ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «НОВОВЯТСКИЙ ЛЫЖНЫЙ КОМБИНАТ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «НОВОВЯТСКИЙ ЛЫЖНЫЙ КОМБИНАТ»

Ляпунова А.Н. 1, Чеглакова А.О. 1, Авраменко А.А. 1
1Воронежская государственная лесотехническая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования. Сложившаяся на предприятиях методология и методика планирования не в полной мере соответствует хозяйственному рыночному механизму. Основные недостатки действующей в наше время системы планирования сводятся к следующему – предприятия отказались от перспективного планирования, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды [1].

Хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Но на сегодняшний момент в действующих организациях принимаемые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы носят фрагментарный характер, не содержат необходимых разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности планирования и снижает эффект от его применения в производственно-хозяйственной деятельности. Различные разделы текущих планов разрабатываются на разной исходной информационной базе, что приводит к рассогласованности плановых заданий по различным областям производственно-хозяйственной деятельности и структурным подразделениям предприятия. Составляемые планы, будучи по свое форме директивными, не содержат механизма корректировки в процессе их реализации. Не выполняются, что вносит определенную дезорганизацию в работу структурных подразделений предприятия и подрывает доверие исполнителей к возможностям средств и методов планирования, снижает исполнительскую и финансовую дисциплину и ответственность за конечные результаты деятельности предприятия [2].

В работе рассмотрены теоретические основы организации планирования на предприятии, приведены примеры практического применения планирования в зарубежных компаниях, а также рассмотрена организация системы планирования на ОАО "Нововятский лыжный комбинат".

Актуальность проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования деятельности предприятий, сколько восстановления бизнес-процессов с учетом реальных экономических условий, проблем и возможностей предприятий.

1 Теоретические основы организации системы планирования на предприятии

1.1 Виды и типы планов на предприятии

Планирование является одним из тех методов управления экономикой, которые весьма активно и успешно разрабатывались учеными в советское время. В этой области был накоплен немалый положительный опыт, однако в начале 90-х годов процесс реформирования отечественной экономики сопровождался довольно негативным отношением к идее планирования. Позднее к этой идее стали возвращаться как к вполне здравой, не отрицаемой ни в какой самой «наирыночной» стране. Роль и значимость планирования вообще и финансового в частности можно легко обосновать с различных позиций, поэтому банальные дискуссии о том, нужен план или нет, в настоящее время вряд ли уместны. Более того, в условиях динамично развивающейся экономики, постоянно нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции, по крайней мере, не уменьшается [5].

Нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей страны экономических категорий, но и появлению новых подходов к планированию. Прежде всего, необходимо отметить, что необходимость составления планов определяется многими причинами. Исследователи выделяют три из них, являющиеся основными:

  • неопределенность будущего;

  • координирующая роль плана;

  • оптимизация экономических последствий [2].

Действительно, если бы будущее компании было бы предопределено, то не было бы никакой необходимости составлять планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Отсюда видно, что главная цель составления любого плана - не определение точных цифр и ориентиров, поскольку этого сделать невозможно в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направлений некоторого «коридора», в границах которого может варьировать тот или иной показатель. Смысл координирующей роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет хозяйствующему субъекту работать без сбоев. Эта роль особенно проявляется в крупных компаниях, имеющих сложную структуру управления. Последняя причина составления планов заключается в том, что любое рассогласование деятельности системы требует финансовых затрат на его преодоление. Вероятность наступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осуществляется по плану Значение планирования трудно переоценить, поскольку именно план представляет собой ориентир, к которому стремится предприятие, и одновременно критерий оценки успешности его деятельности. Предприятие, как экономический субъект, может ставить перед собой различные цели, причем цели в краткосрочной и в долгосрочной перспективе могут сильно отличаться. В экономической литературе можно очень часто встретить категорическое утверждение о том, что главной целью бизнеса является извлечение прибыли. Но если посмотреть глубже, то становится очевидным, что целью любой экономической деятельности является, прежде всего, повышение благосостояния собственников действующего экономического субъекта. Под благосостоянием следует понимать не просто богатство, выраженное в денежном эквиваленте, а улучшение качества жизни. Эта цель может быть достигнута не только путем увеличения потребления различных материальных благ, но так же и улучшением экологического состояния в городе, возможности доступа к более широкому кругу информационных ресурсов, к культурным ценностям, возможности получения определенных социальных благ. К достижению благосостояния экономический субъект стремится собственным путем, при помощи постановки конкретных целей и разработки планов их реализации. Планирование - является видом управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Органическая часть процесса управления задает направление и параметры будущего развития организации. Планирование как процесс включает:

- установление целей и задач;

- разработку стратегий, программ и планов достижения целей;

- определение необходимости ресурсов и их распределение по целям и задачам;

- доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за его реализацию [3].

Планы - основа организационной деятельности; без них невозможно обеспечить согласованность в работе всех составных частей организации, взаимосвязи с рыночной инфраструктурой; контролировать процессы; определять потребность в ресурсах; стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. Другая очень важная роль планирования заключается в том, что оно представляет собой непрерывный процесс разработки и использования новых путей и способов совершенствования работы за счет выявленных возможностей окружающей среды и сильных сторон организации, новых условий и факторов [3].

Многообразие целей организации приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. На базе этой системы планов в организации формируется система целей и задач, которые должны быть достигнуты организацией в соответствии со стратегией ее развития. Производится распределение всех видов ресурсов, необходимых для достижения целей и задач и измерители, позволяющие контролировать и оценивать выполнение задач.

Классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным критериям:

1) по длительности планового периода;

2) по уровням организационного планирования, учитывающим структуру организации [4].

В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы:

- стратегические, подчиненные разработке курса развития организации на длительный период времени;

- тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период времени;

- оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов.

По второму критерию планы составляются для организации в целом, ее бизнес - единиц, функциональных подсистем [4].

Стратегические планы составляются на двух уровнях: для организации в целом и ее бизнес - единиц. Менеджеры структурных подразделений и функциональных подсистем несут ответственность за тактические планы. Оперативные планы составляют все функциональные подсистемы организации. В этой работе задействованы руководители и менеджеры всех уровней и звеньев организации - от высшего до низового и это должно обеспечивать конкретизацию стратегических и тактических заданий, а также доведение их до исполнителей, получающих четкие ответы на вопросы о том, что, где, как, когда, сколько нужно производить продукции, кто будет выполнять работу и какие ресурсы потребуются [6].

