ВЛИЯНИЕ ВНЕШНОСТИ НА САМООЦЕНКУ ДЕВУШКИ ПРИ  ЕЕ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНОСТИ НА САМООЦЕНКУ ДЕВУШКИ ПРИ  ЕЕ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ

Гофман  Ю.О. 1, Гофман  Ю.О. 1
1Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сияющая красота юности уменьшается в своем совершенстве от чрезмерных и слишком изысканных украшений.

Леонардо да Винчи

В современной человеческой культуре возникает ряд вопросов, связанных с адаптационным процессом и самооценкой. Известно, что эти два процесса неразрывно связанны друг с другом.

Самооценка личности является важным регулятором поведения человека. От нее во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам, как в учебном процессе, так и в других сферах взаимодействия с окружающими. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшую социализацию его личности.

Тема, которую ми рассматриваем, является достаточно актуальной, поскольку, окончив среднюю школу, большинство девушек и юношей поступает в высшие учебные заведения. Юные студенты приходят в совершенно новое общество, где сталкиваются с новыми правилами. Перед ними возникает задача - «вписаться в коллектив». Для успешной адаптации молодые люди должны обладать не только определенным багажом знаний, но и быть уверенными в себе личностями. Среди психологических детерминантов качества адаптации на начальном периоде обучения в ВУЗе следует отметить самооценку (этот показатель значимо связан с отношением к обучению, к преподавателям и к сокурсникам). Очень часто самооценка в юношеском возрасте зависит от отношения к своей внешности, эта тенденция ярко выражена у женского пола. Неприятие девушки своей наружности, ухудшает процесс адаптации.

Согласно воззрениям представителей психодинамического подхода, отрочество и юность является бурной стадией из-за драматических психологических изменений, происходящих в это время. Биологические и агрессивные влечения, которые пребывали в спячке на латентной стадии, теперь угрожают овладеть Эго и разрушить его защитные механизмы.

Важным моментом этого возраста является поступление девушек и парней в ВУЗ.

Студенческий возраст самый креативный в жизни человека, так как это расцвет интеллектуального и физического потенциала личности. Время учебы в ВУЗе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых как: Э. Эриксон, В.С.Мухина, И. С. Кон и др.

Факт поступления в ВУЗ укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полноценную и интересную жизнь.

Успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание - функция регуляции познавательной деятельности. Факторы очень сильно влияют на процесс адаптации студента к новым для него условиям вузовской жизни. И от того, как вчерашний школьник или в особенности «приезжий студент», живущий в отрыве от семьи, пройдет этот период, будет во многом зависеть качество его учебы.

Если говорить об адаптации девушки в новом коллективе, то тут нужно учитывать ее отношение к своей внешности, она в этот момент играет важную роль. Изучение самооценки было бы неполным без анализа такого компонента общей самооценки личности, как самооценка внешности (Р. Бернс, И.С. Кон, Р. Мейли и др.). Немаловажное место в исследовании проблемы восприятия собственной внешности занимает изучение роли первого впечатления на формирование понятия о другом человеке как личности (А.А. Бодалев), связи представления о собственной внешности и общения (А.А. Бодалев, В.Н. Панферов), влияния представления о собственной внешности на понимание своей личности (А.Г. Гусева). Введены, конкретизированы и обобщены понятия "образ тела", "схема тела" с осознанными элементами внешнего физического облака (В.Н. Куницина), выделены основные признаки восприятия внешности: аналитические, функциональные, социальные (А.Г. Гусева). Установлены параметры интерпретации собственной внешности и собственной личности (А.Г. Гусева).

Мы искренне считаем, что красивые люди обладают привлекательными для нас чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей.

Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании людей затем переносится и на восприятие человеком самого себя.

Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма).

Начиная с подросткового возраста, общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности [1].

В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходимо принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные от бытующих стереотипов, которые поддерживаются и средствами массовой информации.

Желание органично вписаться в окружение и считаться «нормальным» может стать основным аспектом благополучия юношей и девушек (Лиосси), а физическая внешность часто является главным объектом внимания при оценке того, соответствует ли человек группе сверстников. Особенности внешнего вида воспринимаются и как первый ключ к дружбе и ухаживанию.

Если говорить о девушках, для которых презентабельная внешность является фактически основным критерием успешности, то можно сделать вывод, что красота у них занимает одно из первых мест. Пропаганда внешней красоты осуществляется с помощью средств массовой информации, на обложках журналов, телевидении нам встречаются женщины модельной внешности, которые подчеркивают этим свою успешность, а мы в это время подсознательно начинаем стремимся к этому идеалу. В голове всегда мелькает мысль, что внешность - это не главное, но все равно, выходя на улицу, мы наносим толстый слой косметики, одеваем что-то модное и красивое, ведь так приятно ловить на себе восхищенные взгляды противоположного пола.

Поступив в ВУЗ, молодые люди приходят в новый коллектив, где хотят быть замечены. Из-за юного возраста (17-18 лет), большинство девушек считают, что основным способом выделиться, является создание красивого и стильного образа, который тщательно подбирается с помощью модных журналов и телевидения. Речь идет о том, что любая юная леди хочет создать о себе хорошее впечатление.

Первокурсники входят в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных и социальных отношений. Это многогранный и многоуровневый процесс.

Особенно большие проблемы испытывают студентки-девушки. Они очень уязвимы и в отношении физической привлекательности, своей внешности и опрятности, для них очень важно одевать модную дорогую одежду, украшения, иметь под рукой самую последнюю косметику и т. п. К девочкам более высокие требования и в отношении учебы и успеваемости, ведь наши родители воспитывают наших девочек прежде всего на морали и нравственности, в отличие от мальчиков, которых воспитывают на приобретении достижения. Таким образом, образование для наших девочек – это, прежде всего, ценность и культура, а для мальчиков - это компонент, и не всегда принятый, достижений.

