СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Задорина М.А. 1
1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время государственная политика в сфере образования направлена на повышение эффективности профессионального образования, обеспечение соответствия образовательных программ и качества выпускников требованиям работодателей и потребностям социально-экономической сферы.

Многие отечественные исследовали (В. И. Байденко, О. Н. Олейникова, В. А. Михеев, Т. М. Глушанок, А. М. Осипов, В. Г. Зарубин, А. А. Муравьева, В. В. Тумалев, В. А. Щеголев, Н. А. Назарова, Е. В. Пермяков и др.) основным средством достижения вышеобозначенных задач называют социальное партнерство в профессиональном образовании.

Единого подхода к определению социального партнерства в профессиональном образовании сегодня не выработано. С одной стороны, социальное партнерство рассматривается как средство повышения качества образования, представляющее собой «особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса» [4, с. 80]. С другой стороны, социальное партнерство определяют как «средство повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивающее связь образовательных услуг с экономической жизнью, сферой труда и необходимый баланс спроса и предложения квалификаций, умений и компетенций на рынке труда» [9, с. 4].

Кроме того, под социальным партнерством в профессиональном образовании понимают «взаимодействие предприятий (работодателей), общественных организаций, государственных органов власти (в сфере образования, труда и занятости), учреждений профессионального образования, профессионально-педагогического сообщества и граждан, которые намереваются получить, получают или уже получили профессиональное образование (обучающиеся образовательных учреждений, их родители, работники), действующих на основе консенсуса и взаимного учета интересов и потребностей в целях повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на профессиональные компетенции рабочей силы на рынке труда» [6, с. 63].

В системе профессионального образования сегодня остается множество неразрешенных проблем. Особенно остро стоит вопрос об эффективности среднего профессионального образования, которое «имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена … в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [1]. Основной проблемой, характерной для данного уровня профессионального образования является «противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием…» [2].

Следует отметить, что такая проблема характерна для большинства российских регионов. Одним из методов ее решения является развитие социального партнерства в профессиональном образовании, как, например, в Свердловской области.

Основными проблемами в Свердловской области являются [8, с. 39]: сокращение доли населения в трудоспособном возрасте; территориальная несбалансированность трудовых ресурсов; несоответствие предложения образовательных услуг потребностям работодателей.

В настоящее время численность учреждений среднего профессионального образования в Свердловской области постепенно растет (далее – УСПО). Одной из причин данного процесса является изменение статуса учреждений начального профессионального образования на учреждения среднего профессионального образования.

На конец 2012 г. число УСПО было равно 116, в том числе 8 из них являлись негосударственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования [11, с. 81]. Вместе с тем, численность выпускников УСПО снижается: в 2012 г. численность выпускников снизилась на 12 % (по сравнению с 2011 г.) и составила 16,9 тыс. чел. Кроме того, снижается и число преподавателей в колледжах, техникумах: с 4,9 тыс. чел. в 2009 г. до 3,9 тыс. чел. в 2012 г. [11, с. 82]

В настоящее время в структуре безработицы по возрастным группам в Свердловской области преобладает молодое население в возрасте до 29 лет – 42% [10, с. 121]. В большинстве случаев определиться с трудоустройством труднее выпускникам вузов [8, с. 144]. Между тем, основная масса абитуриентов намерена поступать именно в учреждения высшего профессионального образования [12].

Особое значение имеет тот факт, что в среднесрочной перспективе в Свердловской области ожидается рост спроса на специалистов со средним профессиональным образованием, который будет превосходить спрос на выпускников вузов в три раза [5, с. 54-62]. Особенно остро будет стоять вопрос о нехватке специалистов со средним профессиональным образованием в таких отраслях, как химическое производство и биотехнологии, металлургия, машиностроение и материалообработка.

Следует отметить, что и в настоящее время наблюдается дефицит кадров со средним профессиональных образованием (включая специалистов с начальным профессиональным образованием, которое с 01.09.2013 приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих). В 2012 г. потребность предприятий и организаций в рабочей силе составила 258,6 тыс. чел. [8, с. 33], из которых 75 % –вакансии по рабочим профессиям Наибольшее число вакансий представлено отраслями обрабатывающего производства, оптовой и розличной торговли, сферой образования [1, с. 3].

На решение проблемы десинхронизации между подготовкой специалистов и потребностями регионального рынка труда направлено взаимодействие образовательных учреждений, работодателей, органов власти и граждан в рамках социального партнерства.

Согласно данным Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, в 2012 г. договоры о взаимодействии с предприятиями различных форм собственности имели все образовательные учреждения профессионального образования [8, с. 145-146]. Согласно данным, отраженным в табл. 1, количество предприятий, взаимодействующих с УСПО по различным направлениям деятельности постоянно растет [7, с. 99; 8, с. 145-146].

