Современная педагогика и методика выделяет интерактивное обучение как наиболее соответствующее требованиям ФГОС. Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. Это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое обучение в сотрудничестве), где учащийся и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Педагог выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы.
Методы интерактивной работы можно разделить на четыре основные группы: 1. Кооперативная учебная деятельность – это модель организации обучения в малых группах учеников, объединенных общей учебной целью. К ним можно отнести: работа в парах («лицом к лицу» «один – вдвоем – все вместе»); сменные тройки; два- четыре -все вместе (экспертные группы); перекрестные группы; карусель; аквариум; проектная работа. 2. Фронтальная работа - это интерактивные методы, в которых предполагается работа всего класса: круг знаний; микрофон (интервьюирование); мозговой штурм; обучая - учусь (броуновское движение); пила; кейс-метод; дерево решений. 3. Дискуссионное обучение – это широкое публичное обсуждение каждого либо спорного вопроса: пирамида; шумовая группа; дискуссия в форме ток-шоу; дебаты; бесконечная цепочка. 4. Игровое обучение – это построение учебного процесса путем вовлечения ученика в игру: ролевая группа; упрощенное судебное заседание; игра-путешествие; ролевые игры (драматизация, разыгрывание сценки); имитации.
Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем [1]. Оно эффективно способствует формированию умений, навыков и ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.
Любой урок (иностранного языка в частности) в интерактивном обучении - это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении - это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для реализации интерактивного обучения имеет использование ролевых игр. Ролевая игра - методический прием активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра создает условия реального общения, повышая тем самым интерес к предмету. Она находит всё более широкое применение в практике обучения иностранному языку в школе. Как известно обучающие ролевые игры способствуют выполнению важнейших методических задач: создание психологической готовности детей к речевому общению; обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Учащиеся наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Здесь каждый получает определенную роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
В играх учащиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Доказана эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. На начальном этапе учатся, играя и играя развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо научить детей прогнозировать свои результаты. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка, развиваются те личностные особенности, которые не могут развиваться вербально: умение работать в коллективе; брать ответственность за свой выбор; разделять ответственность; анализировать результаты своей деятельности; чувствовать себя членом команды.
Литература
1. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. - М., 2000
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – www.standart.edu.ru/catalog.aspx.