У современных девушек наблюдается тенденция к недооценке своей внешности. Поэтому восприятия своего тела как внешнего облика в юношеской среде, особенно среди девушек является актуальной проблемой.

Таким образом, становится вполне очевидно, что влияние внешней привлекательности достаточно велико на этапе установления взаимоотношений. Эмоционально положительный образ начинает как бы, позитивно достраиваться. Внешне привлекательный человек наделяется рядом положительных свойств и качеств — эмоциональностью, теплотой, успешностью и т.п. Подтверждение этому может быть найдено и в народных сказках, в которых положительный герой всегда привлекателен или, в конечном итоге, становится таковым, а негативный персонаж наделен неприятной внешностью, примером чему является Баба-Яга. Другое дело, что в жизни часто все случается наоборот. Зафиксированное утверждение, конечно же, надо воспринимать как абстрактную констатацию, реальная интерпретация которой может быть опосредована личным эмпирическим опытом межличностных отношений конкретного человека, спецификой его интересов, ценностей, вкуса, привязанностей и т.п. Безусловным является лишь то, что для развития отношений необходимо, особенно на начальном этапе, уделять внимание своей внешности как усилителю продуктивности будущих взаимоотношений. При отсутствии привлекательной формы мало у кого возникнет интерес пусть даже и к богатейшему содержанию.

Внешняя привлекательность для девушки является важным фактором в условиях адаптации. Осознание своей привлекательности позволяет налаживать межличностные отношения с окружающими людьми [2]. Когда при этом девушка становится студенткой, презентабельная внешность является выигрышным козырем, ведь ее самооценка неразрывно связана с данным феноменом. Ведь как сказала Паулина Фредерик (американская актриса): «Когда мужчина встает, чтобы что-то сказать, люди сначала слушают, а потом смотрят на него. Когда женщина встает, люди сначала смотрят, а затем (если им нравится то, что они видят) слушают». Ведь как приятно осознавать, что ты прекрасна, хочется сразу выпрямить спинку и пойти легкой походкой в нужном направлении. Конечно, встречаются девушки, которые будут утверждать, что им наплевать, как они выглядят, но сейчас, в условиях конкурентной борьбы должно прекрасно быть все: душа, мысли и в том числе тело.

Прекрасному полу не достаточно владеть определенным багажом знаний, нужна уверенность в том, что ты внешне привлекательный объект. Зависимость самооценки от внешности не может быть преувеличенной, ибо процесс адаптации во многом связан с отношением к своей внешности ( на вряд ли серая мышка, неуверенный в себе человек сможет успешно пройти все этапы этого процесса). Девушке важно как она выглядит, не бывает женщин, которые скажут: «Я хочу быть некрасивой», бывают женщины, которые не правильно распоряжаются внешними данными.

Умение правильно себя презентовать позволяет человеку быть востребованным на рынке труда, успешность во многом зависит от личного отношения к себе, от уверенности в своих силах.

Умение быть удовлетворенным жизнью, это, прежде всего, не накапливать претензий. С тех пор, как человек начал познавать добро и зло, в нем живут Каин и Авель, то есть положительное и отрицательное начало, ведущие между собой непрерывную борьбу. И наш выбор: либо уравновесить в себе эти две стороны, либо быть на чьей-то стороне. То есть каждый решает, в каком направлении использовать свой потенциал.

Самооценка начинается с удовлетворения или неудовлетворения в мелочах и постепенно распространяется на все: партнёра, жилье, еду, одежду, работу.

Важно научиться чувствовать удовлетворение оттого, что имеешь в настоящий момент, постепенно улучшать в своей жизни всё, что можно улучшить.

Если мы хотим добиться больших успехов в своей жизни, шире развернуть свой потенциал, нам нужно культивировать удовлетворённость, повышать самооценку. Всё начинается и заканчивается самооценкой и удовлетворённостью (самодостаточностью), это основа (фундамент) нашей жизни и духовного развития.

Что касается женской привлекательности, то не нужно иметь модельную внешность, парадоксально, но в мире существует так называемая дискриминация по красоте. Видя на собеседовании девушку или юношу модельной внешности, работодатель часто скептически относится к их профессиональным знаниям.

Психологи утверждают: не надо равняться на голливудские критерии, чтобы добиться успеха в профессиональном плане. Здесь карьеристу больше помогут усредненные стандарты, нежели что-то выдающееся. В мире бизнеса интеллектуальный потенциал человека ценится выше, чем внешние данные, а потому для «золушек» наступили благодатные времена [3].

Однако не стоит думать, что торжество интеллекта отменило какие-то внешние критерии. Люди, с которыми мы работаем, общаемся, живем, по-прежнему всех встречают по одежке, а следовательно наш имидж может сыграть либо за нас, либо против.

Имидж дает понять окружающим, чего можно ожидать от этого человека, помогает спрогнозировать его поступки.

Каждый человек – это больше чем его тело. Тело когда-то умрет, душа останется с нами навсегда. Важно не то, какое у вас тело, а какие вы испытывайте эмоции и мысли и какие совершаете поступки. Каждый выбирает чему ему служить: страху или уверенности. Наши враги не в окружающем мире, а внутри нас.

Список литературы:

1.Бутовская М.Л. Антропология пола.-М.:Век 2, 2013.-256 с.

2. Бендас Т. В. Гендерная психология.- СПб .:Питер, 2006.-431с.

  1.  
    1. Бендас Т. В. Психология лидерства.- СПб.: Питер, 2009.-448 с.

4. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1979. 175 с. 5.Требунские О. и А. Самооценка и удовлетворенность.-СПб.:Питер, 2001, 192 с.

Просмотров работы: 4236