Характер взаимосвязи между планами организации показывает, что основу всей системы должны составлять стратегические планы. На сегодняшний день стратегическое планирование предмет активной разработки современного управления.

Планирование деятельности организации - одна из общих функций управления организацией, вид управленческой деятельности, направленный на определение целей организации, путей, средств и этапов их достижения, необходимых ресурсов, затрат и результатов, а так же проектируемого изменения состояния организации.

В условиях рыночной экономики планирование деятельности организации решает следующие задачи: выявление перспектив изменения внешнего окружения фирмы, формирование целей и стратегии развития, определение первостепенных задач, действий для их решения, затрат и результатов, а так же проектируемого изменения состояния организации, создание базы для последующего контроля.

Цель стратегического планирования: адаптация предприятия к прогнозируемым изменениям внешней среды, достижение надежной позиции на рынке, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятия в условиях конкуренции [6].

К задачам стратегического планирования относятся: правильно и своевременно оценить возможные последствия перемен, происходящих в социальной, экономической и научно-технической сферах, предвидеть опасности и возможности, выработать хозяйственную политику и стратегию фирмы, позволяющие справиться с опасностями и использовать возникающие новые возможности. Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения. Основные объекты стратегического планирования: продукция, рынки сбыта, новые технологии, взаимоотношения с обществом, внешнеэкономическая деятельность [6].

Горизонт стратегического планирования определяется продолжительностью инновационных и структурных изменений в организации. Данный вид планирования является функцией высшего уровня управления организацией. Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.

Цель тактического планирования - последовательная поэтапная реализация выработанной стратегии. Задача тактического планирования: конкретизация стратегических целей, применительно к более короткому отрезку времени; выбор наиболее эффективных путей реализации стратегии; пропорциональное развитие и наилучшее использование потенциала предприятия, обеспечение текущей финансовой устойчивости и рентабельности. Объекты тактического планирования - это, прежде всего номенклатура продукции и динамика производительных мощностей. Тактическое планирование - это функция плановых служб организации при участии других функциональных подразделений.

Оперативное планирование является продолжением тактического планирования. Его цель состоит в обеспечении повседневной согласованной работы всех подразделений организации по достижению перспективных и текущих целей при наилучшем использовании ресурсов. Содержание оперативного планирования - формирование плановых заданий в подразделениях организации на короткие промежутки времени на основе заданий, разработанных в ходе тактического планирования, с учетом фактических результатов деятельности организации в истекшем периоде. В оперативном планировании время разработки планов максимально приближено к их выполнению. Как правило, оперативное планирование осуществляется децентрализовано.

Различия между стратегическим, тактическим и оперативным планированиями, помимо перечисленных выше: уровень конкретизации целей и степень агрегирования ресурсов, масштабы нововведений и структурных изменений, степень риска и неопределенности, методы принятия плановых решений, временной горизонт планирования. С точки зрения горизонта планирования различают перспективное планирование (долгосрочное - на 10-15 лет и среднесрочное - на 3-5 лет) и текущее (на 1-2 года и более короткие периоды).

Стратегическое планирование охватывает долгосрочный период, тактическое - среднесрочный и краткосрочный, оперативное - краткосрочный.

Внутрифирменное планирование охватывает все функциональные области производственно - хозяйственной деятельности предприятия, что находит отражение в стратегическом, тактическом и оперативном планировании. На стадии стратегического планирования осуществляется анализ сильных и слабых сторон организации по основным функциональным зонам (маркетинг, финансы, производство, персонал, исследования и разработки, организационная культура и имидж организации), разрабатываются функциональные стратегии, поддерживающие продуктово-рыночную стратегию и направленные на достижение генеральных целей организации. На стадии тактического планирования функциональные стратегии подкрепляются программами и проектами, на стадии оперативного планирования - преобразуются в конкретные планы действий [6] .

Соотношение целей организации и целей функциональных зон деятельности можно наглядно представить в виде «дерева целей», вершиной которого служит генеральная цель организации, а нижними ветвями являются цели функциональных зон.

Органическая составная часть внутрифирменного планирования - планирование деятельности производственных подразделений различных иерархических уровней [9].

Объектом стратегического планирования в специализированном производстве является организация в целом. В диверсифицированном производстве разрабатываются стратегии по каждому стратегическому хозяйственному центру. Объектами тактического планирования выступают не только организация в целом и стратегические хозяйственные центры, но и другие крупные производственные подразделения среднего уровня (производства, цеха). Оперативное планирование производства охватывает производственные подразделения всех иерархических уровней вплоть до низовых производственных звеньев - участков, бригад и рабочих мест.

При всем разнообразии видов планирования для процесса планирования характерны следующие этапы:

- анализ состояния объектов планирования и его внешнего окружения, в том числе сбор и обработка информации и собственно анализ;

- формирование целей деятельности объекта в плановом периоде; - разработка и оценка альтернативных направлений, путей, способов достижения целей;

- выбор варианта плана для реализации, а при необходимости согласование запасных вариантов плана; детальная проработка основного варианта плана, его конкретизация по функциональным зонам и подразделениям настоящего уровня, уточнение сроков, затрат и результатов;

- систематический контроль за ходом и итогами выполнения плана [4] .

1.2. Организация системы планирования деятельности на предприятии

Результаты процесса планирования материализуются в виде системы планов предприятия - совокупности планов развития и деятельности организации и её подразделений, согласованных по целям, срокам и ресурсам. Система планов служит инструментом реализации стратегии. Ее цель - направить текущую деятельность организации на достижение стратегических целей и организовать согласованную работу всех подразделений для реализации этих целей.

Процесс планирования базируется на ряде принципов или правил, которые необходимо учитывать при его осуществлении.

Ведущим принципом рыночного планирования в условиях производственной демократии является участие максимального числа сотрудников в работе над планом уже на самых ранних ее этапах [7].

Другой принцип планирования - непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности предприятия. В результате планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно обновляющийся процесс составления планов, постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации в соответствии с изменившимися условиями.В основе процесса планирования должны лежать принципы координации и интеграции. Координация плановой деятельности происходит «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня. А интеграция - «по вертикали», между вышестоящими и нижестоящими подразделениями. В результате процесс планирования приобретает необходимые целостность и единство [7].

Важный принцип планирования - экономичность. Ее суть в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты на составление плана не должны превышать его [7].

