ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВЫРАЖЕННОСТИ СТРЕССА, ПЕРЕЖИВАЕМОГО СТУДЕНТАМИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВЫРАЖЕННОСТИ СТРЕССА, ПЕРЕЖИВАЕМОГО СТУДЕНТАМИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Зайкова М.А. 1
1Мурманский государственный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В процессе учёбной деятельности в вузе студенты ежедневно сталкиваются с разнообразными стрессовыми ситуациями, обусловленными деструктивными отношениями со сверстниками и преподавателями, неудовлетворённостью полученной оценкой, загруженным распорядком дня, социальным дискомфортом в группе.

Стресс негативно отражается как на состоянии здоровья студента, так и на качестве освоения учебных предметов, мотивации к обучению в вузе, провоцирует переживание студентами неблагоприятных психических состояний (апатия, раздражение, утомление и пр.).

Одним из исследователей, уделявших в своих работах большое внимание изучению проблемы стресса был Г. Селье, интерпретировавший это понятие как неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование [7; 8; 9], сформулировавший основные стадии стресса: стадия тревоги– организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему; стадия адаптации– приспособление к новым условиям; стадия истощения– продолжительное действие стрессора, приводит к срыву системы адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида. Также им были выделены две формы стресса:стресс полезный – «эустресс» и вредоносный – «дистресс».

Целью нашего исследования стало выявление уровня выраженности стресса, переживаемого студентами в учебной деятельности в вузе. Объект исследования: эмоциональные состояния, переживаемые студентами в учебной деятельности в вузе. Предмет исследования: уровень выраженность стресса, переживаемого студентами в учебной деятельности в вузе.

Гипотеза: 1) для студентов характерен средний уровень выраженности стресса в учебной деятельности; 2) в учебной деятельности у студентов доминируют эмоциональный и физиологический виды стресса.

Теоретико-методологической основой нашего исследования являются теории стресса Г. Селье и Р. Лазаруса; взгляды зарубежных и отечественных исследователей на проблему «стресса» (Д. Брайт, Ф. Джонс, Поллок, Ньютон, Г. Селье, Хинкль, Л. Леви, А. Каган, Р. Лазарус, Т. Кокс, Н. Е. Водопьянова, П. Д. Горизонтов, Г. Н. Кассиль, В. В. Суворова).

Для реализации цели исследования и проверки сформулированных гипотез нами применялись следующие методики: 1) шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона (в адаптации Н.Е. Водопьяновой) [3]; 2) методика «Стресс ФИЭ» (Е.С. Иванова, С.В. Голубева) [6].

В исследовании принимали участие 20 студентов второго курса МГГУ очной формы обучения, обучающиеся по направлению «Психология образования» (14 девушек и 6 юношей). Средний возраст составил – 19,5 лет.

Исследование проходило во время занятий на зачетной неделе.

Результаты исследования по шкале PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона по и по методике «Стресс - ФИЭ» свидетельствуют о среднем уровне стресса у студентов. Доминирующими видами стресса у студентов является эмоциональный и физиологический виды стресса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в студенческой популяции имеет место средний уровень выраженности стресса, в учебной деятельности у студентов доминируют эмоциональный и физиологический виды стресса. Студенты второго курса более адаптированы к рабочим нагрузкам, поэтому они не вызывают у учащихся особых затруднений и выраженных стрессовых реакций.

Литература:

  1. Аракелов, Г.Г. Психофизиологический метод оценки тревожности [Текст] / Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.К. Шотт // Психол. журн. 1997. - Т. 18. - № 2. - С. 102-113.

  2. Барфильд, В. Технический и эргономический аспекты в системах автоматизированного проектирования [Текст] / В. Барфильд, Т.Ч. Ченг, Э. Маржак, Р. Эбертс, Г. Салвенди // Человеческий фактор / под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. - Т. 6 - 456 с.

  3. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.Е. Водопьянова. – СПБ.: Питер, 2009. – 336 с.

  4. Горизонтов, П. Д. Стресс [Текст] / П.Д. Горизонтов. БМЭ, 1963. - Т. 31. - С. 608-628.

  5. Жуков, Д.А. Стресс [Текст] / Д.А. Жуков // Биология в школе. – 2004. – №2. – С. 12–17.

  6. Иванова, Е.С. Стресс-ФИЭ: методика измерения основных видов стресса [Текст] / Е.С. Иванова // Психологическая диагностика. – 2008. – № 5. – С. 82–101

  7. Селье, Г. На уровне целого организма [Текст] / Г. Селье. М.: Наука, 1972. - 122 с.

  8. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме [Текст] / Г. Селье. М.: Медицина, 1960. - 254 с.

  9. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. М.: Прогресс, 1979. -124 с.

Просмотров работы: 1533