ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ «КОРЫСТНОГО» ТИПА ПРЕСТУПНИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕМПОРАЛЬНОГО ПОДХОДА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ «КОРЫСТНОГО» ТИПА ПРЕСТУПНИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕМПОРАЛЬНОГО ПОДХОДА

Коваль А.Ш. 1, Рудая И.В. 1
1Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в развивающемся украинском обществе стала приоритетной тенденция гуманизации пенитенциарной системы. Одним из исходных положений реформирования системы учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является максимальная дифференциация исполнения наказания в виде лишения свободы в зависимости от личности осужденного и степени общественной опасности совершенного преступления.

Изучение мотивационной сферы преступников корыстного типа в первую очередь связано с тем, что именно корыстные преступления занимают одну из ведущих позиций в общей структуре преступности.

Вопросы мотивации в психологии разрабатывались путем абсолютизации отдельных компонентов этого феномена. В качестве этих компонентов выступали: индивидуальное инстинктивное (З. Фрейд)[7]; коллективное бессознательное (Г. Юнг)[11] и окультуренное бессознательное (К. Хорни)[8].

В отечественной психологии исследователи сводят источник человеческой активности к одной или нескольким побудительным силам. Роль таких сил выполняют потребности и их модификации (А.В. Петровский)[5]; чувства, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, общественные требования). То есть, целостной теории мотивации, о необходимости которой писал С.Л. Рубинштейн, на сегодняшний день не существует[6].

Проблема времени является междисциплинарной, и решается на основании разных методологических подходов (Е.И. Головаха, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов и др.)[9,10]. Несмотря на то, что вопрос временной локализации является важнейшим как для профилактической работы с правонарушителями, так и для следственной и судебной практики, не обнаружено исследований мотивационной сферы правонарушителей в рамках темпорального подхода. Этот факт указывает на существенные пробелы в изучении психологических характеристик личности с точки зрения временной локализации и отсутствии подобных исследований в рамках юридической психологии.

Актуальность исследования.Мотивация корыстных преступников с позиций психологии времени, представляет собой важную психологическую проблему, имеющую ярко выраженное практическое значение. Изучение собственной единицы времени и полимотивационных тенденций позволяет выявить специфические компоненты мотивации осужденных к лишению свободы корыстных преступников, классифицировать их по критерию мотивационной направленности и внутренних психологических механизмов, детерминирующих преступное поведение, а также, разработать методы психологического воздействия на них с целью переориентации и профилактики преступного поведения.

Работа состояла из 4 этапов научного поиска, каждый из которых имел собственную цель и задачи. В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики: хронометрирование (Б. И. Цуканов) и методика диагностики полимотивационных тенденденций в «Я-концепции» личности (С. М. Петрова.

В исследовании приняли участиеосужденные, совершившие преступления корыстной направленности в возрасте от 19 до 40 лет, гендерный аспект не учитывался.Исследование проводилось в Одесском следственном изоляторе на территории Черноморской исправительной колонии № 74.

Профиль преступлений в выборке

Примечание: в % выражено количественное значение определенных преступлений.

Анализ гистограммы показывает, что количество осужденных по статье185( кража, совместно с проникновением в чужое жилище) действующего Уголовного кодекса Украины занимает 53% исследуемой выборки[4].

Экспериментально доказано, что у каждого человека в непосредственнопереживаемой длительности существует субъективная единица времени, которая выполняет функцию шага, измеряющего ход переживаемого субъектом времени и является жесткой константой, которая определяется из отношения ,

где τ(тау) – собственная единица времени индивида, – субъективно отмеренный промежуток времени, – заданный экспериментатором временной интервал. Результаты по измерению собственной единицы времени и типологические группы, выделенные на ее основе в исследуемой выборке представлены ниже.Сплошной спектр "τ-типов" находится в стойких пределах (0,7 ‹ τ ‹ 1,1 с)[9].

Для холероидной группы характерны значения собственной единицы времени 0,7с≤τ≤0,8с, для сангвиноидной характерны значения 0,8с≤τ≤0,9с, для равновесно типа присуще значение тау в 0,9 с, меланхолоидной группе свойственен диапазон 0,9с≤τ≤1с и для флегматоидной группы диапозон 1≤τ≤1,1с.