Планирование должно быть гибким. Гибкость достигается приданием планам способности менять свою направленность, но она допустима лишь в определенных пределах, поскольку, например, не всегда удается откладывать принятие решения до тех пор, пока не будет полной уверенности в его правильности. В целом гибкость снижает опасность потерь, вызываемых непредвиденными обстоятельствами, но может потребовать немалых дополнительных затрат, которые всегда необходимо сопоставлять с риском.Кроме перечисленных выше принципов планирования, в практике часто используют и другие принципы: пропорциональности, методологического единства планов, оптимальности и другие.

В зависимости от степени централизации предприятия существует три варианта организации процесса составления планов. В условиях высокой централизации плановый орган предприятия единолично принимает большинство решений, касающихся планирования деятельности не только организации в целом, но и отдельных подразделений. Если уровень централизации средний, то плановый орган принимает только основополагающие решения, которые впоследствии децентрализуются плановыми органами подразделений. В децентрализованных предприятиях плановым органом определяются цели, лимиты ресурсов, а также единая форма планов, которые составляют уже сами подразделения. Он же эти планы и координирует, взаимосвязывает и на их базе составляет сводный план предприятия.

Могут быть использованы три подхода к составлению плана, учитывая экономические возможности предприятия. Если предприятие испытывает дефицит в ресурсах, и появление дополнительных в будущем не предвидится, то именно исходя из их наличия, ставятся цели, которые оно может реально достичь. Цели в дальнейшем не пересматриваются, даже при наличии благоприятных возможностей, поскольку на их реализацию может не хватить средств. Такой подход используют небольшие предприятия, главная задача которых - выживание.

Более состоятельные предприятия могут позволить себе не пропускать такие благоприятные возможности, затратив на их реализацию дополнительные средства, излишками которых они располагают. В данном случае при составлении планов предполагается, что в будущем они могу быть скорректированы в соответствии с изменившейся ситуацией. Такой подход к планированию получил название - адаптационный.

Предприятие со значительными ресурсами может использовать оптимизационный подход к планированию - планы составляются исходя из поставленных целей с учетом того, что для выгодного нового вложения средства всегда есть.

Под экономическим управлением следует понимать текущее внутрифирменное планирование и контроль над итогами хозяйственной деятельностью. Внутрифирменное планирование, в ходе которого вырабатываются предположения по отдельным альтернативам хозяйственной деятельности, может организовываться по различным схемам, предполагающим формирование соответствующих систем планирования предприятия [9].

Планирование представляет собой процесс обработки информации менеджерами с использованием специфических методов и инструментов. Входом для этого процесса служит информация о внешней и внутренней среде предприятия. Выходом, или результатом этого процесса, является плановая информация, отражаемая в планах предприятия. Плановая информация определяет цели и мероприятия, характеризующие будущие события. Необходимо перечислить элементы системы планирования:

- субъекты планирования, то есть менеджеры и специалисты, осуществляющие данный процесс, оснащенные соответствующими вспомогательными средствами обработки информации (компьютеры, специальные программы);

- процессы и операции обработки информации, предполагающие использование соответствующих методов планирования, аналитической и прогнозной информации о развитии внешней и внутренней среды предприятия;

- результаты данного процесса, представленные в виде планов в качестве выходной информации [9].

Система планирования предприятия - целеориентированное множество планов, между которыми существуют специфические связки, которые проявляются в виде структуры самих планов.

В результате обобщения опыта плановой работы российских предприятий в современных условиях реализуется определенная классификация плановых систем. Она состоит из трех групп:

1) одноцикличные плановые системы, включающие в себя один плановый цикл разработки прогноза объема продаж и на его основе составление бюджета предприятия;

2) двухцикличные системы, в которых подготовке бюджета предшествует цикл формирования функциональных планов для различных сфер деятельности предприятия;

3) трехцикличные системы, в которых функциональному планированию и бюджетированию предшествует стратегическое планирование.

Третья группа планов системы наиболее полно удовлетворяет рыночным условиям и потребностям предприятий. Как показывает практика, система планирования или система планов должна соответствовать определенным требованиям и имеет всегда специфическую структуру, обусловленную предметом планирования.

Согласно системному подходу система планов предприятия должна отвечать определенным требованиям: целенаправленность, целостность, полнота, а так же соответствующая структура построения планов, интегрированная в единую систему. Кроме того, система планирования должна быть наделена степенью гибкости и быть эффективной в реализации [5].

Представляет интерес для рассмотрения система разработки планового решения предложенная Г. К. Лопушинской. Процесс принятий плановых решений сопровождается переработкой больших объемов управленческой информации, необходимостью организации коллективного труда и поиском групповых критериев предпочтений при формировании и оценке альтернативных вариантов решений. Процессы планирования характеризуются сложностью, информативностью, комплексным характером процессов принятия решений и предполагают системное исследование объекта планирования.

Важнейшие требования, предъявляемые к системе планирования, и одновременно ее признаки перечислены ниже.

1. Целенаправленность. Цели верхнего уровня предприятия являются исходным пунктом всего процесса планирования и, по сути, определяют его конечный результат. Формирование отдельных разделов общего плана или частных планов должно вытекать из целей верхнего уровня предприятия (материальных, стоимостных и социальных), и наоборот, после проверки возможностей достижения этих целей планы корректируются с учетом их достижения. В целом планы должны способствовать росту ответственности за конечные результаты деятельности во всех подразделениях предприятия.

2. Целостность и полнота. При помощи системы планирования руководство получает информацию о будущих событиях, которая отражает экономические процессы и взаимосвязи предприятия и рынка. Однако только совокупность взаимопересекающихся планов может обеспечить системное представление о событиях и процессах. Система планов только в том случае позволит сделать содержательные выводы, когда она будет полной.

3. Структуризация планов по содержанию, масштабам и временным параметрам. С точки зрения содержания, планы должны быть проблемно ориентированы. С точки зрения масштаба представления степени детализации представляемой информации в зависимости от целевого назначения планов и потребности менеджеров различают укрупненные и детализированные планы. С точки зрения временных параметров (срочности) различают краткосрочные (на один год и меньше), среднесрочные (на 3-5 лет) и долгосрочные (на 10-15 лет) планы с соответствующими плановыми периодами. При планировании инвестиционных проектов в качестве плановых периодов иногда выделяют подготовительный период и период осуществления проекта.