Таблица 1

Направления работы предприятий области с учреждениями среднего профессионального образования, ед.

Направления работы предприятий

2011

2012

Трудоустройство выпускников обеспечивают

986

990

Организация мест практики

1254

1260

Стажировка и повышение квалификации педагогов

296

300

Участие в разработке содержания профессиональных образовательных программ

657

660

Участие в процедуре государственной итоговой аттестации выпускников

534

540

Участие в модернизации материальной и производственной базы

246

250

Участие в конкурсах профессионального мастерства

364

370

Всего:

4337

4370

Тем не менее, существует необходимость частичной модернизации большого количества образовательных программ профессионального образования, а также приведение материально-технической обеспеченности каждой пятой профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС [8, с. 141].

Негативное воздействие на приведение системы подготовки кадров в соответствие с потребностями рынка труда в регионе оказывает «слабое нормативно-правовое и организационное обеспечение взаимодействия предприятий, организаций, образовательных учреждений и государственных органов – субъектов социального партнерства в профессиональном образовании – в процессе выработки консолидированной концепции и согласованных подходов к решению проблемы обеспечения экономики региона профессиональными кадрами» [6, с. 68]. В связи с этим основной упор при проведении государственной политики в области повышения качества подготовки молодых специалистов со средним профессиональным образованием следует делать на развитие и совершенствование нормативно-правового регулирования и организационного обеспечения социального партнерства в профессиональном образовании.

Основными мероприятиями в данном направлении могут выступать: разработка и принятие закона «О социальном партнерстве в профессиональном образовании» (на основе Письма Минобразования РФ от 21.11.2003 г. № 19-52-1130/19-28 «Об обеспечении социального партнерства системы среднего профессионального образования» и утратившего силу Постановления Правительства Свердловской области от 24 ноября 2000 г. № 959-ПП «О развитии социального партнерства в сфере начального профессионального образования Свердловской области», научно-теоретических разработок российских и зарубежных исследователей в сфере социального партнерства), разработка типовых форм договоров о социальном партнерстве, создание Центра по развитию социального партнерства в профессиональном образовании при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, внесение дополнений в областные программы модернизации и развития образования и в Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».

В заключение хочется отметить, что социальное партнерство в профессиональном образовании способствует не только повышению качества получаемого образования, но и наиболее полной реализации права на труд, а также вносит значительный вклад в развитие экономики, культуры и благосостояния граждан.

Литература

  1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  2. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 7.02.2011 г. № 6. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  3. Анализ профессиональной структуры безработицы в Свердловской области // Деп-т по труду и занятости населения Свердловской области : [веб-сайт]. 2012. URL: http://www.szn-ural.ru/home/rinoktruda/analit.aspx.

  4. Глушанок Т. М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6. С. 80-83.

  5. Жога Г. В., Толмачев Д. Е., Алейникова И. С. и др. Анализ территориальной, возрастной и образовательной структуры трудовых ресурсов Свердловской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе : отчет о науч.-исслед. работе / Екатеринбург, 2012. URL: http://invest.midural.ru/images/uploads/Analiz_trydovix_recyrcov.pdf.

  6. Задорина М. А., Тесленко И. В. Изучение социального партнерства в профессиональном образовании на региональном уровне (по материалам исследования в Свердловской области) //Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены: электрон. науч. журн. 2013. № 5. С. 61–69. URL: http://wciom.ru/journal117/

  7. О состоянии системы образования Свердловской области в 2011 году: ежегод. доклад / Мин-во общ. и проф. образования Свердлов. области. Екатеринбург, 2012. URL: http://www.minobraz.ru/dokumenty/oblastnye_dokumenty/page3/

  8. О состоянии системы образования Свердловской области в 2012 году: ежегод. доклад / Мин-во общ. и проф. образования Свердлов. области. Екатеринбург, 2013. URL: http://www.minobraz.ru/dokumenty/oblastnye_dokumenty/

  9. Олейникова О. Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. М.: Центр изучения проблем проф. образования, 2005. 82 с.

  10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб. М.: Росстат, 2012. 990 с.

  11. Свердловская область в 2008 – 2012 годах: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2013. URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sverdl/ru/publications/

  12. Тесленко И. В. Портрет абитуриента 2013 года (выпускника школы, поступающего в учреждения СПО и ВПО): результаты исследования // Современные проблемы науки и образования : электрон. науч. журн. 2013. № 4. URL: http://www.science-education.ru/110-9665.

Просмотров работы: 2646