:

  • 20-1-1 – «Городские перевозки»;

  • 20-1-2 – «Внутрипоселковые перевозки»;

  • 20-2 – «Диагностика автомобилей»;

  • 20-3 – «Заказные перевозки»;

  • 20-4 – «Коммерческие перевозки»;

  • 20-5 – «Аренда для стоянки автомобилей».

При формировании расходов по видам деятельности обеспечена группировка следующих элементов:

  • материальные затраты;

  • затраты на оплату труда;

  • отчисления на социальные нужды;

  • амортизация;

  • прочие расходы.

Расходы, непосредственно связанные с реализацией услуг, отражающие на отдельных субсчетах счета 20 «Основное производство» в последующем списываются на отдельные субсчета счета 90 «Продажи»:

  • 90-1-1 – «Городские перевозки»;

  • 90-1-2 – «Пригород и междугородние перевозки»;

  • 90-2 – «Диагностика»;

  • 90-3 – «Заказные перевозки»;

  • 90-4 – «Коммерческие перевозки»;

  • 90-5 – «Аренда».

Остаток по счету 20 "Основное производство" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства. В целях организации контроля за состоянием и движением средств нераспределенной прибыли ведется аналитический учет по счету 84 «Нераспределенная прибыль».

На основании Главной книги ООО «Калачинское АТП-36» составим схемы бухгалтерских записей по субсчетам счета 20 «Основное производство».

Рассмотрим на рисунке 1 корреспонденцию счетов по счету 20-1-1 «Городские перевозки» в ООО «Калачинское АТП-36» за 2012 г.

Счет 20-1-1 «Городские перевозки»

Дебет

Кредит

Сальдо на 01.01.12 г. – 0

 

1)Д20-1-1 К70 – 2549548,62– начислена заработная плата водителям автобуса и кондукторам. Путевой лист автобуса.

2)Д20-1-1 К69-1 – 20396,3– начислены отчисления в ФСС и ФФОМС.

3)Д20-1-1 К02 – 12263,28 – начислена амортизация по транспортным средствам. Ведомость начисления амортизации.

4)Д20-1-1 К10-1 – 84496,75– списаны материалы. Расшифровка по счету 10-1«Материалы».

5)Д20-1-1 К10-4 – 336975,58 – списаны запасные части. Расшифровка по счету 10-4 «Запасные части».

6) Д20-1-1 К10-5 – 1540775,67– списаны ГСМ. Карточка учета ГСМ.

7) Д20-1-1 К10-7 – 128553,05– списаны автошины. Расшифровка по счету 10-7 «Автошины»

8) Д20-1-1 К10-6* – 54119,36– списана сумма по ремонту газового оборудования сторонними организациями. Акт о выполненных работах.

9) Д20-1-1 К26 – 3242804,97 – списаны общехозяйственные расходы. Счет-фактура, Счет и др.

10) Д20-1-1 К69-3 - 509909,69– начислены отчисления в пенсионный фонд.

1)Д 90-1-1 К20-1-1 – 8479843,27 – списана фактическая себестоимость на финансовые результаты.

Оборот – 8479843,27

Оборот – 8479843,27

Сальдо на 01.01.2013 - 0

 

* некорректная запись

Рис. 1 – Схема бухгалтерских записей по счету 20-1-1 «Городские перевозки» в «ООО Калачинское АТП-36» за 2012г., руб.

За последние годы (2010 – 2012 г.) структура затрат в целом по обслуживанию ООО «Калачинское АТП-36» существенно изменилась, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1.

На основании информации о затратах предприятия представим методику расчета себестоимости транспортных перевозок .

Таблица 1 – Состав и структура затрат ООО «Калачинское АТП-36» по обычным видам деятельности за 2010-2012гг.

Элемент затрат

2010г.

2011 г.

2012 г.

Сумма, тыс. руб.

% к итогу

Сумма, тыс. руб.

% к итогу

Сумма, тыс. руб.

% к итогу

Материальные затраты, в том числе:

Горючее:

Смазочные материалы:

Автошины:

Ремонтный фонд

6631,1

4205,9

158,7

397,5

1869

34,7

22,0

0,8

2,1

9,8

7264,6

4276,6

179,1

426,6

2382,3

32,1

19,1

0,8

1,8

10,4

6207,0

4230,7

185,3

381,1

1409,9

28,9

19,6

0,8

1,8

6,6

Основная и дополнительная заработная плата

9215

48,1

9646,7

43,2

10002,6

46,5

Отчисления на социальное страхование

1363,8

7,1

3357,1

15,0

2080,6

9,7

Амортизация

144,7

0,7

134,9

0,6

88,8

0,4

Прочие расходы

1779,8

9,3

1936,9

8,6

3127,1

14,5

Итог по элементам затрат

19134,4

100,0

22340,2

100,0

21506,1

100,0

Анализ данных этой таблицы позволяет определить, что влияние материальных затрат в общем по производству занимают немалое место в общей структуре затрат, что означает – ООО «Калачинское АТП-36» является материалоемким предприятием. Как можно заметить, произошел рост заработной платы в структуре затрат исследуемого предприятия. Это связано с тем, что за три года штат сотрудников увеличился на 12 человек. Вместе с ростом заработной платы произошел рост отчислений в фонд социальной защиты. Затраты на амортизацию подвижного состава за 3 года уменьшились на 0,3%.За три года прочие затраты увеличились на 5,1% за счет увеличения платы за услуги связи, коммунальные услуги, услуги автовокзалу и т. п.