4. Целеориентированная интеграция разделов плана или частных планов. Планы и лежащие в их основе процессы планирования должны быть интегрированы с ориентацией на цели, то есть они должны быть содержательно связаны одни с другими

Содержательная интеграция плановых задач осуществляется в рамках организационной структуры. Организационная структура и система планирования, то есть организационная и плановая пирамиды, при наложении одна на другую должны совпадать по структуре и контурам. Плановая информация, подготавливаемая менеджерами на всех уровнях организационной пирамиды для решения задач соответствующего блока и, следовательно, планы должны содержательно и с привязкой к проблемам согласовываться одни с другими, как по горизонтали, так и по вертикали, а по некоторым объектам планирования и по диагонали. Показатели должны содержательно агрегироваться при переходе с одного уровня управления на другой, более высокий. Отдельные разделы плана должны представлять в системе планирования содержательный взаимосвязанный информационный продукт.

В зависимости от регулярности осуществления процессов планирования различают непериодическое (нерегулярное, от случая к случаю) и периодическое (текущее) планирование.

Целеориентированное согласование всех разделов плана по содержанию и по времени может осуществляться последовательно или синхронно. Это означает что, либо один план разрабатывается на базе другого, либо содержание планов в процессе принятия решения определяется одновременно. Взаимосвязь всех структурных подразделений предприятия обусловливает и согласование их планов. Обычно такое согласование проводится по ступеням управления, последовательно.

5. Гибкость, актуальность, эффективность. Гибкостью система планирования обладает, когда она может приспосабливаться к внешним и внутренним изменениям среды предприятия. При проведении крупных реорганизаций система планирования в любом случае должна быть приспособлена к новой организационной структуре. Для повышения уровня гибкости рекомендуется разрабатывать альтернативные планы. Учет этих требований не должен приводить к формированию такой системы планирования, в которой издержки, связанные с планированием, будут превышать получаемый от его внедрения эффект. Так же необходимо отметить, что при формировании системы планирования нельзя переходить некоторые границы, за которыми начинается избыток планирования, сковывающий инициативу и снижающий мотивацию персонала.При формировании системы планирования на предприятии исходят из принципа предприятия, как делового центра активности или как целеориентирванной структуры потенциала, процессов и объектов. Система планирования предприятия состоит из отдельных подсистем:

- планирование целей, предметом которого являются высшие материальные, стоимостные и социальные цели, в совокупности, определяющие политику предприятия (генеральное целевое планирование);

- планирование потенциала, охватывающее планирование по видам, объектам и структуре потенциала;

- планирование процессов и объектов, в рамках которого определяется во времени и пространстве последовательность осуществляемых процессов, необходимых для достижения цели, и устанавливается вид и объем использования в соответствующих процессах субъектов и объемов ресурсов;

- плановые расчеты, которые являются количественным выражением планирования[9].

2 Зарубежный опыт организации системы планирования на предприятии

Рассмотрим организацию процесса планирования в зарубежных фирмах на примере США. Американские фирмы обычно используют два вида планирования: долгосрочное или стратегическое, и годовое финансовое планирование.

Стратегическое планирование осуществляется, как правило, небольшой группой специалистов при высшем руководстве фирмы и концентрирует свое внимание на разработке долгосрочных решений, принимаемых фирмой на основе экономического анализа рыночной ситуации. Ввиду сложности этого процесса в нем используются такие инструменты планирования, как эконометрические прогнозы или модели, разработанные соответствующими специалистами.

Первичным объектом анализа для стратегического планирования является стратегический центр хозяйствования, объединяющий несколько производственных отделений фирмы, действующий на рынке как самостоятельная хозяйственная единица - центр прибыли.

Цель стратегического планирования - дать обоснованную оценку будущей рентабельности различных стратегических центров хозяйствования (СЦХ), а на этой основе принимаются решения по поводу прекращения того или иного вида предпринимательской деятельности фирмы или внедрения в новые сферы деловой активности.

Текущее, или годовое планирование основывается в американских фирмах на показателях стратегического плана. Годовой план (бюджет) - это оперативный документ, согласно которому СХЦ определяет планируемый на текущий год объем производства, составляет планы: по использованию рабочей силы; капиталовложений; выпуска новых видов продукции [8].

В годовом плане детализируются планы производства и сбыт поквартально и помесячно, а также устанавливаются задания для низовых уровней управления. Процесс разработки годового плана начинается с прогноза объема продаж товаров и услуг. Затем рассчитываются издержки производства и намечаемая прибыль [8].

В рамках СХЦ обычно составляются планы по каждому из его подразделений (заводу, отделу). Управление ими осуществляется на основе показателей отклонения расходов от бюджета.

Составление бюджета или сметы расходов обычно начинается с разработки нормативов трудовых затрат в долларах, затрачиваемых, на единицу выпускаемой продукции. Затем определяют от достигнутого затраты на сырье и материалы исходя из установленных нормативов трудовых затрат на единицу продукции. Расходы, не зависящие от объема производства, т.е. на здания и оборудование, могут быть включены в бюджет как накладные расходы к нормативу трудовых затрат или не включаются совсем.Общая норма затрат на единицу выпускаемой продукции выступает как показатель, который периодически (раз в неделю или в месяц) сравнивается на основе многовариантного анализа с количеством действительно затраченных человеко-часов производственной работы и при наличии данных со стоимостью сырья и материалов.

Американские крупные фирмы используют множество детализированных вариантов контроля за расходами, которые являются управленческими инструментами во всех фирмах и дают возможность определить показатель стоимости продаж продукции как основу для разработки годовых планов вышестоящих подразделений [8].

Помимо этого, в американских фирмах для производственных отделений и СХЦ разрабатывается набор показателей, которые сравниваются в динамике: за прошлый, настоящий и предполагаемый будущий период. К числу таких показателей относятся: выход готовых изделий к количеству изделий, запущенных в производство (в процентах); оборачиваемость товарных запасов; просрочки в оплате товаров и услуг; рабочие дни, потерянные в результате аварий.

В американских фирмах планирующие системы построены таким образом, чтобы была возможность быстро реагировать на изменение потребительского спроса и рыночной конкуренции. Свою гибкость они повышают двумя путями.

Первый путь предусматривает:

- сокращение планируемого периода;

- прогнозирование и планирование заданий на скользящей основе, а именно каждый месяц вместо установки жестких показателей на год.