Состав типологических групп

Примечание:

– флегматоидная группа; - сангвиноидная группа

- равновесная группа - меланхолоидная группа.

в % указано количество правонарушителей корыстной направленности

С нашей точки зрения, преобладание меланхолоидного типа в исследуемой выборке может быть связано с качествами и их сочетаниями, свойственными для представителей данного типа темперамента и способными обусловить поведение по «корыстному» типу.%); Меланхолоидный тип темперамента характеризуется высоким уровнем нейротизма (тревожны), повышенной сензитивностью и ранимостью, скрытой агрессивностью, способностью к сильным переживаниям и аффективным эмоциональным реакциям, внушаемостью.

Исследование мотивационной сферы личности «корыстных» преступников проводилось по методики С. М. Петровой, которая включает в себя 32 возможных направленности мотивационной сферы в «Я-концепции» личности и распределены дихотомически по 16 шкалам.

Результаты по данной методике в исследуемой выборке представлены ниже

Исходя из выраженности мотивационных тенденций следует определенный профиль мотивационной сферы «корыстного» типа преступника, отличительными особенностями которой являются:

  • стремления к материальному благополучию;

  • преувеличение ценности денег;

  • нежелание соблюдать социальные нормы и подчиняться общим законам;

  • стремление завоевать авторитет и уважение окружающий любым способом.

В некоторых случаях ведущими мотивационными тенденциями выступили:

  • позитивное отношение к окружающим;

  • стремление к саморазвитию и обогащению своей интеллектуальной сферы;

  • необходимость коммуникаций и поддержания дружеского взаимодействия с окружающим социумом.

Измерение собственной единицы времени у правонарушителей с корыстной направленностью выявило, что значение собственной единицы времени варьирует в диапазоне от 0, 9 с до 1с, что соотносимо с меланхолоидным типом темперамента, который характеризуется повышенной чувствительностью, ранимостью, внушаемостью, высоким уровнем тревожности и преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения.

Полученные нами данные подтверждают принадлежность подростков – делинквентов, осужденных за корыстные преступления различной степени тяжести (82,62 %) к меланхолоидной группе темперамента[2,3].Доминирование представителей меланхолоидной группы в выборке делинквентных подростков является одним из факторов риска в формирования делинквентности слабость нервной системы меланхолика усиливает личностную дезадаптацию и психологическую зависимость от неблагоприятных внешних условий.

Ведущими мотивационными тенденциями в "Я-концепции" личности правонарушителей корыстной направленности являются материальная (акизитивная) и отклоняющаяся тенденция. То есть данной социальной группе свойственно стремление к материальному благополучию, чрезмерная ценность денег, нежелание соблюдать общепринятые социальные нормы и правила, выработка собственных законов и правд.

Список использованных источников

  1. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. - 209 с.

  2. Коваль А.Ш. Особенности субъективного шага времени у несовершеннолетних преступников / А.Ш. Коваль // Матеріали науково-практичної конференції «Актуальні проблеми сучасної психології та педагогіки вищих навчальних закладів МВС України», ХУВД. Харків, 2011. – С. 81–86.

  3. Коваль А.Ш. Темпоральный подход в системе профилактики противоправного поведения подростков / А.Ш. Коваль // Вісник Одеського національного університету імені І.І. Мечникова. Психологія. – 2012. – Т. 17. Вип. 8. – С. 391–398.

  4. Кримінальний кодекс України. Кримінальний процесуальний кодекс України:за станом на 1 липня 2012 року. – К. :Юрінком Інтер,2012. – 608с.

  5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982

  6. Рубинштейн С.ЛОсновы общей психологии//[Под редакцией А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская]. - СПб.: Питер, 2002 – 644c

  7. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Психология бессознательного. СПб. Питер. 2004

  8. Хорни К. Наши внутрение конфликты. Конструктивная теория невроза. Изд-во Академический проект 2007.

  9. Цуканов Б.И. Время в психике человека /.Цуканов Б.И. Одесса:АстроПринт, 2000. – 221с.

  10. Элькин Д. Г. Восприятие времени / Давид ГенриховичЭлькин. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. — 311

  11. Юнг К.-Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М., 1996. 269 с.

Просмотров работы: 2135