На структуру затрат за анализируемый период повлияли следующие факторы:

  • использование более дешевых материалов на ремонт автомобильной резины и обслуживание автомобилей;

  • рост заработной платы и социальных отчислений соответственно;

  • подорожание стоимости энерго- и тепло-тарифов, а также горючего.

Как было упомянуто выше, основу деятельности ООО «Калачинское АТП-36» составляет перевозка пассажиров. Для того чтобы проанализировать динамику выполнения данной работы обратимся к таблице 2.

Таблица 2 – Динамика транспортной работы

ООО «Калачинское АТП-36» за 2010-2012гг.

Вид услуги

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.

Перевезено пассажиров, тыс. чел.

1498,8

1390,5

1310,6

87,4

Таблица показывает, что динамика перевозок пассажиров за три года существенно изменилась в сторону уменьшения на 188,2 тыс. чел. Из этого следует, что объём перевозок пассажиров в 2012 г. по сравнению с 2010 г. снизился на 87,4%. Данное обстоятельство свидетельствует о снижении потребности населения в услугах пассажирского автотранспорта. Объём перевозок пассажиров – это один из элементов, формирующих пассажирооборот, который в свою очередь является показателем, определяющим себестоимость единицы выполнения перевозок.

Себестоимость единицы транспортной работы – это показатель, определяющий какое количество затрат приходится на 10 пассажиро-километров. Данный показатель рассчитывается следующим образом:

Себестоимость 10 пассажиро-километров =

=,

где ПС – полная себестоимость.

Для того, чтобы исследовать динамику себестоимости 10 пассажиро-километров рассмотрим данные таблицы 3.

Таблица 3 – Себестоимость единицы транспортной работы

(10 пассажиро-километров) и её динамика ООО «Калачинское

АТП-36» за 2010 – 2012 гг.

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.

Пассажирооборот, тыс. пасс.-км.

11256,2

10132,5

9404,9

83,5

Полная себестоимость перевозок, тыс. руб.

19134,4

22340,2

21506,1

112,4

Плановая себестоимость 10 пассажиро-километров,руб.

17,8

23,1

24,2

136,0

Фактическая себестоимость 10 пассажиро-километров, руб.

17,0

22,0

23,0

135,2

Калькуляционная разница 10 пасс.-км, руб.

0,8

1,1

1,2

150,0

Калькуляционная разница, руб.

9004,9

11145,75

11285,9

125,3

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что динамика себестоимости 10 пассажиро-километров имеет тенденцию к увеличению. По сравнению с 2010 годом в 2012 году данный показатель увеличился на 6,0 руб., что составляет 35,5%.

Факт роста себестоимости обусловлен снижением пассажарооборота на данном предприятии за исследуемый период. Рассчитав калькуляционную разницу, можно сделать вывод, что плановая себестоимость выше фактической, следовательно происходит экономия.

На увеличение себестоимости услуг оказали влияние следующие факторы:

  • в связи с увеличением прожиточного минимума увеличилась средняя заработная плата работников, что привело к увеличению фонда оплаты труда;

  • повышение цен на бензин, горюче-смазочные материалы, запасные части.

Можно выделить отдельные направления совершенствования учета затрат вАТП-36, которые должны заключаться:

— в уменьшении трудоемкости учетных процессов и процедур;

— в повышении прозрачности информации о затратах с целью усиления контрольно-аналитических функций учета;

— в снижении показателей затрат автотранспортных организаций;

— в создании предпосылок для организации учета в целях управления и др.

Существенного снижения себестоимости транспортных перевозок на предприятие можно достичь только за счёт разработки и реализации комплексной программы снижения издержек, которая должна быть постоянно действующей и периодически корректироваться с учётом изменившихся обстоятельств.

Библиографический список

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. № 402-ФЗ [Электронный ресурс]. – М., [2013]. – Режим доступа : информационно-правовая справочная система Консультант Плюс.

  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008. № 106н (в ред. от 18.12.2012.) [Электронный ресурс]. – М., [2013]. – Режим доступа : информационно-правовая справочная система Консультант Плюс.

  3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99. № 33н (в ред. от 27.04.2013.) [Электронный ресурс]. – М., [2013]. – Режим доступа : информационно-правовая справочная система Консультант Плюс.

  4. Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта" (утв. Минтрансом РФ 29.08.1995). [Электронный ресурс]. – М., [2013]. – Режим доступа : информационно-правовая справочная система ГАРАНТ.

  5. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / С.М. Пястолов.– М .; Изд-во Академия, 2012. – 384 с.

  6. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет / М.А. Вахрушина. – М.: Изд-во Омега-Л,2011. – 570 с.

  7. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы / В.Э. Керимов. – М.; Изд-во Дашков и К, 2010 г. – 475 с.

  8. Котеневой Е.Н. Управление затратами предприятия: Учебник / Е.Н. Котеневой, Г.К. Краснослободцева. – М.; Изд-во Инфра-М. – 2012г. – 248 с.

  9. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности / В.Ф. Палий. – М.: Инфрам-М, 2009г.- с.258.

  10. Чая В.Т. Международные стандарты финансовой отчетности : International Accounting Standards. International Financial Reporting Standards: учебное пособие / В.Т. Чая, Г.В. Чая, - М.: КНОРУС, 2009. – 240 с. – ISBN 5- 85971-094-1

 

Просмотров работы: 10144