Второй путь предполагает:

- сокращение времени выполнения заказа и его поставки; установление более тесных контактов с заказчиком путем приглашения его представителей на заседания руководящего состава фирмы с обсуждением вопросов планирования, путем объединения информационных систем с заказчиком для обеспечения необходимой последовательности поставок продукции, оказания заказчику услуг типа проверки качества, условий поставки. Такие деловые контакты способствуют размещению заказчиком новых заказов.

Как правило, управляющий заводом мало занимается контролем за производственным процессом. Значительно больше времени он тратит на работу по снижению издержек производства и переговоры с заказчиком. Руководители заводов обычно тратят минимум времени и усилий на поиск необходимого поставщика и максимум на то, что6ы он поставлял качественную продукцию [8].

Для американских компаний исходным пунктом планирования является прогноз рынка: состояния и развития рыночной ситуации. Такой прогноз подготавливается службой маркетинга и доводится до высшего руководства фирмы и руководства отделений и заводов. На его основе заводы готовят свои планы (бюджеты), которые направляются для утверждения наверх, а затем идут вниз для выполнения. Отчеты о выполнении плана идут опять "снизу вверх".

Выполнение плановых показателей для заводов составляет основу управленческой деятельности руководителя завода. Управляющий службы контроля главное внимание уделяет выполнению показателей качества, главный экономист - снижению издержек, инженеры завода - созданию нового продукта.

Менеджеров в американских фирмах за невыполнение плана не наказывают, премируют же не за результаты выполнения плана, а за хорошую работу в трудных обстоятельствах, что поощряет их к добросовестности и инициативности.

Особенности планирования в фирмах Японии. В японских фирмах широко распространены системы стратегического планирования (в 70%, крупных компаний), причем в разработке стратегических планов ведущую роль играет плановый отдел (на уровне центральных служб). Характер планирования во многом зависит от структуры фирмы, то есть от того, является она специализированной или диверсифицированной по номенклатуре выпускаемой продукции.

В специализированных компаниях с узким ассортиментом выпускаемой продукции основной упор в планировании делается на разработку структуры фирмы и обоснование новых инвестиционных проектов. Предложение и решение этих вопросов сосредоточено на высшем уровне управления, поскольку именно там имеется вся информация.Поэтому в специализированной компании подготовка плана ведется более централизованно и «сверху вниз». Важную роль в осуществлении планирования в таких компаниях играет центральный плановый отдел. Приоритетное значение здесь играют цели: увеличение доли на рынке, рост объема продаж и массы прибыли. Ключевыми проблемами для специализированных компаний являются конкуренция и капиталовложения. Временной горизонт планирования в таких компаниях обычно равен пяти годам, а прогнозирование охватывает длительный период на перспективу.

Контроль над деятельностью специализированной компании обычно осуществляется на основе финансовых показателей непосредственно высшим руководством фирмы.

В диверсифицированной компании основной задачей планирования является координация деятельности производственных отделений. Стратегические идеи и планы обычно поступают от среднего уровня управления или из отделений. Вместе с тем следует иметь в виду, что выработка стратегических решений на ранних стадиях долгосрочного планирования осуществляется «сверху вниз», совместно высшим руководством и аппаратом планирования.

Представляет интерес для рассмотрения модель процесса планирования, составленная японскими специалистами на основе обследования значительного числа японских компаний, отличающихся наибольшей эффективностью планирования.

Модель состоит из четырех стадий: формулирование предпосылок; постановка проблем; долгосрочная стратегия; среднесрочные планы.

Стадия 1. Формулирование предпосылок.

Философия и цели компании пересматриваются с участием акционеров с учетом ресурсов. На основе собранной информации о внешней среде, как в целом, так и о состоянии и развитии отрасли и о конкуренции составляются прогнозы о положении фирмы на будущее. Анализ прогнозов выявляет возможности и угрозы. Оценка результатов прошлой деятельности и текущих итогов выявляет проблемы и дает информацию для прогнозирования будущего развития фирмы.

Стадия 2. Уточнение проблем.

Исходя из вышеперечисленных предпосылок определяются уровни притязаний. Например, темпы роста ежегодно должны превышать 10%, затем прогнозируются важнейшие результаты при условии сохранения действующей политики, которые сравниваются с уровнем притязаний, и выявляются разрывы. Вырабатываются стратегии, позволяющие ликвидировать эти разрывы.

Стадия 3. Долгосрочная стратегия.

Чтобы устранить разрывы между прогнозными значениями показателей и теми, на которые претендует компания, разрабатываются новые стратегии «продукт-рынок», например, исследуются возможности развития новых производств, вертикальной интеграции, создания зарубежных филиалов, совместных инициатив. Изучаются варианты расширения производства и снижения издержек (здесь может использоваться матрица «рост-доля рынка»). Прогнозируются результаты при использовании той или иной из названных выше двух стратегий, и выясняется, будут ли ликвидированы разрывы. Долгосрочная стратегия состоит из трех элементов: долгосрочные цели, подкрепленные долгосрочными стратегиями; долгосрочные стратегические проекты; долгосрочная политика в основных областях. Стадия 4. Среднесрочные планы.

Исходя из принятого решения относительно долгосрочной стратегии, намечаются среднесрочные задачи и направления и составляются среднесрочные планы. Последние состоят также из трех частей. Во-первых, намечаются среднесрочные проекты и осуществляется их хронологическая привязка, распределяются ресурсы; во-вторых, составляются планы по укрупненной номенклатуре продукции исходя из изменения номенклатуры и стратегии конкурентной борьбы для каждой группы продукции. Эта работа выполняется соответствующими отделениями по продукту. Третий элемент - функциональные планы корпорации, составляемые ее функциональными службами. Сюда входят планы развития производственных мощностей, планы по труду и прибыли.

В японских компаниях тактика оперативной деятельности разрабатывается обычно отделом по управлению персонала, а принятие решений носит групповой характер.

Таким образом, в условиях рынка каждому предприятию нужны не только краткосрочные, но и долгосрочные, а так же стратегические и тактические планы своего социально - экономического развития.

3 Организация планирования на примере ОАО "Нововятский лыжный комбинат"

3.1 Общая характеристика ОАО "Нововятский лыжный комбинат"

ОАО «Нововятский лыжный комбинат» - старейшее предприятие лесопромышленного комплекса области, имеющее 70-летний опыт.

Продукция НЛК традиционно является гордостью Вятского края. Сегодня «НЛК» - единственное предприятие в России, выпускающее весь ассортимент лыж для равнинного бега. Высокое качество нововятских лыж подтверждено временем: еще советские спортсмены - чемпионы мира и Олимпиад - начинали свой звездный путь именно на лыжах НЛК, а в 1976 году комбинат был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В настоящее время качественная и надежная продукция комбината пользуется спросом не только в России, но и за рубежом - в Швеции, Норвегии, Финляндии. Партнерами комбината по реализации лыж только на территории России являются 250 торговых организаций.

За 70 лет комбинат также завоевал славу крупнейшего российского производителя паркета из самых качественных натуральных материалов - бука, дуба, березы, лиственницы. Паркет известен не только в Кировской области, но и далеко за ее пределами.

Немногие знают, что, покупая дорогую офисную мебель, произведенную в России и в Европе, они покупают и продукцию НЛК: гнутые деревянные формы, изготовленные по технологии «латофлекс», служат основой для многих изысканных образцов офисной мебели.

Кроме того, комбинат имеет в своем составе лесопильное производство по изготовлению пиломатериалов до 70 тысяч кубометров в год; производство древесностружечной трехслойной шлифованной плиты ДСП; производство лущеного шпона.

История предприятия начинается с 1932 года, когда на берегу реки Вятки, в десяти километрах от города Кирова, началась закладка деревообрабатывающего комбината.

1 сентября 1933 года - дата рождения предприятия. В то время оно представляло собой три цеха: лесопильный, столярный и лущильный, с числом работающих около 200 человек.

1941-1945 годы - в связи с тем, что ряд лыжных предприятий страны оказался в зоне боевых действий, возникла острая необходимость организовать новое крупное производство лыж для фронта. В Киров были эвакуированы лучшие специалисты и большая часть оборудования Петрозаводской лыжной фабрики. За годы Великой Отечественной войны на Нововятском комбинате было изготовлено 350 тыс. пар лыж для Красной Армии.

1954 год - освоено производство клеёных лыж. Общий выпуск продукции по сравнению с 1945 годом увеличился почти в 30 раз.

1959-1965 годы - проведена реконструкция комбината: сданы в эксплуатацию четырёхрамный лесопильный цех, цеха по выпуску мебельных заготовок, по выпуску ДСП, отделке лыж, разделке сырья, а также склад, заводоуправление, столовая, детские ясли и т.д.

1965-1970 годы - реконструировано лыжное производство. В цехах установлено новое оборудование, полуавтоматические линии по обработке лыж.

1970 год - приказом министра лесной и деревообрабатывающей промышленности комбинат утверждён головным предприятием в стране по производству лыж. В соответствии с этим приказом организованы конструкторское бюро и центральная научно-исследовательская лаборатория.

1974 год - комбинату присвоено звание «Предприятие высокой культуры производства и организации труда». Первыми в стране удостоены государственного Знака качества Нововятские лыжи «Россия».

1975 год - введён в эксплуатацию паркетный цех мощностью 200 000 кв.м в год.

1976 год - за успешное выполнение заданий по выпуску продукции высокого технического уровня и качества комбинат был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

1977-1980 годы - введены в действие механизированные линии, малогабаритные лесопильные рамы, шлифовальные станки.

1996 год - закуплена итальянская технологическая линия по производству паркетной доски нового образца.

2000-2002 годы - ОАО «Нововятский лыжный комбинат» стал лауреатом Всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России», дипломантом Х универсальной торгово-промышленной выставки «Место встречи - Казань» и неоднократно получал дипломы на международных и региональных выставках и ярмарках.

Нововятский лыжный комбинат производит продукцию из натуральной древесины. Доска производится из четырёх пород древесины (берёза, дуб, бук, лиственница), различной селекции, в три или четыре планки, одного типоразмера (2,2/0,2/ 0,015 м). Существующий ассортимент достаточно узок по сравнению даже с основными российскими производителями, имеющими в своём ассортиментном портфеле порядка 5-6 разновидностей паркетной доски только по породам древесины. Кроме того, основная масса производимой на НЛК паркетной доски производится из берёзы - достаточно непопулярной среди покупателей породы дерева, ввиду естественной мягкости древесины и слабо выраженной текстуры.

К достоинствам паркетной доски ОАО ''НЛК'' можно отнести достаточно высокий уровень качества при конкурентной цене, использовании натуральных материалов и импортных покрывных лаков, допускающих ультрафиолетовую сушку. К главным факторам, сдерживающим увеличение рыночной доли паркетной доски ОАО ''НЛК'', можно отнести отсутствие известной и пользующейся доверием среди розничных покупателей торговой марки, низкий уровень представленности на розничном рынке, узкий ассортимент продукции.

Для продвижения на рынке продукции, в том числе и паркетной доски ОАО ''НЛК'' разработана фирменная торговая марка. На основании разработанной и утверждённой торговой марки для паркетной доски разработан единообразный фирменный стиль оформления этикетки, упаковки, гарантийного талона и рекламной продукции по паркетной доске.

Упаковка паркетной доски на комбинате производиться дифференцировано, в зависимости от рынка, на котором она будет использоваться. Для оптово-строительного рынка паркетная доска укладывается в термоусадочную плёнку. Для предприятий розничной торговли упаковка паркетной доски осуществляеться в соответствии с требованиями современной торговли:

- паркетная доска в количестве 8 единиц упаковывается в термоусадочный полиэтиленовую плёнку (полиэтилен предохраняет доску от перепадов влажности, что исключает возможность коробления доски);

- паркетная доска, упакованная в полиэтилен, укладывается в каркас из гофрокартона. Картонный каркас защищает торцы и боковины паркетной доски от механических повреждений. Габариты коробки - 2,2 / 0,2 / 0,12 м. На боковой части коробки отпечатывается марочное наименование доски, логотип и реквизиты НЛК, транспортный штриховой код, а также клеится рекламно-имиджевая этикетка нового образца товарным штрих-кодом продукции.

Из 36 коробок с паркетной доской формируется палета. Палета состоит из деревянного поддона, на который уложено 4 коробки в ряд и 9 в высоту. Уложенные таким образом коробки фиксируются к деревянному поддону путём обвязки полиэстеровой лентой. Под ленту на рёбрах пачки подкладывается прокладка из плотного картона или ДВП, защищающих кромки паркетных досок от повреждений при транспортировке. Габаритные размеры палеты с учётом поддона составляют 80 см в ширину, 225 см в длину и 115-130 см в высоту. Площадь паркетной доски, составляющей 1 палету равна 126,72 кв. м.

В каждую упаковку вкладывается этикетка с указанием:

- наименования предприятия-изготовителя и его адреса;

- номера приёмщика ОТК;

- условного обозначения доски;

- количества паркетных досок в штуках и квадратных метрах ''В упаковке 8 досок, общей площадью 3,52 кв. м);

- породы древесины планок лицевого покрытия (''Дуб - рустик'').

Неотъемлемой частью товарной политики является гарантийное и сервисное обслуживание. Гарантийный срок на паркет устанавливается согласно ГОСТ 862.3-86. Большинство иностранных производителей паркетной доски устанавливают увеличенный гарантийный срок в диапазоне от 3 до 5 лет. В связи с тем, что качество паркетной доски ''НЛК'' позиционируется на уровне импортных аналогов, гарантийный срок установлен продолжительностью не менее 2-х лет. Увеличенный срок гарантии будет служить дополнительным фактором для выбора паркетной доски ''НЛК''.

В общем виде, механизм предоставления гарантии выглядит следующим образом. При покупке паркета ''НЛК'', покупатель получает гарантийный талон, где указана дата продажи паркетной доски и адреса фирмы, производящих профессиональную укладку паркетной доски.

Гарантии предоставляемые ОАО «НЛК»:

- если в течение гарантийного срока в паркете обнаруживается дефект по вине комбината, комбинат производит замену некачественной продукции за свой счёт;

-если в течение гарантийного срока в паркета обнаружился дефект по причине некачественной укладки, ответственность несёт фирма, производившая укладку паркета;

-если покупатель произвёл самостоятельную укладку паркета и дефект обнаружился вследствие некачественной укладки, покупатель теряет право на гарантийное обслуживание со стороны производителя.

На ОАО “Нововятский лыжный комбинат” базисная цена устанавливается исходя из затрат на производство продукции и желаемым уровнем прибыли. Затем эта цена сравнивается с ценой фирм конкурентов. При этом фирмы-конкуренты выбираются из справочников, в которых отражаются все организации и предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельность на территории РФ. Далее работники отдела маркетинга и сбыта находят и обзванивают фирмы, выбранные из справочников, занимающихся производством продукции, схожей с продукцией ОАО “НЛК”. Данные, полученные в результате обзвона, заносятся в компьютер. Обработанная на компьютере информация дает действующую цену продукта на рынке. Кроме цены необходимо учитывать следующие условия поставок конкурентов:

- наиболее выгодное географическое расположение, близкое расположение к рынку сбыта;

- возможность ритмичных поставок;

- наличие системы скидок.

Исходя из этих данных, формируется базисная цена.

Окончательная цена на продукцию устанавливаться исходя из разработанной системы скидок. На ОАО “НЛК” разработана следующая система скидок:

- Скидка за количество. При покупке большой партии товара предоставляется скидка 5%.

- Скидка постоянным клиентам. Постоянным клиентам предоставляется скидка 10%.

- Скидка за оплату наличными. Предоставляется скидка 3%.

Система сбыта товара - одна из важнейших в маркетинговой политике ОАО “Нововятский лыжный комбинат”. В сбытовой политике маркетологи затрагивают вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, стратегии сбыта товара, что при эффективном использовании несомненно увеличит прибыль компании.

На комбинате для реализации продукции используется 3-уровень канала распределения. Продукция не сразу поступает к конечному потребителю, а через сеть посредников, то есть через крупных, мелких оптовиков и розничных торговцев. Купленная посредником продукция отгружается в вагоны или автомобильный транспорт и транспортируется за счет средств оптовика в конечный пункт назначения, при этом посреднику предоставляются исключительные права в реализации продукции на определенной территории.

Коммуникационная политика на ОАО «Нововятский лыжный комбинат» играет важную роль. Она позволяет довести информацию о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию возникновения у них желания его купить.

Составные элементы коммуникационной политики:

- стимулированине сбыта;

- выставки и ярмарки;

- персональные продажи;

- реклама.

Выбор тех или иных методов продвижения определяется на комбинате следующими элементами:

- денежные ресурсы - организация имеет достаточное их количество, поэтому может позволить использовать рекламу;

- цели компании в области продвижения;

- характеристика целевого рынка;

- характеристика продукта;

-цена товара;

-жизненный цикл товара;

- стратегия продвижения продукта - в основном используется стратегия «проталкивания».

Работа маркетинговой информационной службы (МИС) организуется и направляется службой маркетинга предприятия. Менеджеры отдела маркетинга на основании целей организации и годового плана маркетинга оценивают потребность в информации.

Основными целями комбината являются:

-увеличение рыночной доли;

-создание известной и пользующейся доверием среди розничных покупателей торговой марки;

-повышение уровня представленности паркетной доски на розничном рынке;

-расширение ассортимента паркетной доски;

-увеличение объёмов продаж на 15-20 %.

Для реализации указанных целей руководству предприятия и службе маркетинга необходима информация, которую можно распределить по следующим группам:

-данные о заключенных договорах и фактических объёмах продаж;

результаты хозяйственной деятельности;

-данные о потребителях и их оценка продукции, выпускаемой комбинатом;

-данные о состоянии спроса на продукцию;

информация о региональных, внутриотраслевых и внешних конкурентов.

Весь кадровый состав ОАО «Нововятский лыжный комбинат» относится к промышленно-производственному персоналу и составляет более 700 человек.

Основные технико-экономические показатели качественно характеризуют работу комбината. Это свод важнейших итоговых и плановых показателей, характеризующих в обобщенном виде производственно-хозяйственную деятельность предприятия. В нем отражаются основные показатели утверждаемые и рассчитываемые самим предприятием. Этот раздел показывает задачи будущего года, определят результаты, которые следует достигнуть. План производства и реализации продукции характеризуют количество и номенклатуру продукции, которую необходимо выпустить.

3.2 Описание системы планирования ОАО «Нововятский лыжный комбинат»

Планирование представляет собой особую форму деятельности предприятия, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных подразделений на определенный период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением. Задача планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия. На ОАО «НЛК» разрабатываются долгосрочные, среднесрочные, текущие планы.

Технология внутрифирменного планирования ОАО «Нововятский лыжный комбинат» включает:

- определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия;

- оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;

- детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;

- детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.

Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Миссия предприятия формулируется так: «Производить конкурентоспособную качественную продукцию, по доступным ценам, учитывая все возможности комбината и потребности населения. Нововятский лыжный комбинат работает только на хорошем оборудовании, по последним технологиям. Высококвалифицированные специалисты знают свое дело и обеспечивают качество производимой продукции».

Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. В своей деятельности комбинат преследует следующие цели:

- увеличение объемов производства за счет повышения квалификации работников и внедрения новых технологий;

-увеличение объемов продаж;

- повышение качества производимой продукции;

- снижение себестоимости материалов для снижения цены готовой продукции;

- повышение конкурентоспособности товара;

- поиск дополнительных клиентов и налаживание связей с уже существую-щими клиентами;

- увеличение чистой прибыли;

- удовлетворение потребностей населения;

- создание взаимосвязей с внешним рынком;

- ведение благоприятной политики с государством;

- создание благоприятных условий работы для сотрудников;

- создание благоприятного климата в коллективе.

Для разработки плана специалистам по планированию требуется соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, т.е. в основном внешней информации, в органы планирования поступает большой объем внутренней информации.

Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ относится к предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима, как и разработка самого плана.

Составление плана деятельности ОАО «Нововятский лыжный комбинат» начинается с подготовки проекта отдельных его частей:

- плана производства и реализации продукции;

- плана материально-технического обеспечения;

- плана по кадрам и заработной плате;

- перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям;

- финансового плана.

Финансовая модель или, если говорить более точно, модель бюджетирования, представляет собой систему математических уравнений, логических утверждений и данных, которые описывают взаимодействие переменных, характеризующих финансовую и операционную деятельность.

Планирование является важной частью управления предприятием, но, к сожалению, занимает при правильном подходе немало времени. Критически важным элементом планирования в коммерческой деятельности является финансовое планирование и прогнозирование состояния предприятия, или как его часто называют - бюджетирование. Оно базируется на ясном понимании закономерностей рыночного поведения, законов конкуренции и места предприятия на рынке, то есть, в том числе на сформулированных стратегических целях предприятия. Но финансовое планирование, хотя и является критическим элементом управления бизнесом, не является в большинстве случаев достаточным для реализации управления предприятием.

Планирование текущей деятельности заключается в построении генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.

Рассмотрим в общих чертах содержание каждого из бюджетов.

Бюджет продаж. Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах.

Бюджет производства. Цель данного бюджета — рассчитать прогноз объема производства товарной продукции исходя из результатов расчета предыдущего бюджета и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции).

Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных предыдущего бюджета об объемах производства, а также нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение.

Бюджет прямых затрат труда. Цель данного бюджета — рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве. Исходными данными блока являются результаты расчета об объемах производства в бюджете производства.

Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя.

Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов, данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих бюджетов с использованием алгоритмов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках. Рассчитывают прогнозные значения: объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера, налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов.

Инвестиционный бюджет на основе выбранного критерия эффективности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Влияет на бюджет денежных средств, прогнозный баланс.

Бюджет движения денежных средств разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам и месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. На основе бюджета движения денежных средств предприятие прогнозирует выполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности. Данный документ позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала.

Прогнозный баланс. Необходимо спрогнозировать остатки по основным статьям бухгалтерского баланса: внеоборотные активы, запасы и затраты, дебиторская задолженность, денежные средства, долгосрочные пассивы, кредиторская задолженность и др.

К числу внутренних факторов, влияющих на составление бюджетов ОАО «Нововятский лыжный комбинат» следует отнести:

- дефицит времени в связи с давлением, приоритетом текущих дел;

- убежденность в том, что главный фактор успеха фирмы - предпринимательский талант руководителей, интуиция и деловые связи;

- недостаточная квалификация служащих;

- негативное отношение к планированию, ассоциируемое с советской плановой экономикой др.

Таким образом, в финансовой системе предприятия финансовые планы выступают в качестве путеводителя, который позволяет ориентироваться в его финансовых возможностях и выбрать наиболее эффективные с точки зрения конечных результатов действия.

Заключение

Развитие рыночной экономики характеризуется усилением ее организованности и планомерности. Планомерность как способ преодоления рыночных стихии и порождаемых ею социальных конфликтов приобретает принципиально новую ценность, становясь средством преодоления кризисов и угроз. Планирование - специфический вид управленческой деятельности, направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный период времени. Результатом процесса планирования является план, дающий описание будущего (желаемого) состояния и тенденций развития объекта управления, в котором находят отражение цели субъекта управления, разрабатывающего этот план. План всегда должен включать систему целей и схему действий по их реализации.

Подводя итог необходимо отметить, что планирование - достаточно сложный и многообразный вид умственной деятельности, имеющий следующие принципиальные особенности. Во-первых, планирование это всегда предварительное принятие решений, направленное на достижение определенных результатов в перспективе. Во-вторых, система планирования должна быть гибкой и способной адаптироваться к постоянным изменениям как объекта управления, так и внешней среды, то есть план нуждается в постоянной корректировке, поскольку достижение планируемого результата определяется действием большой совокупности взаимосвязанных условий и факторов, приводящих к постоянным изменениям, как в самом объекте, так и во внешней по отношению к нему среде. В-третьих, роль планирования не в предсказании будущего состояния объекта, и не в приспособлении к происходящим изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования к внешней по отношению к нему среде.

Необходимо так же сказать, что антикризисное управление отличается от традиционного (стандартного управления) тем, что оно направлено на вывод организации из зоны кризиса и обеспечение устойчивого и динамичного развития.

Во второй части работы рассматриваются основные принципы организации процесса планирования на зарубежных предприятиях, функционирующих в нормальных условиях.

Третья часть посвящена организации планирования на ОАО «Нововятский лыжный комбинат» и оценке системы планирования ОАО «Нововятский лыжный комбинат». Список литературы

  1. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2010.

  2. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Инфа-М, 2009.

  3. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. - М.: Филинъ, 2009.

  4. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. в 2 ч. ч1. Стратегическое планирование. - М.: Высшая школа, 2010.

  5. Лопушинская Г. К. Планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. - М.: Дашков и Ко, 2011.

  6. Прокопчук Л. О. Стратегическое планирование: Учеб. Пособие для вузов. - СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2009.

  7. Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием): Учеб. пособие. - М.: Экзамен, 2011.

  8. Седова В.И. Внутрифирменное планирование в США: Учеб. пособие. М.: Прогресс, 2010.

  9. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. Пособие для вузов. - М.: Экономист, 2010.

10. Нововятский лыжный комбинат [Электронный ресурс]: режим доступа: - http://www.nlk.ru/lyzhi-copy/

Просмотров работы: 44782